Технологическая карта урока на тему «Отдел Плауновидные: особенности строения и размножения»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учитель | Екимова Кристина Александровна | |||||
Образовательное учреждение | МКОУ «Новодраченинская СОШ» | |||||
Предмет | Биология | |||||
Класс | 7 класс | |||||
Автор УМК | Сонин Н.И. | |||||
Тип урока | Изучение нового материала | |||||
Тема урока | Отдел Плауновидные: особенности строения и размножения. | |||||
Цель | Изучить особенности строения и размножения представителей отдела Плауновидные | |||||
Задачи | Образовательные | Развивающие | Воспитательные | |||
- Изучить особенности строения, жизнедеятельности растений отдела плауновидных, усложнение организации плаунов в ходе эволюции. - Выявить роль плауновидных в природе и их практическое значение. | - Продолжить развивать общеучебные умения и навыки, интеллектуальные способности учащихся. - Продолжить формирование умений сравнивать, решать проблемные вопросы, делать выводы, работать с гербариями и рисунками. | - Продолжить формировать естественно-научное мировоззрение и понимание необходимости бережного отношения к природе, на примере значения плауновидных в природе и жизни человека. - Продолжить воспитывать чувство любви к природе, понимание ее хрупкости, необходимости защиты. | ||||
Планируемые результаты | Личностные | Метапредметные | Предметные | |||
Формирование познавательного интереса, мотивации на изучение природы. Формирование ответственного отношения к обучению. Установление связи между целью деятельности и ее результатом. | Умение слушать и понимать речь других людей Умение находить информацию в учебнике. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. | Освоение знаний о строении, размножении, многообразии плаунов. Освоение знаний о значении представителей отдела в природе и жизни человека. Освоение знаний о систематическом положении представителей отдела Плауновидные. | ||||
Междисциплинарные связи | География, иностранный язык | |||||
Ресурсы | Информационный материал: учебник. Демонстрационный материал: гербарные экземпляры мхов и плаунов, презентация. Интерактивный материал: видео-физкультминутка. | |||||
Этап урока | Приемы, УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||
1. Организационный момент | Личностные: Мобилизация внимания, уважение к окружающим | Приветствие, проверка посещаемости, готовности к уроку, положительный настрой на урок. Guten Tag, Schüler der 7. Klasse! Удивлены? Да, у нас урок биологии, а не немецкого языка. Но сегодня мне бы хотелось чтобы и вы начали урок с приветствия друг друга. Перед вами карточки. На них написано «Добрый день, одноклассники!» на разных языках мира. Давайте прочитаем! Приложение 1 | Дети приветствуют друг друга на разных языках. | |||
2. Актуализация знаний | Познавательные УУД Анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Аргументация своего мнения и позиции Личностные: осознание своих возможностей. | Сегодня на уроке мы продолжаем знакомится со споровыми растениями, и чтобы понять о каких растения пойдет речь на уроке, вашему вниманию предлагается терминологический диктант, разгадав который, вы узнаете, с какими растениями мы с вами познакомимся. Приложение 2 О каких растениях мы сегодня узнаем? А вы помните, что много миллионов лет назад наша планета выглядела совершенно иначе. Когда-то жизнь была только в океане, затем она вышла на сушу (а как называются первые растения, вышедшие на сушу?) 360 миллионов лет назад там, где сейчас находится ваш дом, улица, произрастали огромные деревья, но это были не березы или ели. Это были огромные древовидные папоротники, хвощи и плауны. Какой климат был в то время на планете? Да, он был очень влажный, а леса состояли из очень высоких растений, в том числе Плауновидных. Трудно узнать сейчас, гуляя в хвойном или смешанном лесу, потомков тех растений. | Учащиеся работают с раздаточным материалом, вспоминают определения, расшифровывают тему урока. Проводят взаимопроверку в парах. Слушают рассказ учителя, вступают в диалог, отвечая на вопросы. | |||
