Технологическая карта организованной учебной деятельности «Живая и неживая природа»
Образовательная область: «Социум»
Раздел: Экология
Тема: «Живая и неживая природа»
Цель Познакомить с понятием «природа», «живая природа», «неживая природа».
Учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя по предметным картинкам, развивать речь через художественное слово и при сравнении рыбок. Научить различать и отбирать предметы с природой, подвести к понятию «природа». Природа- это все, что нас окружает, но не сделано руками человека. Познакомить с понятием «живая природа», «неживая природа». Все, что питается, растет, дышит - относим к живой природе. Если нет способности к росту, питанию и дыханию- к неживой природе. Обобщить знания детей о живом и неживом объекте. Воспитывать познавательный интерес и любовь к природе.
Словарная работа:
Билингвальный компонент: жанды табиғат, жансыз табиғат, дұрыс, жаксы.
Этапы деятельности |
Действия воспитателя |
Действия детей |
Мотивационно-побудительный |
Читаю детям отрывок из стихотворения Ф. Тютчева. Сияет солнце, воды блещут. На всем улыбка, жизнь во всем. Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. Поют деревья, плещут воды, Любовью воздух растворен. И мир, цветущий мир природы, Избытком жизни упоен. - Как вы думаете, ребята, о чем это стихотворение? - Правильно, о нашей природе. О ней мы сегодня с вами и поговорим. |
Дети становятся в круг и внимательно слушают стихотворение и отвечают на вопросы |
Организационно-поисковый |
Отгадайте загадки, а отгадки найдите на этом рисунке (воспитатель показывает большой рисунок с изображением природы) . а) В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать. На землю каплями падает опять. (вода) б) Меня бьют, колотят, Ворочают, режут- А я все терплю И всем добром плачу. (земля, почва) в) Голубой платок, Красный колобок. По платку катается И людям улыбается. (небо и земля) г) Голубая простыня Весь свет покрывает. (небо) д) Светит, сверкает, Всех согревает. (солнце) е) Без рук, без ног, А ворота отворяет. (ветер) - Молодцы, ребята! Вы правильно отгадали все загадки! – Ребята, а что еще вы видите на этом рисунке? - А теперь еще раз посмотрите на этот рисунок и подумайте, как одним словом можно назвать все, что на нем изображено? (Воспитатель подводит детей к выводу, что на рисунке изображена природа) - Как вы думаете, что такое природа? - Как вы думаете, ребята, почему художник не изобразил их? Он сделал это специально или просто забыл нарисовать? - А кто делает машины, дома, скамейки, игрушки, велосипеды? - Итак, ребята, все, что сделано руками человека, мы не можем назвать природой. Что же называется природой? Природа - это все то, что нас окружает, но не сделано руками человека. Правильно! Д/И «Природа или нет? » Воспитатель называет объекты живой неживой природы а дети отвечают при помощи жестов Физминутка «Жук». В группу к нам жук влетел, (грозят пальцем) Зажужжал и запел: «Ж-ж-ж-ж», Вот он вправо полетел, (указывают рукой направление и прослеживают взглядом) Каждый вправо посмотрел. Вот он влево полетел, Каждый влево посмотрел. Жук на нос хочет сесть, (правой рукой движение к носу со стороны) Не дадим ему присесть. (направление движения вниз и приседание) Жук наш приземлился. Зажужжал и закружился (делают вращательные движения типа волчка и встают) Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж. Жук, вот правая ладошка, (поочередно вытягивают руки и смотрят на них) Посиди немножко. Жук, вот левая ладошка, Посиди немножко. Жук наверх полетел И на потолок присел. (поднимают руки вверх и смотрят на них) На носочки мы привстали, (приподнимаются на носочки и вытягиваются) Но жука мы не достали, Хлопнем дружно (хлопки над головой) Хлоп – хлоп – хлоп, Чтобы улететь он мог. (имитируют полет жука и садятся на стульчики) Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж. Игра «Живая и неживая природа». Дети встают в круг. Воспитатель раздает всем по одной картинке. Затем дети по очереди располагают картинки на доске. С живой природой ставят на верхнюю полоску, с неживой - на нижнюю. - Давайте еще раз посмотрим на верхнюю полоску. Тут у нас оказались картинки: человек, собака, птица, рыба, дерево, цветок, еж - все они питаются, растут, дышат, поэтому их относят к живой природе. - А солнце, облака, камни, почву, воду относят к неживой природе, т. к. у них нет способности к росту, питанию, дыханию. Молодцы, ребята, справились с заданием. – Ребята, посмотрите внимательно. А есть ли у нас в группе объекты живой природы. Экспериментальная деятельность. Дети переходят к аквариуму. Воспитатель предлагает детям сравнить живую рыбку с игрушечной. - Давайте сравним рыбок. Какие они? (Одна живая, другая игрушечная) - Где живут живые рыбки? (в воде) А игрушечные? (в шкафу, на полке) - Что могут делать живые рыбки? (плавать, кушать корм, вилять хвостиком и т. д.) - А игрушечные могут? (нет, они лежат на дне в тазу) - Давайте возьмем их в руки. Почему живых рыбок нельзя вынимать? (они погибнут, их можно кормить, наблюдать за ними, а каких рыбок можно брать в руки? |
Дети рассматривают картину и отгадывают загадки Дети называют объекты живой и неживой природы На рисунке нет домов и машин, заводов, скамеек и т. д. Специально, ведь на этом рисунке изображена только природа. Человек. Дети играют Дети выполняют движения по тексту Дети играют, раскладывают картинки, отвечают. Работают возле аквариума, отвечают |
Рефлексивно-корригирующий |
Игра «Хорошо - плохо». ТРИЗ. (Слова: вода, солнце, дождь, ветер. Воспитатель интересуется, какую пользу и какой вред может причинить каждое из этих явлений. Например: Чем хороша вода? Чем может навредить вода) Подведение итогов занятия |
Дети внимательно слушают, отвечают обобщают |
Ожидаемый результат:
Знать: понятия «природа», «живая природа», «неживая природа»
Уметь: различать и отбирать предметы живой и неживой природы, ухаживать за рыбками
Иметь: познавательный интерес к изучению природы