12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Мельник Ирина Вячеславовна41 |
Технологическая карта урока математики по теме «Дроби»
ФИО учителя: Мельник Ирина Вячеславовна
Должность: учитель математики и информатики
ОУ: МБОУ «Вырицкая СОШ №1»
Предмет: математика
Класс: 5 класс
Тема урока: Дробь
Базовый учебник: Математика. 5 класс: базовый уровень: учебник: в 2-х /Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов; Москва: Просвещение, 2023г.
Место в общей структуре курса: § 5. Обыкновенные дроби. П.26. Доли и дроби 2 урок в разделе, 1 урок по теме «Дроби. Правильные и неправильные» согласно тематическому планированию.
Тип урок: Урок «открытия» нового знания.
Цель урока: формирование понятия обыкновенной дроби и умения записывать и читать дроби.
Задачи урока:
Создать условия для формирования представления о дроби, развития умения читать и записывать дроби.
Содействовать развитию познавательной активности учащихся; формировать умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников.
Создать условия для формирования ценностного отношения к математике, развивать метапредметные и личностные компетенции.
Организационный блок | ||
Планируемые результаты урока | ||
Понятия и термины, которые будут закреплены в ходе урока | Доли, дробь, числитель, знаменатель |
|
Предметные знания и умения, которыми овладеют обучающиеся в результате проведения урока | Записывать доли в виде обыкновенной дроби, читать дроби. Называть числитель и знаменатель дроби, объяснять их содержательный смысл. Отмечать дроби точками на координатной прямой, определять координаты точек отмеченных на координатной прямой. |
|
Универсальные учебные действия (УУД), которые будут формироваться в ходе урока | Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной речи Регулятивные УУД: определение учебной проблемы, ее формулирование и нахождение путей ее решения. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям Личностные УУД: осознавать и вырабатывать собственную жизненную позицию в отношении себя и окружающих людей, проявлять ответственность за результаты своего учебного труда на основе сотрудничества и взаимопомощи |
|
Инструкции и пояснения |
|
|
Вводное слово учителя | АМО «Энергизатор». Цель: Создание комфортной обстановки начала урока, повышение энергетического потенциала учащихся, сплочение групп Участники: Все учащиеся. Материалы: текст стихотворения, оформленный в мультимедийной презентации Проведение: Учитель предлагает всем вместе вслух произнести текст стихотворения. Учитель: Добрый день ребята! Я рада видеть вас!! Предлагаю начать нашу совместную работу словами энергизатора- приветствия. Учащиеся: Здравствуй друг! Здравствуй брат! Нашей встрече каждый рад! Здравствуй мир! Здравствуй век! Здравствуй добрый человек! Учитель: Я попрошу вас взяться в группах за руки, улыбнуться и рукопожатием поприветствовать друг друга. Надеюсь, что наша совместная работа сегодня будет продуктивной.
|
|
Распределение по группам | Группы по 4 человека, объединяются 2 соседние парты |
|
Выработка правил работы (определение норм, процедур работы) | Учитель напоминает о правилах работы на уроке, в группах, внимании, собранности, дисциплине, уважительном отношении друг к другу. |
|
Мотивационный блок | ||
Ученики выполняют задания в ответе нужно записать доли | Квадрат разделили на 4,6,8 равные части. Какую долю целого квадрата составляет каждая из них? Запишите в тетради название долей. Удобна такая запись с точки зрения математики? |
|
Ученики решают ребус, ответом является тема урока |
| |
Учитель на доске записывает дроби и предлагает ученикам внимательно посмотреть на них и сформулировать цели урока | Ученики анализируют и отвечают на вопросы учителя , формулируют цели урока. |
|
|
|
|
Информационный блок. | ||
Устные источники | Учебник с. 12,15 |
|
презентация |
| |
|
| |
Письменные источники | Учебник №738,739,740, 745,747,748,749 |
|
Карточки для работы в группах |
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
Графические источники (схемы, диаграммы) |
|
|
Электронные источники | презентация |
|
|
| |
Видео источники |
|
|
ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические) |
|
|
Источники информации для учащихся подбирает учитель | учебник |
|
Аналитический (практический) блок. | ||
Устные и письменные упражнения из учебника | Чтение и запись дроби, смысловое содержание, обозначение дроби на координатной прямой | |
Презентация | Для работы с темой урока | |
Карточки | Для работы в группах | |
Оценочный блок. | ||
Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика) | ||
Взаимооценка в группе | ||
Самооценка | ||
Рефлексивный. | ||
АМО «Ромашка» | ученики отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка. |
|
Структура и ход урока
№/п | Этап урока | Дидактические задачи | Деятельность учителя | Форма работы | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Время, отведенное на выполнение задания | УУД |
I | Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности
| Создание комфортной обстановки начала урока, повышение энергетического потенциала учащихся, сплочение групп
| АМО «Энергизатор». Учитель: Добрый день ребята! Я рада видеть вас!! Предлагаю начать нашу совместную работу словами энергизатора- приветствия. Учитель: Я попрошу вас взяться в группах за руки, улыбнуться и рукопожатием поприветствовать друг друга. Надеюсь, что наша совместная работа сегодня будет продуктивной.
| Ф | Учащиеся читают все вместе вслух: Здравствуй друг! Здравствуй брат! Нашей встрече каждый рад! Здравствуй мир! Здравствуй век! Здравствуй добрый человек!
Выполняют просьбу учителя |
| 1 | Личностные УУД: осознавать и вырабатывать собственную жизненную позицию в отношении себя и окружающих людей |
II | Актуализация знаний | Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания. | Предлагает задания. Задает наводящие вопросы. На доске записывает дроби и предлагает ученикам внимательно посмотреть на них и сформулировать цели урока | И | Ученики выполняют задания в ответе нужно записать доли Ученики решают ребус, ответом является тема урока. Формулируют цели урока. | Квадрат разделили на 4,6,8 равные части. Какую долю целого квадрата составляет каждая из них? Запишите в тетради название долей. Удобна такая запись с точки зрения математики?
| 5 | Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
III | Проблемное объяснение нового знания | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изучаемой темы. | Давайте познакомимся с понятием «дробь» Организует работу в группах.
Подводит итоги работы в группе | Г | Знакомятся с определениями Работают по группам по предложенному учителем плану. Выполняют записи на листке. Готовый результат работы представляют классу. | Прочитать текст в учебнике с.158-159 Заполнить на листе пропуски Дробью будем называть … . Число под чертой называют … и оно показывает на сколько равных … Число над чертой называют … и оно показывает сколько таких … . Дробь , числитель которой меньше знаменателя называется… Дробь , числитель которой больше знаменателя называется…
| 10 | Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной речи Регулятивные УУД: определение учебной проблемы, ее формулирование и нахождение путей ее решения.
|
IV | Первичное закрепление во внешней речи | Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач | Организовывает работу с упражнениями
Помогает и контролирует ход работы. Организует самопроверку | Ф
И | Выполняют упражнения устно с комментариями
Выполняют работу в тетрадях. Проверяют свою работу, оценивают | №737,745
№738,739,740,747 | 7 | Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной речи Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям
|
| физкультминутка | Смена видов деятельности для повышения работоспособности, снятия физического и умственного | Называет дроби Правильная дробь - хлопают Неправильная - топают | И | Внимательно слушают и выполняют упражнения |
| 2 | Личностные УУД: осознавать и вырабатывать собственную жизненную позицию в отношении себя и окружающих людей |
V | Самостоятельная работа с самопроверкой | Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок, создать ситуацию успеха.
| Предлагает выполнить задания №741,742 Ответы после выполнения на доске | И | Выполняют задания
Проверяют ответы, оценивают себя. | №741,742 | 7 | Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям |
VI | Включение нового знания в систему знаний и повторение | Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности | Предлагает выполнить задания №749,750 Ответы после выполнения на доске |
И | Выполняют задания, делают самопроверку, сверяют с образцом, анализируют. | №749,750 | 6 | Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям |
VII | Итог урока | Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке. | АМО «Ромашка»
Домашнее задание №751,752 | Ф
И | отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка.
Записывают домашнее задание в дневник | Дробью будем называть … . Число под чертой называют … и оно показывает на сколько равных … Число над чертой называют … и оно показывает сколько таких … . Дробь , числитель которой меньше знаменателя называется… Дробь , числитель которой больше знаменателя называется…
| 2 | Личностные УУД: осознавать и вырабатывать собственную жизненную позицию в отношении себя и окружающих людей, проявлять ответственность за результаты своего учебного труда на основе сотрудничества и взаимопомощи Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной речи
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11