Технологическая карта урока-практикума «Икона как художественное произведение»
Региональный конкурс профессионального мастерства « Лучший учитель ОРКСЭ И ОДНКНР»
Номинация: «Лучшая разработка занятия по учебному предмету ОДНКНР, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Разработала: Леонтьева Наталья Хазбиевна, учитель истории и обществознания
Электронный адрес: nata.leonteva.00@list.ru
Полное название образовательной организации: Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №13»
Территория: Копейский городской округ
Название работы: «Икона как художественное произведение».
Цель урока: формирование знаний у обучающихся об иконе, как произведении православной культуры.
Задачи урока:
Образовательные:
- Сформировать знания учащихся о понятии икона, ее особенностях и отличительных чертах, значении иконы в православной культуре.
Развивающие:
- Определить, какими способами и средствами в иконе изображается духовный мир;
- Развивать навыки общения в группе;
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию духовных чувств, стимулировать интерес к труду подлинных мастеров
- иконописцев.
- Совершенствовать универсальные учебные действия, выраженные в умении работать с иллюстративным материалом:
Методы и формы обучения:
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический.
Формы: индивидуальная, фронтальная, парная.
Формируемые УУД:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Личностные: Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Ожидаемые результаты:
Предметные: сформируется: - знание понятия «икона»;
- умение связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме;
- развивать этические чувства.
Сформируется умение: работать в группе; высказывать собственное мнение, суждения
Метапредметные: - формирование мотивации к осознанному нравственному поведению;
-формирование любви и уважения к культуре своего народа.
Личностные: формирование умений: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Технологическая карта урока - практикума « Икона как художественное произведение»
|
|
|||
Организационная структура урока |
||||
|
Содержание педагогического взаимодействия |
|
||
Этапы. |
Основные виды деятельности учителя |
Основные виды деятельности учащегося |
Формируемые образовательные результаты |
|
I.Организационный. |
Проверяет готовность обучающихся к уроку, эмоционально, психологически и мотивационно подготавливает учеников к усвоению изучаемого материала. |
Эмоционально настраиваются и подготавливаются к уроку. |
Л. -принятие и освоение социальной роли обучающегося; позитивный эмоциональный настрой. |
|
II. Опрос-актуализация. 1. Проверка д/з . |
Беседа по вопросам: - Для чего люди приходят в храм? -Где чаще всего в храме произносят молитвы?
|
Ответы учащихся |
К.- осознанное построение речевых высказываний в устной диалогической и монологической форме |
|
2. Работа с заданием 1 в р рабочей тетради Приложение 1 |
-Прочитайте стихотворение и определите о чем идет речь? - Что же такое икона? Каково ее предназначение? -Что мы о ней знаем?
|
Зачитывают стихотворение. Отгадывают слово «ИКОНА» и записывают ответ в рабочую тетрадь
Ответы учащихся |
Р.-способность фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания
|
|
III. Целеполагание. |
-Как вы думаете, почему именно это слово звучит сегодня на уроке? --Определите тему урока -Какую задачу необходимо решить на уроке? |
Высказывают свои предположения и отвечают.
Формулируют тему и задачу урока |
К.- осознанное построение речевых высказываний в устной диалогической и монологической форме; обмен мнениями. |
|
IV. Открытие нового знания. 1. Что такое икона?
|
Учебная задача: - какое определение можно дать слову «Икона»?
- Что на ней изображено?
- Когда появились первая икона?
Выполняем в парах задание 2 в рабочей тетради, нужно прочитать текст и вставить в него пропущенные слова. Приложение 1
|
Вступают в учебный диалог, отвечают на вопросы, высказывают мнения. Образ, изображение Бога или святого
Божий лик
После распространения христианства
Выполняют задание, вставляя пропущенные слова, обсудив их в парах
|
Р.- следовать плану реализации учебной задачи.
П.-умение наблюдать, сравнивать, делать умозаключения.
Л.- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств.
К.- готовность слушать собеседника и вести диалог. |
|
2. Особенности иконы. |
Учебный диалог: Слово учителя Икона - образ. Слово икона в переводе с греческого означает «образ». Живописная икона заметно отличается от картины. Это потому, что задача иконы – показать внутренний мир святого человека, изобразить Божественный свет в душе. Но не всякое изображение на религиозную тему может считаться иконой, а только то, что соответствует догматам Церкви. Православные иконы пишутся по определенным правилам. Эти правила называются иконописным каноном. Давайте посмотрим, как же святые изображаются на иконах. И разберем отличия иконы. И в этом нам поможет кроссворд ( задание 3 в рабочей тетради) который нужно заполнить используя учебник и Интернет- источники
|
Слушают учителя, вступают в учебный диалог.