3. Целеполагание, постановка проблемы | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные УУД установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | Учитель задает вопросы подводя учащихся к теме урока: Итак, на этом уроке мы познакомимся с некоторыми их потомками, а именно с кем? (плаунами) Верно, а как будет называться отдел? (Отдел Плауновидные). Что важно для нас узнать? (Строение, размножение, многообразие, значение в природе и жизни человека) Давайте сформулируем тему урока. Какова цель? Постановка проблемы Ребята, как вы думаете, а чем отличаются плауны от мхов? | Формулирую тему урока («Отдел Плауновидные: особенности строения и размножения»), записывают в тетрадь. Ставят цель урока - изучить особенности строения, размножения, многообразие и значение плаунов Учащиеся выдвигают гипотезы, обсуждают их. | |||
4. Изучение нового материала. Первичное закрепление. | Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания. Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные: давать определения новым понятиям темы. Регулятивные Контроль, самоконтроль, оценка | Давайте разберемся в этом вопросе. Для этого мы отправляемся в путешествие и совершим остановки на тематических станциях. Помните, что на каждой станции нужно быть внимательными и активными. Не забывайте заполнять маршрутный лист и отмечать знаками «+» или «-» то, как справились с заданием на станции. В конце урока мы выставим отметки в соответствии с выполненными заданиями. Приложение 3 Приложение 4 СЛАЙД 1. Станция «Историческая» СЛАЙД 2. Плаун – вымирающий потомок древнейших на земле деревьев. Предки плауна – вымершие лепидодендроны – чешуедревы, деревья высотой около 30 метров и до 2 метров в поперечнике. Причиной вымирания послужили изменения климата (теплый и влажный каменноугольный период сменил холодный и сухой пермский период) и тектоническая активность, значительно сократившая размеры экосистем угольных болот. Много тысяч лет назад покрывали землю сплошным лесом. По отпечаткам на горных породах и каменном угле ученые восстановили общий вид предков плауна. Это были деревья с шиловидными листьями наверху, сидящих на стволе спиралью. Нижние листья постепенно опадали и оставляли ромбические следы. Поэтому весь ствол лепидодендронов словно разграфлен и несколько напоминает вафлю. Ветвились стволы и ветви этих деревьев дихотомически, т.е. разделялись на вершине на два одинаковых побега следующего порядка. Некоторые виды образовывали шишки длиной до 90 см. Несмотря на огромные размеры, у них слабо была развиты проводящие и механические ткани и основную массу ствола составляла кора, покрытая остатками оснований листьев. Отсюда и название этих родов: лепидодендрон – «чешуедрев», сигиллярия – «печатное дерево». Потомок мощного дерева лепидодендрона – наш современный плаун – выродился в малозаметное, стелющееся по земле растение. В чем причина вымирания большинства древовидных споровых растений в конце каменноугольного периода? Какие растения являются предками современных плауновидных? СЛАЙД 3. Заполните пропуски в систематике плаунов. Выделите те позиции, которые нам пригодятся при выполнении рисунков в альбоме. СЛАЙД 4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА СЛАЙД 5. Станция «Исследовательская» СЛАЙД 6. Плауны – многолетние, вечнозеленые травянистые растения с прямостоячими и ползучими побегами и отходящими от них корнями. У растения длинный стебель с отходящими веточками, густо покрытый мелкими различной формы листочками. В июле, августе на концах ветвей, поднимаются к верху, три-пять колосков со спорангиями, из которых сыплется мелкий желтый порошок - споры. Практическая работа «Изучение внешнего строения плауна булавовидного» Оборудование: гербарий плауна булавовидного. 