Технологическая карта урока в 10 классе на тему " Победа СССР в Великой Отечественной войне "
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика | Киншов Сергей Николаевич |
Место работы | ГОУ ЛНР «Антрацитовская имназия №1 им. В.Я. Ткаленко |
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 10 класс |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | Урок № 63, тема 6 |
Тема урока | Победа СССР в Великой Отечественной войне |
Уровень изучения | Базовый уровень |
Тип уро | ☐ урок систематизации знаний и умений |
Планируемые результаты (по ПРП): | |
Личностные: система ценностных ориентаций, направленных на восприятие событий Великой Отечественной войны, оценивание итогов Второй мировой войны.
| |
Метапредметные: способности обучающихся ставить цель, определять мотив, делать прогноз, оценивать свою работу и то, что усвоено на уроке с помощью этих действий; построение самостоятельного процесса поиска исследуемой информации, систематизация, обобщение и использование полученной информации об итогах войны; формирование способности обучающегося к осуществлению коммуникативной деятельности в форме вопрос-ответ. | |
Предметные: способствовать сохранению мотивации к учебной деятельности, формирование умений оценивать события Великой Отечественной войны и Второй мировой войны. | |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): периоды войны, итоги Великой Отечественной войны, источники победы, вклад советского народа, «письмо Победы» | |
Краткое описание Урок истории в 10 классе по теме «Победа СССР в Великой Отечественной войне». Урок систематизации знаний и умений. На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: Проект «ПОБЕДИТЕЛИ: Солдаты Великой войны»; https://vk.com/video?len=1&q=потсдамская%20конференция&z=video176307601_171330753 – цикл «Великая война» вырезки о Крымской/Ялтинской и Потсдамской конференции 2) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9f049eed-63b9-410d-947b-a2d217f32eaa/index_listing.html - интерактивные тестовые задания к параграфу |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | ||
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность | ||
9 мая, Парад, посвященный годовщине Великой Победы. На протяжении многих лет символом праздника является песня «День Победы» в исполнении Л. Лещенко. «Дни и ночи у мартеновских печей Не смыкала наша Родина очей. Дни и ночи битву трудную вели, Этот день мы приближали, как могли! Этот День Победы порохом пропах. Это праздник с сединою на висках. Эта радость со слезами на глазах» | ||
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний | ||
Фронтальная беседа: - Какие чувства вызывают у вас эти строки? - Да, действительно, это и гордость за свою страну и народ, и одновременно «слезы на глазах», потому что война унесла жизни почти 27 млн. человек. - О чем мы будем говорить сегодня на уроке? - тема урока: Победа СССР в Великой Отечественной войне (запись в тетрадях) - Теперь переходим к нашему уроку - План урока: 1) Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. 2) Вклад советского народа в дело Великой Победы. | ||
Этап 1.3. Целеполагание | ||
- В процессе урока мы рассмотрим итоги Великой Отечественной войны, и вы усвоите и поймете, какое значение эта война имела для советского народа. | ||
БЛОК 2. Обобщение и систематизация знаний и умений | ||
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала | ||
- На протяжении нескольких уроков мы с вами изучили основные этапы Великой Отечественной войны. Сегодня, закрепляя изученный материал, давайте вместе вспомним основные вехи войны, прежде чем говорить о ее итогах. - Что включал в себя план Барбаросса? - Покажите на карте основные направления военных ударов по плану Барбаросса. - Назовите основные события первого этапа войны. - Назовите предпосылки коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. - Назовите основные события второго этапа войны. - Назовите основные события третьего периода войны. - Обучающиеся отвечают на вопросы учителя (фронтальный опрос домашнего задания). | ||
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения | ||
Работа на уроке с материалом учебника, раздаточным материалом, заранее подготовленными сообщениями на заданную тему. | ||
БЛОК 3. Применение изученного материала | ||
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях | ||
- Мы с вами вспомнили основные события самой кровопролитной войны в истории человечества. Теперь нам осталось подвести итоги войны. - Рассмотрим первый пункт нашего плана. 1. Итоги Великой Отечественной и Второй Мировой войны. - Вторая Мировая война завершилась полным поражением и капитуляцией фашистской Германии. Победа в войне имела большое военно-историческое значение. Были разгромлены огромные военные силы стран-агрессоров. Победа СССР над Германией подняла авторитет нашей страны. Советская армия завершила войну самой мощной армией мира, а Советский Союз стал одной из двух сверхдержав. Главным источником победы СССР в войне с фашистской Германией стало беспримерное мужество и героизм советских людей на фронте и в тылу. Война показала, что в борьбе с общим врагом и общей угрозой могут объединяться самые различные страны и народы, а опыт их взаимодействия в годы войны является уникальным и актуальным и сегодня. (Обучающиеся выполняют задания в группах. Заполняют таблицу, работают с документами, отвечают на вопросы) - Сейчас с помощью учебника (§ 25, с. 64-65) и дополнительного материала вам необходимо заполнить таблицу «Итоги Второй мировой войны» и ответить на вопросы к документам. (Работа в группах по 4 человека. Задание выполняется на листах (1 лист от группы), в конце урока задание сдается и оценивается учителем).
