Урок технологии в 5 классе «Технология изготовления ткани»

3
0
Материал опубликован 28 October 2016

Урок технологии в 5 классе

(урок проводится в школьном музее)

Тема: Технология изготовления ткани.

Цели урока: дать понятие о проектировании личностно или общественно значимых изделий с использованием текстильных материалов, ознакомить с технологией изготовления ткани; научить определять в ткани долевые нити и лицевую сторону.

Задачи:

•ознакомить со старинными способами получения пряжи, нитей и ткани в Брянской области

•раскрыть понятие долевой нити( основы), поперечные нити (уток), кромка;

•ознакомить с современной технологией производства ткани: прядением, ткачеством, отделкой;

•ознакомить с видами переплетения нитей в ткани ( полотняное, саржевое, сатиновое и атласное);

•научить определять на схеме раппорт ткацкого рисунка;

•проинформировать о профессиях оператор прядильного производства и ткач;

•научить определять в ткани направление долевой нити;

•научить определять лицевую сторону ткани.

Оборудование: мультимедийный проектор ткацкий станок, прялка, веретено, образцы ткани. толстая игла, портновский мел, ножницы, клей


 

Ход урока.

Оргмомент

Изучение темы урока.

Слово учителя.

Изготовление ткани - сложный трудоёмкий процесс, который происходит в условиях производства с помощью современного оборудования. Сырьём для производства ткани является волокно. Волокна бывают натуральными (или природными) или химическими. Натуральные волокна делятся на волокна растительного и животного происхождения. Какой путь проходит волокно, прежде, чем стать одеждой или другим швейным изделием?

Чтобы из отдельных коротких волокон получить длинную и прочную нить (пряжу), их нужно соединить между собой и скрутить. Этот процесс называется прядением. В старину это делали с помощью веретена и прялки.

Льнотканый промысел.

Промысловое льнотканое производство в среднерусских поселениях особенно широко распространилось в 18-19 веках. И даже во второй половине 19 века, когда льноткачество повсюду в России получило индустриальное развитие, брянские крестьянки предпочитали иметь дело с продукцией собственного производства, что объяснялось экономическими возможностями семьи, потребностями крестьянской эстетики и сельского быта.

В старину не было избы, где бы не стояли ткацкие станки, не было крестьянки, которая не умела бы ткать.

В 1840 –х годах в Суражском уезде очёски пряли с гребня, а кудель – с кужелки, состоявшей из округлённой деревянной пластинки, укреплённой на обрезке доски. Гребень же имел вид тонкой лопаты, в широком конце которой прорезали зубья. Его втыкали в днище – гладко выструганную дощечку, в конце которой для этого имелось отверстие. Весь процесс прядения состоял в том, что клок кудели насаживался на гребень так, чтобы половина его оставалась за задней частью. Пряха левой рукой начинала дёргать клочки кудели спереди и тремя пальцами правой руки крутила веретено- древнейшее орудие труда в виде гладкой конусообразной палочки. Это веретено , журчавшее в руках мастерицы, наматывало на себя нить. Такой приём выражался глаголом « посуковать». Пряхе же он запоминался тем, что на указательном пальце правой руки кожа стиралась до крови. Самопрялками на первых порах пользовались только в старообрядческих слободах. И только с конца 18 века они распространились в других селениях. Самопрялка состояла из катушки (вьюшки) с маленькими колёсиками, соединёнными шнурами с большим колесом.

Когда при прядении на гребне нить достигала саженной длинны, то есть обеих вытянутых рук пряхи, веретено останавливали. Напряв же несколько вьюшек самопрялки, её сматывали сначала на моталку, а затем в клубки произвольной величины.

Приготовив достаточное количество пряжи на основу- уток, принимались за ткачество. В избу вносили деревянный громоздкий стан, занимавший чуть ли не пол-избы. Был он горизонтальным, двумя навоями и двумя подножками. От таких старинных кросен и начинался путь в ткацкое ремесло.

Большая часть пряжи шла на основу, то есть на продольные нити будущего полотна, отчего и родилась поговорка:

« Была бы основа, а уток найдём». Уток же, с помощью которого ткали, шёл поперёк основы и перебором образовывал ткань. Вся суть работы на стане заключалась в том, что уток наматывали на цевку (тоненькую палочку), вставляли в челнок, который вскоре быстро мелькал в ловких руках мастерицы. Начинали стучать бёрда ( зубья в верхней перекладине кросен), и постепенно, сантиметр за сантиметром , вытягивалось льняное полотно.

Готовые холсты скручивали и убирали до июля. А когда приходила пора самых солнечных дней лета, их выносили к речке для отбеливания. Для этого ткани тщательно выбивали валиками (пральниками), чтобы стали мягкими. На речку же с вечера приносили большие долблёные лохани, где в воде разводили полведра отсеянной тонкозернистой печной золы.. Ткани окунали в такой раствор то тех пор, « пока не разбухнут». После расстилали на прибрежной траве под солнышком.

Обработанный и разрезанный на куски холст отличался такой мягкостью и блеском, что могло соперничать со знаменитым фламандским полотном. Поэтому современники нередко называли его льняным шёлком.

Но ещё прекраснее были узорчатые льняные ткани. У брянских мастеров такое ткачество называлось «накладным», потому что тонкий узор накладывали на льняную основу, для чего уток составлялся из цветных нитей.