1. Изучите внешнее строение плауна. Найдите подземные и надземные вегетативные органы, кратко опишите их. Сравните внешнее строение плаунов со строением мхов. В чем их сходство и различие? (устно) 2. Рассмотрите спороносные колоски. Каково значение спор в жизни плаунов? (устно) СЛАЙД 7. Станция «Циклическая» СЛАЙД 8. Бесполое размножение плаунов осуществляется спорами и с помощью укоренения жизнеспособных фрагментов. В июле, августе в колосках созревают споры. Споры плауна не впитывают воду и плавают на ее поверхности. В благоприятных условиях из споры развивается маленькая пластинка – заросток. Вскоре на нижней поверхности заростка в особых органах – гаметангиях – формируются мужские и женские половые клетки (гаметы). У плауновидных женские половые органы, образующие яйцеклетку, называют архегонием (от греч. архе – "начало", гоне – "рождение"), а мужские половые органы – антеридием (от греч. антерос – "цветущий"). С помощью воды (при таянии снега или дождя) мужские гаметы – сперматозоиды доставляются к яйцеклеткам. После оплодотворения из образовавшейся зиготы на заростке появляются маленькие побеги с придаточными корнями. Со временем они развиваются в крупное зеленое растение, живущее много лет. Спустя некоторое время на листьях растения образуются споры в особых органах – спорангиях. Поэтому данную фазу жизненного цикла называют спорофитом, а стадию заростка – гаметофитом. Спорофит – многолетняя фаза в их развитии. У плауна булавовидного на образование из споры гаметофита и развитие из него спорофита требуется свыше 20 лет. Сравните жизненные циклы Моховидных и Плауновидных. У моховидных спорофит – коробочка, которая не имеет хлорофилла и живет очень недолго; гаметофит – зеленое побегоносное растение, живущее длительное время. У плауновидных наоборот: гаметофит – маленькая пластинка-заросток, а спорофит – зеленое многолетнее растение, имеющее корень, стебель и листья. СЛАЙД 9. Станция «Промышленная» Работа с учебником. Найдите практическое значение плаунов. СЛАЙД 10. В таежных лесах России, среди мхов и травы, во влажных местах встречается баранец обыкновенный (или плаун-баранец). На сухих, светлых, сухотравных местах еловых и сосновых лесов произрастает плаун булавовидный. Оба вида используются как лекарственные растения. СЛАЙД 11. В некоторых местах земного шара леса лепидодендронов превратились в каменный уголь. В горных породах и в пластах каменного угля можно найти отпечатки коры и листьев этих древних деревьев. СЛАЙД 12. Плаун ценен своими спорами. Споры содержат 49 % жира и 2 % сахара. Споры употребляются в аптеках для пересыпки пилюль, чтобы они не становились влажными, и как присыпка для грудных детей. Споры плауна издавна использовались в театрах для световых эффектов: при зажигании они дают яркую вспышку. Их употребляют для изготовления ракет, применяемых для сигнализации. Тропические виды разводят в оранжереях как красивые декоративные растения. Особое значение споры плауна имеют в литейном деле при отливке мельчайших деталей: ими обсыпают формы. Как корм плауны никакой ценности не имеют, они практически не поедаются животными. СЛАЙД 13. Станция «Экологическая» Почти все плауны занесены в Красную книгу России, находятся под охраной как древние, вымирающие растения. В Красную Книгу Алтайского края занесены 2 вида плаунов. СЛАЙД 14. БАРАНЕЦ ПРИЖАТЫЙ Состояние локальных популяций стабильное, и видимого ухудшения не наблюдается. Лимитирующие факторы. Хозяйственная деятельность человека, выпас скота в местах обитания вида, узкая экологическая приуроченность. Принятые меры охраны. Вид охраняется в Тигирекском заповеднике. Необходимые меры охраны. Контроль за состоянием известных популяций, поиск новых местонахождений вида и организация ботанического