Технологическая карта урока музыки «Тема войны и героическая тема в искусстве»

1
0
Материал опубликован 18 January

Технологическая карта урока музыки в 7 классе

Тема: «Тема войны и героическая тема в искусстве».

Цель урока: Продолжить знакомство с симфонической музыкой на примере «Ленинградской симфонии» Д.Шостаковича.

Задачи:

Познавательные:

Вспомнить факты истории Великой Отечественной войны – Блокада Ленинграда.

Рассмотреть факты из жизни и творчества композитора Д.Д.Шостаковича.

Закрепить понятия: симфония, симфоническая музыка.

Развивающие:

Развивать навыки анализа музыкального произведения.

Развивать вокально-хоровые навыки

Воспитательные:

Воспитывать патриотизм и чувство любви к Родине, глубокого его осознания на примере произведений мирового искусства.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: Название музыкального симфонического произведения и его автора

Уметь: Узнавать это произведение и композитора его написавшего.

Личностные:

Формирование нравственно – эстетических ценностей (знакомство с классическими музыкальными произведениями).
Метапредметные:

Формирование универсальных способностей учащихся.

Приемы: «оценочные рубрики», «необъявленная тема», «проблемные вопросы», «анализ музыкальных произведений».

Формы организации учебной деятельности: Хоровое пение. Анализ прослушанной музыки.

Дидактический материал для учащихся: оценочный лист, рабочий лист с заданиями, текст песни «О той весне».

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование.


 

 

Этап урока

Цель

Содержание учебного материала

Деятельность

учеников

Организационный этап

Проверить готовность учащихся к уроку.

Учитель:

Сейчас музыкальный начнется урок.

Об этом сказал нам весёлый звонок. 
Сказал, заливаясь на ноте высокой: 
«Друзья, поздравляю с началом урока!»

 

-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на свои места.
 

- Ребята, у Вас на столах лежат рабочие листы, с которыми вы будете работать в течение урока, выполнять в них задания, а также у вас имеются оценочные листы, где на определенных этапах урока, Вам нужно будет оценить свою работу. Вам предлагается из предложенных вариантов ответов выбрать тот, который даёт оценку вашей работе.

 

Учитель:

- На протяжении наших уроков мы с вами знакомились с жанрами музыкального искусства. На прошлом уроке мы познакомимся еще с одним жанром музыкального искусства, скажите каким?

Дети: симфонией

Учитель:

- Мы говорили о симфонической музыке.

Что такое симфоническая музыка, для кого она предназначена? (симфоническая музыка -это музыка предназначенная для исполнения симфоническим оркестром.)

- Назовите жанры симфонической музыки? Жанры симфонической музыки разнообразны и включают как крупные, многочастные произведения, так и миниатюры.

Дети: (Симфония, увертюра, концерт, сюита, симфоническая поэма, фантазия.)

 

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Слушают учителя.


 


 


 


 


 


 

Отвечают на поставленные вопросы учителя.

Актуализация знаний

Повторить материал, необходимый для усвоения нового.

Учитель:

- Проверим домашнее задание. Какое задание вы выполняли дома? Дети: (разгадать кроссворд)

Проверка домашнего задания

 

Обратиться к оценочному листу, дать время оценить себя (рубрика дом.задание)

 

Учитель:

- Скажите, какое ключевое слово получилось в кроссворде? Дети: Симфония

 

 

Учитель:

- Давайте вспомним понятие «симфония». ( работа в рабочем листе) Выберите определение из предложенных трёх вариантов и отметьте «галочкой» или «плюсиком»

(правильный ответ: Симфония - ведущий жанр оркестровой музыки, сложное, богато развитое многочастное произведение, имеющая сонатную форму.)

Озвучивают результаты домашней работы, отвечают на вопросы, работают с оценочным и рабочим листом.


 

.

Введение в изучение нового материала

Постановка темы, цели урока

Организация формулирования темы и цели урока учащимися.

Учитель:

Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего ее слушать. Мы продолжаем знакомиться с симфониями, сегодня обратимся к музыке 20 века, к создателю этой музыки, жившему тоже в 20 веке, к истории 20 века.

Учитель:

- Ребята, а какие Отечественные войны в истории нашей страны вы знаете?

Дети: Отечественная война 1812 г. - борьба с наполеоновской Францией.

Отечественная война 1941-1945г.г. - борьба с фашисткой Германией.

Учитель:

- В ходе этих войн ярко проявились героизм, мужество, патриотизм и беззаветная любовь русского народа к своей Родине.

