Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках пре- и при-»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока русского языка
в 6 классе по теме
«Правописание гласных в приставках пре- и при-»
Учитель русского языка
высшей категории
Цветенберг Светлана Семёновна
Тема «Правописание гласных в приставках пре- и при-»
Цель урока: создание условий для формирования коммуникативной компетенции через освоение знаний по теме «Правописание гласных в приставках пре – при; научить узнавать приставки, определять правильный выбор написания приставки в зависимости от ее значения.
Задачи урока:
1. Познавательная: анализировать случаи правописания гласных и - е в приставках при - пре; научить распознавать слова с приставками при – пре-, обосновывать выбор гласных.
2. Развивающая: развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы, развивать умения самоконтроля.
3. Воспитательная: совершенствовать навыки этичного межличностного общения, воспитывать бережное отношение к слову.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, коллективная.
Тип: открытие новых знаний
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, карточки.
Этапы урока | Название используемого оборудования | Деятельность учителя (с указанием действий с оборудованием) | Деятельность учащихся | Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: снятие психологического напряжения, создание эмоционального настроя на совместную учебную работу. | 1.Мультимедийный проектор. Презентация Демонстрация слайда 2 | - Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем знакомство с орфограммами в различных морфемах. И сегодня мы познакомимся с новым орфографическим правилом. 1. Приём «Эпиграф» - Осмыслите текст и подумайте, как он может быть связан с новой, пока неизвестной темой урока. -О какой морфеме пойдёт речь? Сформулируйте и запишите тему урока. «Гласные в приставках пре- и при-» | Внимательно слушают учителя, настраиваются на совместную работу. Учащиеся высказывают свои предположения. Формулируют и записывают тему урока. | самоопределение (Л) - учащиеся мотивированы на достижение цели, что приведёт их к успеху. -общеучебные (П) – самостоятельно формулируют тему урока. |
II. Целеполагание Цель: формирование умения сознательно ставить перед собой задачу в сотрудничестве с учителем, формирование культуры общения. | Демонстрация слайда 3 Демонстрация слайда 4 | - Сформулируйте свои, важные для вас цели урока. -Сообщение целей урока учителем. -Слова с приставками – при- пре- можно разделить на три группы. Мы будем изучать сегодня приставки с ясным значением. | Учащиеся включаются в процесс организации учебной деятельности не как пассивные, а как активные участники. Формулируют цели со слов: -Я хочу научиться… - Я хочу узнать… -Я хочу понять … | -общеучебные (П) – самостоятельно формулируют познавательную цель. |
III. Актуализация и пробное учебное действие. Цель: организация подготовки учащихся к открытию нового знания. | Демонстрация слайда 5 | 1. Приём «Знаю – не знаю» - Что вы можете сказать по теме? (что я знаю). 2. Приём «Согласен – не согласен» - Видите, в вашей памяти это хранится, значит вам это нужно. Для чего? | Вспоминают правописание приставок, которые оканчиваются на з- и – с и неизменяемые приставки. Обращаются друг к другу с тезисами, которые можно принять или не принять. Начинают свое высказывание-аргумент с фразы: «Я согласен...» или «Я не согласен...». Замечают ошибки и исправляют их. Учащиеся отвечают. | -слушать и понимать речь других (К), - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К), -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (К), -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания) (П), – задавать вопросы, вести диалог, учет разных мнений, сотрудничество. |
IV. Выявление места и причины затруднения. Цель: выявление места и причины затруднения. | - Тема известна, цели поставлены, что будем делать дальше? -Вы правильно назвали две группы приставок, к третьей относятся только две приставки – пре-при. Эта группа самая маленькая, но и самая трудная. «Почему?» - спросите вы. По двум причинам. Одну причину назову – о правописании этих приставок есть не одно правило, а целых шесть. А вторую причину, я думаю, вы назовёте сами, когда выполните задание. 1. Работа в паре задание: выпишите слова, которые относятся к теме нашего урока. (распечатка у каждого на столе). Приложение 1. - Какие слова выписали? Можем мы объяснить написание гласных в данных приставках? Почему возникло затруднение? - Интересно, какая вторая причина, что приставки – при- пре- самая трудная группа приставок? - Проблемный вопрос: от чего может зависеть выбор гласной в приставках пре-при? (Что я могу узнать?) - Есть ли какие-то предположения, в каких случаях пишется приставка – при? Подумаем над значением каждого слова. | Выяснять значения приставки –при-пре- Учащиеся читают задание, рассказывают друг другу. Коллективная проверка. Учащиеся высказывают свою точку зрения. Если возникло затруднение – возвращаются к эпиграфу. Учащиеся высказывают свои предположения. Правописание приставок зависит от понимания их смысла в слове. Учащиеся высказывают свои предположения. | -определение основной и второстепенной информации (П) | |
