Технологическая карта урока по обществознанию на тему «Гражданские правоотношения» (9 класс)

2
0
Материал опубликован 15 March

Тема урока

ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

Тип урока

Изучение нового материала

Дата урока

29.02.2024 г.

Образовательные
ресурсы

Презентация «Гражданские правоотношения»

План урока

1. Сущность гражданского права.

2. Особенности гражданских правоотношений.

3. Виды договоров .

4. Гражданская дееспособность несовершеннолетних.

5. Права потребителей и защита прав потребителя

Цель урока

Для учителя: сформировать базовые знания в области гражданских правоотношений; умение решать практические задачи, связанные с гражданскими правоотношениями; учиться защищать права в сфере гражданских правоотношений и воспитание чувства ответственности по отношению к принятым обязательствам.

Для учащихся: научатся определять суть гражданского права, особенности гражданских правоотношений; научатся объяснять сущность дееспособности несовершеннолетних, научатся характеризовать виды гражданско-правовых договоров, закрепят знания по гражданско – правовым отношениям на примере решения заданий в формате ОГЭ

Методы и формы
обучения

Методы: частично-поисковый.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая (парная)

Основные понятия

Гражданское право, гражданские правоотношения, материальные блага, нематериальные блага, юридические и физические лица, сделка, дееспособность, деликтоспособность, правоспособность , потребитель, права потребителя

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения
компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного
опыта / приобретенная компетентность

Научатся: определять суть гражданского права и особенности гражданских правоотношений; объяснять,
в чем проявляется гражданская дееспособность несовершеннолетних; характеризовать виды гражданско-правовых договоров.

Получат возможность научиться: формулировать познавательные цели; осуществлять поиск нужной информации

Информационная компетенция

Владеют: навыками работы с различными источниками информации: учебниками, схемами- таблицами.

Умеют: самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное и необходимое; применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии

 

 

 

Этапы
урока

Время
(мин)

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

I. Орг.момент

2

Проверяет готовность учащихся к уроку. Приветствие гостей. Обращение учителя к учащимся: работайте активно, уверенно.

Запись даты, в рабочей тетради

II. Актуализация знаний

10

1. Организация работы с иллюстративным материалом (слайд 1).

Вопросы к иллюстрациям:

1.Что объединяет представленные иллюстрации? 2.Какие отношения иллюстрируют фотографии?

3. Нормами каких отраслей права будет регулироваться представленные отношения? (в помощь учебник стр.138)

 

Аргументированно высказывают свое мнение

Предполагаемые ответы:

Объединяет то, что все эти отношения регулируются нормами права

Административные правоотношения, трудовые правоотношения, семейные правоотношения

Нормами административного права, трудового, конституционного, семейного

2. Организация работы по группам для решения заданий по образцу ОГЭ . (Зад 16-18).Приложение 1) (Слайд 2).

1.Во сколько баллов оцениваются эти задания? Установка учителя: попробуем заработать по 3 балла. Учитель раздает задания по группам.

1гр - зад 16,2гр - зад 17, 3гр -зад 18

Предполагаемый ответ: по одному баллу.

Обучающиеся работают в группах( 1 мин), читают задание и формулируют , аргументируют ответ , - 1

 

 

 

3.Организация работы индивидуальной по решению заданий по образцу ОГЭ ( зад 19. Приложение 2) (Слайд 3)

Зад № 19. Выберите и назовите порядковые номера черт сходства, и порядковые номера черт различия.
На уроке обществознания учитель рассказывал о нормативно - правовых актах. Сравните Конституцию и любой другой нормативный правовой акт.

обязательность исполнения

верховенство в правовой системе страны

юридическая ответственность за нарушение

4)закрепление основ государственного строя

Обучающиеся работают индивидуально и озвучивают ответ.