Современное прядильное производство.

Это сложный технологический процесс, который требует применения различной текстильной техники. Спрессованное волокно проходит несколько стадий обработки:1) его разрыхляют, перемешивают и удаляют сорные примеси специальными машинами;

2) полученный холст причёсывают и разделяют на волокнистые ленты;3) каждую ленту ещё больше вытягивают, скручивают и наматывают готовую пряжу (нити) на шпули.

Ткацкое производство.

На автоматических станках из пряжи вырабатывают ткань. На огромную катушку ткацкого станка –навой –наматывают прочные и гладкие долевые нити (основу), Концы нитей протягивают вдоль ткацкого станка и закрепляют на товарном валике, на которой и будет наматываться готовая ткань. В процессе производства ткани с помощью специальных приспособлений часть нитей отводят вверх, а часть – вниз. Между ними образуется зев. В нём прокладывают поперечную нить (уток). Эта нить пушистая и менее прочная , чем долевая. Когда поперечная нить возвращается назад, долевые нити снова меняются местами. Постепенно, ряд за рядом, нити переплетаются между собой. Получается ткань, по краям которой образуется кромка.

В зависимости от того, в каком порядке переплетаются нити основы и утка, получается определённый ткацкий рисунок. Самые распространённые ткацкие переплетения – полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Внимательно рассматривая схемы ткацких переплетений , можно найти рисунок, который повторяется во всех направлениях, -раппорт

Отделочное производство

Ткань, снятая с ткацкого станка , называется суровой. Она некрасивая, жёсткая, плохо впитывает воду. В дальнейшем суровая ткань проходит ряд отделочных процессов. Вот только некоторые их них.

Отбеливание – придание ткани белизны. Ткань, прошедшая отбеливание, называется отбелённой.

Крашение – окрашивание ткани в какой-либо цвет с помощью красителей. Такая ткань называется гладкокрашеной.

Печатание- нанесение рисунка на от белённую или гладкокрашеную ткань с помощью печатных валиков. В результате печатания получается набивная ткань.

Как определить направление долевой ткани?

При раскрое швейного изделия необходимо определить и учесть направление долевой нити в ткани. Вот как это можно сделать.

А) по кромке: долевая нить всегда идёт вдоль кромки ткани;

Б) по растяжению: долевые нити будут растягиваться меньше, чем, поперечные;

В) по виду и прочности нитей: долевые нити более гладкие, тонкие и прочные.


 

Как определить лицевую сторону ткани?

Ткань имеет лицевую и изнаночную сторону. Для изготовления изделий нужно научиться различать их. Определить лицевую сторону можно по следующим признакам:

А) по яркости рисунка: у набивных тканей рисунок на лицевой стороне более яркий;

Б) по мелким дефектам ткани: с лицевой стороны видно меньше узелков и ворсинок;

В) по ткацкому рисунку (переплетение нитей): у саржевого переплетения с лицевой стороны выпуклый рубчик идёт по диагонали из лицевого нижнего угла в правый верхний; у сатинового и атласного переплетения лицевой стороны гладкая, блестящая.

Далее учитель рассказывает о профессиях: оператор прядильного производства и ткач

3. Вводный инструктаж.

Обсуждение с учащимися порядка выполнения лабораторной работы

« Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной стороны», используя инструкцию к учебнику.

Заполните таблицу, изучив свойства долевых и поперечных нитей.

Вспомните, как направлены долевые нити(основы), относительно кромки.

Потяните ткань и определите, в каком направлении нити растягиваются больше. Долевые нити (основы) не тянутся.

Выньте по одной нити основы (долевой)и утка(поперечной) и определите , какая более гладкая и прочная.

Резко растяните образец ткани: по долевым нитям звук более звонкий.

Работа в тетради:

Заполните таблицу.

Свойства

Нити основы

Нити утка

Относительно кромки

   

По гладкости

   

По степени растяжения

   

По звуку ( хлопку)

   


 

Выберите образец набивной ткани. Рассмотрите его. С какой стороны рисунок ярче? Определи лицевую сторону

Выбери образец гладкокрашеной ( отбеленной)ткани. Внимательно рассмотри его и сравни количество узелков и ворсинок с каждой стороны ткани. Найди лицевую сторону.

Выбери образец блестящей ткани (атласного переплетения). Найди лицевую сторону.

Найди на последнем образце диагональный рубчик. Расположи его так, чтобы его направление соответствовало лицевой стороне.

Оформи результаты исследований, Разрежь каждый образец пополам. Оформите выполненную работу в виде таблицы.

4.Текущий инструктаж.

Учитель проверяет правильность выполнения работы обучающимися

5.Заключительный инструктаж.

Объявление об окончании лабораторной работы.

6. Закрепление изученного материала.

Работа в тетради.

1)Дополни предложение:

Волокна - это________________________________________________________________

__________________________________________________________________________  

 

Текстильные волокна используются для________________________________________________________________________

_____________________________________________  

 

7.Контроль формирования знаний и умений обучающихся.

8.Итог урока.

Вопросы обучающимся.

1)Что служило сырьём для изготовления одежды в старину?

2)Как изготавливали ткань в домашних условиях?

3)Что такое узорное ткачество?

4) Как определяется направление долевой нити в ткани?

5)По каким признакам определяют стороны в ткани?

9. Домашнее задание.

§16 Стр.100-104


 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации