Конспект урока окружающего мира по теме «Живая и неживая природа», 2 класс
Дата: 21.11.14
Класс: 2
Название дисциплины: окружающий мир
УМК «Школа России» А.А.Плешаков
Название раздела: «Природа»
Тема урока: «Неживая и живая природа»
Тип урока: освоение опорных знаний и способов действий
Цель: формирование элементарных представлений о природе в целом, о различиях и признаках живой и неживой природы.
Задачи:
Актуализировать знания детей о природе, отличительных особенностях живой и неживой природы; углубить и расширить знания детей об отличительных особенностях тел живой и неживой природы; показать взаимосвязь между телами живой и неживой природы.
Продолжать развивать мышление: умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и классифицировать (логические и познавательные УУД); формулировать учебную задачу, работать с различными источниками информации; рефлексировать свою учебную деятельность (регулятивные УУД); умение работать в парах и микрогруппах, вести диалог, рассказывать (коммуникативные УУД); развивать наблюдательность, внимательность, память и кругозор учащихся (личностные УУД).
Воспитывать бережное отношение к природе (личностные УУД).
Планируемый результат:
Дети вспомнят то, что знают о природе знания, отличительных особенностях живой и неживой природы; углубят и расширят знания детей об отличительных особенностях тел живой и неживой природой; покажут взаимосвязь между телами живой и неживой природы.
Дети будут продолжать учиться анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и классифицировать; формулируют учебную задачу, работают с различными источниками информации; рефлексируют свою учебную деятельность; умения работать в парах и микрогруппах, ведут диалог, рассказывают; развивают наблюдательность, внимательность, память и кругозор учащихся.
Дети осознают необходимость бережного отношения к природе.
Средства обучения:
Книгопечатная продукция: учебник и тетрадь.
Демонстрационно-дидактические: таблицы; картины; карточки: иллюстрации предметов, с тестами; кроссворд; фишки зеленого и синего цвета.
Технические средства: компьютер, медиапроектор.
Информационные источники: на электронных носителях http://aneks.spb.ru/index.php/publikacii/74-preschool-world/593--q-q-2-q-q; на бумажных носителях Тихомирова, Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 2 класс»/ Е.М.Тихомирова – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 320 с. – (Серия «Учебно-методический комплект»)
Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК А.А.Плешакова (М.:Просвещение)2 класс
Этапы УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. Мотивационный этап Регулятивные УУД, Личностные УУД |
- Здравствуйте, дети. Меня зовут Ирина Анатольевна, и сегодня я у вас буду вести урок окружающего мира. - Встаньте красиво. Ты улыбкой, как солнышком, брызни, – Я думаю, что радость, доброта и улыбка всегда помогают человеку. Так давайте, и наш урок сегодня начнется с улыбки. Ребята, улыбнитесь друг другу! |
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на познавательную деятельность |
2. Актуализация опорных знаний и способов действий Коммуникативные УУД Логические познавательные УУД Логические познавательные УУД Выявление проблемы Логические и знаково-символические познавательные УУД |
– На прошлом уроке мы говорили о нашем отношении к окружающему миру. Давайте немного поиграем и вспомним, как человек может относиться к себе, к людям, к природе и к тому, что они делают. На задание дается 3 минуты. Игра «Поиграем в отношение» За это время первый ряд подберет слова, выражающее отношение человека к себе, второй ряд – отношение к людям и к тому, что они делают, а третий – к природе. Не забываем, что отношение может быть не только хорошим, но и плохим. Выигрывает команда, подобравшая наибольшее количество слов. (Например, 1-й ряд – уважительное, доброе и т.д, 2-й ряд – заботливое, пренебрежительное и т.д., 3-й ряд – жестокое, бережное и т.д. ) - Какие у вас получились слова? – Ребята, как вы думаете, какое отношение мы должны воспитывать в себе к окружающим? (Доброжелательное, бережное) -Молодцы, вы все правы. Природу, нужно беречь, охранять и не загрязнять. - А чтобы проверить, что вы знаете о природе, я предлагаю вам выполнить тест. 1) Укажите, что сделано руками человека. а) облако б) космический корабль в) стол г) трава д) воробей е) солнце 2. Укажите, что не сделано руками человека. а) река г) вода б) кит д) небо в) парта е) дом 3. Какое утверждение верно? а) Природой называется все то, что окружает человека. б) Природой называется все то, что сделано руками человека. в) Природой называется все то, что окружает человека и не сделано его руками.
4. Укажите объекты природы. а) шкаф ж) телефон б) глина з) сыр в) стекло и) троллейбус г) обувь к) песок речной д) воздух л) песок сахарный е) магнитофон - Кто закончит, встаньте прямо и покажите свою красивую осанку. - Молодцы, поменяйтесь друг с другом листочками. (Проверка по слайду). - Если правильно, то ставим +, если нет то -. В конце работы подсчитайте, сколько плюсиков у вас получилось. - Обменяйтесь обратно листочками. Посмотрите на свои работы. - Поднимите руку те, у кого нет ни одной ошибки. - А у кого одна? - А у кого две? - Молодцы, я вижу, что вы справились с заданием. - Посмотрите на слайд. Кто это пришел к нам сегодня в гости? (муравей) - Ребята, а почему он такой грустный? (нам надо ему помочь). - Здравствуйте, ребята. Меня зовут муравей Анц, и у меня действительно случилась беда, я к вам нес одно слово, очень важное, но по дороге я упал и растерял все буквы. - Помогите мне решить кроссворд, отгадайте все загадки и найдите ключевое слово. Не по рыбам, а сети расставляет. (Паук) У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыба) Ходит, спесь надуваючи. (Индюк) Без языка, а говорит, без ног, а бежит. (Ручей) По синему морю белые гуси плывут. (Облака) И тонок, и долог, а сядет - в траве не видать. (Дождь) Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз) - Ребята, посмотрите на наш кроссворд, какое же у нас слово с вами получилось (Природа). - Так называется следующий наш раздел. - Как вы думаете, чему мы будем учиться, изучая этот раздел? - Откройте учебник на странице 23 учебника. - Прочитайте, правильно ли мы определили. - Что привлекло ваше внимание? - Что захотелось изучить из раздела? - Посмотрите на наш кроссворд, как вы думаете, на какие группы можно разделить эти слова? (Живое и неживое) - Правильно, какие слова мы отнесем к живой природе? (Паук, рыба, индюк) - А что к неживому? (Ручей, облако, дождь, арбуз). - Предположите, о чем мы будем говорить на уроке? (О живой и неживой природе) - Правильно, тема нашего урока «Неживая и живая природа». - Какие учебные задачи мы поставим перед собой? - Ребята, наш друг благодарит вас за помощь и предлагает прочитать и проверить правильно ли мы с вами определили учебные задачи. |
Работа в микрогруппе: умение слушать друг друга, соглашаться или возражать, делать выводы. Делают вывод о том, что отношение к себе и к людям – это нравственное отношение. Отношение к природе – это экологическое отношение. Выполняют тест Проверяют результаты друг у друга, сравнивая с эталоном на слайде. Оценивают работу по критериям. Рассматривают слайд, принимают учебную задачу, решают кроссворд; анализируют содержание, выделяют главные признаки, отгадывают загадки, находят ключевое слово. Знакомятся с содержанием раздела «Природы» по учебнику, высказывают предположения, что будут изучать в данном разделе. Вспоминают, на какие части делится природа, приводят примеры из кроссворда. Сравнивают свои учебные задачи с задачами муравьишки вопросика. |
3. Решение проблемы Коммуникативные УУД Познавательные УУД Логические познавательные УУД Коммуникативные УУД |
- С давних пор люди стремятся узнать как можно больше о мире, в котором живут. Солнце и звезды, горы и реки, растения и животные – всё интересует человека. В результате долгих наблюдений за природой человек разделил все её объекты на две большие группы: живую и неживую природу. Солнце, воздух, вода, полезные ископаемые – это неживая природа. Растения, человек, животные – живая природа. -Давайте вспомним, что относится к природе. Это то, что нас окружает и не создано руками человека) - Что необходимо растениям и животным для жизни? (Солнце, воздух, вода) -Откройте учебник на 24-25 странице. - Рассмотрите фотографии. На какие группы можно разделить изображенные на них предметы. - У вас на партах лежат фишки синего и зеленого цвета. -Как вы думаете, куда можно положить эти фишки? (Синие – неживая природа, зеленая – живая) - Молодцы, правильно. - А сейчас я предлагаю вам игру «Живая и неживая природа». -Будем работать с фишками, я буду называть предмет, если он относится к неживой природе, то вы должны поднять синюю карточку, если к живой – зеленую. (Учитель называет 10-15 предметов). - А сейчас поиграем еще в одну игру – «Смотри не ошибись!» (Учитель прикрепляет на доску карточки: «живая природа», «неживая природа» и раздает детям по 2-3 карточки с изображениями предметов живой и неживой природы) - Вы должны выйти к доске и расположить карточки по группам. Будьте внимательны: не ошибайтесь! Результат игры проверяется, найденные ошибки исправляются. |
Слушают рассказ, готовятся отвечать на вопросы Высказывают свои мнения Рассматривают фотографии, определяют и делают вывод Высказывают свои предположения Работают с фишками, определяют и размышляют, над полученной информацией Доносят свою позицию до других |
4. Организация самостоятельной работы Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Логические познавательные УУД Познавательные УУД |
- А теперь делимся на группы. Каждая группа получает карточки с заданиями. На обсуждение и выполнение задания вам дается 5 минут. Затем мы проверим ваши работы. (Раздается 4 карточки) Ответы команд выслушиваются, ошибки исправляются. Физкультминутка - Мы с вами определили, что все предметы природы можно разделить на две большие группы. - Связаны между собой как-то эти группы? - Правильно, в природе всё связано друг с другом. Вспомните, что необходимо растениям и животным для жизни? - Рассмотрите схему на странице 27. Что обозначают стрелки на этой схеме? - Прочитаем вывод под схемой. Между собой связаны предметы неживой и живой природы. Живые существа также влияют на жизнь друг друга. - Рассмотрите рисунки на странице 26. Обоснуйте, почему живая природа не может существовать без неживой. |
Делятся на 4 группы, распределяют роли Волевая саморегуляция, развитие физических способностей Осмысливают вопросы, делают выводы по ним Извлекают информацию из схемы, делают выводы |
5. Информация о домашнем задании Личностные УУД, Регулятивные УУД |
- Молодцы, наш урок подходит к концу. Откройте дневники, запишите домашнее задание на следующий урок. Выполнить 4 и 5 задание в рабочей тетради. |
Записывают домашнее задание, осмысливает |
6. Рефлексия учебной деятельности Логические познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД |
- Какие выводы вы можете сделать в конце урока? Сравните их с выводами Мудрой Черепахи. - Какие учебные задачи ставил перед нами Муравьишка? Все ли мы выполнили? - Что вы узнали? - Чему научились? - В чем испытывали затруднения? Мне было очень приятно с вами работать. Всем спасибо за урок, можете идти отдыхать. |
Рассматривают вопросы, анализируют свою работу на уроке Делают выводы |