Технология проведения урока - соревнования
Технология проведения урока - соревнования
Урок – соревнование относится к нетрадиционным формам организации урока. По основным дидактическим целям его можно выделить, как урок проверки и коррекции знаний. В учебном процессе после изучения одной или нескольких подтем учитель проводит специальные уроки контроля и коррекции, чтобы выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений и на его основе принять определенные решения по совершенствованию учебного процесса.
Применение нетрадиционных форм уроков, в частности урока – соревнования – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Ф.И. Фрадкина, исследуя мотивы участия школьников в играх, замечает, что некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие – чтобы получить высокую оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п.
Основу урока – соревнования составляют состязания команд при ответах на вопросы и решении чередующихся заданий, предложенных учителем.
Форма проведения таких уроков самая различная. В организации и проведении уроков – соревнований выделяют три основных этапа: подготовительный, игровой, подведение итогов. Для каждого конкретного урока эта структура детализируется в соответствии с содержанием используемого материала и особенностями сюжета материала.
Для участия в соревновании класс разбивается на 2-3 команды. Каждой команде даются одни и те же задания, с таким расчетом. Чтобы число заданий было равно числу участников команд. Как правило, выбираются капитаны команд. Они руководят действиями своих товарищей и распределяют, кто из членов команд будет отстаивать решение каждого задания.
Дав время на обдумывание, поиск решения и выполнение заданий, жюри, состоящее из учителя и учащихся, не вошедших в состав команды, следит за соблюдением правил соревнования и подводит итоги состязаний. Если никто из членов команд не знает решения, то его приводит учитель или член жюри. В конце урока проводятся командные и индивидуальные итоги.
Исключительное значение в соревновании имеет объективность оценки уровня знаний. В случае правильного ответа, участники и команды получают определенное количество баллов, соответствующее трудности вопроса. При неправильном же выполнении задания, списывании или подсказках снимается определенное количество баллов. Отказ от снятия баллов отрицательно сказывается на предупреждении неправильных ответов и организации урока в целом.
Так же следует отметить, что уроки – соревнования эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого в активную работу, эти уроки противостоят пассивному обучению. Они всегда стимулируют учащихся, усиливают мотивацию обучения.
Пример урока – соревнования по сольфеджио в 4 классе ДМШ или ДШИ
Тема урока: Музыкальные интервалы
Цель урока: в занимательной форме повторить основной программный материал, развить познавательную активность и творчество учащихся.
Задачи:
Образовательные:
повторение и закрепление основного программного материала по теме «Музыкальные интервалы».
Развивающие:
развитие у учащихся творческих способностей, логического мышления, внимания и памяти.
Воспитательные:
формирование положительного отношения к занятиям,
развитие навыков коллективной работы в сочетании с индивидуальной.
Ход урока
Примерные задания:
Задание 1.
«Слуховой анализ»
Каждому ученику предлагается определить проигранный на фортепиано интервал. Интервалы исполняются 2 раза: 1- в гармоническом звучании, 2- в мелодическом. За правильный ответ ученик получает 1 балл. В конце задания баллы в командах суммируются.
Задание 2.
«Построение интервалов вне лада»
Участникам команд предлагается по очереди построить на доске музыкальный интервал от заданной ноты.
Пример: Чистую кварту от ноты «ре диез», малую терцию от ноты «соль», уменьшенную квинту от ноты «ми» и т.д.
Данное задание выполняется на скорость. На его выполнение дается определённое время, по истечение которого, конкурс останавливается, и подводятся итоги. За каждый правильно построенный интервал участник команды получает 1 балл.
Задание 3.
«Творчество»
Командам предлагается стихотворение, которое надо озвучить исполнением интервалов на фортепиано. На подготовку командам дается определенное время (10 минут). Участники команды сами решают, кто будет читать стихотворение и исполнять музыкальное сопровождение, проигрывая интервалы.
Выполнение задания оценивается жюри от 1 до 5 баллов.
Задание 4
«Теория»
Каждому участнику команд задается вопрос:
1.Что такое музыкальный интервал?
2. Как обозначается интервал «Чистая кварта»?
3. Сколько тонов содержит интервал «Малая терция»?
4. Что такое энгармонизм звуков?
5. Какие бывают квинты? и т.д.
За каждый правильный ответ игрок и команда получают 1 балл. За подсказки 1 балл снимается.