Технологическая карта внеклассного мероприятия профориентационной направленности
Технологическая карта внеклассного мероприятия профориентационной направленности по разделу «Литосфера» из учебника географии 5-6 класса – Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В. и др.
Тема внеклассного мероприятия | Редкие географические профессии | ||||||||||
Цель внеклассного мероприятия | Познакомить учащихся с редкими профессиями по географии в разделе «Литосфера» | ||||||||||
Задачи внеклассного мероприятия: | |||||||||||
– обучающие | 1 - дать представление учащимся о редких и интересных типах географических профессий; 2 - формировать интерес к географическим профессиям; 3 - формировать навыки работы с дополнительными источниками информации. | ||||||||||
– развивающие | 1 - корректировать и развивать мыслительную деятельность; 2 - развивать навыки взаимодействия в группах. | ||||||||||
– воспитательные | 1 - воспитывать уважительное отношение к труду, людям различных профессий; 2 - формировать познавательный интерес к географическим профессиям. | ||||||||||
Образовательные результаты | |||||||||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |||||||||
1 - формирование представления о географических профессиях; 2 - понимание значимости географических профессий. | Познавательные (П): 1 - умение извлекать информацию из различных источников; 2 - развитие умения выделять главное; 3 - развитие умения осознанно строить речевое высказывание. Регулятивные (Р): 1 - формирование умения планировать и организовывать свою деятельность; 2 - формирование умения взаимодействовать со сверстниками во внеучебной деятельности. Коммуникативные (К): 1 - умение вступать в диалог; 2 - умение аргументировать свои высказывания; 3 - четко выражать свои мысли; 4 - умение слушать собеседника. | 1 - формирование представления о профессиях в географии; 2 – умение работать с дополнительными источниками информации. | |||||||||
Тип внеклассного мероприятия (по форме проведения) | Дискуссия | ||||||||||
Организация образовательной среды | |||||||||||
Ресурсы | Демонстрации и практические работы | Технологии | Межпредметные и метапредметные связи | Формы работы | |||||||
Информационный материал: буклеты с описанием профессий (Приложение 1, 2, 3). Интернет-ресурсы: видеоролики о профессиях: Вулканолог Геолог Геодезист Интерактивный материал: Виртуальная доска MIRO | Технология проблемного обучения, обучение в сотрудничестве | География, математика, физика, биология, история | Коллективная | ||||||||
Организация деятельности по достижению образовательных результатов | |||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||||||||
П | Р | К | Л | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||||
Подготовка к внеклассному мероприятию | |||||||||||
1. Исследует и производит отбор необходимой информации по теме редких и интересных географических профессий, связанных с изучением литосферы. 2. Готовит буклеты с описанием выбранных профессий: вулканолог, геолог, геодезист. 3. Готовит видеоматериалы к уроку по теме. 4. Подбирает задания и вопросы для учащихся. 5. Создает шаблон ментальной карты на информационной доске в системе MIRO. | Знакомятся с темой, временем и местом проведения внеклассного мероприятия. | П1, | формирование умения планировать и организовывать свою деятельность | ||||||||
II. Общее введение, актуализация и мотивация учебной деятельности, целеполагание (10 минут) | |||||||||||
Озвучивает тему и значимость урока. Говорит вступительное слово: «В мире существуют десятки тысяч профессий, разных и непохожих друг на друга. В основе одних профессий лежат физика и математика, в основе других – химия, в основе третьих – информатика. А что такое география? География – это наука о прекрасной планете Земля, о её природных закономерностях, о населении и его хозяйственной деятельности. В мире множество профессий, в основе которых лежит география. Сегодня мы с вами изучим профессии, занимающиеся изучением литосферы» - Какие вы знаете географические профессии? - Какие профессии вам наиболее интересны? Слушает ответы и подводит к следующему этапу урока. | формирование представления о профессиях в географии; развитие умения осознанно строить речевое высказывание | формирование умения планировать и организовывать свою деятельность | умение вступать в диалог; умение слушать собеседника. | понимание значимости географических профессий. | |||||||
III. Проведение внеклассного мероприятия (25 минут) | |||||||||||
