Технологическая карта урока музыки «Тема войны и героическая тема в искусстве»
Технологическая карта урока музыки в 7 классе
Тема: «Тема войны и героическая тема в искусстве».
Цель урока: Продолжить знакомство с симфонической музыкой на примере «Ленинградской симфонии» Д.Шостаковича.
Задачи:
Познавательные:
Вспомнить факты истории Великой Отечественной войны – Блокада Ленинграда.
Рассмотреть факты из жизни и творчества композитора Д.Д.Шостаковича.
Закрепить понятия: симфония, симфоническая музыка.
Развивающие:
Развивать навыки анализа музыкального произведения.
Развивать вокально-хоровые навыки
Воспитательные:
Воспитывать патриотизм и чувство любви к Родине, глубокого его осознания на примере произведений мирового искусства.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: Название музыкального симфонического произведения и его автора
Уметь: Узнавать это произведение и композитора его написавшего.
Личностные:
Формирование нравственно – эстетических ценностей (знакомство с классическими музыкальными произведениями).
Метапредметные:
Формирование универсальных способностей учащихся.
Приемы: «оценочные рубрики», «необъявленная тема», «проблемные вопросы», «анализ музыкальных произведений».
Формы организации учебной деятельности: Хоровое пение. Анализ прослушанной музыки.
Дидактический материал для учащихся: оценочный лист, рабочий лист с заданиями, текст песни «О той весне».
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование.
Этап урока |
Цель |
Содержание учебного материала |
Деятельность учеников |
Организационный этап |
Проверить готовность учащихся к уроку. |
Учитель: Сейчас музыкальный начнется урок. Об этом сказал нам весёлый звонок.
-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на свои места. - Ребята, у Вас на столах лежат рабочие листы, с которыми вы будете работать в течение урока, выполнять в них задания, а также у вас имеются оценочные листы, где на определенных этапах урока, Вам нужно будет оценить свою работу. Вам предлагается из предложенных вариантов ответов выбрать тот, который даёт оценку вашей работе.
Учитель: - На протяжении наших уроков мы с вами знакомились с жанрами музыкального искусства. На прошлом уроке мы познакомимся еще с одним жанром музыкального искусства, скажите каким? Дети: симфонией Учитель: - Мы говорили о симфонической музыке. Что такое симфоническая музыка, для кого она предназначена? (симфоническая музыка -это музыка предназначенная для исполнения симфоническим оркестром.) - Назовите жанры симфонической музыки? Жанры симфонической музыки разнообразны и включают как крупные, многочастные произведения, так и миниатюры. Дети: (Симфония, увертюра, концерт, сюита, симфоническая поэма, фантазия.)
|
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Слушают учителя.
Отвечают на поставленные вопросы учителя. |
Актуализация знаний |
Повторить материал, необходимый для усвоения нового. |
Учитель: - Проверим домашнее задание. Какое задание вы выполняли дома? Дети: (разгадать кроссворд) Проверка домашнего задания
Обратиться к оценочному листу, дать время оценить себя (рубрика дом.задание)
Учитель: - Скажите, какое ключевое слово получилось в кроссворде? Дети: Симфония
Учитель: - Давайте вспомним понятие «симфония». ( работа в рабочем листе) Выберите определение из предложенных трёх вариантов и отметьте «галочкой» или «плюсиком» (правильный ответ: Симфония - ведущий жанр оркестровой музыки, сложное, богато развитое многочастное произведение, имеющая сонатную форму.) |
Озвучивают результаты домашней работы, отвечают на вопросы, работают с оценочным и рабочим листом.
. |
Введение в изучение нового материала Постановка темы, цели урока |
Организация формулирования темы и цели урока учащимися. |
Учитель: Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего ее слушать. Мы продолжаем знакомиться с симфониями, сегодня обратимся к музыке 20 века, к создателю этой музыки, жившему тоже в 20 веке, к истории 20 века. Учитель: - Ребята, а какие Отечественные войны в истории нашей страны вы знаете? Дети: Отечественная война 1812 г. - борьба с наполеоновской Францией. Отечественная война 1941-1945г.г. - борьба с фашисткой Германией. Учитель: - В ходе этих войн ярко проявились героизм, мужество, патриотизм и беззаветная любовь русского народа к своей Родине. -Я предлагаю вам прослушать отрывок песни Остапенко Л., Ткач О. “Ты помни” и ответить на следующий вопрос: О Победе, в какой войне идет речь в данной песне? (текст песни лежит у вас на партах, возьмите поближе и следите за текстом) "Ты помни" Я знаю о войне лишь понаслышке, Но вновь и вновь в мои приходит сны. Безусый паренёк, совсем мальчишка, Который не вернулся с той войны. Сожмётся больно сердце от печали, Хоть с той поры прошло полсотни лет, Но снится мне тревожными ночами Мой молодой, мой вечно юный дед. Припев: Над миром вновь ликует светлый май, Который раз мы празднуем Победу. Но то, что совершили наши деды, Ты помни, никогда не забывай.
