Технологическая карта урока по русскому языку на тему «Наблюдение за словоизменением имен существительных» (4 класс)

2
0
Материал опубликован 18 March

Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык Класс 4 Учебник (УМК): Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, Русский язык - система «Школа 2100»

Тема урока: Наблюдение за словоизменением имен существительных. Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник, тетрадь, карточки с заданиями, толковые словари, маркер.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:

Предметные результаты: разграничивают части речи по морфологическим признакам, знают об имени существительном как части речи, об особенностях его употребления в предложении, раскрывают его лексическое и грамматическое значение, выявляют особенности постоянных и непостоянных признаков имени существительного; умеют работать со словарной статьей толкового словаря, знают понятие синонимов, антонимов, омонимов.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижений результатов обучения

Предметные Д

Расширить базовые представления об имени существительном как о грамматической категории; на материале сопоставления форм слова определять изменения слов в потоке речи; ввести новый термин «падеж».

Образовывать падежные формы слов(П) с опорой на таблицу падежей(Б).

Метапредметные

Познавательные УУД

Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, анимация); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; пользоваться словарями, учебно-методическими пособиями, материалами Интернета; строить рассуждения.

Использовать полученную на уроке информацию при решении учебной задачи.

 

 

Регулятивные УУД

Самостоятельно формулировать тему и цель урока; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; корректировать свою деятельность.

Формулировать учебную задачу, оценивать верность ее выполнения (Б), корректировать учебную работу на уроке (П).

 

 

Коммуникативные УУД

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач урока, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других.

Использовать средства коммуникации для успешного решения цели урока.

Личностные

Формировать эмоциональное сопереживание изучаемого материала, интерес к письму и изучению языка.

Определять эмоции людей, сопереживать; осознавать ответственность за написание и произнесение слова.

 

Этап урока,

время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы

обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов.

Деятельность ученика

Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия

Мотивационно - целевой этап

Орг.

момент

2 мин.

Организовать

самоопределение

детей к деятельности на уроке

 

 

Фронтальная

Проверяет готовность детей к уроку. Перечисляет необходимые учебные принадлежности для урока.

 

Воспринимают на слух перечень необходимых принадлежностей для урока, визуально и кинестетически контролируют готовность.

 

Личностные УУД:

Самоорганизация.

Регулятивные УУД: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

Актуализация знаний (мотивация)

5 мин.


 

 

Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.

 

Беседа по уточнению и конкретизации знаний.


 

 

Фронтальная


 


 


 

 

Предлагает серию вопросов на восстановление пройденного материала об имени существительном. Побуждает детей к высказыванию своего мнения, предлагая аргументировать свои высказывания.

 

- Какие части речи вы знаете?

- С какой частью речи мы сейчас работаем?

- Что вы знаете об имени существительном?

- Назовите постоянные и непостоянные признаки имени существительного

 


 


 


 


 

 

Воспринимают на слух вопросы, отвечают на вопросы учителя.

 


 


 

 

Познавательные УУД: осознанное построение речевого высказывания в устной форме, структурирование знаний.

 


 

 

Создание ситуации успеха

8 мин.

Актуализировать умение определять грамматические признаки имени существительного.

Практическая работа

Индивидуальная, фронтальная

Предлагает восстановить пропорцию, установить связь между словами и определить грамматические признаки найденного слова, записать его в тетрадь и проверить по словарю; продолжить логическую цепочку, начатую учителем: составить из букв записанных слов – новое, взяв из первого слова первую букву, из второго – вторую и т. д. Подводит детей к постановке учебной задачи: что обозначает получившееся слово «падеж»?

город_ = поход

квартира ?

зима = осень шуба ?

ноги = руки ступни ?

рука = цветок пальцы ?

ручка = машина пенал ?

Читают предложенную пропорцию, анализируют ее, сравнивают и предлагают решение пропорции, контролируют предложенные варианты, записывают выбранное слово в тетради, фиксируют безударные гласные и грамматические признаки имени существительного. Затем идет самопроверка с эталоном на доске.

(См. приложение№1) Обнаруживают, что могут назвать грамматические признаки этого слова, а лексическое значение им не известно и формулируют вопрос: что такое падеж?