-Я предлагаю вам прослушать отрывок песни Остапенко Л., Ткач О. “Ты помни” и

ответить на следующий вопрос: О Победе, в какой войне идет речь в данной песне? (текст песни лежит у вас на партах, возьмите поближе и следите за текстом)

"Ты помни"

Я знаю о войне лишь понаслышке,

Но вновь и вновь в мои приходит сны.

Безусый паренёк, совсем мальчишка,

Который не вернулся с той войны.

Сожмётся больно сердце от печали,

Хоть с той поры прошло полсотни лет,

Но снится мне тревожными ночами

Мой молодой, мой вечно юный дед.

Припев:

Над миром вновь ликует светлый май,

Который раз мы празднуем Победу.

Но то, что совершили наши деды,

Ты помни, никогда не забывай.

 

Ученики: Эта песня посвящена победе русского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945г.

Учитель:

- Какие поэтические строки подтверждают ваш ответ? (найдите в тексте)

 

Ученики:

-Хоть с той поры прошло полсотни лет

-Над миром вновь ликует светлый май,

-Который раз мы празднуем Победу.

-Но то, что совершили наши деды

Учитель:

- Действительно, эта песня посвящена победе русского народа над фашисткой Германией.

Учитель:

- Какие крупные битвы Великой Отечественной войны вы знаете?

Дети:

1. Битва за Москву (1941г.)

2. Сталинградская битва (ноябрь 1942г. -январь 1943г.)

3. Курская битва (1943г.)

4. Блокада Ленинграда (1941г. - 1944г.)

Учитель:

- Какое из этих исторических событий, унесло жизни большого количества

мирных жителей? Дети: Блокада Ленинграда.

Выполнение задания….(работа в рабочем листе)

Учитель:

Предположите, кто из композиторов 20 века имел прямое отношение к событиям

блокадного Ленинграда и мог посвятить городу музыкальное произведение?

 

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) место рождения с. Сонцовка Донецкой области (опера “Война и мир”),

Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975) место рождения г. Петербург (Симфония №7),

Арам Ильич Хачатурян (1903-1978) место рождения г. Москва (балет “Гаянэ”),

Георгий Васильевич Свиридов (1915-1998) место рождения г. Фатеже

Курской области (песни для фронта).

 

Ученики: Дмитрий Дмитриевич Шостакович, так как место рождения композитора город Петербург...

Обратиться к оценочному листу, дать время оценить себя (предположения по данной проблеме)

- Мы предполагаем, что Дмитрий Шостакович имеет прямое отношение к событиям блокадного Ленинграда. Мы посмотрим, оправдались ли ваши предположения? Узнаем, что за произведение он сочинил. Но, давайте попытаемся определить тему урока и цель.

 

 

 

Тема: «Тема войны и героическая тема в искусстве».

Цель урока: Продолжить знакомство с симфонической музыкой на примере «Ленинградской симфонии» Д.Шостаковича.

(Записать в рабочем листе тему сегодняшнего урока)

 

Обратиться к оценочному листу, дать время оценить себя (формулирование темы, цели)

Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания в рабочем листе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прослушивают песню. Отвечают на вопрос учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с текстом песни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ставят отметку в оценочном листе.

 

 

 

 

 

 

С помощью учителя формулируют тему урока, ставят цель.

 

Ставят отметку в оценочном листе.

Усвоение нового материала

Познакомить с новым материалом

Учитель:

- Теперь, давайте посмотрим, действительно ли, Д.Шостакович посвятил произведение своему городу и как оно называется.

 

просмотр видеофрагмента

Учитель:

- Оправдались ли ваши предположения? (ответы детей) Да, действительно, Д.Шостакович сочинил и посвятил произведение своему городу. А что за произведение?

Дети: симфония №7 («Ленинградская симфония»)

Учитель:

- Давайте познакомимся с композитором.

Ученик зачитывает информацию про Д.Шостаковича

Учитель:

- Симфония №7 состоит из 4 частей. 1-я часть симфонии №7 начинается со вступления, экспозиция рисует мирное время довоенного Ленинграда, в качестве разработки звучит эпизод нашествия фашистов, реприза рисует схватку русского народа с фашистами и заканчивается кодой.

 

- Я предлагаю послушать фрагмент 1 части симфонии и выполнить следующее задание: У каждого, в рабочем листе напечатаны одинаковые тексты, характеризующие все разделы первой части симфонии. Вам необходимо, прослушав музыкальный фрагмент, найти описание заданной этому музыкальному эпизоду.

прослушивание аудиофрагмента Симфонии №7, эпизод нашествия

- Давайте немного проанализируем эту музыку.