V. Реализация построенного проекта. Цель: преодоление возникшего ранее затруднения. | Демонстрация слайда 6 Демонстрация слайда 7 Демонстрация слайда 8 Демонстрация слайда 9 Демонстрация слайда 10 Демонстрация слайда 11 | Посмотрите, какое значение придаёт словам приставка -при-. Самый первый и лёгкий случай попробуйте объяснить сами. - Догадайтесь, какое общее значение есть у слов: приехать, прибежать, приползти. (Приближение) - С какой приставкой написаны все эти слова? - Вот мы и сделали первое наблюдение. - Запишите эти слова и выделите орфограмму. - Люди очень часто занимаются тем, что присоединяют друг к другу разные вещи. Чего они только не придумали для этой работы! Верёвка, иголка с ниткой, молоток с гвоздями – всем этим они пользуются, чтобы ЧТО СДЕЛАТЬ? - Ребята, кто догадался, какое второе значение приставки – при? - Запишите слово, выделите орфограмму. -Третье значение приставки – при – вы выясните сами. - Образуйте с помощью приставки – при- имена прилагательные от данных слов и запишите их. Например, участок при школе – пришкольный участок. -Попробуйте объяснить значение приставки –при- в этих словах. - Если котёнок глаза не совсем закрыл, а только немножко, мы говорим КАК? – прикрыл, если не полностью сел, а только чуть-чуть, мы говорим – присел, если сосиски не полностью сгорели, а только немножко – пригорели.Если что-то делается не до конца, не очень сильно, немного или ненадолго, такие действия называются - какими? -- Какое последнее значение приставки –при-? Запишите слова, выделите орфограмму. - Всё было бы хорошо с приставкой – при-, если бы не было приставки – пре-. Не было бы никакой «ошибкоопасности». Но раз уж такая опасность есть, давайте её изучим. - При помощи приставки – пре- замените два слова одним, например: очень добрый – предобрый. - Что вы заметили? Запишите слова, выделите орфограмму. Но два слова пишутся вопреки этому правилу прискорбный, причудливый – исключения. - С вторым значением приставки – пре- дело посложнее. Приставка ПРЕ- - дочь приставки ПЕРЕ-. Она очень похожа на мать и внешне, и по значению. Только одну букву не взяла она от матери. Какую? И вот, благодаря сходству в значении, она может заменять ПЕРЕ- в глаголах. Например, мы можем сказать: дождь не перестаёт или дождь идёт непрестанно. Образуйте сами такие слова с приставкой –пре-, переделав словосочетания. - Запишите слова, выделите орфограмму. | Учащиеся наблюдают за содержанием слайда и делают вывод, что слова, обозначающие приближение, пишутся с приставкой –при-. Учащиеся выполняют задание. Учащиеся отвечают на вопрос- присоединить. Учащиеся отвечают: второе значение приставки – при- присоединение. Учащиеся выполняют задание. Учащиеся выполняют задание в парах, обсуждают (край при море – приморский край, лес при дороге – придорожный лес) Учащиеся делают вывод, что при- обозначает нахождение около чего-то, близость. Учащиеся отвечают – прикрыл, присел, пригорели. Учащиеся отвечают – неполными, незаконченными. Учащиеся делают вывод. Записывают слова и выделяют орфограмму. Выполняют задание в парах: очень красивая – прекрасная, очень хорошенькая – прехорошенькая. Высказывают своё мнение: приставка пре- значит «очень». Записывают слова и выделяют орфограмму. Выполняют задание в парах, обсуждают (преградило, непрерывный). | – прогнозирование (П) - высказывать свое предположение на основе учебного материала (Р) -проводить анализ учебного материала (П) -высказывать свое предположение на основе учебного материала (Р) |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: формирование умения решать типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения | Демонстрация слайда 12 | -Откройте учебник и прочитайте правило. Все ли значения приставок вы назвали правильно? (что я узнал?) - Какие вопросы можно задать к этому правилу? - Составьте схему в тетради. - А для чего нам необходимо знать значение приставок –при-пре? - Ребята, сделайте общий вывод, когда пишутся приставки –при-пре. - Давайте попробуем применить наш алгоритм на деле. - Вставить пропущенные буквы, объяснить написание. (Слова сначала появляются без буквы, а затем с буквой.) - Какие знания и умения понадобились для выполнения этого