12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Козлова Мария Игоревна43

Технологическая карта урока по ФГОС

Дата проведения

 

19.05.2023 г.

Учитель

 

Козлова Мария Игоревна, учитель русского языка и литературы

Предмет

 

Русский язык

Класс

8

УМК

Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина Русский язык. 8 класс : учеб. для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2016. – 271 с.

Тема урока

 

«Диалог»

Тип урока

 

Урок открытия нового знания

Цель урока

Формирование у обучающихся знаний о понятии «Диалог»

Задачи урока

1. Повторить правила и пунктуацию по теме «Прямая и косвенная речь».

2. Познакомить обучающихся с понятиями «Диалог» и его виды, «Монолог», «Полилог» и пунктуацию при них.

3. Развить у обучающихся навыки грамотного формулирования и построения свой речи.

4. Способствовать развитию навыков коммуникации, работы в парах.

Прогнозируемые результаты

 

Предметные:

актуализировать знания по теме «Прямая и косвенная речь»;

овладеть понятиями «Диалог» и его виды, «Монолог», «Полилог»;

знать пунктуацию при прямой и косвенной речи, диалоге;

уметь строить диалог на различные темы;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

уметь самостоятельно формулировать тему, цель урока;

уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

проговаривать последовательность действий при выполнении задания;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

оценивать правильность выполнения действий;

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной речи;

читать и воспринимать задания;

слушать и понимать речь других;

сотрудничать с одноклассниками в паре;

Познавательные УУД:

уметь ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного;

добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник или информацию, полученную на уроке;

Личностные:

уметь проводить самооценку на основе успешной учебной деятельности;

формировать нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку, самому себе, объективно оценивая свой вклад в решение общих задач коллектива.

 

Образовательная технология

Технология РКЧМП, обучение в сотрудничестве.

Дидактические средства

Листы с заданиями для каждого учащегося (Приложения 1, 3).

Оборудование урока

Классная доска, раздаточный материал, учебник.

 

 

 


 

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Мотивация к учебной деятельности

Начало урока с элементами театрализации

Учитель приветствует учеников, раздаёт листы с заданиями (Приложение 1). Объясняет порядок выполнения заданий.

 

 

 

 

 

Вызывает трёх учеников к доске, чтобы они прочитали и инсценировали диалог из повести С. Довлатова «Заповедник» (Задание 1 Приложение 1).

Приветствуют учителя, садятся, готовятся к уроку. Слушают задание.

 

 

 

 

 

 

Трое учеников выходят к доске.

Личностные:

- осознавать смысл учения и понимать личную ответственность за будущий результат;

- сформировать учебную мотивацию.

Коммуникативные УУД:

- слушать собеседника и понимать речь других;

- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Регулятивные УУД:

- планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией;

- настраивать себя на продуктивную работу;

- самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Обучающиеся заинтересованы новой темой. Настроены на работу на уроке.

2. Актуализация знаний

Беседа, подводящий диалог, анализ выполнения домашнего задания

Учитель слушает диалог из повести С. Довлатова «Заповедник» и спрашивает обучающихся какая эта форма текста.

Дети должны предположить, что это диалог.

Учитель беседует с классом, спрашивает правила по предыдущей теме «Прямая и косвенная речь», знаки препинания при них.

Обучающиеся инсценируют диалог, предполагают, как называется предложенная форма текста.

Обучающиеся отвечают правила по предыдущей теме «Прямая и косвенная речь», знаки препинания при них.

Познавательные УУД:

- осуществлять актуализацию знаний и личного жизненного опыта;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- строить понятные для собеседника высказывания;

- высказывать свое мнение (точку зрения);

- анализировать и делать выводы;

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

- воспринимать информацию на слух;

- дополнять, уточнять высказанные мнения;

- отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные УУД:

- планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой;

- выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их;

Обучающиеся знакомятся с термином «Диалог», вспоминают правила по теме «Прямая и косвенная речь», знаки препинания при них.

3. Выявление причины затруднений

Подводящий диалог, кластер

Учитель при помощи подводящего диалога рассказывает обучающимся про диалог и его виды. Объясняет разницу между различными формами реализации речи: диалогом, монологом, полилогом. Для лучшего усвоения материала предлагает детям составить кластер (Приложение 2).