Каков характер этого муз.эпизода, ритм, мелодия? (грозная, холодная, бездушная, железная мелодия, постоянное повторение одного и того же мотива, однообразная мелодия, чеканный ритм)

Каково динамическое развитие темы?( начинается тихо, усиливается, разрастается, впечатление надвигающейся грозной силы создаёт усиливающаяся динамика)

Звучание каких музыкальных инструментов преобладает в этой теме? (увеличение количества инструментов, военный образ создаёт жанра марша, как будто маршируют заводные куклы, звучание оркестра становится плотнее, массивнее, начинается дикий хаос разрушения)

Жанр оркестровой музыки: симфония

 

проверка задания

Вступление: Данная часть начинается широкой, распевной эпической мелодией. Музыка вступления величественная, энергичная, мужественная, рисует образ героического народа. Она развивается, растет, наполняется все большей мощью.

 

Образ мирного времени: Мелодия этой темы лирическая, певучая, тихая, плавная,

спокойная. Она похожа на колыбельную песню. Мелодия ее как будто растворяется в тишине. Все дышит спокойствием мирной жизни.

 

Эпизод нашествия фашистов”: рисует картину вторжения разрушительной силы.

Поначалу тихое звучание кажется безобидным, но с каждым разом к монотонной мелодии подключается звучание новых инструментов и эта тема превращается в колоссальное чудовище-машину уничтожения. Кажется, что она сотрет в порошок все живое на своем пути.

 

Противостояние русского народа: В тот момент, когда кажется, что железная махина с грохотом движется прямо на слушателя, происходит неожиданное. Начинается противодействие. Появляется мотив сопротивления. В этой теме как будто разыгрывается симфоническая битва.

В эпизоде нашествия композитор передал бесчеловечную жестокость, слепой, безжизненно-жуткий автоматизм, неразрывно связанные с обликом фашистской военщины. Эту тему сравнивают с машиной-чудовищем, которая сотрет в порошок всё живое.

 

Учитель:

- Дмитрий Дмитриевич Шостакович писал: “Когда грохочут пушки, поднимают свой могучий голос наши музы. Поэты писали стихи, композиторы сочиняли музыку - и все это было востребовано. Может, еще и потому выстояли наши отцы и деды в той страшной войне?”

И песни, которые звучат в наши дни, это память тех незабываемых лет.

Смотрят видеоролик, определяют название произведения.

 

 

 

 

 

 

 

Знакомятся с биографией

Д. Шостаковича

 

 

 

 

 

 

 

Прослушивают музыкальный фрагмент.

 

Выполняют задание в рабочем листе.

 

 

Анализируют прослушанный эпизод.

 

 


 


 


 

Дети зачитывают выбранную ими характеристику.

Вокально-хоровая работа

Познакомиться с песней и разучить её.

 

Учитель:

Я предлагаю вам сегодня, познакомится с одной из таких песен.

сл. и муз. Елены Плотниковой “О той весне”

Обратиться к рабочему листу, дать время оценить себя(поиск информации, применение нового материала)

Знакомятся с текстом песни, разучивают мелодию песни.

Ставят отметку в оценочном листе.

Подведение итогов

Закрепить и проверить знания учащихся на усвоении темы урока

выполнив задание: «Проверь себя».

Учитель:

- Завтра мы проснемся и увидим голубое небо и ясное солнце. И пусть так будет всегда. Именно для того чтобы мы жили беззаботно и счастливо, мужественно защищали свою Родину русские солдаты и офицеры. А композиторы и поэты увековечили события тех дней в своих песнях.

 

Учитель:

- Подводя итог нашего урока, хотелось бы посмотреть, насколько вы усвоили данную информацию. Предлагаю выполнить последнее задание: проверь себя.

Допиши фразу..

Сегодня на уроке мы познакомились ….(с каким произведением)____________________

Автором музыкального произведения является…_________________________________

Симфония посвящена….(какому городу) ______________________________________

Какое историческое событие связано с музыкальным произведением ________________

Как называется эпизод симфонии, который прослушали на уроке_____________________

Работа в рабочем листе

Обратиться к оценочному листу, дать время оценить себя (самостоятельная работа с самопроверкой)

Выполняют задание на рабочем листе: Проверь себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ставят отметку в оценочном листе.

Рефлексия

Оценить деятельность учащихся на уроке.

Учитель:

- Ребята, как вы считайте, удалось ли нам раскрыть тему урока? Достигли ли мы поставленную цель? Дети: Да, конечно

 

Обратиться к оценочному листу, дать время оценить себя

Подводят итог урока

Оценивают свою деятельность.

Информация о домашнем задании

Обеспечить понимания дом. задания, проверка записи.

Д/З Петь песню «О той весне»

 

Записывают д/з в дневники.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации