Технологическая карта урока математики по теме «Дроби»
ФИО учителя: Мельник Ирина Вячеславовна
Должность: учитель математики и информатики
ОУ: МБОУ «Вырицкая СОШ №1»
Предмет: математика
Класс: 5 класс
Тема урока: Дробь
Базовый учебник: Математика. 5 класс: базовый уровень: учебник: в 2-х /Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов; Москва: Просвещение, 2023г.
Место в общей структуре курса: § 5. Обыкновенные дроби. П.26. Доли и дроби 2 урок в разделе, 1 урок по теме «Дроби. Правильные и неправильные» согласно тематическому планированию.
Тип урок: Урок «открытия» нового знания.
Цель урока: формирование понятия обыкновенной дроби и умения записывать и читать дроби.
Задачи урока:
Создать условия для формирования представления о дроби, развития умения читать и записывать дроби.
Содействовать развитию познавательной активности учащихся; формировать умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников.
Создать условия для формирования ценностного отношения к математике, развивать метапредметные и личностные компетенции.
Организационный блок |
||
Планируемые результаты урока |
||
Понятия и термины, которые будут закреплены в ходе урока |
Доли, дробь, числитель, знаменатель |
|
Предметные знания и умения, которыми овладеют обучающиеся в результате проведения урока |
Записывать доли в виде обыкновенной дроби, читать дроби. Называть числитель и знаменатель дроби, объяснять их содержательный смысл. Отмечать дроби точками на координатной прямой, определять координаты точек отмеченных на координатной прямой. |
|
Универсальные учебные действия (УУД), которые будут формироваться в ходе урока |
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной речи Регулятивные УУД: определение учебной проблемы, ее формулирование и нахождение путей ее решения. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям Личностные УУД: осознавать и вырабатывать собственную жизненную позицию в отношении себя и окружающих людей, проявлять ответственность за результаты своего учебного труда на основе сотрудничества и взаимопомощи |
|
Инструкции и пояснения |
|
|
Вводное слово учителя |
АМО «Энергизатор». Цель: Создание комфортной обстановки начала урока, повышение энергетического потенциала учащихся, сплочение групп Участники: Все учащиеся. Материалы: текст стихотворения, оформленный в мультимедийной презентации Проведение: Учитель предлагает всем вместе вслух произнести текст стихотворения. Учитель: Добрый день ребята! Я рада видеть вас!! Предлагаю начать нашу совместную работу словами энергизатора- приветствия. Учащиеся: Здравствуй друг! Здравствуй брат! Нашей встрече каждый рад! Здравствуй мир! Здравствуй век! Здравствуй добрый человек! Учитель: Я попрошу вас взяться в группах за руки, улыбнуться и рукопожатием поприветствовать друг друга. Надеюсь, что наша совместная работа сегодня будет продуктивной.
|
|
Распределение по группам |
Группы по 4 человека, объединяются 2 соседние парты |
|
Выработка правил работы (определение норм, процедур работы) |
Учитель напоминает о правилах работы на уроке, в группах, внимании, собранности, дисциплине, уважительном отношении друг к другу. |
|
Мотивационный блок |
||
Ученики выполняют задания в ответе нужно записать доли |
Квадрат разделили на 4,6,8 равные части. Какую долю целого квадрата составляет каждая из них? Запишите в тетради название долей. Удобна такая запись с точки зрения математики? |
|
Ученики решают ребус, ответом является тема урока |
|
|
Учитель на доске записывает дроби и предлагает ученикам внимательно посмотреть на них и сформулировать цели урока |
Ученики анализируют и отвечают на вопросы учителя , формулируют цели урока. |
|
|
|
|
Информационный блок. |
||
Устные источники |
Учебник с. 12,15 |
|
презентация |
|
|
|
|
|
Письменные источники |
Учебник №738,739,740, 745,747,748,749 |
|
Карточки для работы в группах |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Графические источники (схемы, диаграммы) |
|
|
Электронные источники |
презентация |
|
|
|
|
Видео источники |
|
|
ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические) |
|
|
Источники информации для учащихся подбирает учитель |
учебник |
|
Аналитический (практический) блок. |
||
Устные и письменные упражнения из учебника |
Чтение и запись дроби, смысловое содержание, обозначение дроби на координатной прямой |
|
Презентация |
Для работы с темой урока |
|
Карточки |
Для работы в группах |
|
Оценочный блок. |
||
Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика) |
||
Взаимооценка в группе |
||
Самооценка |
||
Рефлексивный. |
||
АМО «Ромашка» |
ученики отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка. |
|
Структура и ход урока
№/п |
Этап урока |
Дидактические задачи |
Деятельность учителя |
Форма работы |
Деятельность учащихся |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
Время, отведенное на выполнение задания |
УУД |
I |
Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности
|
Создание комфортной обстановки начала урока, повышение энергетического потенциала учащихся, сплочение групп
|
АМО «Энергизатор». Учитель: Добрый день ребята! Я рада видеть вас!! Предлагаю начать нашу совместную работу словами энергизатора- приветствия. Учитель: Я попрошу вас взяться в группах за руки, улыбнуться и рукопожатием поприветствовать друг друга. Надеюсь, что наша совместная работа сегодня будет продуктивной.
