Технологическая карта урока по русскому языку на тему «Наблюдение за словоизменением имен существительных» (4 класс)
Технологическая карта урока
Предмет: Русский язык Класс 4 Учебник (УМК): Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, Русский язык - система «Школа 2100»
Тема урока: Наблюдение за словоизменением имен существительных. Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник, тетрадь, карточки с заданиями, толковые словари, маркер.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:
Предметные результаты: разграничивают части речи по морфологическим признакам, знают об имени существительном как части речи, об особенностях его употребления в предложении, раскрывают его лексическое и грамматическое значение, выявляют особенности постоянных и непостоянных признаков имени существительного; умеют работать со словарной статьей толкового словаря, знают понятие синонимов, антонимов, омонимов.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.
Вид планируемых учебных действий |
Учебные действия |
Планируемый уровень достижений результатов обучения |
|
Предметные Д |
Расширить базовые представления об имени существительном как о грамматической категории; на материале сопоставления форм слова определять изменения слов в потоке речи; ввести новый термин «падеж». |
Образовывать падежные формы слов(П) с опорой на таблицу падежей(Б). |
|
Метапредметные |
Познавательные УУД |
Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, анимация); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; пользоваться словарями, учебно-методическими пособиями, материалами Интернета; строить рассуждения. |
Использовать полученную на уроке информацию при решении учебной задачи.
|
Регулятивные УУД |
Самостоятельно формулировать тему и цель урока; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; корректировать свою деятельность. |
Формулировать учебную задачу, оценивать верность ее выполнения (Б), корректировать учебную работу на уроке (П).
|
|
Коммуникативные УУД |
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач урока, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других. |
Использовать средства коммуникации для успешного решения цели урока. |
|
Личностные |
Формировать эмоциональное сопереживание изучаемого материала, интерес к письму и изучению языка. |
Определять эмоции людей, сопереживать; осознавать ответственность за написание и произнесение слова. |
Этап урока, время этапа |
Задачи этапа |
Методы, приемы обучения |
Формы учебного взаимодействия |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов. |
Деятельность ученика |
Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия |
||
Мотивационно - целевой этап |
Орг. момент 2 мин. |
Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке
|
|
Фронтальная |
Проверяет готовность детей к уроку. Перечисляет необходимые учебные принадлежности для урока. |
|
Воспринимают на слух перечень необходимых принадлежностей для урока, визуально и кинестетически контролируют готовность.
|
Личностные УУД: Самоорганизация. Регулятивные УУД: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке |
|
Актуализация знаний (мотивация) 5 мин.
|
Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.
|
Беседа по уточнению и конкретизации знаний.
|
Фронтальная
|
Предлагает серию вопросов на восстановление пройденного материала об имени существительном. Побуждает детей к высказыванию своего мнения, предлагая аргументировать свои высказывания.
|
- Какие части речи вы знаете? - С какой частью речи мы сейчас работаем? - Что вы знаете об имени существительном? - Назовите постоянные и непостоянные признаки имени существительного
|
Воспринимают на слух вопросы, отвечают на вопросы учителя.
|
Познавательные УУД: осознанное построение речевого высказывания в устной форме, структурирование знаний.
|
||
Создание ситуации успеха 8 мин. |
Актуализировать умение определять грамматические признаки имени существительного. |
Практическая работа |
Индивидуальная, фронтальная |
Предлагает восстановить пропорцию, установить связь между словами и определить грамматические признаки найденного слова, записать его в тетрадь и проверить по словарю; продолжить логическую цепочку, начатую учителем: составить из букв записанных слов – новое, взяв из первого слова первую букву, из второго – вторую и т. д. Подводит детей к постановке учебной задачи: что обозначает получившееся слово «падеж»? |
город_ = поход квартира ? зима = осень шуба ? ноги = руки ступни ? рука = цветок пальцы ? ручка = машина пенал ? |
Читают предложенную пропорцию, анализируют ее, сравнивают и предлагают решение пропорции, контролируют предложенные варианты, записывают выбранное слово в тетради, фиксируют безударные гласные и грамматические признаки имени существительного. Затем идет самопроверка с эталоном на доске. (См. приложение№1) Обнаруживают, что могут назвать грамматические признаки этого слова, а лексическое значение им не известно и формулируют вопрос: что такое падеж? |
Личностные УУД: когнитивный компонент самооценки. Познавательные УУД: умение осуществлять поиск и сбор информации, умение выполнять логические операции анализа, сравнения и обобщения. Регулятивные УУД: контроль в форме сличения с заданным эталоном, оценка учебной деятельности (умение самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата), коррекция (обнаружение ошибок, внесение соответствующих исправлений) и оценка результата деятельности.