Обучающееся слушают учителя, отвечают на вопросы, рассуждают, составляют кластер в рабочей тетради.

Познавательные УУД:

- формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности;

- сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;

- структурировать учебный материал, выделять в нем главное;

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Коммуникативные УУД:

- строить монологическую и диалогическую речь;

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

- слушать и понимать речь других;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные УУД:

- сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- делать выводы по результатам работы.

Обучающиеся знают виды диалога и его особенности, формы речи, умеют составлять кластер.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Подводящий диалог

Учитель предлагает детям сформулировать тему урока, цель и задачи. После выявленных затруднений учитель объясняет способы составления диалога, пунктуацию при нём (Приложение 2).

Обучающееся формулируют тему урока, цель и задачи, слушают учителя, запоминают материал. Записывают тему урока в рабочую тетрадь.

Познавательные УУД:

- структурировать учебный материал, выделять в нем главное;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения;

- анализировать и действовать с позиции содержания предмета;

Коммуникативные УУД:

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

- слушать и понимать речь других;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- договариваться о совместной деятельности в паре, умение находить общее решение;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

- фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии;

- применять установленные правила в планировании способа действия;

- самостоятельно формулировать цель и задачи урока;

- прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Обучающиеся знают, как составлять диалог, умеют формулировать цель и задачи урока.

5. Реализация построенного проекта

Проблемный диалог, проблемный поиск

Затем учитель предлагает учащимся выполнить задания 3, 4, 5 (Приложение 1) в парах. Вызывает детей к доске.

Выполняют задания 3, 4, 5, указанные на листах (Приложение 1), выходят к доске.

Познавательные УУД:

- использовать новую информацию для решения учебных заданий;

- осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

- обобщать и классифицировать по признакам;

- систематизировать, обобщать изученное.

Коммуникативные УУД:

- осуществлять работу в паре.

Регулятивные УУД:

- осуществлять самоконтроль/взаимоконтроль;

- планировать своё действие;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

- планировать свою деятельность по решению учебного задания.

Личностные УУД:

- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

- желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

- желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Обучающиеся умеют определять виды диалога и его языковые особенности, умеют расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью.

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Работа в парах, выполнение задания

Затем учитель предлагает учащимся выполнить задание 6 - составить диалог по сюжетным картинкам (Приложение 3).

Раздаёт картинки.

Даёт время на подготовку и вызывает детей к доске для прочтения составленного ими диалога.

После выполнения задания 6 учитель говорит детям выполнить задание 7 – составить диалог по темам на выбор (Приложение 2).

 

Составляют диалог по картинкам (Приложение 3), составляют диалог по темам на выбор (Приложение 2), выходят к доске.

Личностные УУД:

- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

- желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

- желание участвовать в творческом, созидательном процессе.

Коммуникативные УУД:

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- осуществлять работу в паре.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно контролировать время при выполнении задания;

- осуществлять самоконтроль;

- осуществлять взаимный контроль в парах;

- осуществлять анализ учебного материала.

Обучающиеся умеют составлять диалог на различные темы, грамотно формулировать мысли, развивают фантазию.

 

7. Включение в систему знаний и повторение

 

Тестирование, опрос

 

Учитель предлагает детям выполнить итоговое тестирование по теме - задание 8 (Приложение 1) и проверить в парах.

 

Объясняет домашнее задание.

Домашнее задание: поговорить с бабушками, дедушками или родителями и составить диалог на тему «Победа в Великой Отечественной Войне». Можно составить в форме интервью.

 

Дети выполняют тестирование и проверяют друг у друга.

 

Записывают домашнее задание.

 

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщить изученное;

- анализировать, синтезировать и сравнивать информацию.

Коммуникативные УУД:

- высказывать свои суждения, доказывать правоту;

- аргументировать, формулировать выводы на основе анализа предметного материала;

- участвовать в групповой деятельности;

- высказывать суждения по результатам сравнения.

Регулятивные УУД:

- оценивать коллективную работу и свой вклад;

- оценивать работу друг друга;

- оценивать свою работу на уроке на разных этапах;

- самостоятельно контролировать время при выполнении задания;

- осуществлять самоконтроль.

 

Обучающиеся закрепляют знания, полученные по теме «Диалог».