задания? | Ответы учащихся. Задают вопросы. Составляют схему. Чтобы правильно писать гласную в приставках с ясным значением. Делают вывод, опираясь на схему, проговаривают значения приставок друг другу в паре. Решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух друг другу. Надо знать значение приставок –при-пре, уметь разбирать слова по составу. | -поиск и выделение необходимой информации (П) - ориентироваться в учебнике, тетради (П) - структурирование знаний (П) – использование знаково-символических средств (П) - осознанное построение речевого высказывания (П), - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания) (П), - слушать и понимать речь других (К), - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К) |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: организация для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | - Готовы ли вы самостоятельно применить эти знания? Предлагаю вам задания разной сложности. Те, кто не очень уверен в своих силах, могут выбрать задание на зеленых карточках, тем, кто более уверен в себе, предлагаю задание на красных карточках. (Приложение 2) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА! (Приложение 4) -С каким значением приставки –при- прозвучали слова в физкультминутке? | Индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. (приложение 3) выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают затруднения, закрепляют умение работать самостоятельно, контролировать правильность выполнения своих действий. | -выполнение действий по алгоритму (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – доказательство (П); – контроль (Р); – коррекция (Р);- отличать верно выполненное задание от неверного(Р) | |
VIII. Включение в систему знаний и повторение. Цель: автоматизация умственных действий по изученным нормам. | Демонстрация слайда 13 Демонстрация слайда 14 Демонстрация слайда 15-17 | 1. Деловая игра «Корректоры». Осложнённое списывание. Работа в парах. Учитель: ребята, я предлагаю вам ненадолго побыть корректорами. Кто такие корректоры расскажет подготовленный ученик, который дома работал со словарём. - Сообщение подготовленного ученика. Учитель: секретарь, печатая, пропустила буквы. Вставьте пропущенные буквы, графически выделяя орфограмму. Приложение 5. 2. Распределительный диктант - Замените словосочетание синонимом, который содержит приставку пре- при- и запишите их в два столбика, после чего сравнить результат с эталоном на экране. -Найдите лишние слова. (подготовка к введению в будущем новых норм). 3. Тест | Сообщение ученика. Выполняют задание. Взаимопроверка по контрольной карте. Приложение 6 Учащиеся выполняют задание. Самопроверка по эталону. Оценивают выполнение работы. Это слова присутствовать, пригласить. (Слова с неясным значением приставки). Выполняют тест. Самопроверка. (слайд 17) | -выполнение действий по алгоритму (П) -доказательство (П) -определять правила работы в парах (Л) -контроль, коррекция, оценка (Р) -отличать верно выполненное задание от неверного(Р) -контроль, коррекция, оценка (Р) |
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: организация рефлексии и самооценка учениками собственной учебной деятельности. | Демонстрация слайда 18 Демонстрация слайда 19 Демонстрация слайда 20 | 1. Приём «Возврат к началу» -Ребята, для чего нужен эпиграф? В чём он вам помог? -Вспомните, какие цели вы ставили перед собой в начале урока? Достигли ли вы их? -Чему научились сегодня на уроке? -Какое задание было самым интересным для вас? Почему? -Какое задание показалось трудным. Почему? -Чему вы учились, работая в паре? -Встаньте те, кто работал активно? -Кто и за что мог бы себя похвалить? -Какие советы могли бы дать себе? - Передайте своё впечатление от урока в форме синквейна. Урок - Домашнее задание: Всем: выучить правило, упр.155 На выбор: 1.Выписать 3-4 предложения из художественной литературы, где бы были слова на изученное правило. 2. Составить упражнение, где буквы на изученное правило, заменить точками. 3. Составить ребус или кроссворд. Выставление отметок. | Учащиеся отвечают на вопросы? Учащиеся пишут синквейн | – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке (Р) – самооценка на основе критерия успешности (Л) |
Использованная литература:
М.Т.Баранов «Русский язык» 6 класс М.: - «Просвещение» 2010 год.
Коротаева Е.В. «Технология встречных усилий на уроках русского языка» «Русский язык в школе» - М.: «Просвещение» 2001. - № 4, с. 8 - 15.
Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко «Секреты орфографии» - М.: «Просвещение» 2005 год.
С.И. Ожегов «Словарь русского языка» - М.: «Просвещение» 1999 год.
Горбачёва Марина Юрьевна
Светлана Семеновна Цветенберг
Селиванова Галина Геннадьевна