1. Делит учащихся на 3 группы. Предлагает ознакомиться с буклетами о каждой профессии по группам (5-7 минут). Задает план пересказа буклета у доски: - Определение названия профессии; - Что изучает профессия; - Какими качествами должен обладать представитель профессии; - Плюсы и минусы профессии. Направляет работу групп. Следит за временными рамками. Слушает выступление ребят, отвечает на возникающие вопросы, поясняет непонятные моменты. Корректирует ответы учащихся. 2. Организует просмотр видеороликов о географических профессиях. Задает вопросы касаемо содержания роликов. | Изучают информацию. Выделяют нужную информацию для пересказа. Распределяют пункты плана для пересказа между собой. Выступают по очереди у доски. Остальные ученики внимательно слушают и задают вопросы. Просматривают видеоролики. Задают вопросы, обсуждают тему. Производят анализ изученного. Высказывают свое мнение об изученных профессиях. | умение извлекать информацию из различных источников; развитие умения выделять главное; развитие умения осознанно строить речевое высказывание | формирование умения планировать и организовывать свою деятельность; формирование умения взаимодействовать со сверстниками во внеучебной деятельности | умение вступать в диалог; умение аргументировать свои высказывания; четко выражать свои мысли; умение слушать собеседника. | формирование представления о географических профессиях; понимание значимости географических профессий; умение работать с дополнительными источниками информации | ||||||
IV. Подведение итогов, рефлексия, домашнее задание (10 минут) | |||||||||||
1. Подводит итог мероприятия, повторяя ключевые моменты темы. 2. Предлагает заполнить ментальные карты по каждой из профессий на информационной платформе МИРО. 3. Формулирует вывод вместе с классом. 4. Благодарит за проделанную работу. | Внимательно слушают учителя. Заполняют ментальные карты. Формулируют вывод с помощью учителя. Делятся впечатлениями об изученном | развитие умения выделять главное; развитие умения осознанно строить речевое высказывание | формирование умения взаимодействовать со сверстниками во внеучебной деятельности | умение вступать в диалог; умение аргументировать свои высказывания; четко выражать свои мысли; умение слушать собеседника | формирование представления о географических профессиях; понимание значимости географических профессий |
Приложение 1
Вулкан — это окно в глубины Земли.
Извержение вулкана - бедствие для населения
и праздник для вулканологов.
Вулканолог — специалист по вулканологии, занимающийся изучением вулканов.
Вулканология- наука о причинах образования вулканов, их развитии, строении, составе продуктов извержений и закономерностях размещения на поверхности Земли.
Особенности профессии:
Наблюдение за действующими вулканами ведется круглосуточно сейсмическими станциями, которые фиксируют вулканические землетрясения — предвестники грядущих извержений. Изучение следов движения расплавленной лавы из жерла вулкана в земную кору позволяет понять принцип образования месторождений полезных ископаемых — меди, железа, цинка.
Вулканологи также изучают гейзеры — фонтанирующие источники горячей воды, которые территориально расположены, как правило, вблизи вулканов.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы:
Несмотря на редкость профессии, вулканологи постоянно востребованы и пользуются спросом: на земле зарегистрировано более 1000 действующих вулканов.
В этой отрасли хорошо развито международное сотрудничество. Вулканологи всего мира объединенными усилиями изучают вулканы, совершенствуют методику и технологии исследований.
В последние десятилетия стали возможны работы по грантам даже среди молодых специалистов-вулканологов.
Как правило, вулканы называют именами вулканологов, исследовавших их — вулкан Иванова, вулкан Кошелева, вулкан Попкова, гейзер Аверьевский. Есть реальная возможность увековечить своё имя в названии очередного вулкана или гейзера!
Минусы:
Высокая степень риска: изучение действующих вулканов проходит в условиях повышенной опасности - в окружении раскаленной лавы, удушливых газов и горячей пыли, постоянно подвергаясь опасности извержения. Для защиты вулканологи используют спецодежду - теплоизолирующую одежду и обувь, покрытую слоем алюминия или другого металла, отражающего тепло. На голову надевают защитные каски. Для защиты от ядовитых газов предназначены противогазы и газовые маски.
Важные качества:
· физическая выносливость;
· пространственное воображение;
· аналитический ум;
· наблюдательность;
· внимание;
· логическое мышление;
· эмоционально-волевая устойчивость;
· хороший слух и зрение.
Приложение 2
«Держись, геолог,
крепись, геолог
Ты ветру и солнцу брат!»
Геолог — специалист по изучению состава и строения горных пород с целью поисков и разведки месторождений полезных ископаемых. В профессии геолога тесно сочетаются решение производственных задач и разработка теоретических проблем, изучение природных объектов и закономерностей и оценка возможностей практического их использования.
Геология — комплекс наук о составе, строении земной коры и истории развития земли. В профессии геолога тесно сочетаются решение производственных задач и разработка теоретических проблем, изучение природных объектов и закономерностей и оценка возможностей практического их использования.
Особенности профессии:
Конечная цель любой геологической работы — выявление и оценка месторождений полезных ископаемых, которые осуществляются в процессе съемки, поиска и разведки. Для этого предстоит решение следующих задач:
• проведение геолого-съемочных, поисковых работ на перспективных площадях;
• разведка и оценка выявленных месторождений на суше и в морских условиях;
• обеспечение геологического обслуживания горнодобывающих предприятий;
• установление мест заложения горных выработок и буровых скважин; • разработка планов горных работ и эксплуатационной разведки;
• изучение геологического строения месторождений.
Плюсы и минусы профессии:
Плюсы профессии: работа нешаблонная, аналитическая и творческая; высокая оплата труда. Для любителей путешествий — романтика работы в таежных, полярных, пустынных, высокогорных условиях, возможность побывать в разных регионах России. Для любителей экстрима — полевые работы в трудных условиях на суше, на море и в воздухе. Жизнь в палатке, ежедневные многокилометровые маршруты в течение всего полевого сезона дают возможность испытать себя на прочность.
Минусы профессии: вахтовый метод — геологи на несколько недель уезжают в экспедицию, где работают в очень интенсивном режиме без выходных. Недостаток бытовых удобств, трудности походной жизни, ограниченный коллектив можно отнести к минусам профессии.
Важные качества:
• отличное здоровье и физическая выносливость;
• развитое мышление;
• хорошо развитая память, внимание;
• умение быстро ориентироваться в окружающей обстановке;
• наблюдательность;
• ответственность;
• эмоционально-волевая устойчивость;
• способность прогнозирования;
• умение работать в команде.
Приложение 3
«Геодезист - первопроходец -
Накормит первым комаров,
Пройдет пустыню, стерпит холод
И в поле рвется вновь и вновь.»
Геодезист – специалист по составлению карт местности, проведению расчётов, необходимых для описания рельефа местности.
Особенности профессии:
Геодезия – наука об изучении и измерении земной поверхности, а также всей Земли как планеты в целом.
Геодезия связана с астрономией, геофизикой, космонавтикой, картографией и др., широко используется при проектировании и строительстве сооружений, судоходных каналов, дорог.
Основная задача геодезии – создание системы координат и построение опорных геодезических сетей, позволяющих определить положение точек на земной поверхности.
Геодезические данные используются в картографии, навигации и т.д.
Геодезические измерения используются в сейсмологии и при изучении тектоники плит, а гравиметрическая съемка традиционно применяется геологами при поисках нефти и других полезных ископаемых.
Очень широкое применение получила инженерная геодезия. Геодезические работы в строительстве – обязательная и важнейшая часть процесса проектирования и возведения сооружений.
Также востребованы геодезические работы при землеустройстве. Они проводятся при подготовке любых проектов землеустройства, изменении и уточнении границ земельных участков, планировке земельных угодий в сельском хозяйстве и многих других случаях. Геодезия применяется в горном деле для расчета взрывных работ и объемов породы и пр.
Работа геодезиста состоит из двух этапов:
1.Специальные измерения при помощи геодезических приборов.
2.Обработка результатов с помощью математических и графических методов и составление карт (планов).
Для съёмки местности геодезист применяет нивелиры, теодолиты, дальномеры, компасы и пр.
В последнее время стали применяться специальные лазерные сканеры для сканирования местности. Эти приборы позволяют зафиксировать абсолютно все особенности рельефа, быстро получить трехмерную визуализацию даже труднодоступных объектов (мостов, эстакад, элементов надземных коммуникаций).
Важные качества:
Технический склад ума, математические способности, внимательность.
Кроме того, очень важны закалка и хорошая физическая подготовка, т.к. много времени геодезист проводит в полевых условиях.