,
Заполняют кроссворд в тетради, обсуждают результат работы, проверяют и оценивают работы друг друга |
||
Физминутка. |
Проводит физминутку. |
Выполняют движения по образцу. |
Л-профилактика утомления |
|
3. Виды икон. |
Организовывает практическую работу с заданием 4 в рабочей тетради Приложение 1 Отвечает на вопросы, возникающие в ходе практикума |
Вступают в учебный диалог, читают индивидуально учебную информацию про виды икон.
Выполняют практическую работу, отвечают на вопросы.
|
П.-умение слушать, сравнивать, делать умозаключения.
К.- осознанное построение речевых высказываний в устной диалогической и монологической форме.
Р.-умение контролировать учебную деятельность, сохранять учебную задачу.
К- умение аргументированно высказывать свое мнение.
П.-умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи |
|
|
|
|
||
V. Первичное закрепление нового материала.
|
Организовывает работу с иллюстративным материалом для закрепления и обобщения полученных знаний при помощи задания 5 в рабочей тетради Приложение 1 |
Разглядывают иллюстративный материал , отвечают на поставленные вопросы, фиксируют их. |
||
VI.Обобщение и систематизация.
|
Учебный диалог: -Что называется иконой? -Какие виды икон можно выделить? |
Вступают в учебный диалог, отвечают на вопросы |
Р.- следовать плану реализации учебной задачи. П.-умение обобщать, делать умозаключения. |
|
VII. Рефлексия. |
-Что нового узнали? -Удалось решить поставленную задачу урока? -Что было наиболее интересным? -В чем были трудности?
|
Оценивают свою работу на уроке, высказывают мнения. |
К.- владение монологической формой речи. П. - самостоятельный выбор личностно-значимой характеристики своей деятельности на уроке Л. -способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении |
|
VIII. Инструктаж по выполнению домашнего задания. |
Задание 6 в рабочей тетради выполнить совместно с родителями используя дополнительный материал Приложение 1 |
Фиксируют задание в дневнике. |
П.- осуществлять поиск необходимой информации для решения учебного задания с помощью дополнительной информации. |
Приложение 1
Тема урока « Икона – художественное произведение»
Задание 1. Прочитай стихотворение и ответь на вопросы:
О, наши русские иконы
В окладах, рамочках простых!
Впитавшие мольбы и стоны,
Висели вы в углах святых.
Пред вами теплились лампадки,
И на колени становясь,
Молились вдовы и солдатки,
Купец и нищий, смерд и князь. ( Монах Варнава (Санин))
1.О чём говориться в стихотворении?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Каково ее предназначение?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Прочитай текст и заполни пропуски, используя слова: Иисус Христос, икона, земной, образ, ангел
5 баллов
__________ – образ, изображение.
На иконах изображают…………., Богоматерь, …….., святых.
Первая икона появилась ещё во времена …….. жизни Христа. Она получила название «Нерукотворный ……….».
Задание 3. Реши Кроссворд, используя учебник и дополнительные источники
По горизонтали:
1.Первый слой иконы (основа);
2.Перегородка с иконами в православном храме (иконостас);
3.Полоса в нижней части иконы, обычно коричневого или зелёного цвета – условное обозначение земли (позём);
4.Вид живописи, религиозной по темам, сюжетам и назначению (иконопись);
5.Нимб по-другому (венец);
По вертикали:
6.Ими закреплялись оклады икон (гвозди);
7.Человек, пишущий иконы (иконописец);
8.Краски, изготавливаемые на основе сухих порошковых натуральных пигментов, которые использовались для написания икон (темпера);
9.Накладное украшение иконы (оклад)
З
7 баллов
адание 4. Прочитай текст о разновидностях икон и соотнеси вид иконы с иллюстративным примером. Напиши под иконой к какому виду она относится.
Какие бывают иконы?
Православная традиция иконописи оставила нам
множество школ и техник, а также множество видов икон.
Образы Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы занимают первостепенное место в православной иконографии. Во все времена, в любом доме и избе, их можно было увидеть в «красном» углу. Красный – значит красивый, прекрасный. Красный угол – самый видный в доме, в комнате; поэтому именно там стояли иконы.
Праздничные иконы пишутся, прежде всего, на сюжеты священной истории и посвящены христианским праздникам.
Житийные иконы, изображающие житие и чудеса того или иного святого.
Именные иконы, изображающие святого, в честь которого человек нарекается при Святом Крещении.
Иконы святых, покровительствующих учебе, воинской службе, различным видам трудовой деятельности, к их помощи обращаются при различных болезнях и других житейских надобностях.
Существует множество образов Божьей Матери и Спасителя. Для каждой местности, как и для каждого человека, есть свой, наиболее любимый и почитаемый.
