Технология изготовления бумажного туннеля. Творческая работа «Лес»
Пояснительная записка к презентации
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХОЛМСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»
МАСТЕР-КЛАСС
ПО ПРЕДМЕТУ «ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
ТЕМА: «ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БУМАЖНОГО ТУННЕЛЯ. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «ЛЕС».
Пилипенко Надежда Николаевна,
преподаватель изобразительного искусства
высшей квалификационной категории
Холмск, 2021
Предмет: «Прикладное творчество»
Форма: мастер-класс
Класс: 3 класс ДПОП (срок обучения 5 лет)
Тема: Технология изготовления бумажного туннеля. Творческая работа «Лес».
Цель: познакомить с техникой декоративного прикладного искусства «Бумажный туннель».
Задачи:
- познакомить с технологией изготовления бумажного туннеля, углубление эстетического познания о народном и декоративно-прикладном искусстве;
- развивать творческое воображение, композиционное мышление, художественный вкус, мелкую моторику рук, глазомер;
- воспитывать эстетическое восприятие, интерес к ручному труду, творческой работе, аккуратность в работе.
Оборудование: компьютер (презентация Power Point), наглядный материал, раздаточный материал, материалы (цветная бумага, клей, чертежная бумага) и инструменты (ножницы, канцелярский нож).
План:
1. Организационный момент.
2. Введение в тему,
3. Актуализация знаний.
4. Основная часть.
4.1. Разработка эскиза
4.2. Изготовление боковых сторон
4.3.Изготовление слайдов
4.4. Сборка конструкции
5. Подведение итогов (рефлексия)
Введение.
Где встречается такое, что земля над головою? (Тоннель)
Что за тёмная дыра?
Здесь, наверное, нора?
Не овраг здесь и не лес,
Здесь дорога на прорез! (Тоннель)
Работа будет изготавливаться в технике «бумажный туннель», я познакомлю вас с историей возникновения данной техники.
Первые бумажные туннели появились еще в середине восемнадцатого века, их использовали для воплощения театральных сцен в виде декораций.
Оригинальное английское название этой техники tunnel book, что можно перевести как книжный или бумажный тоннель. Прижилось оно в английском языке после создания поделок в этой технике, в честь строительства первого в мире подводного туннеля (459 метров) под рекой Темза в Лондоне и соединение берегов в 1840 году.
|
Вестибюль туннеля, рисунок |
Новый всплеск интереса к данной технике возник в современном мире, после выхода в свет книги Кэрол Бартон «Скульптура формы», в которой она подробно рассказывает об этой технике. Многослойность составленных открыток, при помощи данной техники, хорошо передает ощущение туннеля. Возникает трёхмерная открытка.
|
|
Бумажные туннели бывают простые и сложные. Простые туннели - многослойная открытка, составленная из листов плотной бумаги, имеющих форму квадратов или прямоугольников, с отверстием по центру всех листов, что создает ощущение туннеля. Сложные туннели - поделка, в которой некоторые части двигаются, переворачиваются, крутятся. Туннели могут быть открытыми (сквозными) и закрытыми.
Открытый туннель |
Закрытый туннель |
Практическая часть.
Инструктаж по технике безопасности работы с ножницами и канцелярским ножом.
1. Храните ножницы и нож в определённом положении.
2. При работе внимательно следите за направлением резания.
3. Не работайте с тупыми ножницами и ножом.
4. Не держите ножницы и нож лезвием вверх.
5. Не оставляйте ножницы и нож с открытыми лезвиями.
6. Не режьте ножницами и ножом на ходу.
7. Передавайте ножницы и нож закрытыми, ножницы передают кольцами вперёд.
8. Во время работы удерживайте материал рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Инструктаж по технике безопасности работы с клеем
1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!
2. Наноси клей на поверхность изделия только кистью.
3. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
4. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.
5. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.
Поэтапное объяснение по технике выполнения изделия.
Начинают работу с эскиза, в котором необходимо изобразить то, что представляют увидеть в конце работы из сложенных вместе слайдов.
Разработка эскиза |
Боковые стороны открытки имеют вид «гармошки». Из белой бумаги вырезают два прямоугольника – делают заготовки для двух гармошек. Прямоугольники из белой бумаги нужно сложить «гармошкой» с расстоянием между сгибами 1,5 см.
Изготовление «гармошки» |
Для изготовления слайдов открытки берут белую плотную бумагу, два листа формата А4. Расчерчивают листы на прямоугольники, чтобы получился формат А5. Количество прямоугольников зависит от количества слайдов в открытке и от того каким будет туннель – открытым или закрытым. Наш туннель будет открытым, поэтому количество прямоугольников ровняется количеству слайдов. В нашей работе будет четыре слайда.
Затем начинают изготавливать слайды. Рисуют Первый слайд и вырезают его. Первый слайд прикладывают ко второму слайду и прорисовывают его, учитывая расположение деталей первого слайда. Вырезают второй слайд. Затем складывают первый на второй слайд и прикладывают к третьему слайду. Работа повторяется для всех слайдов.
Изготовление 1 слайда |
Изготовление 2 слайда |
Изготовление 3 слайда |
Изготовление 4 слайда |
Теперь туннель нужно собрать в единую конструкцию. К сгибам «гармошки» с внутренней стороны приклеивают слайды с вырезанными изображениями по центру. Клей наносят поочерёдно на каждый сгиб.
|
|
|
|
Чтобы поделка выглядела аккуратно, необходимо вырезать все ее детали аккуратно, а линии должны быть четкими. При склейке туннеля нужно следить за точностью соприкосновения деталей.
Готовое изделие |
Подведение итогов или рефлексия.
В конце занятия проводиться просмотр работ. Обсуждается работа:
- что получилось?
- что вызвало трудности?
- Каковы успехи?
Отмечаются достоинства и недостатки в работах.
Планируемый результат:
- учебно-познавательная компетенция: развитие композиционного воображения и мышления, умение копировать элементы композиции, умение использовать художественные материалы;
- информационно-коммуникативная компетенция: умение участвовать в диалоге, совместно обсуждать, анализировать работы, выбирать и использовать выразительные средства.
Литература:
Соколова О. «Рор – up. Чудеса бумажного декора» Ростов н/Д.: Феникс, 2012
Детская энциклопедия развлечений. Игры с бумагой и на бумаге, Москва, 2001г
Цифровые информационные ресурсы:
https://stranamasterov.ru/content/popular/inf/1411
https://www.liveinternet.ru/users/4623230/post211452129
https://www.lady-i.ru/podelki-v-texnike-tunnel-book
https://фгос-игра.рф/dopolnitelnoe-obrazovanie/khudozhestvennoe-tvorchestvo/1028-chudesa-iz-bumagi-chast-1
https://yandex.ru/images/search?text=литература%20бумажный%20тоннель&stype=image&lr=20164&source=wiz
Ломакина Ирина Алексеевна
Светлова Оксана Николаевна
Журавлева Татьяна Анатольевна
Тоцкая Ольга Викторовна
Язенина Ольга Анатольевна