Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме "Что это за листья?"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Знаменская средняя общеобразовательная школа»
Кариан – Строгановский филиал
Технологическая карта урока окружающего мира
Тема урока: «Что это за листья?»
1 класс
УМК «Школа России»
Учебник Окружающий мир. 1 класс. В 2 частях. Плешаков А.А.
Рабочая тетрадь Окружающий мир в 2 частях. Плешаков А.А.
Атлас – определитель От земли до неба. Плешаков А.А.
Учитель: Гладилина Е. В.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Цель: сформировать знания об особенностях лиственных деревьев, научить узнавать лиственные деревья ближайшего окружения и давать их краткое описание, наблюдать за осенними изменениями окраски листьев на деревьях.
Планируемые результаты:
Предметные:
Обучающийся будет знать:
- особенности лиственных деревьев;
Разновидности лиственных деревьев родного края;
- строение листьев и их виды;
- понятие «листопад».
Обучающийся будет уметь:
- распознавать листья наиболее распространённых пород деревьев;
- определять деревья по листьям;
- сравнивать и группировать листья по различным признакам.
Регулятивные УУД:
планировать самостоятельно или с помощью учителя действия по решению учебной задачи;
формирование умения осуществлять контроль в форме сравнения своей работы с заданным эталоном;
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной практической задачи;
формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений, подкреплять их доказательствами.
Личностные:
использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности;
формирование эстетических ценностей.
Методы, используемые на уроке:
деятельный,
объяснительно-иллюстративный;
частично-поисковый.
Форма обучения:
фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.
Оборудование:
интерактивная доска;
проектор;
компьютер с выходом в интернет.
Средства обучения:
мультимедийная презентация;
учебник;
рабочая тетрадь;
атлас – определитель;
гербарий.
Предварительная работа: экскурсия в осенний парк и сбор листьев.
Этапы урока | Содержание деятельности | Формирование УУД | ||
учителя | учащихся | |||
I. Организационный момент II. Актуализация знаний. III. Самоопределение к деятельности IV. Открытие нового знания. V. Первичное закрепление VI.Физкультминутка VII. Практическая работа в группах | - Прозвенел звонок - начинается урок. - Проверьте, всё ли у вас есть на парте: учебник, рабочая тетрадь, атлас-определитель, пенал, цветные карандаши.
- О чем мы говорили на прошлом уроке? - О каких новых растениях цветника вы узнали дома? - Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик предлагают нам разгадать кроссворд. - На какие две группы можно разделить эти растения? -Назовите среди этих растений комнатные. - Назовите растения цветника. - Прочитайте получившееся слово по вертикали. - Ка вы думаете, почему именно это слово подобрали Муравьишка и Черепаха? - Посмотрите на экран (слайд 2). - На какие группы разделены растения. (слайд 3) - Чем деревья отличаются от других растений. (слайд 4) - Отгадайте загадки. Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч(дуб)(слайд 5) В белом сарафане стала на поляне. Летели синицы, сели на косицы. (береза)(слайд 6) Падают с ветки золотые монетки. (листопад) (слайд 7) - Почему листья названы золотыми монетками? Кто самый внимательный и может назвать деревья, которые растут около школы? Попробуйте определить тему урока: о чем будем говорить сегодня на уроке? - Прочитайте в учебнике на стр. 28 учебную задачу. - Посмотрите на слайд 8. Чем похожи и чем отличаются эти деревья? (береза и сосна) - На что похожи хвоинки? А листья? (слайд 9, 10) - Кто ответит, как одним словом назвать все деревья, у которых есть хвоинки? - А как называются деревья с листьями? -Давайте потренируемся в различении хвойных и лиственных деревьев. - Перед вами на партах лежат листья, которые мы собрали на экскурсии. На что они похожи? - По каким признакам их можно разделить на группы? - Можете ли вы назвать, с каких деревьев эти листья? - Рассмотрите листья на стр. 28 учебника. Листья, каких деревьев вы узнали? Сколько их? - Ребята, а можно ли по листу узнать дерево? - Листья, которые лежат у вас на столах, собраны с пришкольного участка. Попробуйте по листьям определить, какие деревья растут на территории нашей школы. Результаты своей работы зарисуйте в рабочую тетрадь на стр. 17 в синий прямоугольник. | Учащиеся стоя приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Отвечают на поставленные вопросы. Отгадывают кроссворд на доске. Отвечают на вопросы, группируют растения, делают выводы. Отвечают на вопросы, отгадывают загадки. Формулируют тему урока. Читающие дети читаю вслух. Сравнивают и делают вывод. Отвечают на вопросы. Выполняю задание на интерактивной доске https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/environment_eor/1-klass/quarter-557_2-chetvert/lesson-15614_osobennosti-listvennykh-rasteniy-uznavanie-kratkoe-opisanie-listvennye-rasteniya-nashego-kraya/card-41299 Дети делят листья на группы по форме, цвету и размеру и называют группы. Отвечают на вопросы Предположения учащихся.