8. Рефлексия

Опрос

Учитель подводит итоги урока.

Задаёт вопросы:

– Стал ли он для вас уроком открытия? Что нового для себя вы сегодня открыли?

– Чему учились на уроке? Что было для вас самым полезным? Что было трудным?

 

Благодарит за работу на уроке.

 

Обучающиеся слушают учителя, отвечают на вопросы.

 

Благодарят за урок.

Личностные УУД:

- уметь проводить самооценку на основе успешной учебной деятельности;

- формировать нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку, самому себе, объективно оценивая свой вклад в решение общих задач коллектива.

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

- строить монологическое высказывание;

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

- оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Регулятивные УУД:

- соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;

- соотносить цели и результаты собственной деятельности;

- анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно усвоить.

Обучающиеся анализируют, оценивают свою работу на уроке и работу своих одноклассников.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Задание 1.

 

Сергей Довлатов «Заповедник»

Автобиографический герой работает экскурсоводом в Пушкинских Горах: 

«Ко мне застенчиво приблизился мужчина в тирольской шляпе:

— Извините, могу я задать вопрос?

— Слушаю вас.

— Это дали?

— То есть?

— Я спрашиваю, это дали? — Тиролец увлек меня к распахнутому окну.

— В каком смысле?

— В прямом. Я хотел бы знать, это дали или не дали? Если не дали, так и скажите.

— Не понимаю.

Мужчина слегка покраснел и начал торопливо объяснять:

— У меня была открытка… Я — филокартист…

— Кто?

— Филокартист. Собираю открытки… Филос — любовь, картос…

— Ясно.

— У меня есть цветная открытка — „Псковские дали“. И вот я оказался здесь. Мне хочется спросить — это дали?

— В общем-то, дали, — говорю.

— Типично псковские?

— Не без этого.

Мужчина, сияя, отошел…»

 

Задание 2. Составление кластера

 

Задание 3.

Прочитайте реплики, восстановите пропущенные фразы. Почему это легко сделать? Укажите, к какой разновидности относится диалог. Каких знаний не хватает для выполнения этого задания?

- Принеси мне, пожалуйста, тетрадь.

- …?

- По физике.

- …?

- На столе.

- …?

- На письменном.

1) этикетный

2) побуждение

3) расспрос

4) обмен мнениями

 

Задание 4.

Укажите, что не относится к языковым особенностям диалога.

1) наличие переспросов и повторов в ответных репликах

2) синтаксическая неполнота реплик, компенсируемая за счёт предыдущего высказывания

3) большое количество побудительных и вопросительных предложений

4) строгое соблюдение норм письменного общения.

 

Задание 5.

Спишите, расставляя знаки препинания.

Угадай Синица какое у людей самое страшное оружие? спросил Воробей. Ружье прочирикала синица. Э-э, не угадала ответил Воробей. Пушка? удивилась Синичка. Опять не угадала засмеялся Воробей. Какое же тогда Воробей? поинтересовалась Синица.

Рогатка… сказал Воробей.

 

Задание 6.

Составьте диалоги по сюжетным картинкам.

 

Задание 7.

Составьте диалоги по темам (на выбор):

«Мой город»

«Моя будущая профессия»

«Наши страхи»

«Цель и мечта»

 

Задание 8. Тестирование

 

1. Дайте определение диалога.

 Это речь одного человека

Это речь двух и более людей

Это речь трех людей

Это публичное выступление 

2. Как называются высказывания, которыми обмениваются при диалоге?

Предложения

Слова

Реплики

Определения

3. Прочитай диалог.

- Ты кто такой?

- Я – Кирилл!

- А ты?

- Меня зовут Света.

- Ну, будем знакомы. Меня зовут Сергей Петрович.

Как ты думаешь, сколько разговаривающих в диалоге?

два

три

четыре

4. Какая речь относится к диалогу?

ответ у доски

беседа с учителем

выполнение упражнения в тетради

5. Укажите правильную последовательность реплик диалога (каждая реплика названа буквой; реплики перемешаны).

А. – Нет. А для чего они?

Б. – Как - ходят? – удивился Бобик. – У них ведь ног нету!

В. – А что это у вас за штука на стене висит? Всё тик-так да тик-так, а внизу болтается.