 

 

Ответ:

13  24

 

 

 

4. Организация работы в группа- парах по решению ситуаций(Приложение 3) (Слайд 4)

1.Гражданин Н., угрожая кассиру магазина, потребовал от него передать ему деньги из кассы, что тот и сделал

2. Гражданин М., потерял кошелек с деньгами, поэтому вынужден был ехать домой на электричке без билета. Вошедшие контролеры потребовали заплатить штраф.

3.Дедушка подарил внучке в связи с ее вступлением в брак акции строительной компании

1.Укажите, нормами какой отрасли права регулируются данные правоотношения

 

Обучающиеся работают в группах( 1 мин), читают задание и формулируют , аргументируют ответ .

Предполагаемый ответ:

1. Нормами уголовного права, т.к. это правонарушении – преступление)

2. . Нормами административного права, т.к. это правонарушение – проступок

3. Нормами - ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА , т.к.отрасль гражданского права регулирует сферу имущественных отношений.( учебник стр. 138)

III. Мотивационный этап, постановка проблемы

3

1. Организация работы с 3иллюстративным материалом (слайд 5,6,7).

Вопросы к иллюстрациям:

1.Что объединяет представленные иллюстрации? Регулируются ли данные отношения нормами права?

2. По поводу чего возникли правоотношения?

3. Нормами какой отрасли права будут регулироваться эти отношения, обратимся к тексту УП стр. 138.

4. Сформулируйте и запишите в тетрадь тему урока

5. Подумайте, что нам предстоит выяснить?

Аргументированно высказывают свое мнение

Предполагаемые ответы:

1. Объединяет то, что все эти отношения регулируются нормами права

2.Правоотношения возникли по поводу вещей, покупки продуктов, сданных в гардероб одежды (вещей)

3. Регулироваться эти отношения будут нормами ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА.

 

2. Слово учителя и постановка проблемы: Наша тема затронет изучение права в сфере собственности, владения и распоряжению ею. А как часто вы вступаете в отношения с другими людьми по поводу собственности?

Гражданское право называют сегодня « фундаментом делового мира». Попробуем выяснить ПОЧЕМУ:

Учитель? По ходу урока будем заполнять кластер, который поможет вам при подготовке к ОГЭ.(приложение 4)(Слайд 8)

Предполагаемый ответ обучающихся: каждый день, оплачивая обеды в школьной столовой, сдавая верхнюю одежду в гардероб, покупая продукты в магазине….

IV.Изу-
чение
нового
мате-

риала

17

Разбор вопросов. Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений( слайд 8,9)

1. Организация работы с текстом учебного пособия. Работа над понятием «гражданское право», стр. 152 УП.

1. Найдите понятие гражданское право.

2. Сформулируйте, исходя из этого, понятие гражданские правоотношения.

2. Выделите в определении три особенности гражданского права и подчеркните их

3. Что означает равенство сторон и в чем выражается автономия воли сторон. Организация работы с текстом УП стр. 153.

Вывод по особенности: обратите внимание, что нормами ГП, регулируются не все имущественные отношения, а только те, которые основаны на равенстве и автономии воли сторон.

Равенстве сторон подразумевает отсутствие между сторонами властного подчинения, зависимости

Автономия воли сторон выражается в том, что каждая сторона , будучи независимой, принимает решение свободно, по доброй воле.

4.Обратите внимание на то отношения по поводу чего регулируются( имущественных и личных неимущественных отношений.), что является объектом отношений.

Вывод по 2. 3 особенности : (2)объекты отношений- им и личные неимущественные отношения и блага, (3) превалируют имущественные отношения над личными неимущественными.

5.Что такое имущественные отношения? Личные неимущественные отношения?

Обучающиеся работают с текстом УП стр 153-154

Гражданское право – это отрасль права, включающая совокупность юридических норм, которые (1)регулируют на началах равенства и автономии воли сторон (2, 3)имущественные и личные неимущественные отношения.