Ученики: Эта песня посвящена победе русского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945г. Учитель: - Какие поэтические строки подтверждают ваш ответ? (найдите в тексте)
Ученики: -Хоть с той поры прошло полсотни лет -Над миром вновь ликует светлый май, -Который раз мы празднуем Победу. -Но то, что совершили наши деды Учитель: - Действительно, эта песня посвящена победе русского народа над фашисткой Германией. Учитель: - Какие крупные битвы Великой Отечественной войны вы знаете? Дети: 1. Битва за Москву (1941г.) 2. Сталинградская битва (ноябрь 1942г. -январь 1943г.) 3. Курская битва (1943г.) 4. Блокада Ленинграда (1941г. - 1944г.) Учитель: - Какое из этих исторических событий, унесло жизни большого количества мирных жителей? Дети: Блокада Ленинграда. Выполнение задания….(работа в рабочем листе) Учитель: Предположите, кто из композиторов 20 века имел прямое отношение к событиям блокадного Ленинграда и мог посвятить городу музыкальное произведение?
Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) место рождения с. Сонцовка Донецкой области (опера “Война и мир”), Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975) место рождения г. Петербург (Симфония №7), Арам Ильич Хачатурян (1903-1978) место рождения г. Москва (балет “Гаянэ”), Георгий Васильевич Свиридов (1915-1998) место рождения г. Фатеже Курской области (песни для фронта).
Ученики: Дмитрий Дмитриевич Шостакович, так как место рождения композитора город Петербург... Обратиться к оценочному листу, дать время оценить себя (предположения по данной проблеме) - Мы предполагаем, что Дмитрий Шостакович имеет прямое отношение к событиям блокадного Ленинграда. Мы посмотрим, оправдались ли ваши предположения? Узнаем, что за произведение он сочинил. Но, давайте попытаемся определить тему урока и цель.
Тема: «Тема войны и героическая тема в искусстве». Цель урока: Продолжить знакомство с симфонической музыкой на примере «Ленинградской симфонии» Д.Шостаковича. (Записать в рабочем листе тему сегодняшнего урока)
Обратиться к оценочному листу, дать время оценить себя (формулирование темы, цели) |
Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания в рабочем листе.
Прослушивают песню. Отвечают на вопрос учителя.
Работают с текстом песни.
Ставят отметку в оценочном листе.
С помощью учителя формулируют тему урока, ставят цель.
Ставят отметку в оценочном листе. |
Усвоение нового материала |
Познакомить с новым материалом |
Учитель: - Теперь, давайте посмотрим, действительно ли, Д.Шостакович посвятил произведение своему городу и как оно называется.
просмотр видеофрагмента Учитель: - Оправдались ли ваши предположения? (ответы детей) Да, действительно, Д.Шостакович сочинил и посвятил произведение своему городу. А что за произведение? Дети: симфония №7 («Ленинградская симфония») Учитель: - Давайте познакомимся с композитором. Ученик зачитывает информацию про Д.Шостаковича Учитель: - Симфония №7 состоит из 4 частей. 1-я часть симфонии №7 начинается со вступления, экспозиция рисует мирное время довоенного Ленинграда, в качестве разработки звучит эпизод нашествия фашистов, реприза рисует схватку русского народа с фашистами и заканчивается кодой.
- Я предлагаю послушать фрагмент 1 части симфонии и выполнить следующее задание: У каждого, в рабочем листе напечатаны одинаковые тексты, характеризующие все разделы первой части симфонии. Вам необходимо, прослушав музыкальный фрагмент, найти описание заданной этому музыкальному эпизоду. прослушивание аудиофрагмента Симфонии №7, эпизод нашествия - Давайте немного проанализируем эту музыку. Каков характер этого муз.эпизода, ритм, мелодия? (грозная, холодная, бездушная, железная мелодия, постоянное повторение одного и того же мотива, однообразная мелодия, чеканный ритм) Каково динамическое развитие темы?( начинается тихо, усиливается, разрастается, впечатление надвигающейся грозной силы создаёт усиливающаяся динамика) Звучание каких музыкальных инструментов преобладает в этой теме? (увеличение количества инструментов, военный образ создаёт жанра марша, как будто маршируют заводные куклы, звучание оркестра становится плотнее, массивнее, начинается дикий хаос разрушения) Жанр оркестровой музыки: симфония
проверка задания Вступление: Данная часть начинается широкой, распевной эпической мелодией. Музыка вступления величественная, энергичная, мужественная, рисует образ героического народа. Она развивается, растет, наполняется все большей мощью.
Образ мирного времени: Мелодия этой темы лирическая, певучая, тихая, плавная, спокойная. Она похожа на колыбельную песню. Мелодия ее как будто растворяется в тишине. Все дышит спокойствием мирной жизни.
“Эпизод нашествия фашистов”: рисует картину вторжения разрушительной силы. Поначалу тихое звучание кажется безобидным, но с каждым разом к монотонной мелодии подключается звучание новых инструментов и эта тема превращается в колоссальное чудовище-машину уничтожения. Кажется, что она сотрет в порошок все живое на своем пути.
Противостояние русского народа: В тот момент, когда кажется, что железная махина с грохотом движется прямо на слушателя, происходит неожиданное. Начинается противодействие. Появляется мотив сопротивления. В этой теме как будто разыгрывается симфоническая битва. В эпизоде нашествия композитор передал бесчеловечную жестокость, слепой, безжизненно-жуткий автоматизм, неразрывно связанные с обликом фашистской военщины. Эту тему сравнивают с машиной-чудовищем, которая сотрет в порошок всё живое.
Учитель: - Дмитрий Дмитриевич Шостакович писал: “Когда грохочут пушки, поднимают свой могучий голос наши музы. Поэты писали стихи, композиторы сочиняли музыку - и все это было востребовано. Может, еще и потому выстояли наши отцы и деды в той страшной войне?” И песни, которые звучат в наши дни, это память тех незабываемых лет. |
Смотрят видеоролик, определяют название произведения.
Знакомятся с биографией Д. Шостаковича
Прослушивают музыкальный фрагмент.
Выполняют задание в рабочем листе.
Анализируют прослушанный эпизод.
Дети зачитывают выбранную ими характеристику. |
Вокально-хоровая работа |
Познакомиться с песней и разучить её.
|
Учитель: Я предлагаю вам сегодня, познакомится с одной из таких песен. сл. и муз. Елены Плотниковой “О той весне” Обратиться к рабочему листу, дать время оценить себя(поиск информации, применение нового материала) |
Знакомятся с текстом песни, разучивают мелодию песни. Ставят отметку в оценочном листе. |
Подведение итогов |
Закрепить и проверить знания учащихся на усвоении темы урока выполнив задание: «Проверь себя». |
Учитель: - Завтра мы проснемся и увидим голубое небо и ясное солнце. И пусть так будет всегда. Именно для того чтобы мы жили беззаботно и счастливо, мужественно защищали свою Родину русские солдаты и офицеры. А композиторы и поэты увековечили события тех дней в своих песнях.
Учитель: - Подводя итог нашего урока, хотелось бы посмотреть, насколько вы усвоили данную информацию. Предлагаю выполнить последнее задание: проверь себя. Допиши фразу.. Сегодня на уроке мы познакомились ….(с каким произведением)____________________ Автором музыкального произведения является…_________________________________ Симфония посвящена….(какому городу) ______________________________________ Какое историческое событие связано с музыкальным произведением ________________ Как называется эпизод симфонии, который прослушали на уроке_____________________ Работа в рабочем листе Обратиться к оценочному листу, дать время оценить себя (самостоятельная работа с самопроверкой) |
Выполняют задание на рабочем листе: Проверь себя.
Ставят отметку в оценочном листе. |
Рефлексия |
Оценить деятельность учащихся на уроке. |
Учитель: - Ребята, как вы считайте, удалось ли нам раскрыть тему урока? Достигли ли мы поставленную цель? Дети: Да, конечно
Обратиться к оценочному листу, дать время оценить себя |
Подводят итог урока Оценивают свою деятельность. |
Информация о домашнем задании |
Обеспечить понимания дом. задания, проверка записи. |
Д/З Петь песню «О той весне»
|
Записывают д/з в дневники. |