Г. – Ну, это такая штука, понимаешь… часы…они ходят…

Д. – Это часы, - ответил Барбос. – Разве ты часов никогда не видел?

АВГДБ

ВДАГБ

ВГДАБ

ВДГАБ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 

Монолог — это текст, который создаётся одним человеком без активного участия тех, для кого он предназначен. Монолог подчинён одной теме, имеет определённый замысел и композицию, обладает относительной законченностью.

Диалог — это разговор двух или нескольких человек (разговор нескольких лиц иногда называют полилогом). Каждая новая реплика в диалоге опирается на предыдущие, а элементы предыдущих реплик способствуют пониманию последующих.

Реплика, открывающая диалог, определяет его тему и цель, побуждает к ответной реплике и действию. Это реплика-стимул.

Реплика-стимул

Пример

Цель

Кто помнит, о чём мы говорили на прошлом уроке?

спросить

Я иду в кино. Ты со мной не пойдёшь?

уточнить

Прочитайте первое предложение текста и предположите, о чём пойдёт речь дальше.

побудить к действию

Ответная реплика – это реплика-реакция.

Получаются такие формулы диалога:

вопрос — ответ;

сообщение — вопрос — ответ;

побуждение — согласие;

побуждение — возражение;

утверждение — несогласие.

Существуют разновидности диалога: этикетный, побуждение, расспрос, обмен мнениями и др.

Этикетный

- Извините. Тамара Максимовна! Я опоздал на урок.

- Проходи, Игорь, постарайся больше не опаздывать.

Побуждение

- Марина, присмотри за сестрой, а я в магазин схожу.

- Хорошо, мама.

Расспрос

- Что это?

- Это кулички летят. Посвистывают.

- Куда ж они летят?

- Туда, где зимы не бывает.

Обмен мнениями

— Дядя Федор, кажется, влюбился. Мы его можем потерять. Только этого нам не хватало.

Шарик говорит:

— Подумаешь, влюбился! Если бы он заболел, мы бы могли его в больницу потерять. А так ничего с ним не случится.

— Много ты понимаешь. Как начнёт он с этой девочкой дружить. Будет с ней гулять, цветочки подносить, на тракторе кататься, про нас и забудет. (Э. Успенский)

 

Особенности диалога:

 

1. Наличие переспросов и повторов в ответных репликах

Для диалога переспросы и повторы – типичная ситуация.

2. Синтаксическая неполнота реплик, компенсируемая за счёт предыдущего высказывания

Неполнота речи характерна для диалога. Например:

- Принеси мне, пожалуйста, тетрадь.

- Какую?

- По физике.

- Где она?

- На столе.

- На каком?

- На письменном.

3. Большое количество побудительных и вопросительных предложений

Это тоже характерная черта диалога.

4. Строгое соблюдение норм письменного общения

Диалог чаще используется в устной речи, для которой характерны признаки разговорной речи, а не строгое соблюдение норм литературного языка.

 

Диалог может быть оформлен двумя способами:

Чередование отдельных реплик без слов автора (если об участниках разговора можно догадаться по контексту).

Чередование реплик со словами автора.

Пунктуация и оформление диалога

Каждая новая реплика диалога пишется с новой красной строки

Перед каждой новой репликой ставится тире

Кавычки как при прямой речи не ставятся

Остальные знаки препинания сохраняются, как и при прямой речи.

 

По форме выражения выделяют следующие типы диалогов:

Беседа — это обмен мнениями между собеседниками в непринужденной форме. Предполагает доброжелательность и уважительное отношение друг к другу.

Спор — это попытка участников диалога категорично отстаивать свою точку зрения, несмотря на все возражения оппонента. Часто споры бывают эмоциональными, с переходом на личные оскорбления.

Дискуссия — диалогическая речь, основанная на четкой, логичной и последовательной аргументации. Имеет целью прояснить позиции, оценить мнение собеседника, скорректировать свою точку зрения.

 

t1692950025aa.jpg

t1692950025ab.jpg

t1692950025ac.jpg

 

Опубликовано


Комментарии (2)

Чернопятова Наталия Николаевна, 22.08.23 в 21:02 3Ответить Пожаловаться
В технологической карте вы указываете ссылку на Приложения. А они не прикреплены .
Козлова Мария Игоревна, 25.08.23 в 10:55 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за комментарий. Я добавила приложения.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.