Технологическая карта урока по математике на тему: «Килограмм» (1 класс)
по учебнику «Математика. 1 класс» автор М.И.Моро
Тема урока: «Килограмм»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: знакомить с новой величиной – массой и единицей ее измерения – килограммом;
Задачи урока (для учителя):
Создать проблемную ситуацию для мотивации обучающихся к учебной деятельности.
Способствовать применению в ходе выполнения упражнений, новых знаний о массе;
Организовать контрольно-оценочную деятельность обучающихся на уроке.
Планируемые результаты обучающихся:
Предметные:
- сравнивать предметы по массе;
- использовать математическую терминологию при чтении и составлении числовых равенств;
- в результате практических действий и наблюдений решать задачи на определение массы предметов на основе изученных видов;
- выполнять задание в Рабочей тетради.
Метапредметные:
регулятивные:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- освоение начальных форм познавательной рефлексии;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
познавательные:
-формировать умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- овладение логическими операциями анализа и сопоставления.
коммуникативные:
- строить монологические высказывания;
- формирование умения слушать собеседника и вести диалог;
- уметь осуществлять совместную двигательную деятельность в группе;
- работать в группах на основе приёмов взаимодействия (распределение обязанностей, обсуждение разных точек зрения, умение договариваться в случае разногласий, представление результата деятельности).
Личностные:
- проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Оборудование к уроку: учебник «Математика» 1 класс (М.И. Моро), рабочая тетрадь «Математика» 1 класс (М.И. Моро), презентация, 2 одинаковые коробки, весы, предметы для взвешивания (коробка сахара 1 кг, пачка соли 1 кг, гири, таблицы с новыми словами (масса, весы, килограмм), изображение Незнайки.
ХОД УРОКА | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | |||||||||||||
Предметные | Личностные, метапредметные (универсальные учебные действия) | |||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности | ||||||||||||||
Приветствие и начало урока математики. - Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать! - Ребята, сегодня к нам в класс пришел новый ученик. Догадайтесь, как его зовут. Он, конечно, самый главный Озорник – шалун забавный. Он в огромной синей шляпе Неумеха и растяпа. Хвастунишка и зазнайка, А зовут его …(Незнайка). (Появляется изображение Незнайки). - Из какой книги к нам пришел Незнайка? (Приключения Незнайки. Незнайка на Луне. Незнайка в Солнечном городе) - Кто ее автор? (Николай Носов) Читали ли вы книги про Незнайку и его друзей? (Да) - С Незнайкой произошла одна удивительная история. Он ее записал и просит помочь в ней разобраться. Незнайка шел по дорожке и увидел яблоню. Решил Незнайка посчитать, сколько яблок на ветках. На первой ветке висело 3 яблока, а на второй 6. Сколько всего яблок висело на двух ветках? (Индивидуальная работа; 2 ученика решают самостоятельно задачу у доски. Потом все вместе проверяем). - Молодцы, вы справились. - Незнайка спешил к нам на урок, но случилась беда. Он упал, из его портфеля выпали все карточки с цифрами. С помощью карточек с цифрами покажите, какие числа отсутствуют (На доске написаны числа 1, 2, 3, 5, 6, 9, 10. Те цифры которых не хватает дети показывают с помощью карточек) - Правильно, все справились заданием. - Незнайка просит помощи. Он просит проверить, правильно ли он решил примеры. 6 + 2 = 8 7 – 5 = 3 4 + 5 = 9 2 + 7 = 10 10 – 5 = 4 8 – 6 = 2 9 – 3 = 6 3 + 5 = 8 - Молодцы. Вы показали Незнайки где он допустил ошибку. И он впредь не будет допускать такие ошибки. | использовать математическую терминологию при чтении и составлении числовых равенств; | Личностные: проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала; Коммуникативные: формирование умения слушать собеседника и вести диалог; Коммуникативные: формирование умения слушать собеседника и вести диалог; | ||||||||||||
Самоопределение к деятельности | ||||||||||||||