Гражданские правоотношения – это урегулированные нормами гражданского права имущественные и личные неимущественные общественные отношения (Уточнение на стр 154 )

Выделяют три особенности

 

Имущественные : по поводу материальных благ (имеют денежную оценку: вещи, услуги) Личные неимущественные, нематериальные блага (изобретения, творчество, честь, достоинство, изобретения, произведения литературы, искусства, право на неприкосновенность частной жизни)

 

 

Первичное закрепление понятия гражданского права. Решение логического задания на распознавание имущественных и личных неимущественных отношений ( приложение 5)

Определите, в каких примерах идёт речь о имущественных, а в каких – о неимущественных отношениях:

1 Анатолий приобрёл в магазине «Эльдорадо» видеокамеру.

2 Игорь написал стихи и отнёс их в местную газету «Рабочее слово» для публикации.

3 Отдыхая на пляже, Ирина взяла на прокат 2 топчана.

4 Георгий месяц назад получил наследство от дедушки.

5 Светлана исполнила на школьном вечере песню собственного сочинения.

6 Сергей Иванович прочитал в местной газете, что он вор и не доплачивает зарплату своим сотрудникам.

Обучающиеся решают задание в парах . Ответ: имущественные отношения – 1,3,4. Личные неимущественные отношения- 2,5,6

 

 

 

Организация работы с текстом УП стр. 154.

Слово учителя. Гражданское правоотношения как и все правоотношения обязательно должны иметь 3 элемента:

1.Какие?

С объектом разобрались. Переходим к субъектам (равным сторонам), их согласно схеме, две. Кто это?

Вывод: особенность ГО - в субъектах

А кто может быть физическим лицом (Граждане, лица без гражданства, иностранные граждане - апатриды). А юридическим лицом? (коммерческие и некоммерческие организации, государство, субъекты, государственные органы, если они вступают в гражданско – правовые отношения на началах равенства)

2.В чем особенность содержания ГП?

Организация работы с текстом УП стр. 154

Уточнение учителя: В гражданских правоотношениях каждая сторона обладает правами и обязанностями. Но бывают случаи, когда одна сторона имеет только права, а другая- только обязанности( Вы дали в долг, обязанность взявшего – вернуть.)

1.Ответ учащихся: субъект, объект и содержание.

Осуществляют поиск ответа в УП. Физические лица и юридические лица. К ЮЛ относятся также РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, если они вступают в гражданско – правовые отношения. Названы лицами, что подчеркивает равенство сторон.

2. содержание: взаимные права и обязанности участников правоотношений,

 

 

Первичное закрепление структуры правоотношений

Определите элементы следующих правоотношений:

А) Гражданин А. и гражданин Б. заключили договор купли-продажи , согласно которому гражданин А. продал гражданину Б принадлежавший ему холодильник.

Б) По договору найма жилого помещения гражданин Трофимов К.И. предоставил дом, принадлежащий ему на праве личной собственности, в пользование гражданину Андрусову П.К. на определённый срок и за определённую плату.

 

 

Обучающиеся решают задание:

А) Субъекты: Гражданин А и Б ( физические лица)

Объекты – материальное благо (холодильник)

Содержание: Гражданин А: обязан продать в должном состоянии, имеет право получить деньги

Гражданин Б: оплатить обязан, имеет право отказаться, если не соответствует условиям договора

Б) Субъекты - Трофимов и Андрусов

Объекты: дом

Содержание:

 

 

Разбор 3 вопроса. Виды договоров. Организация работы по схеме- кластеру

Учитель: Вступая в правоотношения, мы заключаем сделку . Сделки бывают разных видов.

Виды сделок

По количеству участников

По наличию или отсутствию встречных обязательств

По форме

Односторонние (например, дарение, завещание, выдача доверенности)

Двусторонние (например, купли продажи, сдачи в аренду, договор хранения, проката, перевозки пассажиров)

Многосторонняя (например, договор трех организаций о совместном строительстве Дуссе - Алиньского тоннеля)

Возмездные

Безвозмездные

Устные

Письменные

С нотариальным подтверждение

С государственной регистрацией.

Например:

- получение внучкой наследства - установление права собственности на квартиру, Письменная, односторонняя, безвозмездная.

- покупка машины – т.е. установление права собственности на машину и обязанности по её содержанию, уплате налогов и т.д; Двухсторонняя, в устном виде(чек в магазине), возмездная

Работают с текстом УП стр. 155. Идет работа по схеме .

Сделка- действия физических или юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей

 

 

Первичное закрепление. Определите виды договоров: (не меньше 3-х позиций)

А) Дедушка подарил внучке машину;

Б) Семья приобрела стиральную машину в магазине;

В) В школу на время летних каникул наняли бригаду строителей для проведения ремонта.

А) дарение, в устной форме, безвозмездный, односторонний

Б) купли – продажи, двустронний, в устной форме

В) письменной форме, договор подряда, многосторонний

 

 

Разбор 3 вопроса. Гражданская дееспособность несовершеннолетних

1.Вспомним понятие дееспособность, деликтоспособность, правоспособность.

2. организация работы по таблице «Гражданская дееспособность несовершеннолетних»

Найдите , используя текст учебника и таблицу, уровень своей дееспособности(приложение 5 )

Дееспособность - способность своими осознанными действиями осуществлять субъективные и юридические обязанности( УП стр143)

Деликтоспособность– способность гражданина нести ответственность за причинённый вред за свои действия.

Правоспособность - способность иметь права и обязанности согласно законам РФ

 

 

Выполнение заданий 1, 3 стр. 160 УП

ИЛИ

Первичное закрепление по гражданской дееспособности несовершеннолетних (задание в форме ОГЭ). Наполните, сколько баллов получим за правильный ответ(1 балл)

Зад №19. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.

Виктору – 12 лет, Антону – 15 лет. Сравните объёмы дееспособности (правовые статусы) 12-летнего и 15-летнего подростков.

1)совершение мелких бытовых сделок
2) распоряжение своим заработком, стипендией и иными доходами
3) совершение не требующих нотариального удостоверения сделок, направленных на безвозмездное получение выгоды
4) внесение вкладов в кредитные учреждения и распоряжение ими

 

Обучающиеся решают задания

Ответ:

13  24

 

 

 

Разбор 4 вопроса. Права потребителя и защита прав потребителя. Организация работы по таблице – схеме и решение проблемного задания (приложение 5 )

Ситуация: Вы купили фирменные джинсы, а они оказались подделкой. 2. Вы купили мобильный телефон, а он после подключения на подзарядку загорелся, в результате чего в комнате возник пожар. Во всех этих случаях вы потребитель, права которого нарушены. Какие ваши права потребителя нарушены.

Вывод: Так, возникает необходимость защиты наших потребительских прав. В этом у нас есть 2 пути: 1. – договориться с продавцом: о замене товара на равноценный, о ремонте за счёт продавца или производителя (если это брак), о возврате денег. Если договориться не получается – то 2. – разбирательство через суд.

Обучающиеся работают по схеме и осуществляют анализ ситуаций

V. Итоги урока. Рефлексия

5

1.Поможет ли знание этой темы в жизни? В каких жизненных ситуациях? Какими источниками права будете руководствоваться (стр. 153)

2.Прием «Три момента»: отметьте те 3 момента, которые вы считаете самыми важными для вас на уроке

 

Обучающиеся высказывают сое мнение о важности темы, оценивают свою работу на уроке.

 

VI. Решение проблемы

 

Гражданское право называют сегодня « фундаментом делового мира». Объясните, ПОЧЕМУ:

 

Обучающиеся аргументируют свою точку зрения ( в случае необходимости можно обратиться к тексту на стр. 152 УП . Введение к параграфу)

VII/ Домашнее задание

2

Параграф 19, ч, п, в. Зад из рубрики «В классе и дома» №№ 1,3,6

Запись д/з

 


 

Приложение 1.

16.Выберите правильный ответ.

К какой из представленных ситуаций применима правовая норма?

1) Гражданин С. вошёл в храм, не сняв головного убора;2) Будучи в гостях, гражданин С. испачкал скатерть соусом; 3) Гражданин С. проехал перекресток на запрещающий сигнал светофора;4) Гражданин С. добровольно отказался от бесплатной путёвки в санаторий.

Ответ: 3

17.Выберите правильный ответ.
Что отличает право от других социальных норм?

1) регулирование поведения людей 2) опора на представления о добре и зле;3) непрерывное действие во времени; 4) установление государством

Ответ: 4

18. Верны ли следующие суждения о правовых нормах?

А. Право представляет собой совокупность общеобязательных правил (норм). Б. Право регулируется только силой общественного мнения.

1) верно только А; 2) верно только Б;3) верны оба суждения;4) оба суждения неверны

Ответ: 1

Приложение 2

Зад № 19. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
На уроке обществознания учитель рассказывал о нормативных правовых актах. Сравните Конституцию и любой другой нормативный правовой акт.

обязательность исполнения

верховенство в правовой системе страны

юридическая ответственность за нарушение

4)закрепление основ государственного строя

Ответ: 13  24

Приложение 3.

 

1.Гражданин Н., угрожая кассиру магазина, потребовал от него передать ему деньги из кассы, что тот и сделал

2. Гражданин М., потерял кошелек с деньгами, поэтому вынужден был ехать домой на электричке без билета. Вошедшие контролеры потребовали заплатить штраф.

3.Дедушка подарил внучке в связи с ее вступлением в брак акции строительной компании

1.Разберите ситуации и определите три элемента правоотношений

2.Укажите, нормами какой отрасли права регулируются данные правоотношения

 

 

 

 

Гражданское право-

Приложение 4.

 

 

 

 

Гражданский правоотношения-

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники права

 

 

 

Правосубъективность

 

 

 

Структура правоотношений

 

 

 

 

 

 

t1710493979aa.gift1710493979ab.gift1710493979ac.gif

t1710493979ad.gift1710493979ae.gift1710493979af.gift1710493979ag.gif

t1710493979ah.gift1710493979ai.gif

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

t1710493979aj.png

 

 

 

Приложение 6.

 

Выполнение заданий 1, 3 стр. 160 УП

Или Зад №19 Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.

Виктору – 12 лет, Антону – 15 лет. Сравните объёмы дееспособности (правовые статусы) 12-летнего и 15-летнего подростков.

1) совершение мелких бытовых сделок
2) распоряжение своим заработком, стипендией и иными доходами
3) совершение не требующих нотариального удостоверения сделок, направленных на безвозмездное получение выгоды
4) внесение вкладов в кредитные учреждения и распоряжение ими

Ответ:

13  24


 


 

Приложение 7.


 


 

 

Право на необходимую и достоверную информацию о товаре (срок годности, срок службы, гарантийный срок), включая инструкцию, которая должна быть на русском языке

.

 

 

Права потребителей

t1710493979ak.gift1710493979al.gift1710493979am.gif

Право на качество товара(соответствие требованиям стандарта, условиям договора, соответствие качественному знаку)

Право на безопасность товара (услуги) для жизни, имущества и окружающей среды

t1710493979an.gif

Право на возмещение ущерба (материального и морального)

t1710493979ao.gif

Право на просвещение ( знание своих прав потребителя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература и интернет – ресурсы

1. https://simplecdz.ru/task/opredelite-v-kakikh-primerakh-idyot-rech-ob-imushchestvennykh-a-v-kakikh-o-neimu?ysclid=ltihbw241q889916767

2. https://soc7-vpr.sdamgia.ru/problem?id=4&ysclid=ltihcgdhld330536393

3. https://gdzotvet.ru/oge-ege/obw/577-zadaniya-oge-po-obshchestvoznaniyu-s-otvetami-sfera-prava-fipi

4. https://infourok.ru/konspekt-uroka-grazhdanskie-pravootnosheniya-1496369.html?ysclid=ltih9vjoww575024056

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации