12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Марина Дмитриевна Афанасенко21
2

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Н.Н. Носов "Живая шляпа"» (2 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Меленки

 

 

 

 

 

Технологическая карта

урока литературного чтения

во 2 классе по теме

«Рассказ Н. Н. Носова «Живая шляпа»

(для любого УМК)

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение.

Класс: 2

Тема урока: Н. Н. Носов «Живая шляпа»

Тип урока: урок в технологии «Монопроект» и технологии развития критического мышления.

 

Цели: формирование УУД (личностных. познавательных, коммуникативных, регулятивных) в предметной области литературное чтение по теме «Рассказ Н. Н. Носова «Живая шляпа» через включение учащихся в технологию «Монопроект» и технологию РКМЧП (учебные стратегии «Чтение с остановками», «РАФТ», «Дерево предсказаний»).

 

Учебные задачи:

1. Направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • воспитание интереса к литературному творчеству и урокам литературного чтения;
  • развитие личной ответственности за выполненную работу;
  • формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • формирование способности к взаимопомощи.

2. Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; оценивать результаты своих действий и результаты работы сверстников, планировать собственную деятельность и контролировать свои действия;
  • коммуникативные: формировать умение работать в группе; аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, принимать и сохранять цель деятельности группы, слушать и слышать одноклассников, грамотно выступать.
  • познавательные: формирование умения работать с информацией (анализировать, отбирать нужную информацию для решения учебных задач), развивать мыслительные операции для решения проблемных ситуаций.

3. Направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • формирование знаний по содержанию текста рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа»;
  • совершенствование навыков чтения (осознанного, беглого, выразительного);
  • формирование глубокого понимания смысла текста, умения логически его перерабатывать;
  • формировать умение выдвигать гипотезы, предположения, аргументировать свою позицию;
  • формирование умение определять эмоциональную окрашенность произведения, давать характеристику поступков героев;
  • освоение учебных стратегий в технологии «Монопроект» и технологии РКМЧП.

 

 

Содержание взаимодействия учителя и учащихся

 

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации

взаимодействия

УУД

1. Этап Вызов

1.1. Организационно-мотивационный настрой

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

- Давайте улыбнёмся друг другу.

Пусть урок принесёт нам всем радость общения, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.

Демонстрируют готовность к уроку.

Фронтальная

Регулятивные:

 контролируют свои действия

1.2. Актуализация имеющегося опыта, целеполагание, выход на тему урока

Загадывает загадку: (Слайд 2)

Ношу на голове поля,

Но это вовсе не земля

(Шляпа)

Шляпа –  лучший друг на свете,

Знают взрослые и дети.

При ярком солнце выручает

И быть модным помогает,

От дождя и снега спрячет, 

Пожелает нам удачи!

 

- Что такое шляпа?

- Какие бывают шляпы? (Слайд 3)

- И я принесла к нам на урок шляпу (учитель кладет шляпу на стол, а она начинает двигаться)

- Почему шляпа передвигается?

Отвечают на вопросы. Примерные варианты ответов:

Большие, маленькие, мужские, женские, модные, детские, соломенные и т.п.

 

 

 

 

 

Ответы детей

Фронтальная

Регулятивные:

Формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы.

Коммуникативные: строить связное высказывание.

Проблемный вопрос:

- Верите ли вы, что шляпы бывают живыми? (Слайд 4)

- Найдем ответ на вопрос в рассказе Н. Н. Носова.

- Как вы думаете, в каком? (после ответа детей Слайд 5)

Целеполагание и постановка учебной задачи

- Ребята, давайте выберем те задачи, которые мы сможем решить на этом уроке (Слайд 6)

-Будем знакомиться с биографией Н. Н. Носова.

-Будем читать рассказ «Живая шляпа» и учиться понимать его содержание.

-Будем решать математические задачи.

-Будем искать ответ на вопрос: бывают ли шляпы живые?

-Будем учиться работать в группах.

-Будем измерять температуру воздуха с помощью термометра.

-Будем давать характеристику героям и их поступкам.

-Будем учиться оценивать себя и своих одноклассников.

-Будем учиться находить площадь геометрической фигуры

 

- Сегодня к нам на урок пришла библиотекарь Анна Олеговна (ученица 2 класса, стратегия РАФТ).

- Она нам расскажет о писателе Н. Н. Носове. (Слайды 7-13)

Обучающиеся называют тему урока, выбирают задачи урока из предложенных

-активно работают в паре и помогают друг другу.

 

 

Регулятивные:

Формулировать вместе с учителем учебные задачи у рока.

Коммуникативные: строить связное высказывание.

Словарная работа

- В тексте встретятся слова, значение которых мы с вами сейчас уточним. (Слайд 14)

- Что обозначают эти слова?

(кочерга, комод, треснуть, плюхнуться)

 

Обучающиеся объясняют значение слов при помощи толкового словаря

Индивидуальная

Фронтальная

Коммуникативные: строить связное высказывание, находить нужную информацию через словари.

2. Этап Осмысление

2.1. Академическая дискуссия (фронтальная)

- Сегодня мы познакомимся с одной историей, которая произошла с такими же ребятами, как вы, когда они сидели дома.

- Знакомиться с текстом будем по частям, с остановками.

Чтение учителем 1-ой части ( до слов «и выбежали из комнаты»)

- Где происходит действие рассказа?

- Кто находился в комнате, чем они занимались?

- Почему ребята выбежали из комнаты?

- Какое чувство охватило ребят?

- Найдите предложение в тексте, передаёт состояние мальчиков.

- Есть ли разница в значении слов: напугаться, трястись от страха?

Почему именно это выражение использует писатель?

- Смогли ли ребята преодолеть свой страх? Или всё-таки страх победит? Как далее будут развиваться события?

 

-Предлагаю построить Дерево предсказаний. (Слайд 15)

(учитель читает написанные детьми предсказания)

- Давайте продолжим чтение текста и посмотрим, верны ли наши гипотезы.

 

Анализ 2-ой части:

- Что решил Вовка и почему?

- Как объясняют мальчики, почему двигается шляпа?

- Кто из ребят был смелее? Почему?

- Чем вооружились ребята и зачем?

 

 

 

 

Анализ 3-ей части:

- Как мальчики пытались напугать шляпу?

- Почему ребята осмелели?

- Какая придумка помогла ребятам?

 

 

 

 

Анализ 4-ой части:

-А теперь попробуем ответить на вопрос «В чем секрет «живой шляпы»? (Слайд 16)

- Можно ли ребят назвать «трусами»?

- Какие качества помогли мальчикам преодолеть страх?

- Верны ли были наши гипотезы? (Слайд 17)

 

- Мог ли рассказ закончиться по-другому?

 

- Как вы думаете, почему наша шляпа передвигалась по столу?

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают произведение, прогнозируют развитие сюжета, отвечают на вопросы учителя,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пишут гипотезы, выстраивают дерево предсказаний.

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают 2 часть до слов «…приоткрыли дверь и заглянули в комнату…», отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

 

Дети читают 3 часть до слов «…шляпа как подскочит кверху…», отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

 

Дети читают 4 часть (до конца рассказа)

 

Ответы детей: смелость, любопытство, дружба, находчивость….)

 

 

 

 

 

Предлагают другие окончания рассказа.

Высказывают предположения.

 

 

Фронтальная

Индивидуальная

Познавательные:

Пользоваться приемами анализа при изучении небольших литературных текстов с опорой на вопросы учителя

Коммуникативные: строить связное высказывание, оценивать поступки героев, учитывая их мотив

Регулятивные: соблюдать технологию академической дискуссии

Личностные: уважительное отношение к другой точке зрения

2.2. Моделирование монопроектов по группам.

- Предлагаю для дальнейшей работы разойтись по центрам активности. (Слайд 18)

1 центр-кинематографии (составляют диафильм)

2 центр-творчества (изготавливают котенка методом оригами)

3 центр-научный (изучают научную статью и отвечают на вопрос: Когда и где появились домашние кошки).

- Найти нужный центр вам помогут пиктограммы, которые у вас прикреплены на одежде.

- Справиться с заданием вам помогут инструкционные карты.

- Прежде чем начать работу, вспомним правила работы в группе. (Слайд 19)

 

 

Дети расходятся по центрам активности соответственно пиктограммам.

 

Работают в группах, выполняя задания по инструкционным картам.

 

Презентуют проекты.

Групповая

Личностные: допускать существование других точек зрения, формировать личную ответственность за выполненную работу;

Регулятивные: работать по алгоритму, памятке;

Коммуникативные: подбирать слова, словосочетания, уметь слушать, слышать, обсуждать;

Познавательные: выделять главное, последовательно излагать мысли.

Рефлексивно-оценочный этап

- С каким произведением познакомились? Кто автор?

- Подумайте, с какой целью автор предлагает нам этот рассказ?

 

 

- Что надо делать, чтобы не бояться?

 

 

- Раньше при помощи головных уборов выражали радость и восторг. Их бросали вверх. Чем больше радость, тем выше подбрасывали шапки и шляпы.

 

Я предлагаю и вам воспользоваться этим обычаем. Возьмите картинку с головным убором и прикрепите его на лестнице продвижения. Насколько вы довольны своей работой, настолько высоко прикрепите шляпу. Оцените себя как читателя, активного ученика, было ли вам интересно, все ли получилось.

 

- Ребята, а я знаю еще один секрет нашей шляпы: в ней есть интересные задания для вас. (Слайд 20)

- Потрудились вы не зря, вам спасибо от меня! (Слайд 21)

(выставление оценок)

 

Вступают в диалог, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагаемый ответ: Преодолевать страх.

 

Индивидуальная

Личностные: допускать существование других точек зрения;

Регулятивные: учиться выполнять самооценку.

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.