- Незнайке его друзья прислали две посылки. - Рассмотрите внимательно эти две коробки и сравните их. Что можно сказать? (Цвет, форма, размер: одинаковые) – Но я все-таки уверяю вас, что эти коробки разные. В чем же их отличия? (Дети предполагают разные варианты и сходятся во мнении что они одинаковые) - Есть свойства, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить такое свойство, нужно взять предметы в руки. (Вызываются несколько учеников к доске, дети берут 2 коробочки в руки и находят в чем же отличие) - Что теперь можете сказать? (Одна – легче, другая – тяжелее) - Легче – тяжелее мы говорим тогда, когда имеем в виду свойство, как же его назвать? (Масса) На доске закрепляется слово «масса». - Посмотрите на это слово. Что интересного заметили в написании? (Удвоенное написание буквы с) - Давайте прочитаем его по слогам. Прочитаем с ускорением. (Все хором прочитывают это слово) - Запомните правильное написание данного слова. - Кто догадался, какая тема нашего урока? (Масса - килограмм) - Давайте откроем учебник на странице 36 и прочитаем тему нашего урока. (Килограмм) - Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? Выскажите свои предположения. - Давайте прочитаем в учебнике задачи, которые мы поставим перед нашим уроком. | сравнивать предметы по массе; | Коммуникативные: строить монологические высказывания; Познавательные: формировать умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
| ||||||||||||
Открытие нового знания | ||||||||||||||
1)Знакомство с весами. - Ребята, возьмите в одну руку учебник, а в другую тетрадь. Что легче, а что тяжелее? (Учебник тяжелее тетради, тетрадь легче учебника) - Теперь возьмите в одну руку учебник, а в другую – ручку. Что легче, а что тяжелее? (Учебник тяжелее ручки, а ручка легче учебника) - Ребята, а кто догадался, что мы сейчас сравниваем? (Массы предметов) - Да, правильно, мы сравнивали массы предметов. И поэтому правильно будет говорить, что масса учебника больше массы тетради, а масса тетради… (Меньше массы учебника) - Если масса ручки меньше массы учебника, то… (Масса учебника больше массы ручки) - А теперь возьмите в каждую руку по учебнику и сравните их массы. Что можно сказать о массах учебников? (Масса одного учебника равна массе другого учебника) - Ребята, а каким прибором измеряют массу предметов? (Весами) - Правильно, массу предметов измеряют весами. (На доску вывешивается слово «весы») - Давайте прочитаем это слово по слогам. Прочитаем с ускорением. (Все хором читают слово) - Весы бывают разные: чашечные, электронные, аптечные, механические. Давайте рассмотрим каждые из них.
- Подойдите к столу и рассмотрите весы. Какие они: электронные или механические? (Механические) - Где в жизни вы встречали весы? (Дома, в больнице, в магазине) - Люди каких профессий используют в своей деятельности весы? (Продавцы, врачи) У кого родители используют весы? Для чего? (Для взвешивания себя, для взвешивания продуктов) 2) Знакомство с единицей массы – килограммом. - Ребята, Незнайку угостили яблоком, и он решил узнать его массу. - На одну чашу весов Незнайка положил яблоко, а на другую – 5 клубничек. Чаши весов находятся на одном уровне, в равновесии. Что это значит? (Массы одинаковые) - Запишем: 1 я. = 5 кл. - Теперь Незнайка на одну чашу весов положил яблоко, а на другую – 2 шоколадки. Чаши весов находятся на одном уровне, в равновесии. Что это значит? (Массы одинаковые) - Запишем: 1 я. = 2 ш. - Так как взвешивали одно и тоже яблоко, можно записать: 5 кл.=2 ш. - Но мы знаем, что 5 > 2. - Нет ли здесь ошибки? ( Нет, мы измеряли разными мерками) - Какой вывод можно сделать? (Нужна одинаковая мерка) - Раньше люди пользовались различными мерками: камнями, яблоками и др. Затем у каждого народа появились свои меры массы. Но все они были неудобны в использовании, так как возникала путаница. Люди долго не могли придумать единую мерку. И более 200 лет назад (в 1799 году) ученые придумали такую мерку и назвали ее – килограмм. На доске вывешивается слово «килограмм». - Давайте прочитаем это слово по слогам. Прочитаем с ускорением. Какие особенности в написании этого слова вы заметили? (Удвоенное написание буквы м на конце слова) - Сокращенно это слово записывают « кг.». На доске вывешивается КГ. 3) Работа с весами. - У нас с вами есть весы, давайте оценим, какая масса этих предметов. - В коробке сахара 1 кг, в пачке соли 1 кг. (Дети оценивают массу предметов весом в один килограмм). - У нас есть гири массой 1 кг, 2 кг. (Рассматривание гирей) - Какая гирька нам поможет взвесить 1 кг сахара? (Гирька в 1 кг) - Правильно. И также эта гирька нам поможет взвесить и 1 кг соли. - Существуют и другие единицы измерения массы: граммы, тонны, центнеры. Но основной является килограмм. Существует эталон (образец) килограмма, он находится в музее. - А теперь давайте поиграем в игру: Что можно взвесить с помощью новой величины.