- Давайте посмотрим, что получилось. - Нам важно понять, что относиться к политическим, а что к военным итогам войны. - Теперь посмотрим, как вы ответили на вопросы к документам. (Группы отвечают по первому заданию и озвучивают свои ответы по второму заданию) Учитель заслушивает ответы от каждой группы. В конце урока задание сдается учителю. | ||
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни | ||
Переходим ко второму пункту нашего плана. 2. Вклад советского народа в дело Великой Победы. В рядах Красной Армии сражались представители всех народов СССР. Защита государства была воспринята в самых отдаленных уголках страны как национальная задача каждого, из более чем, ста ее народов. В фильме «Офицеры» звучит песня «От героев былых времен», где есть такие слова: «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой. И глаза молодых солдат с фотографий увядших глядят». В каждой советской семье кто-то воевал. И каждая семья бережно хранит память о своих героях. Начиная с 2015 года, ежегодно, 9 мая проводится акция «Бессмертный полк». Люди выходят на площади своих городов с портретами своих родственников, тем самым отдавая дань памяти и уважения за их мужество и героизм, которые были проявлены не только на фронте, но и в тылу. - Имея представление о том, какой вклад внес советский народ в победу в Великой Отечественной войне, на основе заранее подготовленных вами сообщений на тему «Война и судьбы людей», посмотрим, какой след оставила война в истории ваших семей. (Заранее было выдано домашнее задание 3-4 ребятам: подготовить сообщение «Война и судьбы людей» на примере своей семьи и подобрать военные фотографии, если сохранились и представить свое выступление в виде презентации, либо на плакате). - Всем спасибо за выступления. (Обучающиеся выступают с сообщениями. Класс слушает. По ходу выступления задают вопросы, если они возникают, и разбирают вместе с учителем) Давайте вспомним всех, кто воевал, и почтим их память Минутой Молчания | ||
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ЕГЭ) | ||
Напишите «Письмо Победы», где отразите свое понимание значения Великой Отечественной войны и победы в ней Советского Союза | ||
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности | ||
Составить по тексту учебника тесты на восстановление последовательности событий (задание на дом) | ||
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков | ||
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика | ||
Написание синквейна по теме урока «Победа СССР в Великой Отечественной войне» | ||
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание | ||
Этап 5.1. Рефлексия | ||
В народном сознании долгожданный День Победы стал светлым и радостным праздником, означавшим конец самой кровопролитной и разрушительной войны. Этот великий праздник, действительно «со слезами на глазах», и сегодня остается главным для граждан России. - Завершая наш урок, давайте еще раз сделаем вывод об итогах Великой Отечественной и Второй мировой войны. ( Обучающиеся вместе с учителем озвучивают основные итоги войны) - Учитель подводит итоги проведения урока. - Учитель оценивает работу на уроке, выставляет оценки. | ||
Этап 5.2. Домашнее задание | ||
Параграф 25, выполнить письменные задания. |
6