Определяют деревья и рисуют в тетради листья, которые определили. Используют атлас – определитель. Выступление представителей от групп. | Самоконтроль и самопроверка Развитие монологической речи. Умение высказывать своё суждение. Развитие логического мышления. Умение сравнивать, делать выводы, заключения. Умение выражать свои мысли и слушать одноклассников. Развитие логического мышления, умения сравнивать и анализировать. Целеполагание Умение сравнивать и анализировать. Умение строить речевое высказывание. Умение работать в группах. Саморегуляция. Умение точно выражать свои мысли. Самоконтроль. Умение сравнивать , анализировать, делать выводы. Саморегуляция. Развитие логического мышления, умений анализа и синтеза. Умение слышать, слушать и понимать партнера, согласовывать совместную деятельность. Умения строить высказывание и подкреплять его доказательствами. Саморегуляция, самоконтроль и коррекция. Умения отбора необходимой информации, структурирование и моделирование изучаемого понятия для решения задачи. | |
VIII. Работа в парах. IX. Закрепление изученного. | - Лист – важная часть растения. В них происходят нужные для жизни процессы. А еще листья выделяют кислород, которым дышат люди. Лист состоит из листовой пластинки и черешка. (слайд 11) - Посмотрите на рисунок с листьями в учебнике на стр. 29 и попробуйте определить, какие листья называют простыми, а какие сложными? - Сделайте вывод: какие листья называются простыми, а какие сложными. (слайд 12,13) - Назовите примеры простых и сложных листьев. В рабочей тетради на стр. 17 у вас нарисованы пары листьев. Если лист простой, то раскрасьте по одному в паре зеленым цветом. Если лист сложный, то один в паре будет осенним цветом. После выполнения задания выполните взаимопроверку в парах. Вспомните, из чего состоит лист. Соберите листья деревьев. | В парах определяют простые и сложные листья. Выступление нескольких человек с предположениями. Делают вывод. Если на черешке пластинка одна, то лист называется простой. -Если пластинок на черешке несколько, то лист называется сложный. Называют деревья. Самостоятельная работа учащихся и взаимопроверка. Выполняют задание на интерактивной доске. https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/environment_eor/1-klass/quarter-557_2-chetvert/lesson-15614_osobennosti-listvennykh-rasteniy-uznavanie-kratkoe-opisanie-listvennye-rasteniya-nashego-kraya/card-41300 | ||
X. Рефлексия. XI. Подведение итогов урока. | - Из чего состоит лист? - Чем различаются листья разных деревьев? - Что можно определять по листьям? Оцените свои достижения на уроке. На все вопросы ответили правильно – желтый смайлик. Допустили ошибки – зеленый смайлик. Не смогли ответить на большинство вопросов – красный смайлик. - Что нового вы открыли для себя сегодня? - Выполнили мы поставленную цель и учебную задачу урока? Спасибо за работу! Урок окончен. | Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке. | Самооценка и саморегуляция. |
Использованная литература и источники.
1. Максимова Т.Н. Поурочный разработки по курсу «Окружающий мир» 1 класс. – М.:ВАКО, 2022. -368 с.
2. Сухин И. Г. 800 загадок – 100 кроссвордов. – М.: Новая школа, 2006.
Приложение 1.
1 . Растение, которое похоже на зеленого ежика.
2. Этот цветок в переводе означал «звезда»
3. Этот оранжевый цветок является лекарственным.
4. В народе его называют «щучий хвост»
5. Название этого цветка означает «меч»
6. Это растение называют «кавалер со звездой»
7. Какое растение способно радовать нас цветами круглый год.