Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Н.Н. Носов "Живая шляпа"» (2 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Меленки
Технологическая карта
урока литературного чтения
во 2 классе по теме
«Рассказ Н. Н. Носова «Живая шляпа»
(для любого УМК)
Технологическая карта урока
Предмет: литературное чтение.
Класс: 2
Тема урока: Н. Н. Носов «Живая шляпа»
Тип урока: урок в технологии «Монопроект» и технологии развития критического мышления.
Цели: формирование УУД (личностных. познавательных, коммуникативных, регулятивных) в предметной области литературное чтение по теме «Рассказ Н. Н. Носова «Живая шляпа» через включение учащихся в технологию «Монопроект» и технологию РКМЧП (учебные стратегии «Чтение с остановками», «РАФТ», «Дерево предсказаний»).
Учебные задачи:
1. Направленные на достижение личностных результатов обучения:
- воспитание интереса к литературному творчеству и урокам литературного чтения;
- развитие личной ответственности за выполненную работу;
- формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- формирование способности к взаимопомощи.
2. Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; оценивать результаты своих действий и результаты работы сверстников, планировать собственную деятельность и контролировать свои действия;
- коммуникативные: формировать умение работать в группе; аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, принимать и сохранять цель деятельности группы, слушать и слышать одноклассников, грамотно выступать.
- познавательные: формирование умения работать с информацией (анализировать, отбирать нужную информацию для решения учебных задач), развивать мыслительные операции для решения проблемных ситуаций.
3. Направленные на достижение предметных результатов обучения:
- формирование знаний по содержанию текста рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа»;
- совершенствование навыков чтения (осознанного, беглого, выразительного);
- формирование глубокого понимания смысла текста, умения логически его перерабатывать;
- формировать умение выдвигать гипотезы, предположения, аргументировать свою позицию;
- формирование умение определять эмоциональную окрашенность произведения, давать характеристику поступков героев;
- освоение учебных стратегий в технологии «Монопроект» и технологии РКМЧП.
Содержание взаимодействия учителя и учащихся
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия |
УУД |
1. Этап Вызов 1.1. Организационно-мотивационный настрой |
|||
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. - Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть урок принесёт нам всем радость общения, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка. |
Демонстрируют готовность к уроку. |
Фронтальная |
Регулятивные: контролируют свои действия |
1.2. Актуализация имеющегося опыта, целеполагание, выход на тему урока |
|||
Загадывает загадку: (Слайд 2) Ношу на голове поля, Но это вовсе не земля (Шляпа) Шляпа – лучший друг на свете, Знают взрослые и дети. При ярком солнце выручает И быть модным помогает, От дождя и снега спрячет, Пожелает нам удачи!
- Что такое шляпа? - Какие бывают шляпы? (Слайд 3) - И я принесла к нам на урок шляпу (учитель кладет шляпу на стол, а она начинает двигаться) - Почему шляпа передвигается? |
Отвечают на вопросы. Примерные варианты ответов: Большие, маленькие, мужские, женские, модные, детские, соломенные и т.п.
Ответы детей |
Фронтальная |
Регулятивные: Формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы. Коммуникативные: строить связное высказывание. |
Проблемный вопрос: - Верите ли вы, что шляпы бывают живыми? (Слайд 4) - Найдем ответ на вопрос в рассказе Н. Н. Носова. - Как вы думаете, в каком? (после ответа детей Слайд 5) Целеполагание и постановка учебной задачи - Ребята, давайте выберем те задачи, которые мы сможем решить на этом уроке (Слайд 6) -Будем знакомиться с биографией Н. Н. Носова. -Будем читать рассказ «Живая шляпа» и учиться понимать его содержание. -Будем решать математические задачи. -Будем искать ответ на вопрос: бывают ли шляпы живые? -Будем учиться работать в группах. -Будем измерять температуру воздуха с помощью термометра. -Будем давать характеристику героям и их поступкам. -Будем учиться оценивать себя и своих одноклассников. -Будем учиться находить площадь геометрической фигуры
- Сегодня к нам на урок пришла библиотекарь Анна Олеговна (ученица 2 класса, стратегия РАФТ). - Она нам расскажет о писателе Н. Н. Носове. (Слайды 7-13) |
Обучающиеся называют тему урока, выбирают задачи урока из предложенных -активно работают в паре и помогают друг другу.
|
|
Регулятивные: Формулировать вместе с учителем учебные задачи у рока. Коммуникативные: строить связное высказывание. |
Словарная работа - В тексте встретятся слова, значение которых мы с вами сейчас уточним. (Слайд 14) - Что обозначают эти слова? (кочерга, комод, треснуть, плюхнуться)
|
Обучающиеся объясняют значение слов при помощи толкового словаря |
Индивидуальная Фронтальная |
Коммуникативные: строить связное высказывание, находить нужную информацию через словари. |
2. Этап Осмысление 2.1. Академическая дискуссия (фронтальная) |
|||
- Сегодня мы познакомимся с одной историей, которая произошла с такими же ребятами, как вы, когда они сидели дома. - Знакомиться с текстом будем по частям, с остановками. Чтение учителем 1-ой части ( до слов «и выбежали из комнаты») - Где происходит действие рассказа? - Кто находился в комнате, чем они занимались? - Почему ребята выбежали из комнаты? - Какое чувство охватило ребят? - Найдите предложение в тексте, передаёт состояние мальчиков. - Есть ли разница в значении слов: напугаться, трястись от страха? Почему именно это выражение использует писатель? - Смогли ли ребята преодолеть свой страх? Или всё-таки страх победит? Как далее будут развиваться события?
-Предлагаю построить Дерево предсказаний. (Слайд 15) (учитель читает написанные детьми предсказания) - Давайте продолжим чтение текста и посмотрим, верны ли наши гипотезы.
Анализ 2-ой части: - Что решил Вовка и почему? - Как объясняют мальчики, почему двигается шляпа? - Кто из ребят был смелее? Почему? - Чем вооружились ребята и зачем?
Анализ 3-ей части: - Как мальчики пытались напугать шляпу? - Почему ребята осмелели? - Какая придумка помогла ребятам?
Анализ 4-ой части: -А теперь попробуем ответить на вопрос «В чем секрет «живой шляпы»? (Слайд 16) - Можно ли ребят назвать «трусами»? - Какие качества помогли мальчикам преодолеть страх? - Верны ли были наши гипотезы? (Слайд 17)
- Мог ли рассказ закончиться по-другому?
- Как вы думаете, почему наша шляпа передвигалась по столу?
|
Слушают произведение, прогнозируют развитие сюжета, отвечают на вопросы учителя,
пишут гипотезы, выстраивают дерево предсказаний.
Дети читают 2 часть до слов «…приоткрыли дверь и заглянули в комнату…», отвечают на вопросы учителя
Дети читают 3 часть до слов «…шляпа как подскочит кверху…», отвечают на вопросы учителя
Дети читают 4 часть (до конца рассказа)
Ответы детей: смелость, любопытство, дружба, находчивость….)
Предлагают другие окончания рассказа. Высказывают предположения.
|
Фронтальная Индивидуальная |
Познавательные: Пользоваться приемами анализа при изучении небольших литературных текстов с опорой на вопросы учителя Коммуникативные: строить связное высказывание, оценивать поступки героев, учитывая их мотив Регулятивные: соблюдать технологию академической дискуссии Личностные: уважительное отношение к другой точке зрения |
2.2. Моделирование монопроектов по группам. |
|||
- Предлагаю для дальнейшей работы разойтись по центрам активности. (Слайд 18) 1 центр-кинематографии (составляют диафильм) 2 центр-творчества (изготавливают котенка методом оригами) 3 центр-научный (изучают научную статью и отвечают на вопрос: Когда и где появились домашние кошки). - Найти нужный центр вам помогут пиктограммы, которые у вас прикреплены на одежде. - Справиться с заданием вам помогут инструкционные карты. - Прежде чем начать работу, вспомним правила работы в группе. (Слайд 19)
|
Дети расходятся по центрам активности соответственно пиктограммам.
Работают в группах, выполняя задания по инструкционным картам.
Презентуют проекты. |
Групповая |
Личностные: допускать существование других точек зрения, формировать личную ответственность за выполненную работу; Регулятивные: работать по алгоритму, памятке; Коммуникативные: подбирать слова, словосочетания, уметь слушать, слышать, обсуждать; Познавательные: выделять главное, последовательно излагать мысли. |
Рефлексивно-оценочный этап |
|||
- С каким произведением познакомились? Кто автор? - Подумайте, с какой целью автор предлагает нам этот рассказ?
- Что надо делать, чтобы не бояться?
- Раньше при помощи головных уборов выражали радость и восторг. Их бросали вверх. Чем больше радость, тем выше подбрасывали шапки и шляпы.
Я предлагаю и вам воспользоваться этим обычаем. Возьмите картинку с головным убором и прикрепите его на лестнице продвижения. Насколько вы довольны своей работой, настолько высоко прикрепите шляпу. Оцените себя как читателя, активного ученика, было ли вам интересно, все ли получилось.
- Ребята, а я знаю еще один секрет нашей шляпы: в ней есть интересные задания для вас. (Слайд 20) - Потрудились вы не зря, вам спасибо от меня! (Слайд 21) (выставление оценок)
|
Вступают в диалог, отвечают на вопросы.
Предполагаемый ответ: Преодолевать страх.
|
Индивидуальная |
Личностные: допускать существование других точек зрения; Регулятивные: учиться выполнять самооценку. |
|
|
|
|