12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Немчанинова108
Россия
Материал размещён в группе «Дополнительные материалы к уроку»
5

Статья «Технология разноуровневого обучения на уроках английского языка: от теории к практике»

«Технология разноуровневого обучения на уроках английского языка: от теории к практике»

 

ТЕОРИЯ

Успешность процесса обучения в школе несомненно зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка, т.е. разноуровневое обучение.

При любой методике обучения, при самой лучшей её организации одни ученики будут продвигаться успешнее, другие с большим трудом и медленнее. Одни добиваются высоких достижений, больших успехов без особой затраты сил, в сравнительно короткий срок, другие при всём желании не могут подняться так же быстро на такой же уровень. В этой же связи говорят о разных учебных способностях учащихся.

То есть, каким бы виртуозом не был учитель, какие бы совершенные приёмы он не применял, он не может повлиять на скорость протекания психических процессов своих учеников, то есть научить всех одинаково. Поэтому и актуален вопрос о разноуровневом обучении.

Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, В, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.

В существующей практике обучения все чаще возникают проблемы, связанные с неоднородностью состава учащихся в одной учебной группе и достичь абсолютной однородности группы по составу невозможно. Решению этой задачи может способствовать внутренняя дифференциация учебных групп, которая составляет основу технологии разноуровневого обучения. Цель дифференциации процесса обучения – обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования.

Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая учащимся одинаковый его объем, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его усвоению. При делении учащихся на группы учителю необходимо опираться на следующее:

общий уровень развития ученика;

особенности психического развития;

индивидуальные особенности ученика;

темп усвоения предмета;

интерес ученика к предмету.

Применение разноуровневого обучения помогает учителю достичь следующих целей:

-пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с их индивидуальными способностями;

-ликвидировать пробелы в знаниях и умениях;

-сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу;

-сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом;

-развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрывать творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.

При работе с разноуровневой группой можно использовать следующие приемы в работе:

-перегруппировать студентов и чередовать виды работ в группах;

-ставить ученикам разные цели в зависимости от уровня;

-адаптировать задания учебника и рабочей тетради.

Не бывает абсолютно слабых учеников. У каждого есть сильные стороны. Если ученик будет знать свои индивидуальные особенности, то сможет реализовать свои сильные стороны с максимальной выгодой для себя. Создание благоприятных условий для проявления способностей слабых учеников, а именно отсутствие жестких рамок в учебной деятельности на уроке, возможность выбора упражнения, варьирование темпа урока способствуют реализации положительных ожиданий ученика.

 

 

 

ПРАКТИКА

Способы реализации на практике разноуровневого подхода в обучении английскому языку в школе:

1)Работа в группах

Одним из способов решения проблемы является варьирование видов работы на уроке: индивидуально, в парах, в группах.

Можно формировать пары по следующему принципу: сильный+сильный и слабый+слабый, или сильный+слабый. Все будет зависеть от задания. При этом в заданиях на контролируемую практику рекомендуется группировать слабых с сильными вместе, поскольку сильный ученик будет поддерживать слабого и даже поможет с правилом, если это необходимо.

 

 

 

2)Разные цели

Другим способом решения проблемы смешанных уровней на уроке может быть постановка разных целей в заданиях для более сильных и более слабых учеников. Например,

-в заданиях на письмо просить учеников написать разное количество абзацев;

-запомнить разное количество новых слов при изучении новой лексики;

-разное количество заданий при выполнении тестов в конце темы;

-разные задания при работе с текстом.

 

3)Адаптация заданий к упражнениям

Для разных уровней учитель может создать разные задания к упражнениям. Задания можно адаптировать при работе со всеми навыками и при работе с любым учебником.

Задачей учителя является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива учащихся на личность каждого из них с её индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.

Методика уровневого обучения может использоваться учителем на разных этапах урока (освоение нового учебного материала, закрепление знаний, творческое их применение), на уроках разного типа, для самостоятельной работы учащихся на уроке.

