Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе «Живая и неживая природа»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учебный предмет | Окружающий мир | |||
Учитель | Передриенко Елена Евгеньевна | |||
Школа, класс | МОУ « Миасская СОШ № 1» 2 г класс | |||
Тема урока | Живая и неживая природа | |||
Тип урока | Открытие нового знания | |||
Цель изучения (целевые установки урока): | -дать представление о живой и неживой природе | |||
Планируемые результаты: | Личностные | Метапредметные (УУД) | Предметные | |
- Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | Регулятивные: - формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; -работать по коллективно составленному плану; -оценивать правильность выполнения действий; -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - высказывать своё предположение Познавательные: - формировать осознание целостности окружающего мира; -формировать освоение основ экологической грамотности; - формировать умение ориентироваться в своей системе знаний; - добывать новые знания. Коммуникативные: -формировать умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; - развивать умение слушать и понимать речь других. | - обучающиеся познакомятся с терминами живая и неживая природа; - научатся различать объекты живой и неживой природы; - научатся находить связи между живой и неживой природой. | ||
Материально-техническое обеспечение урока | ||||
Учебно-методическая литература Учебник « Окружающий мир» А.А. Плешаков, 1 часть, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир О.И. Дмитриева, Т. В. Максимова. | ЦОР Презентация к уроку | |||
Ход урока | ||||
Этап 1. Мотивация учебной деятельности | ||||
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые компоненты функциональной грамотности обучающихся | |
- Здравствуйте ребята, прослушайте стихотворение и проверьте, все ли готовы к уроку. Начинается урок. Рот закрыли на замок. Тихо сели, ноги вместе. Тетрадки, ручки -всё на месте. Руки замерли у всех. Будем думать, будем слушать. И учиться лучше всех -Улыбнитесь друг другу. Подарите мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение - Я надеюсь, что это хорошее настроение останется у вас до конца урока. | Читает стихотворение, контролирует готовность к уроку. | Слушают стихотворение- проверяют готовы ли они к уроку | Социальная грамотность | |
Этап 2. Актуализация знаний | ||||
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые компоненты функциональной грамотности обучающихся | |
-Подумай и ответь: Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, В небе тучка проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года – Это всё вокруг… -Совершенно верно. Сделаем вывод из этого стихотворения. Природа это? - Все ли согласны с таким утверждением? Значит природа это… | Читает стихотворение Задаёт вопросы. | Слушают, отвечают на вопросы. Природа Это всё, что вокруг нас. Нет, это то, что не создано руками человека. Всё, что нас окружает, но не создано руками человека | Естественно-научная грамотность ( готовность осваивать и использовать знания о природе) Коммуникативная грамотность. Языковая грамотность. | |
| | | | |
Этап 3.Постановка учебной задачи | ||||
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые компоненты функциональной грамотности обучающихся | |
Вспомните, когда вы сегодня шли в школу, какие объекты природы вы видели ? - Подумайте, на какие 2 группы мы можем их разделить? - Предположите, о чём мы будем говорить на уроке?
Поставьте цель сегодняшнего урока -Откройте учебник на стр.24 и прочтите в учебнике название нового раздела и темы для изучения в этом разделе. -Прочитайте, какие учебные задачи мы будем выполнять.
-Как определить, что относится к живой, а что к неживой природе? | Задаёт вопросы. Слушает ответы. Помогает в постановке темы урока. Нацеливает на деятельность. Постановка проблемы. | Отвечают на вопросы: Растения, облака, солнце, людей, машины, деревья здания и т. д. Живые и неживые. Формулируют тему урока «Неживая и живая природа» Определяют цель урока: Познакомиться с живой и неживой природой. Чтение учебника. Находят учебные задачи урока. 1. Узнаем, какая бывает природа. 2. Научимся различать объекты неживой и живой природы; 3.Научимся находить связи между живой и неживой природой. Высказывают предположения. | Языковая грамотность. Естественно-научная грамотность. Информационная грамотность. Читательская грамотность. | |
| | | | |
Этап 4. «Открытие» нового знания | ||||
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые компоненты функциональной грамотности обучающихся | |
- Рассмотрите изображение на слайде и сделайте вывод о том, какие объекты относятся к живой природе и какие к неживой. -Назовите признаки живой природы. - Скажите, а растения дышат? Да, они поглощают углекислый газ, а выделяют кислород. - Ребята, как Вы думаете, какими еще признаками живой природы обладают растения? - Ребята, назовите признаки неживой природы? Ребята, какие объекты относятся к живой природе? - Ребята, какие объекты относятся к неживой природе? | Нацеливает на работу. Задаёт вопросы. | Анализируют изображение и отвечают на вопросы. Называют объекты живой и неживой природы Они двигаются, едят, дышат Затрудняются ответить. Дышат, питаются, размножаются, умирают, рождаются Не двигаются, не едят и не дышат. Человек, растения, животные, грибы Солнце, воздух, вода, горы, солнце и луна, звёзды. | Естественно-научная грамотность. Языковая грамотность. Информационная грамотность. Коммуникативная грамотность. | |
