12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Власенко Марина Ивановна7639
Россия, Краснодарский край, Каневской район, ст. Стародеревянковская
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
11

Технологическая карта урока по теме: "А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане", характеристика героев."

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Урок Литературное чтение

Класс 3 «Б» (УМК Школа России)

Тема

А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане", характеристика героев.


Педагогическая цель

развитие устной речи учащихся, их фантазии и творческого мышления через анализ художественного произведения и составление сравнительных характеристик главных героев сказки; совершенствование навыка грамотного и выразительного чтения; формирование умения анализировать прочитанное с опорой на образный язык  литературного произведения; воспитание  любви к  русской литературе  и  гордости за Россию.

Тип урока

Обобщающий

Планируемые результаты (предметные)

Научатся находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; читать вслух бегло, осознанно, выразительно.

Личностные результаты

Предлагают формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине в стихах.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: осознавать смысл межпредметных понятий: лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет);

Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и т. д.), предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;

Коммуникативные: вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); строить связное высказывание из 7–8 предложений по теме

Методы и формы обучения

Методы: словесный (беседа, объяснение), наглядный, практический.

Форма: фронтальная, индивидуальная

Основные понятия

сказка, иллюстрация, словарная работа, скороговорка.

Образовательные ресурсы


Конспект, учебник, мультимедиа»






Этап урока


Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя и готовности к уроку.

Фронтальная, индивидуальная


1.Приветствует учащихся.

2.Эмоционально настраивает на учебную деятельность.

3.Проверяет готовность класса и оборудования;

-Здравствуйте, ребята.

- С добрым утром!
Начат день.
Первым делом
Гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать!

- Проверим готовность к уроку. На столе у вас должны лежать учебник литературного чтения, дневник и пенал.

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место
к уроку

Речевая разминка

Цель: выполнение речевых упражнений, направленных на совершенствование техники чтения: беглости, сознательности, правильности и выразительности

1. Чтение скороговорки.

- А начнём урок с речевой разминки.

Слайд 1.

- Прочитайте медленно и тио скороговорку (читают хором)

Макару в карман комарик попал.
Комар у Макара в кармане пропал.
Про это сорока в бору протрещала:
"В кармане Макара корова пропала!"

- О чём эта скороговорка?

-Прочитайте громко, убыстряя темп.

-Прочитайте 2 строчки ласково, 2 следующие строчки радостно.

Проговаривает вместе с детьми. Следит за правильностью произношения.

Выполняют упражнения на отработку техники чтения.

Проверка домашнего задания.

Цель: выполнить проверку усвоенных знаний предыдущего урока.

1.Выборочное чтение.

- А теперь проверим домашнее задание.

-Что вы изучали на прошлом уроке? ("Сказка о царе Салтане")

- Кто автор? ( А.С.Пушкин)

- Как вы будете читать это произведение?

-Чтение отрывка "Сказка о царе Салтане".

Оценивание.

Докажите, что прочитанное произведение – сказка.

Осуществляет проверку стихотворения, следит за выразительным чтением учащихся.

Получают целевую установку, читают выразительно стихотворение

Целеполагание.

Цель: подготовить учащихся к восприятию нового знания.

1. Сообщение темы урока, определение задач.

-Сегодня на уроке литературного чтения мы с вами  продолжим работу по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».

- Вспомните, какое полное название этой сказки? («Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

- Вспомните героев сказки. Слайд2

- Как вы думаете, почему эти герои разделены? ( Поделены на хороших и плохих)

- А кого можно назвать хорошим героем, плохим?

Сегодня мы с вами будем учиться анализировать поступки героев, развивать навыки выразительного чтения, развивать умение находить  необходимые отрывки в тексте.

Называет автора и стихотворение, с которым будет проходить работа на уроке.

Узнают тему урока. Самостоятельно формулируют задачи урока.


Работа по теме урока

Цель: усвоение новых знаний и способов действий.

1.Аналитическая беседа.

























2. Беседа о князе Гвидоне.



































3.Выборочное чтение.










- А.С.Пушкин назвал свое произведение  «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

- Каким представляет в  названии Пушкин князя Гвидона? (Славный и могучий богатырь)   

-Оправдывает ли князь Гвидон это звание?

Докажите своё мнение примерами из текста. («И растет ребенок там

не по дня, а по часам»

«Ты, волна  моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли –

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!»)

 

-Какие черты характера открываются нам  в поступках князя Гвидона?

- А как он относится к своим родителям?

(Князь Гвидон очень добрый, он защищает слабых, не жалеет своей единственной стрелы для спасения Царевны Лебеди. Гвидон уважает и очень любит свою мать, просит у нее благословения на княжение и на свадьбу. Ему важно одобрение матери, ее поддержка.)

 - Что побуждает князя Гвидона завести столько чудес в своем княжестве? Жадность, хвастовство или что-то другое? (Он хочет увидеть своего отца, чудесами заманить в гости к себе на остров.)

