12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Шустова Елена Валерьевна29 Россия, Удмуртская респ., Ижевск |
Технологическая карта урока. Русский язык "Наблюдение за словоизменением имен существительных"
Технологическая карта урока
Предмет: Русский язык Класс 4 Учебник (УМК): Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, Русский язык - система «Школа 2100»
Тема урока: Наблюдение за словоизменением имен существительных. Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник, тетрадь, карточки с заданиями, толковые словари, маркер.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:
Предметные результаты: разграничивают части речи по морфологическим признакам, знают об имени существительном как части речи, об особенностях его употребления в предложении, раскрывают его лексическое и грамматическое значение, выявляют особенности постоянных и непостоянных признаков имени существительного; умеют работать со словарной статьей толкового словаря, знают понятие синонимов, антонимов, омонимов.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижений результатов обучения | |
Предметные Д | Расширить базовые представления об имени существительном как о грамматической категории; на материале сопоставления форм слова определять изменения слов в потоке речи; ввести новый термин «падеж». | Образовывать падежные формы слов(П) с опорой на таблицу падежей(Б). | |
Метапредметные | Познавательные УУД | Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, анимация); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; пользоваться словарями, учебно-методическими пособиями, материалами Интернета; строить рассуждения. | Использовать полученную на уроке информацию при решении учебной задачи. |
Регулятивные УУД | Самостоятельно формулировать тему и цель урока; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; корректировать свою деятельность. | Формулировать учебную задачу, оценивать верность ее выполнения (Б), корректировать учебную работу на уроке (П). | |
Коммуникативные УУД | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач урока, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других. | Использовать средства коммуникации для успешного решения цели урока. | |
Личностные | Формировать эмоциональное сопереживание изучаемого материала, интерес к письму и изучению языка. | Определять эмоции людей, сопереживать; осознавать ответственность за написание и произнесение слова. |
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов. | Деятельность ученика | Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия | ||
Мотивационно - целевой этап | Орг. момент 2 мин. | Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке | | Фронтальная | Проверяет готовность детей к уроку. Перечисляет необходимые учебные принадлежности для урока. | | Воспринимают на слух перечень необходимых принадлежностей для урока, визуально и кинестетически контролируют готовность. | Личностные УУД: Самоорганизация. Регулятивные УУД: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке | |
Актуализация знаний (мотивация) 5 мин. | Систематизировать имеющиеся у учащихся знания. | Беседа по уточнению и конкретизации знаний. | Фронтальная | Предлагает серию вопросов на восстановление пройденного материала об имени существительном. Побуждает детей к высказыванию своего мнения, предлагая аргументировать свои высказывания. | - Какие части речи вы знаете? - С какой частью речи мы сейчас работаем? - Что вы знаете об имени существительном? - Назовите постоянные и непостоянные признаки имени существительного | Воспринимают на слух вопросы, отвечают на вопросы учителя. | Познавательные УУД: осознанное построение речевого высказывания в устной форме, структурирование знаний. | ||
Создание ситуации успеха 8 мин. | Актуализировать умение определять грамматические признаки имени существительного. | Практическая работа | Индивидуальная, фронтальная | Предлагает восстановить пропорцию, установить связь между словами и определить грамматические признаки найденного слова, записать его в тетрадь и проверить по словарю; продолжить логическую цепочку, начатую учителем: составить из букв записанных слов – новое, взяв из первого слова первую букву, из второго – вторую и т. д. Подводит детей к постановке учебной задачи: что обозначает получившееся слово «падеж»? | город_ = поход квартира ? зима = осень шуба ? ноги = руки ступни ? рука = цветок пальцы ? ручка = машина пенал ? | Читают предложенную пропорцию, анализируют ее, сравнивают и предлагают решение пропорции, контролируют предложенные варианты, записывают выбранное слово в тетради, фиксируют безударные гласные и грамматические признаки имени существительного. Затем идет самопроверка с эталоном на доске. (См. приложение№1) Обнаруживают, что могут назвать грамматические признаки этого слова, а лексическое значение им не известно и формулируют вопрос: что такое падеж? | Личностные УУД: когнитивный компонент самооценки. Познавательные УУД: умение осуществлять поиск и сбор информации, умение выполнять логические операции анализа, сравнения и обобщения. Регулятивные УУД: контроль в форме сличения с заданным эталоном, оценка учебной деятельности (умение самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата), коррекция (обнаружение ошибок, внесение соответствующих исправлений) и оценка результата деятельности. | ||
Постановка учебной задачи 8 мин. | Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний, определить границы знания и незнания в специально созданной учителем ситуации. Организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели. | Создание проблемной ситуации. | Групповая, фронтальная. | Организует поисковую работу лексического значения слова с поиска источника информации. (словари, учебник, интернет…) Подводит детей к постановке учебной задачи: что значит изменить слово по падежам? И заполнение таблицы падежей. (См. приложение 2) | Учебник стр. 95-96. Толковый словарь. Распечатанная страничка интернета. | Читают статьи, самостоятельно осмысливают прочитанное, выделяют необходимое понятие. Группа даёт свою формулировку, сравнивает и дополняет ответы других групп. (Падеж – это изменение имени (сл. Ожегова); то, что случается, выпадает (сл. Репкина)… ) Обнаруживают, что только теоретических знаний недостаточно для выполнения практической работы. | Личностные УУД: осознание неполноты знаний, развитие учебной активности. Познавательные УУД: анализ слов с целью выявления общего признака, умение выполнять логические операции анализа, сравнения, классификации и отнесения к известным понятиям. Регулятивные УУД: самостоятельное выделение и осознанное формулирование познавательной цели, умение определять границы знания и незнания. Коммуникативные УУД: участие в коллективном обсуждении проблемы, проявление интереса к чужому мнению и высказывание своего. | ||
Поисково – исследовательский этап | Создание условий для решения учебной задачи 10 мин. | Смоделировать отличие между формой одного и того же слова и однокоренными словами в виде схемы. Составить таблицу падежей. | Работа в парах, коллективно-распределительная деятельность. | Парная, фронтальная | Организует самостоятельную работу учащихся, предлагая вставить в пословицы пропущенное слово (друг), изменяя форму этого слова. Побуждает найти отличие между формой одного и того же слова и однокоренными словами. Структурирует вместе с детьми обобщенные знания в виде схемы. Просит вернуться к поставленной учебной задаче и, используя новые знания, начать заполнять таблицу падежей (опираясь на новый источник информации – анимированный фильм) и просклонять слово. | При хорошем друге сер( ? )це греется. Верным другом д(а/о)р(а/о)жи. Друг п(а/о)знаётся в б(е/и)де. Без б(е/и)ды друга не узнаешь. Сам п(а/о)гибай, а друга выручай. Верному другу цены нет.