 

Примеры заданий на уроке английского языка

К уроку я подбираю задания разных уровней с учетом подготовленности учеников по предмету. Задания даются на выбор самих учащихся. Задания первого варианта требуют воспроизведения материала, содержат определенную степень помощи. Задания второго варианта направлены на применение знаний, умений в новой ситуации, установление связей между понятиями. Задания третьего варианта рассчитаны на учащихся, проявляющих большую степень самостоятельности (творческие задания). Оцениваются задания разных вариантов также неодинаково.

Благодаря разноуровневому обучению повышается активность, работоспособность учащихся, повышается мотивация к изучению предмета, улучшается качество знаний.

 

Работа с текстом:

1.Перескажи текст (если текст большой, то можно это задание конкретизировать – перескажи информацию про любые две достопримечательности, упомянутые в тексте);

2. Перескажи текст от имени …(герой 1, герой 2, герой 3);

3. Выдели и передай основную информацию по ключевым словам;

4. Ответь на вопросы;

5. Найди и выпиши информацию о… (истории города, образовании ученого), найди и прочитай информацию о … (том, с какими проблемами столкнулся герой рассказа);

6. Запиши данные предложения в хронологическом порядке;

7. Допиши предложения;

8. Определи, являются ли данные утверждения true, false, not stated по отношению к тексту;

9. Задай вопросы к тексту;

10. Скажи, как бы ты поступил на месте героя рассказа (что бы ты ему /ей посоветовал в этой ситуации).

 

Работа с грамматическим материалом:

Раскрой скобки, употребив глагол в …tense;

Допиши предложения, употребив глагол в …tense;

Соедини части предложения так, чтобы придаточное предложение подходило по смыслу к главному предложению;

Напиши, что ты уже сделал вчера к 5 часам (что ты собираешься делать на выходных);

Соотнеси картинку и предложение;

Выбери предлог в пропуске в каждом предложении;

Выбери из списка 1-4 одно предложение с грамматической ошибкой/объясни, какая ошибка допущена;

Выбери вспомогательный глагол в каждый пропуск;

Задай специальный вопрос (вопрос к подлежащему) к подчеркнутому слову в предложении;

Напиши предложение в указанном времени к данным картинкам/ с данными словами;

Выбери из скобок форму глагола, подходящую для пропуска в предложениях;

Нарисуй интеллект-карту по теме «Инфинитив».

 

Работа с лексическим материалом:

Подбери слово или словосочетание к картинке;

Вставь пропущенные слова и выражения;

Составь словосочетания / предложения из данных слов;

Нарисуй интеллект-карту со словами по данной теме;

Найди слова по следующей теме;

Выпиши из текста слова по следующей теме;

Подбери синонимы/ антонимы к данным словам;

Назови, какое слово в списке лишнее и почему;

Составь из данного слова другие слова;

Выбери из скобок подходящее слово для каждого пропуска в предложениях.

Составь кроссворд со словами по данной теме;

Подбери рифмующееся слово к данному слову.

 

Развитие устной речи с применением иллюстраций:

Составь словосочетания по теме картинки;

Составь предложения по теме картинки;

Опиши фотографию, используя there is /there are (not) /present perfect continuous;

Напиши план рассказа по картинке;

Опиши картинку по плану;

Опиши картинку, используя данные словосочетания и слова.

 

 

 

 

 

Список литературы

Осмоловская И.М. - Как организовать дифференцированное обучение/Библиотека журнала «Директор школы» - М.: Сентябрь, 2002.

Арапов А.И. Дифференциация обучения в истории отечественной педагогики и школы. - Новосибирск: НГПУ, 2003, - 243 с.

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В.2 кн. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002 - 576 с.

Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Антропова М.В., Манке Г.Г., Кузнецова Л.М., Бородкина Г.В.

Дифференциация обучения: Педагогическая и физиолого-гигиеническая оценка. //Педагогика, 1992, №9-10.

Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения – М.;

Педагогика, 1990.

 

 

Опубликовано в группе «Дополнительные материалы к уроку»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.