| сравнивать предметы по массе; сравнивать предметы по массе; сравнивать предметы по массе; | Коммуникативные: формирование умения слушать собеседника и вести диалог; Познавательные: формировать умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; овладение логическими операциями анализа и сопоставления; | ||||||||||||
Физкультминутка | ||||||||||||||
Хомка-хомка хомячок (гладим себя по бокам) Хомка раненько встает | | Коммуникативные: уметь осуществлять совместную двигательную деятельность в группе; | ||||||||||||
Закрепление изученного материала | ||||||||||||||
1)Работа по учебнику. № 1 стр.36 - Узнайте, что легче: арбуз или гиря? (Арбуз легче гири) - Как вы это узнали? (По тому как находятся чаши весов) -Узнай массу пакета с мукой. (Масса пакета с мукой 3 кг ) – Как вы это узнали? (Мы от 5отняли 2 и получилось 3 кг масса муки) - Как можно с помощью гирь в 1кг, 2кг и 5кг взвесить 3кг? 7кг? 4кг? 2)Работа в тетради на печатной основе. № 2 стр.21 - Определите массу тыквы. Прошепчите ваш ответ соседу на ухо. Скажите вслух. У всех такой ответ? (5+2=7 кг тыква) - Запишите. (Дети записывают) - Как узнать массу дыни? (7-1=6 кг дыня) - Запишите. (Дети записывают) - Запишите ответ. (Записывают ответ) - Поменяйтесь тетрадями с соседом. Проверьте правильность выполненного задания. 3)Работа в паре. - На карточках вам нужно поставить нужный знак. Но для того чтобы это сделать нужно сосчитать сколько получилось на каждой чаше весов. Выполняем в парах после проверим все вместе.
(Учитель совместно с детьми проверяют) 4) Решение задач на смекалку. - Индюк весит 10 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу? (Столько же, 10 кг) - В большом ящике лежало 8 кг муки, а в маленьком ящике 8 кг гвоздей. Какой ящик тяжелее? (Ящики одинаковые) -Молодцы. | в результате практических действий и наблюдений решать задачи на определение массы предметов на основе изученных видов; использовать математическую терминологию при чтении и составлении числовых равенств; выполнять задание в Рабочей тетради; | Коммуникативные: формирование умения слушать собеседника и вести диалог; Коммуникативные: работать в группах на основе приёмов взаимодействия (распределение обязанностей, обсуждение разных точек зрения, умение договариваться в случае разногласий, представление результата деятельности);
| ||||||||||||
Рефлексия | ||||||||||||||
- С каким новым свойством предметов вы познакомились? ( Предметы обладают массой) - Какие новые слова узнали? (Масса, килограмм, кг, весы) - Сделайте вывод, используя новые слова. (Масса предметов измеряется в килограммах и определяется с помощью весов). - Достигли ли мы наших целей урока? (Да достигли) Мы узнали на уроке, Что такое «килограмм». Килограммы помогают Что угодно взвесить нам. Можем мы узнать, на сколько Тяжелее кит слона, Сколько весит кот мой Васька, Я и ты, он и она… - Какое задание вам показалось самым интересным? - Оцените свою работу на уроке. Покажите зеленый кружок если все у вас получилось и урок прошел для вас положительно. Покажите желтый цвет, если вам что то не понятно и нужно уточнить. Покажите красный кружок если вы не поняли тему и урок в целом вам не понравился. | | Коммуникативные: формирование умения слушать собеседника и вести диалог; строить монологические высказывания; Регулятивные: освоение начальных форм познавательной рефлексии; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; |