|
||
Постановка учебной задачи 8 мин. |
Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний, определить границы знания и незнания в специально созданной учителем ситуации. Организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели. |
Создание проблемной ситуации. |
Групповая, фронтальная. |
Организует поисковую работу лексического значения слова с поиска источника информации. (словари, учебник, интернет…) Подводит детей к постановке учебной задачи: что значит изменить слово по падежам? И заполнение таблицы падежей. (См. приложение 2) |
Учебник стр. 95-96. Толковый словарь. Распечатанная страничка интернета. |
Читают статьи, самостоятельно осмысливают прочитанное, выделяют необходимое понятие. Группа даёт свою формулировку, сравнивает и дополняет ответы других групп. (Падеж – это изменение имени (сл. Ожегова); то, что случается, выпадает (сл. Репкина)… ) Обнаруживают, что только теоретических знаний недостаточно для выполнения практической работы. |
Личностные УУД: осознание неполноты знаний, развитие учебной активности. Познавательные УУД: анализ слов с целью выявления общего признака, умение выполнять логические операции анализа, сравнения, классификации и отнесения к известным понятиям. Регулятивные УУД: самостоятельное выделение и осознанное формулирование познавательной цели, умение определять границы знания и незнания. Коммуникативные УУД: участие в коллективном обсуждении проблемы, проявление интереса к чужому мнению и высказывание своего.
|
||
Поисково – исследовательский этап |
Создание условий для решения учебной задачи 10 мин. |
Смоделировать отличие между формой одного и того же слова и однокоренными словами в виде схемы. Составить таблицу падежей. |
Работа в парах, коллективно-распределительная деятельность. |
Парная, фронтальная |
Организует самостоятельную работу учащихся, предлагая вставить в пословицы пропущенное слово (друг), изменяя форму этого слова. Побуждает найти отличие между формой одного и того же слова и однокоренными словами. Структурирует вместе с детьми обобщенные знания в виде схемы.
Просит вернуться к поставленной учебной задаче и, используя новые знания, начать заполнять таблицу падежей (опираясь на новый источник информации – анимированный фильм) и просклонять слово. |
При хорошем друге сер( ? )це греется. Верным другом д(а/о)р(а/о)жи. Друг п(а/о)знаётся в б(е/и)де. Без б(е/и)ды друга не узнаешь. Сам п(а/о)гибай, а друга выручай. Верному другу цены нет.
+ +
|
Читают пословицы, вписывают слова (инд. задание для сильных учеников: вставляют пропущенные орфограммы). (См. приложение 3) Приходят к выводу, что при изменении формы слова – изменяется его окончание. После обсуждения дети вместе с учителем фиксируют результат рассуждений с помощью схемы. (См. приложение 4)
Смотрят и слушают презентацию и вставляют в таблицу падежей недостающие названия и вопросы. Изменяют слово «друг» по падежам.
|
Личностные УУД: осознание необходимости самосовершенствования. Познавательные УУД: самостоятельное создание способа решения проблем поискового характера, структурирование знаний. Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения. Метапредметные: познавательные УУД: проявление инициативности и самостоятельности, умение осуществлять поиск и сбор информации, умение использовать знаково-символические средства для создания схемы.
|
|
Практический этап |
Использование способа действия
5 мин.
|
Уметь использовать новые знания на практике.
|
Упражнение
|
Групповая, фронтальная работа
|
Предлагает изменить по падежам слова. Просит дать устную прогностическую оценку предстоящей работе. В ходе работы еще раз акцентирует внимание учащихся на изменении у имен существительных только окончаний.
|
палатка пальто ладони лепестки гараж падеж (каждая группа изменяет по падежам одно слово) или изменяют по падежам слово с образцом на доске, а другое самостоятельно. |
Выражают свою прогностическую оценку. Выполняют задание в группах на основе составленной таблицы падежей. Обсуждают, аргументируют свое согласие (несогласие) с мнениями участников учебных групп.
|
Познавательные УУД: умение использовать новые знания на практике. Коммуникативные УУД: умение формулировать собственную позицию, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные УУД: Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. |
|
Рефлексивно-оценочный этап
|
Контроль и оценка использования способа действия 2 мин. |
Уметь контролировать и оценивать правильность выполнения задания. |
Презентация |
Фронтальная работа |
Просит вывесить листы с заданием. Организует коллективную проверку выполненного задания. |
|
Выполненную работу группы презентуют. Сравнивают свою работу с работами других групп, проводят рефлексивный контроль за выполнением способа действия. |
Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные УУД: формирование способности к самооценке и взаимооценке; контроль, коррекция и оценка результата деятельности |
|
Рефлексия 1 мин. |
Сформулировать вывод урока.
|
Беседа |
Фронтальная работа |
Акцентирует внимание на конечном результате деятельности на уроке. Просит определить последовательность действий и возможные ошибки при склонении слов. Предлагает самостоятельно сформулировать вывод урока. Даёт домашнее задание и таблицу падежей (незаконченную). (См. приложение 5)
|
-Что вы сегодня узнали? -Что значит изменить слово по падежам? - Для чего мы меняем форму слова? - Д/задание: изменить по падежам слова тренер и тренировка. (для желающих – определить падеж слова друг в пословицах). |
Определяют последовательность действий для изменения имени существительного по падежам. Формулируют вывод урока. (Изменить слово по падежам –значит изменить форму этого слова, его окончание. Это необходимо для построения предложения, словосочетания)
|
Познавательные УУД: рефлексия, контроль и оценка результата деятельности. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные УУД: формирование самосознания, осознание личностной значимости нового знания. |
Приложение 1.
город_ = поход зима = осень ноги = руки
квартира ? (палатка) шуба ? (пальто) ступни ? (ладони)
сущ., ж.р.,ед.ч.,неодуш. сущ., ср.р.,ед.ч.,неодуш. сущ., мн.ч.,неодуш.
рука = цветок ручка = машина
пальцы ? (лепестки) пенал ? (гараж)
сущ., ж.р?.,мн.ч.,неодуш. сущ., м.р.,ед.ч.,неодуш.
Приложение 2.
ПАДЕЖИ |
|||
НАЗВАНИЯ |
ПОМОЩНИКИ |
ВОПРОСЫ |
|
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
5 |
|
|
|
6 |
|
|
|
Приложение 3.
При хорошем … сер( ? )це греется.
Верным … д(а/о)р(а/о)жи.
… п(а/о)знаётся в б(е/и)де.
Без б(е/и)ды … не узнаешь.
Сам п(а/о)гибай а … выручай.
Верному … цены нет.
Приложение 4.
+ +
Приложение 5.
ПАДЕЖИ |
ВОПРОСЫ |
ПРЕДЛОГИ |
СКЛОНЕНИЯ |
|||
1СКЛ. |
2 СКЛ. |
3 СКЛ. |
||||
Именительный есть |
кто? что? |
|
|
|
|
|
Родительный нет |
кого? чего? |
|
|
|
|
|
Дательный дать |
кому? чему? |
|
|
|
|
|
Винительный вижу |
кого? что? |
|
|
|
|
|
Творительный доволен |
кем? чем? |
|
|
|
|
|
Предложный думаю о |
о ком? о чём? |
|
|
|
|
|
Именительный есть |
кто? что? |
|
|
|
|