Технологическая карта урока по теме: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане», характеристика героев (Чтение, 3 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Урок Литературное чтение Класс 3 «Б» (УМК Школа России) | |
Тема | А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане", характеристика героев. |
Педагогическая цель | развитие устной речи учащихся, их фантазии и творческого мышления через анализ художественного произведения и составление сравнительных характеристик главных героев сказки; совершенствование навыка грамотного и выразительного чтения; формирование умения анализировать прочитанное с опорой на образный язык литературного произведения; воспитание любви к русской литературе и гордости за Россию. |
Тип урока | Обобщающий |
Планируемые результаты (предметные) | Научатся находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; читать вслух бегло, осознанно, выразительно. |
Личностные результаты | Предлагают формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине в стихах. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: осознавать смысл межпредметных понятий: лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет); Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и т. д.), предлагать варианты устранения причин неудач на уроке; Коммуникативные: вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); строить связное высказывание из 7–8 предложений по теме |
Методы и формы обучения | Методы: словесный (беседа, объяснение), наглядный, практический. Форма: фронтальная, индивидуальная |
Основные понятия | сказка, иллюстрация, словарная работа, скороговорка. |
Образовательные ресурсы | Конспект, учебник, мультимедиа» |
Этап урока | Виды работы | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный этап Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя и готовности к уроку. | Фронтальная, индивидуальная 1.Приветствует учащихся. 2.Эмоционально настраивает на учебную деятельность. 3.Проверяет готовность класса и оборудования; | - С добрым утром! - Проверим готовность к уроку. На столе у вас должны лежать учебник литературного чтения, дневник и пенал. | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность | Слушают учителя. |
Речевая разминка Цель: выполнение речевых упражнений, направленных на совершенствование техники чтения: беглости, сознательности, правильности и выразительности | 1. Чтение скороговорки. | - А начнём урок с речевой разминки. Слайд 1. - Прочитайте медленно и тио скороговорку (читают хором) Макару в карман комарик попал. - О чём эта скороговорка? -Прочитайте громко, убыстряя темп. -Прочитайте 2 строчки ласково, 2 следующие строчки радостно. | Проговаривает вместе с детьми. Следит за правильностью произношения. | Выполняют упражнения на отработку техники чтения. |
Проверка домашнего задания. Цель: выполнить проверку усвоенных знаний предыдущего урока. | 1.Выборочное чтение. | - А теперь проверим домашнее задание. -Что вы изучали на прошлом уроке? ("Сказка о царе Салтане") - Кто автор? ( А.С.Пушкин) - Как вы будете читать это произведение? -Чтение отрывка "Сказка о царе Салтане". Оценивание. – Докажите, что прочитанное произведение – сказка. | Осуществляет проверку стихотворения, следит за выразительным чтением учащихся. | Получают целевую установку, читают выразительно стихотворение |
Целеполагание. Цель: подготовить учащихся к восприятию нового знания. | 1. Сообщение темы урока, определение задач. | -Сегодня на уроке литературного чтения мы с вами продолжим работу по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане». - Вспомните, какое полное название этой сказки? («Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди») - Вспомните героев сказки. Слайд2 - Как вы думаете, почему эти герои разделены? ( Поделены на хороших и плохих) - А кого можно назвать хорошим героем, плохим? Сегодня мы с вами будем учиться анализировать поступки героев, развивать навыки выразительного чтения, развивать умение находить необходимые отрывки в тексте. | Называет автора и стихотворение, с которым будет проходить работа на уроке. | Узнают тему урока. Самостоятельно формулируют задачи урока. |
Работа по теме урока Цель: усвоение новых знаний и способов действий. | 1.Аналитическая беседа. 2. Беседа о князе Гвидоне. 3.Выборочное чтение. | - А.С.Пушкин назвал свое произведение «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» - Каким представляет в названии Пушкин князя Гвидона? (Славный и могучий богатырь) -Оправдывает ли князь Гвидон это звание? Докажите своё мнение примерами из текста. («И растет ребенок там не по дня, а по часам» «Ты, волна моя, волна! Ты гульлива и вольна; Плещешь ты, куда захочешь, Ты морские камни точишь, Топишь берег ты земли, Подымаешь корабли – Не губи ты нашу душу: Выплесни ты нас на сушу!»)
-Какие черты характера открываются нам в поступках князя Гвидона? - А как он относится к своим родителям? (Князь Гвидон очень добрый, он защищает слабых, не жалеет своей единственной стрелы для спасения Царевны Лебеди. Гвидон уважает и очень любит свою мать, просит у нее благословения на княжение и на свадьбу. Ему важно одобрение матери, ее поддержка.) - Что побуждает князя Гвидона завести столько чудес в своем княжестве? Жадность, хвастовство или что-то другое? (Он хочет увидеть своего отца, чудесами заманить в гости к себе на остров.) - Перечислите чудеса, которые появились на острове. (У него на острове появляется белочка, 33 богатыря, царевна Лебедь.) - Одинаково ли говорят об одном и том же чуде разные герои сказки? Найдите и прочитайте, как говорит о чудесах князь Гвидон, царевна Лебедь, купцы, ткачиха с поварихой. ( ( Они говорят по-разному. Князь Гвидон - с печалью, купцы - с удивлением, Царевна Лебедь спокойно и привычно, ткачиха с поварихой – с завистью и злобой.) -Как вы думаете, почему царевна Лебедь помогает князю Гвидону и исполняет все его желания? (В благодарность за спасение своей жизни царевна Лебедь исполняет все желания князя. Она его жалеет и сочувствует, пытается во всем помочь.) - Какой вы представляете себе царевну Лебедь? Докажите примерами из сказки. -Можно ли назвать царя Салтана грозным? Какие слова больше подойдут к его характеру? Слайд 3 Добрый, мягкий, нерешительный, слабохарактерный. (Он нерешительный и очень мягкий по характеру, зависит от других.) - Вспомните, что стало причиной несчастий князя Гвидона и его матери? Как были наказаны завистницы? (Причиной всех несчастий стала зависть и злоба родных сестер. Добрый царь Салтан не стал их наказывать, а просто отпустил.) - Как бы вы поступили, простили ли их? Хотели ли бы вы изменить конец сказки? | Анализирует произведение. Следит за ответами учащихся. Корректирует и дополняет Задаёт вопросы по прочитанному тексту. Формулирует вывод. Даёт целевую установку. Корректирует и дополняет ответы детей | Отвечают на вопросы учителя. Участвовуют в беседе. Ищут ответы в учебнике. Строят речевое высказывание. Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают свою точку зрения. Приводят факты из сказки. Находят отличительные черты героев сказки. Слушают учителя. Строят речевые высказывания. Участвуют в беседе. Перечитывают отрывки сказки. Слушают учителя. |
| Физминутка Цель: предупреждение утомления и активизация для работы. | • Изобразите волны, набегающие на берег. • Изобразите летящую царевну Лебедь. • Изобразите Гвидона, натягивающего лук. • Изобразите танцующую белку, поющую песенки. • Изобразите богатырей, выходящих из моря – Кто из вас знает, что за музыка звучала? – Это отрывок «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане». Написал её русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков в честь 100- летия со дня рождения А. С. Пушкина | Осуществляет показ упражнений для предотвращения усталости. | Повторяют упражнения за учителем. |
Закрепление изученного материала. Цель: закрепление знаний и способов действий, самопроверка знаний. | 1.Просмотр с видеоролика «Белка» 2. Беседа. | - А теперь посмотрите фрагмент из сказки и найдите в тексте строки, которые ему соответствуют. Римский-Корсаков. Сказка о царе Салтане. Белка. - Вы посмотрели видеоролик. О чём он? Кто изображён? - Зачитайте отрывок. | Даёт целевую установку. Корректирует и дополняет ответы детей. | Соотносят иллюстрацию с текстом стихотворения. |
2.Упражнение в выразительном чтении. | - А теперь потренируемся в чтении. - Читать нужно выразительно. Как вы это понимаете? - Читать нужно выразительно, не запинаться и вдумываться в смысл произведения. | Даёт целевую установку. Включает приглушенно грамзапись. Следит за чтением. | Читают выразительно стихотворение вместе с диктором. | |
Итог урока. Рефлексия. Цель: обобщение и систематизация знаний, подведение итогов. | 1.Обобщающая беседа. 2.Рефлексия. 3.Домашнее задание. | - С какой сказкой ознакомились на уроке? Назовите героев сказки. -Кому понравился урок покажите мне ладошки. Кто на уроке был не активен и затруднялся в ответах – закройте ладошками лицо. - Домашним заданием будет: перечитать сказку, составить словарь устаревших слов и подобрать синонимы. | Подводит итог урока. Организует рефлексию. Даёт целевую установку на дом. | Отвечают на поставленные вопросы. Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |
Учитель:................................
Методист: ..............................
Легоцкая Вера Сергеевна
Огаркова Елена Александровна