заказника в районе Коргонского или Тигирекскогохребтов. СЛАЙД 15. ПЛАУН КУРОПАТОЧИЙ Состояние локальных популяций стабильное, и видимого ухудшения не наблюдается. Лимитирующие факторы. Скорее всего, хозяйственная деятельность человека (рубка леса на его границе и заготовка лекарственных растений) в местах обитания вида, узкая экологическая приуроченность. Принятые меры охраны. Меры по охране вида в крае не предпринимались. Необходимые меры охраны. Контроль за состоянием известных популяций, поиск новых местонахождений вида и организация ботанического заказника в районе горы Плешивой. | Станция «Историческая» Слушают учителя, отвечают на вопросы, выполняют задания, фиксируют «+» и «-» в маршрутных листах. Станция «Исследовательская» Слушают учителя. Рассматривают гербарий, подписывают органы, устно отвечают на вопросы, фиксируют «+» и «-» в маршрутных листах. Станция «Циклическая» Слушают учителя, рассматривают рисунок жизненного цикла в учебнике. Сравнивают ЖЦ моховидных и плауновидных. Фиксируют «+» и «-» в маршрутных листах. Станция «Промышленная» Работают с учебником. Сравнивают с правильным ответом на слайде. Записывают ответы в МЛ. Фиксируют «+» и «-» в маршрутных листах. Дополняют ответ после рассказа учителя. Станция «Экологическая» Слушают учителя, отвечают на вопросы (все вместе, балл за это не начисляется). | |||
5. Самостоятельное применение знаний. | Познавательные УДД Анализ, синтез, сравнение, обобщение информации Регулятивные УУД Контроль Оценка Волевая саморегуляция в ситуации затруднения | Для закрепление полученных знаний давайте выполним упражнение в ваших маршрутных листах. СЛАЙД 16 (для проверки) 1. Плауны, как и мхи, произошли, возможно, от псилофитов. 2. Плауновидные встречаются в хвойных и смешанных лесах. 3. У плаунов стебли прямостоячие и ползучие. 4. Вегетативное размножение у плаунов происходит за счет отмирания участков старых побегов и укоренения жизнеспособных фрагментов. 5. Бесполое размножение происходит с помощью спор. 6. Споры прорастают и дают начало гаметофитам. 7. Сперматозоиды созревают раньше, чем яйцеклетки. Это снижает вероятность самооплодотворения. 8. Зигота имеет двойной набор хромосом. 9. Споры плаунов используются в качестве детской присыпки. 10. В Алтайском крае 2 плауна занесены в Красную Книгу. Это баранец прижатый и плаун куропаточий. | Учащиеся выполняют упражнение, сверяют с эталоном. Фиксируют «+» и «-» в маршрутных листах при условии, что дано более 60% правильных ответов. | |||
6. Контроль усвоения знаний. | Познавательные УДД Анализ, синтез, сравнение, обобщение имеющейся информации Регулятивные УУД Волевая саморегуляция в ситуации затруднения | Ребята, так все-таки плауны отличаются от мхов? Чем? | Называют отличия, например, наличие придаточного корня, строение спорангия, особенности жизненного цикла и т.п. | |||
7. Объяснение домашнего задания | Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем. | Домашнее задание 1. Изучить параграф. 2. Выполнить рисунок жизненного цикла плаунов 3. Нарисовать 1 представителя отдела Плауновидные (не забыть подписать систематику). | Записывают домашнее задания в дневник, задают вопросы. | |||
8. Рефлексия. | Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: осознавать успешность своей деятельности. | Что нового вы узнали на уроке? Какие затруднения у вас возникли в процессе работы на уроке? Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: СЛАЙД 17. Сегодня я узнал… Я научился… Меня удивило… У меня получилось… Было трудно… Я смог …. Я понял, что… Я попробую… Я теперь могу…. Меня удивило… Мне захотелось…. Было интересно… Оценить работу учащихся во время урока, прокомментировать оценки. (5 «+» за урок - 5 баллов, 4 плюсика – 4 балла и т.д.). Всем спасибо за урок! До свидания! | Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Считают баллы, выставляют себе отметки. |