- Перечислите чудеса, которые появились на острове. (У него на острове появляется белочка, 33 богатыря, царевна Лебедь.)

- Одинаково ли говорят об одном и том же чуде разные герои сказки? Найдите и прочитайте, как говорит о чудесах  князь Гвидон, царевна Лебедь, купцы, ткачиха с поварихой. ( ( Они говорят по-разному. Князь Гвидон -  с печалью, купцы  - с удивлением, Царевна Лебедь спокойно и привычно, ткачиха с поварихой – с завистью и злобой.)

-Как вы думаете, почему царевна Лебедь помогает князю Гвидону и исполняет все его желания? (В благодарность за спасение своей жизни царевна Лебедь исполняет все желания князя. Она его жалеет и сочувствует, пытается во всем помочь.)

- Какой вы представляете себе царевну Лебедь? Докажите примерами из сказки.

-Можно ли назвать царя Салтана грозным? Какие слова больше подойдут к его характеру? Слайд 3

Добрый, мягкий, нерешительный, слабохарактерный.

(Он нерешительный и очень мягкий по характеру, зависит от других.)

- Вспомните, что стало причиной несчастий князя Гвидона и его матери?

Как были наказаны завистницы?

(Причиной всех несчастий стала зависть и злоба родных сестер. Добрый царь Салтан не стал их наказывать, а просто отпустил.)


- Как бы вы поступили, простили ли их? Хотели ли бы вы изменить конец сказки?

Анализирует произведение. Следит за ответами учащихся. Корректирует и дополняет

















Задаёт вопросы по прочитанному тексту. Формулирует вывод.





























Даёт целевую установку. Корректирует и дополняет ответы детей

Отвечают на вопросы учителя.

Участвовуют в беседе.

Ищут ответы в учебнике.

Строят речевое высказывание.















Слушают учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Доказывают свою точку зрения.

Приводят факты из сказки.

Находят отличительные черты героев сказки.

















Слушают учителя.

Строят речевые высказывания.

Участвуют в беседе.

Перечитывают отрывки сказки.

Слушают учителя.



Физминутка

Цель: предупреждение утомления и активизация для работы.

Изобразите волны, набегающие на берег.

Изобразите летящую царевну Лебедь.

Изобразите Гвидона, натягивающего лук.

Изобразите танцующую белку, поющую песенки.

Изобразите богатырей, выходящих из моря

Кто из вас знает, что за музыка звучала?

Это отрывок «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане». Написал её русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков в честь 100- летия со дня рождения А. С. Пушкина


Осуществляет показ упражнений для предотвращения усталости.

Повторяют упражнения за учителем.

Закрепление изученного материала.

Цель: закрепление знаний и способов действий, самопроверка знаний.

1.Просмотр с видеоролика

«Белка»

2. Беседа.

- А теперь посмотрите фрагмент из сказки и найдите в тексте строки, которые ему соответствуют.

Римский-Корсаков. Сказка о царе Салтане. Белка.

- Вы посмотрели видеоролик. О чём он? Кто изображён?

- Зачитайте отрывок.

Даёт целевую установку. Корректирует и дополняет ответы детей.

Соотносят иллюстрацию с текстом стихотворения.

2.Упражнение в выразительном чтении.

- А теперь потренируемся в чтении.

- Читать нужно выразительно. Как вы это понимаете?

- Читать нужно выразительно, не запинаться и вдумываться в смысл произведения.

Даёт целевую установку. Включает приглушенно грамзапись. Следит за чтением.

Читают выразительно стихотворение вместе с диктором.

Итог урока. Рефлексия.

Цель: обобщение и систематизация знаний, подведение итогов.

1.Обобщающая беседа.


2.Рефлексия.


3.Домашнее задание.

- С какой сказкой ознакомились на уроке? Назовите героев сказки.

-Кому понравился урок покажите мне ладошки. Кто на уроке был не активен и затруднялся в ответах – закройте ладошками лицо.

- Домашним заданием будет: перечитать сказку, составить словарь устаревших слов и подобрать синонимы.

Подводит итог урока. Организует рефлексию. Даёт целевую установку на дом.

Отвечают на поставленные вопросы. Осуществляют самоконтроль учебной деятельности


Учитель:................................

Методист: ..............................

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (2)

Легоцкая Вера Сергеевна, 07.07.22 в 16:49 1Ответить Пожаловаться
Замечательный урок, но Вы забыли прикрепить презентацию, на которую ссылаетесь в конспекте.
Огаркова Елена Александровна, 09.07.22 в 06:32 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Ивановна! Содержательный материал, беру на заметку для занятий по слушанию музыки! В совокупности с Вашей технологической картой получится интересный и полезный для развития детей цикл уроков по опере Н.А. Римского-Корсакова.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.