|
Ф |
Учащиеся читают все вместе вслух: Здравствуй друг! Здравствуй брат! Нашей встрече каждый рад! Здравствуй мир! Здравствуй век! Здравствуй добрый человек!
Выполняют просьбу учителя |
|
1 |
Личностные УУД: осознавать и вырабатывать собственную жизненную позицию в отношении себя и окружающих людей |
II |
Актуализация знаний |
Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания. |
Предлагает задания. Задает наводящие вопросы. На доске записывает дроби и предлагает ученикам внимательно посмотреть на них и сформулировать цели урока |
И |
Ученики выполняют задания в ответе нужно записать доли Ученики решают ребус, ответом является тема урока. Формулируют цели урока. |
Квадрат разделили на 4,6,8 равные части. Какую долю целого квадрата составляет каждая из них? Запишите в тетради название долей. Удобна такая запись с точки зрения математики?
|
5 |
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
III |
Проблемное объяснение нового знания |
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изучаемой темы. |
Давайте познакомимся с понятием «дробь» Организует работу в группах.
Подводит итоги работы в группе |
Г |
Знакомятся с определениями Работают по группам по предложенному учителем плану. Выполняют записи на листке. Готовый результат работы представляют классу. |
Прочитать текст в учебнике с.158-159 Заполнить на листе пропуски Дробью будем называть … . Число под чертой называют … и оно показывает на сколько равных … Число над чертой называют … и оно показывает сколько таких … . Дробь , числитель которой меньше знаменателя называется… Дробь , числитель которой больше знаменателя называется…
|
10 |
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной речи Регулятивные УУД: определение учебной проблемы, ее формулирование и нахождение путей ее решения.
|
IV |
Первичное закрепление во внешней речи |
Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач |
Организовывает работу с упражнениями
Помогает и контролирует ход работы. Организует самопроверку |
Ф
И |
Выполняют упражнения устно с комментариями
Выполняют работу в тетрадях. Проверяют свою работу, оценивают |
№737,745
№738,739,740,747 |
7 |
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной речи Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям
|
|
физкультминутка |
Смена видов деятельности для повышения работоспособности, снятия физического и умственного |
Называет дроби Правильная дробь - хлопают Неправильная - топают |
И |
Внимательно слушают и выполняют упражнения |
|
2 |
Личностные УУД: осознавать и вырабатывать собственную жизненную позицию в отношении себя и окружающих людей |
V |
Самостоятельная работа с самопроверкой |
Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок, создать ситуацию успеха.
|
Предлагает выполнить задания №741,742 Ответы после выполнения на доске |
И |
Выполняют задания
Проверяют ответы, оценивают себя. |
№741,742 |
7 |
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям |
VI |
Включение нового знания в систему знаний и повторение |
Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности |
Предлагает выполнить задания №749,750 Ответы после выполнения на доске |
И |
Выполняют задания, делают самопроверку, сверяют с образцом, анализируют. |
№749,750 |
6 |
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям |
VII |
Итог урока |
Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке. |
АМО «Ромашка»
Домашнее задание №751,752 |
Ф
И |
отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка.
Записывают домашнее задание в дневник |
Дробью будем называть … . Число под чертой называют … и оно показывает на сколько равных … Число над чертой называют … и оно показывает сколько таких … . Дробь , числитель которой меньше знаменателя называется… Дробь , числитель которой больше знаменателя называется…
|
2 |
Личностные УУД: осознавать и вырабатывать собственную жизненную позицию в отношении себя и окружающих людей, проявлять ответственность за результаты своего учебного труда на основе сотрудничества и взаимопомощи Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной речи
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11