Технологическая карта урока окружающего мира «Что общего у разных растений?» (1 класс)
Технологическая карта урока
1. Учебный предмет - окружающий мир
2. Класс - 1
3. Тема урока: Что общего у разных растений. Урок № 9
Цели деятельности учителя |
Формировать представления о частях растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами); познакомить с разнообразием плодов и семян, соцветий растений; развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов |
Тип урока |
Решение частных задач |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные (объем усвоения и уровень владения компетенциями): научатся находить у растений их части, показывать и называть их; получат возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре. Используя представленную информацию для получения новых знаний; различать цветки и соцветия; осуществлять самопроверку; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): регулятивные – овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления; познавательные – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выход из спорной ситуации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения |
Формы и методы обучения |
Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая работа; |
Образовательные ресурсы |
Гербарии, карточки с заданиями; |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы совзаимодействия |
Универсальные учебные действия |
Промежуточный контроль |
I.Организационный момент |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Проверяет готовность обучающихся к уроку, создаёт эмоциональный настрой. |
Слушают. |
Фронтальная |
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника |
Устный опрос |
II. Актуализа ция знаний |
Разгадать загадки (Приложение I) |
Загадывает загадки и сопровождает ответы учеников вопросами: - Мудрая Черепаха загадала Муравью Вопросику загадки, но без вашей помощи он не справится. Помогите ему разгадать загадки и ответить на вопросы: - Что жжётся у крапивы? - Чем является жёлудь? - На всех ли деревьях бывают листья? - Белая шапка у одуванчика - это что? - Красные бусинки в гроздьях рябины чем являются? и т.д. |
Разгадывают загадки, отвечают на вопросы. - Листья. - Плодом. - Нет. У еловых иголочки-хвоинки. - Семена. - Ягоды-плоды. |
Фронтальная |
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о том, из каких частей состоит растение; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного опыта, из фильмов, стихотворений, рассказов, сказок) |
Устные ответы |
III. Изучение нового материала |
Беседа на тему «Части растений» Работа по материалам учебника (стр.22) (схема частей растения кабачка) Физкультминутка (Приложение 2) Практическая работа. Класс делится на группы (по 3 человека). Командир каждой группы получает гербарий (астра, кабачок, настурция, календула) и конверт с карточкой-заданием. (Приложение 3) |
Проводит беседу по вопросам: - Вы изучили много растений. Они такие разные. А есть ли у них что-то общее? Какие части растений вы знаете? Подводит детей к определению темы и цели урока. Формулирует задание, организует диалог. - В учебнике изображен кабачок. Найдем у него листья, посчитаем, сколько их у нарисованного растения. - Посмотрите, какие длинные у листьев черешки. К чему они крепятся? Прочитайте, как называется эта часть растения?- - Какого цвета стебель? - Проведите пальчиком вдоль стебля сверху вниз. Закончилась зелёная часть? Ведем пальчиком ниже. Какого цвета эта часть растения? Прочитаем, как она называется? Это подземная часть растения… Поднимемся вверх от корня по стеблю. Какие части растения мы еще не назвали? Итак, скажите, что мы видели? Проводит физкультми нутку. Формулирует задание, делит учащихся на группы, создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания. |
Отвечают на вопросы. Формулируют тему и цель урока. Рассматривают иллюстрации, выполняют задания, отвечают на вопросы. - Шесть. - Стебель. - Зелёного. - Корень. - Цветок, плод, семена. Выполняют упражнения. Выполняют задания. |
Фронтальная Фронтальная Групповая |
Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации из проведенной беседы; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений о растениях; Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Личностные: проявляют интерес к новому материалу. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск нужной информации в учебнике; логические - анализируют объект, выделяют главное. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя. Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск в учебнике нужной информации о частях растения, выделяют и называют его части. Регулятивные: действуют с учетом данных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. |
Устные ответы Устные ответы Выполнение заданий |
IV.Первичное осмысление и закрепление |
Выполнить задание 2 в рабочей тетради (стр.12) |
Формулирует задание, создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания |
Выполняют задания в рабочей тетради |
Индивидуальная |
Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу. |
Проверка заданий в рабочей тетради |
V. Итоги урока. Рефлексия |
Обобщить полученные на уроке сведения и определить своё эмоциональное состояние на уроке. |
Проводит беседу по вопросам: - Перечислите части растений. Какая часть растений находится под землей? Что образуется на месте цветка, когда он отцветает? |
Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. |
Фронтальная |
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. |
Оценивание работы учащихся на уроке |
Приложение 1
Загадки
Только тронь, отдернешь ладонь: обжигает трава как огонь. (Крапива)
Рос шар бел, ветер дунул – улетел. (Одуванчик)
Весной зеленела, летом загорела, осень в сад пришла, красный факел зажгла. (Рябина)
В золотой клубочек спрятался дубочек. (Жёлудь)
Выросло из зёрнышка золотое солнышко. (Подсолнух)
На зелёном шнурочке белые звоночки. (Ландыш)
Стоит Алёна: платок зелёный, тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)
Белая корзинка золотое донце, в ней лежит росинка и сверкает солнце. (Ромашка)
Эй, звоночек, синий цвет, с язычком, а звона нет. (Колокольчик0
Весной вырастают, осенью опадают. (Листья)
Круглый, зрелый, загорелый, попадался на зубок, расколоться всё не мог, а попался молоток, хрустнул раз - и треснул бок. (Орех)
Приложение 2
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы листики осенние, на ветках мы сидели. Присесть
На ветках мы сидели, дунул ветер - полетели, Легкий бег по кругу.
Мы летели, мы летели и на землю тихо сели. Присесть.
Ветер снова набежал и листочки все поднял. Лёгкий бег по кругу.
Закружились, полетели и на землю тихо сели. Присесть.
Приложение 3
КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЯМИ
Как называется растение? (Прочитать название)
Есть ли у растения корень? (Найти и показать)
Есть ли у растения стебель? (Найти и показать)
Есть ли у растения листья? (Найти и показать)
Есть ли у растения цветок? (Найти и показать)
Что появилось на месте цветка? Есть ли плод? (Показать)