Личностные УУД: когнитивный компонент самооценки.

Познавательные УУД:

умение осуществлять поиск и сбор информации, умение выполнять логические операции анализа, сравнения и обобщения.

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения с заданным эталоном, оценка учебной деятельности (умение самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата), коррекция (обнаружение ошибок, внесение соответствующих исправлений) и оценка результата деятельности.

 

Постановка учебной задачи

8 мин.

Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний, определить границы знания и незнания в специально созданной учителем ситуации.

Организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели.

Создание проблемной ситуации.

Групповая, фронтальная.

Организует поисковую работу лексического значения слова с поиска источника информации. (словари, учебник, интернет…) Подводит детей к постановке учебной задачи: что значит изменить слово по падежам? И заполнение таблицы падежей.

(См. приложение 2)

Учебник стр. 95-96.

Толковый словарь.

Распечатанная страничка интернета.

Читают статьи, самостоятельно осмысливают прочитанное, выделяют необходимое понятие. Группа даёт свою формулировку, сравнивает и дополняет ответы других групп. (Падеж – это изменение имени (сл. Ожегова); то, что случается, выпадает (сл. Репкина)… ) Обнаруживают, что только теоретических знаний недостаточно для выполнения практической работы.

Личностные УУД: осознание неполноты знаний, развитие учебной активности.

Познавательные УУД: анализ слов с целью выявления общего признака, умение выполнять логические операции анализа, сравнения, классификации и отнесения к известным понятиям.

Регулятивные УУД: самостоятельное выделение и осознанное формулирование познавательной цели, умение определять границы знания и незнания.

Коммуникативные УУД: участие в коллективном обсуждении проблемы, проявление интереса к чужому мнению и высказывание своего.

 

Поисково – исследовательский этап

Создание условий для решения учебной задачи

10 мин.

Смоделировать отличие между формой одного и того же слова и однокоренными словами в виде схемы. Составить таблицу падежей.

Работа в парах,

коллективно-распределительная деятельность.

Парная, фронтальная

Организует самостоятельную работу учащихся, предлагая вставить в пословицы пропущенное слово (друг), изменяя форму этого слова. Побуждает найти отличие между формой одного и того же слова и однокоренными словами. Структурирует вместе с детьми обобщенные знания в виде схемы.

 

Просит вернуться к поставленной учебной задаче и, используя новые знания, начать заполнять таблицу падежей (опираясь на новый источник информации – анимированный фильм) и просклонять слово.

При хорошем друге сер( ? )це греется.

Верным другом д(а/о)р(а/о)жи.

Друг п(а/о)знаётся в б(е/и)де.

Без б(е/и)ды друга не узнаешь.

Сам п(а/о)гибай, а друга выручай.

Верному другу цены нет.

t1710768270aa.gif

t1710768270ab.gift1710768270ac.gif

t1710768270ad.gift1710768270ae.gift1710768270af.gift1710768270ag.gif+ +

t1710768270ah.gif
 

t1710768270ai.gif
 


 

 

Читают пословицы, вписывают слова (инд. задание для сильных учеников: вставляют пропущенные орфограммы). (См. приложение 3) Приходят к выводу, что при изменении формы слова – изменяется его окончание. После обсуждения дети вместе с учителем фиксируют результат

рассуждений с помощью схемы.

(См. приложение 4)

 

Смотрят и слушают презентацию и вставляют в таблицу падежей недостающие названия и вопросы. Изменяют слово «друг» по падежам.

 

Личностные УУД: осознание необходимости самосовершенствования.

Познавательные УУД: самостоятельное создание способа решения проблем поискового характера, структурирование знаний.

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения.

Метапредметные: познавательные УУД: проявление инициативности и самостоятельности, умение осуществлять поиск и сбор информации, умение использовать знаково-символические средства для создания схемы.

 

Практический этап

Использование способа действия

 

5 мин.

 

 

 

 

 

 

 

Уметь использовать новые знания на практике.

 

 

 

 

Упражнение

 

 

 

 

Групповая, фронтальная работа

 

 

 

 


 


 


 

Предлагает изменить по падежам слова. Просит дать устную прогностическую оценку предстоящей работе. В ходе работы еще раз акцентирует внимание учащихся на изменении у имен существительных только окончаний.

 

палатка

пальто

ладони

лепестки

гараж

падеж (каждая группа изменяет по падежам одно слово)

или изменяют по падежам слово с образцом на доске, а другое самостоятельно.

Выражают свою прогностическую оценку. Выполняют задание в группах на основе составленной таблицы падежей. Обсуждают, аргументируют свое согласие (несогласие) с мнениями участников учебных групп.


 

Познавательные УУД: умение использовать новые знания на практике.

Коммуникативные УУД: умение формулировать собственную позицию, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

Рефлексивно-оценочный этап

 

Контроль и оценка использования способа действия

2 мин.

Уметь контролировать и оценивать правильность выполнения задания.

Презентация

Фронтальная работа

Просит вывесить листы с заданием. Организует коллективную проверку выполненного задания.

 

Выполненную работу группы презентуют. Сравнивают свою работу с работами других групп, проводят рефлексивный контроль за выполнением способа действия.

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные УУД: формирование способности к самооценке и взаимооценке; контроль, коррекция и оценка результата деятельности

Рефлексия

1 мин.

Сформулировать вывод урока.

 

Беседа

Фронтальная работа

Акцентирует внимание на конечном результате деятельности на уроке. Просит определить последовательность действий и возможные ошибки при склонении слов. Предлагает самостоятельно сформулировать вывод урока. Даёт домашнее задание и таблицу падежей (незаконченную).

(См. приложение 5)

 

-Что вы сегодня узнали?

-Что значит изменить слово по падежам?

- Для чего мы меняем форму слова?

- Д/задание: изменить по падежам слова тренер и тренировка. (для желающих – определить падеж слова друг в пословицах).

Определяют последовательность действий для изменения имени существительного по падежам. Формулируют вывод урока.

(Изменить слово по падежам –значит изменить форму этого слова, его окончание. Это необходимо для построения предложения, словосочетания)

 

Познавательные УУД: рефлексия, контроль и оценка результата деятельности.

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД:

формирование самосознания,

осознание личностной значимости нового знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 

Приложение 1.

город_ = поход зима = осень ноги = руки

квартира ? (палатка) шуба ? (пальто) ступни ? (ладони)

сущ., ж.р.,ед.ч.,неодуш. сущ., ср.р.,ед.ч.,неодуш. сущ., мн.ч.,неодуш.


 

рука = цветок ручка = машина

пальцы ? (лепестки) пенал ? (гараж)

сущ., ж.р?.,мн.ч.,неодуш. сущ., м.р.,ед.ч.,неодуш.

Приложение 2.

ПАДЕЖИ

НАЗВАНИЯ

ПОМОЩНИКИ

ВОПРОСЫ

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

6

 

 

 


 

Приложение 3.

При хорошем … сер( ? )це греется.

Верным … д(а/о)р(а/о)жи.

п(а/о)знаётся в б(е/и)де.

Без б(е/и)ды … не узнаешь.

Сам п(а/о)гибай а … выручай.

Верному … цены нет.

Приложение 4.

t1710768270aj.gif

t1710768270ak.gift1710768270al.gift1710768270am.gift1710768270an.gift1710768270ao.gift1710768270ap.gif

t1710768270aq.gift1710768270ar.gift1710768270as.gift1710768270at.gif+ +


 


 

 


 


 

Приложение 5.

ПАДЕЖИ

ВОПРОСЫ

ПРЕДЛОГИ

СКЛОНЕНИЯ

1СКЛ.

2 СКЛ.

3 СКЛ.

Именительный

есть

кто?

что?

 

 

 

 

Родительный

нет

кого?

чего?

 

 

 

 

Дательный

дать

кому?

чему?

 

 

 

 

Винительный

вижу

кого?

что?

 

 

 

 

Творительный

доволен

кем?

чем?

 

 

 

 

Предложный

думаю о

о ком?

о чём?

 

 

 

 

Именительный

есть

кто?

что?

 

 

 

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации