12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана Семеновна Цветенберг154
В основе моей методической системы заложена технология встречных усилий учителя и учащихся, направленная на личностно ориентированное обучение, формирующая умение осмысливать итоги деятельности, создающая благоприятную атмосферу сотворчества.
Россия, Алтайский край, c. Верх-Бехтемир, Бийский район
Материал размещён в группе «Фрагмент урока»
5

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках пре- и при-»





Технологическая карта урока русского языка

в 6 классе по теме


«Правописание гласных в приставках пре- и при-»



Учитель русского языка

высшей категории

Цветенберг Светлана Семёновна




t1704457508aa.jpg





















Тема «Правописание гласных в приставках пре- и при-»

Цель урока:  создание условий для формирования коммуникативной компетенции через освоение знаний по теме «Правописание гласных в приставках пре – при; научить узнавать приставки, определять правильный выбор написания приставки в зависимости от ее значения.

Задачи урока:

1. Познавательная: анализировать случаи правописания гласных и - е в приставках при - пре; научить распознавать слова с приставками при – пре-, обосновывать выбор гласных.

2. Развивающая: развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы, развивать умения самоконтроля.

3. Воспитательная: совершенствовать  навыки этичного межличностного общения, воспитывать  бережное отношение к слову.

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, коллективная.

Тип: открытие новых знаний

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, карточки.



























Этапы урока

Название используемого оборудования

Деятельность учителя (с указанием действий с оборудованием)

Деятельность учащихся

Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: снятие психологического напряжения, создание эмоционального настроя на совместную учебную работу.


1.Мультимедийный проектор.

Презентация

Демонстрация слайда 2





- Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем знакомство с орфограммами в различных морфемах. И сегодня мы познакомимся с новым орфографическим правилом.

1. Приём «Эпиграф»

- Осмыслите текст и подумайте, как он может быть связан с новой, пока неизвестной темой урока.


-О какой морфеме пойдёт речь?


Сформулируйте и запишите тему урока.

«Гласные в приставках пре- и при-»







Внимательно слушают учителя, настраиваются на совместную работу.


Учащиеся высказывают свои предположения.

Формулируют и записывают тему урока.

самоопределение (Л) - учащиеся мотивированы на достижение цели, что приведёт их к успеху.


-общеучебные (П) – самостоятельно формулируют тему урока.

II. Целеполагание

Цель: формирование умения сознательно ставить перед собой задачу в сотрудничестве с учителем, формирование культуры общения.



Демонстрация слайда 3




Демонстрация слайда 4


- Сформулируйте свои, важные для вас цели урока.

-Сообщение целей урока учителем.



-Слова с приставками – при- пре- можно разделить на три группы. Мы будем изучать сегодня приставки с ясным значением.

Учащиеся включаются в процесс организации учебной деятельности не как пассивные, а как активные участники.



Формулируют цели со слов: -Я хочу научиться… - Я хочу узнать… -Я хочу понять …



-общеучебные (П) – самостоятельно формулируют познавательную цель.

III. Актуализация и пробное учебное действие.

Цель: организация подготовки учащихся к открытию нового знания.







Демонстрация слайда 5

1. Приём «Знаю – не знаю»

- Что вы можете сказать по теме? (что я знаю).



2. Приём «Согласен – не согласен»










- Видите, в вашей памяти это хранится, значит вам это нужно. Для чего?

Вспоминают правописание приставок, которые оканчиваются на з- и – с и неизменяемые приставки.


Обращаются друг к другу с тезисами, которые можно принять или не принять. Начинают свое высказывание-аргумент с фразы: «Я согласен...» или «Я не согласен...». Замечают ошибки и исправляют их.





Учащиеся отвечают.

-слушать и понимать речь других (К),

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К),

 -владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (К),

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания) (П),

– задавать вопросы, вести диалог, учет разных мнений, сотрудничество.

IV. Выявление места и причины затруднения.

Цель: выявление места и причины затруднения.





- Тема известна, цели поставлены, что будем делать дальше?

-Вы правильно назвали две группы приставок, к третьей относятся только две приставки – пре-при. Эта группа самая маленькая, но и самая трудная. «Почему?» - спросите вы. По двум причинам. Одну причину назову – о правописании этих приставок есть не одно правило, а целых шесть. А вторую причину, я думаю, вы назовёте сами, когда выполните задание.

1. Работа в паре задание: выпишите слова, которые относятся к теме нашего урока. (распечатка у каждого на столе). Приложение 1.

- Какие слова выписали? Можем мы объяснить написание гласных в данных приставках? Почему возникло затруднение?


- Интересно, какая вторая причина, что приставки – при- пре- самая трудная группа приставок?

- Проблемный вопрос: от чего может зависеть выбор гласной в приставках пре-при? (Что я могу узнать?)