+ + | Читают пословицы, вписывают слова (инд. задание для сильных учеников: вставляют пропущенные орфограммы). (См. приложение 3) Приходят к выводу, что при изменении формы слова – изменяется его окончание. После обсуждения дети вместе с учителем фиксируют результат рассуждений с помощью схемы. (См. приложение 4) Смотрят и слушают презентацию и вставляют в таблицу падежей недостающие названия и вопросы. Изменяют слово «друг» по падежам. | Личностные УУД: осознание необходимости самосовершенствования. Познавательные УУД: самостоятельное создание способа решения проблем поискового характера, структурирование знаний. Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения. Метапредметные: познавательные УУД: проявление инициативности и самостоятельности, умение осуществлять поиск и сбор информации, умение использовать знаково-символические средства для создания схемы. | |
Практический этап | Использование способа действия 5 мин. | Уметь использовать новые знания на практике. | Упражнение | Групповая, фронтальная работа | Предлагает изменить по падежам слова. Просит дать устную прогностическую оценку предстоящей работе. В ходе работы еще раз акцентирует внимание учащихся на изменении у имен существительных только окончаний. | палатка пальто ладони лепестки гараж падеж (каждая группа изменяет по падежам одно слово) или изменяют по падежам слово с образцом на доске, а другое самостоятельно. | Выражают свою прогностическую оценку. Выполняют задание в группах на основе составленной таблицы падежей. Обсуждают, аргументируют свое согласие (несогласие) с мнениями участников учебных групп. | Познавательные УУД: умение использовать новые знания на практике. Коммуникативные УУД: умение формулировать собственную позицию, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные УУД: Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. | |
Рефлексивно-оценочный этап | Контроль и оценка использования способа действия 2 мин. | Уметь контролировать и оценивать правильность выполнения задания. | Презентация | Фронтальная работа | Просит вывесить листы с заданием. Организует коллективную проверку выполненного задания. | | Выполненную работу группы презентуют. Сравнивают свою работу с работами других групп, проводят рефлексивный контроль за выполнением способа действия. | Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные УУД: формирование способности к самооценке и взаимооценке; контроль, коррекция и оценка результата деятельности | |
Рефлексия 1 мин. | Сформулировать вывод урока. | Беседа | Фронтальная работа | Акцентирует внимание на конечном результате деятельности на уроке. Просит определить последовательность действий и возможные ошибки при склонении слов. Предлагает самостоятельно сформулировать вывод урока. Даёт домашнее задание и таблицу падежей (незаконченную). (См. приложение 5) | -Что вы сегодня узнали? -Что значит изменить слово по падежам? - Для чего мы меняем форму слова? - Д/задание: изменить по падежам слова тренер и тренировка. (для желающих – определить падеж слова друг в пословицах). | Определяют последовательность действий для изменения имени существительного по падежам. Формулируют вывод урока. (Изменить слово по падежам –значит изменить форму этого слова, его окончание. Это необходимо для построения предложения, словосочетания) | Познавательные УУД: рефлексия, контроль и оценка результата деятельности. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные УУД: формирование самосознания, осознание личностной значимости нового знания. |
Приложение 1.
город_ = поход зима = осень ноги = руки
квартира ? (палатка) шуба ? (пальто) ступни ? (ладони)
сущ., ж.р.,ед.ч.,неодуш. сущ., ср.р.,ед.ч.,неодуш. сущ., мн.ч.,неодуш.
рука = цветок ручка = машина
пальцы ? (лепестки) пенал ? (гараж)
сущ., ж.р?.,мн.ч.,неодуш. сущ., м.р.,ед.ч.,неодуш.
Приложение 2.
ПАДЕЖИ | |||
НАЗВАНИЯ | ПОМОЩНИКИ | ВОПРОСЫ | |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
4 | | | |
5 | | | |
6 | | | |
Приложение 3.
При хорошем … сер( ? )це греется.
Верным … д(а/о)р(а/о)жи.
… п(а/о)знаётся в б(е/и)де.
Без б(е/и)ды … не узнаешь.
Сам п(а/о)гибай а … выручай.
Верному … цены нет.
Приложение 4.
|
+ +
Приложение 5.
ПАДЕЖИ | ВОПРОСЫ | ПРЕДЛОГИ | СКЛОНЕНИЯ | |||
1СКЛ. | 2 СКЛ. | 3 СКЛ. | ||||
Именительный есть | кто? что? | | | | | |
Родительный нет | кого? чего? | | | | | |
Дательный дать | кому? чему? | | | | | |
Винительный вижу | кого? что? | | | | | |
Творительный доволен | кем? чем? | | | | | |
Предложный думаю о | о ком? о чём? | | | | | |
Именительный есть | кто? что? | | | | |