Святая Троица
_____________________________________
Воскресение Господне Сергий Радонежский
______________________ ___________________
Татьяна Николай Чудотворец
_________________ _______________________
Владимирская Богоматерь
Пантелеймон целитель ________________________
________________________
З
2 балла
адание 5. Перед тобой портрет и икона знаменитого князя, полководца Александра Невского
Посмотри внимательно, что общего в этих изображениях? _______________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чем они отличаются? ____________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6 . Раскрась икону Богоматери, используя дополнительный материал
Дополнительный материал «Символика иконы» к заданию 6
Икона: символ и значение
С точки зрения символичности образа иконопись является одним из самых сложных языков, известных мировой художественной культуре. Метафоры, ассоциации, различные значения формы, композиции, палитры – символика буквально наполняет изображение, где мельчайшая деталь имеет свое и, зачастую, очень большое значение. В каком-то смысле, православная икона - это код, и код намного более сложный, чем может показаться на первый взгляд.
Метафорический язык иконописи сложен и охватывает не только объект, но также и композиционный строй, и технику изображения. На протяжении множества веков художники тщательно придерживались принципов традиционной иконописи, сохранив их вплоть до наших дней. Одним из них является символика цветов. Посредством разнообразных оттенков, каждый из которых имеет свое собственное значение, художник получает возможность усилить содержательность образа, сказав чуть больше, чем позволяют сделать средства живописи.
Особое место в иконописи занимает золотой цвет. Символ божественного света, святости, Небесного царства, он используется мастерами со времен крещения Руси. Во все времена были широко распространены иконы, написанные по золотому фону, который олицетворяет собой небесный, горний мир. Украшенные золотом нимбы и одеяния святых символизируют святость и чистоту, а тонко положенные блики и золотые пробела придают образу особую торжественность. Яркий насыщенный желтый цвет несет такое же позитивное значение, как золотой, однако бледно-желтый, напротив, символизирует измену и скупость. В этом значении желтый – цвет Иуды Искариота.
Белый - в православной иконологии - цвет праведников. Он символизирует святость, чистоту и невинность души. Традиционно им писали одеяния святых, а также крылья ангелов и пелена детей. На многих иконах, посвященных Воскресению Христа, Спаситель изображается именно в белых одеяниях. Близкое значение несет серебряный цвет, который является символом чистоты плоти и евангельского красноречия. Последнее основано на словах псалма 11.7: «Слова Господне — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное».
Другой распространенный цвет, пришедший в русскую иконопись из Византии – багряный, или пурпур. Цвет императора, владыки, он символизирует царственность и величие. В русской иконописи пурпурным традиционно писали одеяния святых царей и князей. В этом же значении он иногда используется как символ Бога Отца. Кроме того, нередко можно встретить иконы на пурпурном фоне, что, в частности, характерно для образов Христа Пантократора. С другой стороны, пурпурный цвет имеет и еще одно значение, которое восходит к образам угрозы и огня. Поэтому багряные тона нередко используются в сценах Страшного суда.
Такое же двоякое значение имеет и красный цвет, который широко распространен в православной иконописи. С одной стороны, он является символом любви, живительной энергии и Воскресения, но, в то же время, означает жертву Христа, мучения и кровь. В иконописи красные одеяния являются неизменным атрибутом святых мучеников. Иногда этим цветом пишут крылья архангелов-серафимов. В редких случаях можно встретить иконы, написанные по красному фону, который символизирует Воскресение и торжество вечной жизни.
Голубой цвет является символом небес, иного, вечного мира, а также целомудрия и душевной чистоты. Голубым традиционно пишут одеяния Богоматери как Приснодевы. Синий цвет символизирует тайну, откровение, мудрость и божественную непостижимость. Это – цвет апостольских одеяний.
Зеленый, цвет весны, означает победу жизни над смертью и вечную жизнь. Он символизирует Христа как жизнедавца и крест как древо жизни и часто используется в сценах Рождества.
Коричневый цвет напоминает о бренности конечной человеческой природы, а черный используется как символ зла и смерти.
Нужно отметить, что есть и такие цвета, которые принципиально не используются в иконописи. Один из них – серый. На языке символов этот цвет представляет собой смешение добра и зла, порождая двусмысленность, неясности и пустоту – понятия, недопустимые в православной иконописи
Список литературы
Виноградова Н.Ф., Мариносян Т.Э. ОДНК Издательство ВЕНТАНА-ГРАФ, корпорация "Российский учебник" , М.,2019
http://easyen.ru/load/orkseh/pravoslavnaja_kultura/krossvord_po_teme_ikona/296-1-0-3937
http://radost-brest.com/children/raskraski_view.php
http://www.rgo-sib.ru/