Технология проведения урока - соревнования

5
0
Материал опубликован 22 April 2021

Технология проведения урока - соревнования



Урок – соревнование относится к нетрадиционным формам организации урока. По основным дидактическим целям его можно выделить, как урок проверки и коррекции знаний. В учебном процессе после изучения одной или нескольких подтем учитель проводит специальные уроки контроля и коррекции, чтобы выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений и на его основе принять определенные решения по совершенствованию учебного процесса.

Применение нетрадиционных форм уроков, в частности урока – соревнования – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Ф.И. Фрадкина, исследуя мотивы участия школьников в играх, замечает, что некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие – чтобы получить высокую оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п.

        

Основу урока – соревнования составляют состязания команд при ответах на вопросы и решении чередующихся заданий, предложенных учителем.

Форма проведения таких уроков самая различная. В организации и проведении уроков – соревнований выделяют три основных этапа: подготовительный, игровой, подведение итогов. Для каждого конкретного урока эта структура детализируется в соответствии с содержанием используемого материала и особенностями сюжета материала.

Для участия в соревновании класс разбивается на 2-3 команды. Каждой команде даются одни и те же задания, с таким расчетом. Чтобы число заданий было равно числу участников команд. Как правило, выбираются капитаны команд. Они руководят действиями своих товарищей и распределяют, кто из членов команд будет отстаивать решение каждого задания.

Дав время на обдумывание, поиск решения и выполнение заданий, жюри, состоящее из учителя и учащихся, не вошедших в состав команды, следит за соблюдением правил соревнования и подводит итоги состязаний. Если никто из членов команд не знает решения, то его приводит учитель или член жюри. В конце урока проводятся командные и индивидуальные итоги.

Исключительное значение в соревновании имеет объективность оценки уровня знаний. В случае правильного ответа, участники и команды получают определенное количество баллов, соответствующее трудности вопроса. При неправильном же выполнении задания, списывании или подсказках снимается определенное количество баллов. Отказ от снятия баллов отрицательно сказывается на предупреждении неправильных ответов и организации урока в целом.

Так же следует отметить, что уроки – соревнования эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого в активную работу, эти уроки противостоят пассивному обучению. Они всегда стимулируют учащихся, усиливают мотивацию обучения.



Пример урока – соревнования по сольфеджио в 4 классе ДМШ или ДШИ

Тема урока: Музыкальные интервалы

Цель урока: в занимательной форме повторить основной программный материал, развить познавательную активность и творчество учащихся.

Задачи:

Образовательные:

повторение и закрепление основного программного материала по теме «Музыкальные интервалы».

Развивающие:

развитие у учащихся творческих способностей, логического мышления, внимания и памяти.

Воспитательные: 

формирование положительного отношения к занятиям,

развитие навыков коллективной работы в сочетании с индивидуальной.





Ход урока

Примерные задания:

Задание 1.

«Слуховой анализ»

Каждому ученику предлагается определить проигранный на фортепиано интервал. Интервалы исполняются 2 раза: 1- в гармоническом звучании, 2- в мелодическом. За правильный ответ ученик получает 1 балл. В конце задания баллы в командах суммируются.



Задание 2.

«Построение интервалов вне лада»

Участникам команд предлагается по очереди построить на доске музыкальный интервал от заданной ноты.

Пример: Чистую кварту от ноты «ре диез», малую терцию от ноты «соль», уменьшенную квинту от ноты «ми» и т.д.

Данное задание выполняется на скорость. На его выполнение дается определённое время, по истечение которого, конкурс останавливается, и подводятся итоги. За каждый правильно построенный интервал участник команды получает 1 балл.



Задание 3.

«Творчество»

Командам предлагается стихотворение, которое надо озвучить исполнением интервалов на фортепиано. На подготовку командам дается определенное время (10 минут). Участники команды сами решают, кто будет читать стихотворение и исполнять музыкальное сопровождение, проигрывая интервалы.

Выполнение задания оценивается жюри от 1 до 5 баллов.





Задание 4

«Теория»

Каждому участнику команд задается вопрос:

1.Что такое музыкальный интервал?

2. Как обозначается интервал «Чистая кварта»?

3. Сколько тонов содержит интервал «Малая терция»?

4. Что такое энгармонизм звуков?

5. Какие бывают квинты? и т.д.

За каждый правильный ответ игрок и команда получают 1 балл. За подсказки 1 балл снимается.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.