- Есть ли какие-то предположения, в каких случаях пишется приставка – при?

Подумаем над значением каждого слова.

Выяснять значения приставки –при-пре-










Учащиеся читают задание, рассказывают друг другу.

Коллективная проверка.


Учащиеся высказывают свою точку зрения.

Если возникло затруднение – возвращаются к эпиграфу.

Учащиеся высказывают свои предположения.



Правописание приставок зависит от понимания их смысла в слове.

Учащиеся высказывают свои предположения.











-определение основной и второстепенной информации (П)


V. Реализация построенного проекта.

Цель: преодоление возникшего ранее затруднения.




Демонстрация слайда 6








Демонстрация слайда 7









Демонстрация слайда 8










Демонстрация слайда 9















Демонстрация слайда 10







Демонстрация слайда 11


Посмотрите, какое значение придаёт словам приставка -при-. Самый первый и лёгкий случай попробуйте объяснить сами. - Догадайтесь, какое общее значение есть у слов: приехать, прибежать, приползти. (Приближение)

- С какой приставкой написаны все эти слова?

- Вот мы и сделали первое наблюдение. - Запишите эти слова и выделите орфограмму.


- Люди очень часто занимаются тем, что присоединяют друг к другу разные вещи. Чего они только не придумали для этой работы! Верёвка, иголка с ниткой, молоток с гвоздями – всем этим они пользуются, чтобы ЧТО СДЕЛАТЬ?

- Ребята, кто догадался, какое второе значение приставки – при?

- Запишите слово, выделите орфограмму.


-Третье значение приставки – при – вы выясните сами.

- Образуйте с помощью приставки – при- имена прилагательные от данных слов и запишите их. Например, участок при школе – пришкольный участок.

-Попробуйте объяснить значение приставки –при- в этих словах.

- Если котёнок глаза не совсем закрыл, а только немножко, мы говорим КАК? – прикрыл, если не полностью сел, а только чуть-чуть, мы говорим – присел, если сосиски не полностью сгорели, а только немножко – пригорели.

Если что-то делается не до конца, не очень сильно, немного или ненадолго, такие действия называются - какими?

-- Какое последнее значение приставки –при-? Запишите слова, выделите орфограмму.

- Всё было бы хорошо с приставкой – при-, если бы не было приставки – пре-. Не было бы никакой «ошибкоопасности». Но раз уж такая опасность есть, давайте её изучим.

- При помощи приставки – пре- замените два слова одним, например: очень добрый – предобрый.

- Что вы заметили? Запишите слова, выделите орфограмму. Но два слова пишутся вопреки этому правилу прискорбный, причудливый – исключения.

- С вторым значением приставки – пре- дело посложнее. Приставка ПРЕ- - дочь приставки ПЕРЕ-. Она очень похожа на мать и внешне, и по значению. Только одну букву не взяла она от матери. Какую? И вот, благодаря сходству в значении, она может заменять ПЕРЕ- в глаголах.

Например, мы можем сказать: дождь не перестаёт или дождь идёт непрестанно. Образуйте сами такие слова с приставкой –пре-, переделав словосочетания.

- Запишите слова, выделите орфограмму.




Учащиеся наблюдают за содержанием слайда и делают вывод, что слова, обозначающие приближение, пишутся с приставкой –при-.

Учащиеся выполняют задание.





Учащиеся отвечают на вопрос- присоединить.

Учащиеся отвечают: второе значение приставки – при- присоединение.


Учащиеся выполняют задание.



Учащиеся выполняют задание в парах, обсуждают (край при море – приморский край, лес при дороге – придорожный лес)


Учащиеся делают вывод, что при- обозначает нахождение около чего-то, близость.



Учащиеся отвечают – прикрыл, присел, пригорели.





Учащиеся отвечают –

неполными, незаконченными.


Учащиеся делают вывод.

Записывают слова и выделяют орфограмму.





Выполняют задание в парах: очень красивая – прекрасная, очень хорошенькая – прехорошенькая.

Высказывают своё мнение: приставка пре- значит «очень».

Записывают слова и выделяют орфограмму.









Выполняют задание в парах, обсуждают (преградило, непрерывный).






– прогнозирование (П)









- высказывать свое предположение на основе учебного материала (Р)

-проводить анализ учебного материала (П)























-высказывать свое предположение на основе учебного материала (Р)

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: формирование умения решать типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения


















Демонстрация слайда 12


-Откройте учебник и прочитайте правило. Все ли значения приставок вы назвали правильно? (что я узнал?)


- Какие вопросы можно задать к этому правилу?

- Составьте схему в тетради.


- А для чего нам необходимо знать значение приставок –при-пре?


- Ребята, сделайте общий вывод, когда пишутся приставки –при-пре.


- Давайте попробуем применить наш алгоритм на деле.


- Вставить пропущенные буквы, объяснить написание. (Слова сначала появляются без буквы, а затем с буквой.)




- Какие знания и умения понадобились для выполнения этого задания?




Ответы учащихся.

Задают вопросы.

Составляют схему.

Чтобы правильно писать гласную в приставках с ясным значением.

Делают вывод, опираясь на схему, проговаривают значения приставок друг другу в паре.



Решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух друг другу.



Надо знать значение приставок –при-пре, уметь разбирать слова по составу.

-поиск и выделение необходимой информации (П)

- ориентироваться в учебнике, тетради (П)

- структурирование знаний (П)

– использование знаково-символических средств (П)

- осознанное построение речевого высказывания (П),

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания) (П),

- слушать и понимать речь других (К),

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К)

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: организация для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.















- Готовы ли вы самостоятельно применить эти знания?

Предлагаю вам задания разной сложности. Те, кто не очень уверен в своих силах, могут выбрать задание на зеленых карточках, тем, кто более уверен в себе, предлагаю задание на красных карточках.

(Приложение 2)




ФИЗКУЛЬТМИНУТКА! (Приложение 4)

-С каким значением приставки –при- прозвучали слова в физкультминутке?

Индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. (приложение 3) выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают затруднения, закрепляют умение работать самостоятельно, контролировать правильность выполнения своих действий.

-выполнение действий по алгоритму (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– доказательство (П);

– контроль (Р);

– коррекция (Р);- отличать верно выполненное задание от неверного(Р)

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: автоматизация умственных действий по изученным нормам.















Демонстрация слайда 13



Демонстрация слайда 14





Демонстрация слайда 15-17


1. Деловая игра «Корректоры». Осложнённое списывание. Работа в парах.

Учитель: ребята, я предлагаю вам ненадолго побыть корректорами. Кто такие корректоры расскажет подготовленный ученик, который дома работал со словарём.

- Сообщение подготовленного ученика.

Учитель: секретарь, печатая, пропустила буквы. Вставьте пропущенные буквы, графически выделяя орфограмму. Приложение 5.


2. Распределительный диктант

- Замените словосочетание синонимом, который содержит приставку пре- при- и запишите их в два столбика, после чего сравнить результат с эталоном на экране.



-Найдите лишние слова. (подготовка к введению в будущем новых норм).



3. Тест







Сообщение ученика.

Выполняют задание. Взаимопроверка по контрольной карте. Приложение 6



Учащиеся выполняют задание.

Самопроверка по эталону. Оценивают выполнение работы.

Это слова присутствовать, пригласить. (Слова с неясным значением приставки).

Выполняют тест. Самопроверка. (слайд 17)




-выполнение действий по алгоритму (П)


-доказательство (П)

-определять правила работы в парах (Л)

-контроль, коррекция, оценка (Р)

-отличать верно выполненное задание от неверного(Р)



-контроль, коррекция, оценка (Р)


IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: организация рефлексии и самооценка учениками собственной учебной деятельности.


Демонстрация слайда 18













Демонстрация слайда 19


Демонстрация слайда 20

1. Приём «Возврат к началу»

-Ребята, для чего нужен эпиграф? В чём он вам помог?

-Вспомните, какие цели вы ставили перед собой в начале урока? Достигли ли вы их?

-Чему научились сегодня на уроке?

-Какое задание было самым интересным для вас? Почему?

-Какое задание показалось трудным. Почему?

-Чему вы учились, работая в паре?

-Встаньте те, кто работал активно?

-Кто и за что мог бы себя похвалить?

-Какие советы могли бы дать себе?

- Передайте своё впечатление от урока в форме синквейна. Урок

- Домашнее задание:

Всем: выучить правило, упр.155

На выбор:

1.Выписать 3-4 предложения из художественной литературы, где бы были слова на изученное правило.

2. Составить упражнение, где буквы на изученное правило, заменить точками.

3. Составить ребус или кроссворд.

Выставление отметок.



Учащиеся отвечают на вопросы?











Учащиеся пишут синквейн

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке (Р)

– самооценка на основе критерия успешности (Л)



Использованная литература:

М.Т.Баранов «Русский язык» 6 класс М.: - «Просвещение» 2010 год.

Коротаева Е.В. «Технология встречных усилий на уроках русского языка» «Русский язык в школе» - М.: «Просвещение» 2001. - № 4, с. 8 - 15.

Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко «Секреты орфографии» - М.: «Просвещение» 2005 год.

С.И. Ожегов «Словарь русского языка» - М.: «Просвещение» 1999 год.

Опубликовано в группе «Фрагмент урока»


Комментарии (3)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.