Этап 5. Физминутка | ||||
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые компоненты функциональной грамотности обучающихся | |
Музыкальная физминутка | Нацеливание на отдых. | Повтор движений. | | |
Этап 6. Первичное закрепление | ||||
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые компоненты функциональной грамотности обучающихся | |
Работа по учебнику. Стр.24. С помощью фишек разного цвета обозначь, что относится к неживой природе, а что – к живой. Использованием мультимедийного продукта для начальной школы «Заполни таблицу неживая и живая природа» (Приложение 2) -Подумайте и сделайте вывод, чем живые существа отличаются от объектов неживой природы . Ребята, может ли живая природа существовать отдельно от неживой природы? Обоснуйте свой ответ Предлагаю обратиться к собственному опыту и знаниям полученным на уроке. Выполнение заданий в рабочей тетради. №1 с.7- по вариантам. Проверка в парах. №3 с.7 | Инструктирует, задаёт вопросы, слушает ответы. | Фронтальная работа, заполняют таблицу. Думают и делают вывод. Живая природа не может существовать без неживой и наоборот, т. к. все в мире взаимосвязано. Живые существа не могут жить без света, воздуха и воды. И подтверждают его схемой в учебнике на стр. 27. Животным, насекомым, птицам, растениям для полноценного существования требуется солнечный свет, воздух, и вода. Без этих трех составляющих ничто живое не могло бы существовать Проверка в парах | Читательская грамотность. Коммуникативная грамотность. Информационная грамотность. Естественно-научная грамотность. Социальная грамотность. Языковая грамотность. | |
Этап 7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе | ||||
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые компоненты функциональной грамотности обучающихся | |
Работа в группах . Отгадывание кроссворда. (Работа в больших группах) (у каждой группы на столах кроссворд) - Это задание вы будете выполнять в группах. 1-й ряд, это первая группа. 2-й ряд, это вторая группа, а 3-й ряд, это третья группа. Отгадайте слово и разделите слова отгадки на 2 группы 1- живая природа, а 2- неживая природа. Какое ключевое слово у Вас получилось? | Организовывает групповую работу. Контролирует фронтальную проверку и исправление ошибок | Работают в группах. Отгадывают загадки. Делят слова на группы. Находят ключевое слово. ПРИРОДА. | Читательская грамотность. Коммуникативная грамотность. Информационная грамотность. Естественно-научная. Социальная грамотность. | |
Этап 8. Итог урока. | ||||
- Итак, ребята, чем мы сегодня занимались на уроке? - Какую цель ставили на уроке? - Достигли ли цели? Преодолели ли возникшее затруднение? - Сейчас мы с вами составим синквейн. Для этого вам нужно ответить на вопросы. подобрать слова, относящиеся к сегодняшней теме. Подберите 1 слово, отвечающее на вопрос что? 2 слова, отвечающие на вопрос какая? 3 слова, отвечающие на вопрос что делает? Составьте предложение. Природа, живая, взаимосвязана, неживая, и. Подберите синоним или ассоциацию к слову природа. Прочитав синквейн мы с вами сделаем вывод, что нового узнали на уроке. - Перед вами две фотографии окружающей среды. Какая вам нравится, а какая не очень и почему. - А какую картину вы чаще всего наблюдаете в природе. А мы можем изменить ситуацию в природе? - Ребята, у вас у каждого на парте есть шкалы, вам нужно поставить плюсик в соответствии с вашей работой сегодня на уроке. Если вы всё поняли и не испытывали никаких трудностей при выполнении заданий, то ставите плюсик в самом верху. Если вы что-то недопоняли, и выполнение заданий было для вас несколько затруднительным, то плюсик ставьте в середине шкалы. Если же вы совсем ничего не поняли, и выполнение заданий было для вас тяжелым, то ставьте плюсик в самом низу шкалы. | Задаёт вопросы. Помогает составить синквейн и сделать вывод, что нового узнали на уроке. | Делают выводы. - Научились различать объекты живой и неживой природы, рассматривать взаимосвязи между живой и неживой природы, научиться беречь природу. -Да, мы узнали, что относится к живой природе, а что к неживой. Природа Живая и неживая Дышит, питается, растёт Живая и неживая природа взаимосвязаны. Окружающий мир Первая, так как на второй горы мусора. Вторую. Да, если мы не будем сами мусорить и убирать мусор, который увидели. И будем говорить, тем кто мусорить, что так делать нельзя. Оценивают себя при помощи шкалы оценивания. | Коммуникативная грамотность. Языковая грамотность. Естественно-научная грамотность. Информационная грамотность. Социальная грамотность. | |
Этап 9 . Домашнее задание С. 24-27 подготовить пересказ или С. 24-27 почитать и нарисовать рисунок, отображающий тему урока. |