Публикация «Технология развития критического мышления»
«Использование технологии критического мышления на уроках ОРКСЭ по модулю «Основы православной культуры».
Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания. Представляю вашему вниманию теоретические основы современной образовательной технологии. Это технология развития критического мышления. Привлекательность данной технологии вижу в возможности развивать критическое мышление через методические материалы, как на письменных уроках, так и на устных предметах, к числу которых относится и модуль «Основы православной культуры».
В современном развитом мире технологий очень важно не только что-то производить, но и создавать. А для этого необходимо быть творческим человеком, а, следовательно, уметь мыслить критически.
Умение критически мыслить, т.е. творчески, поможет учащимся адаптироваться в социальной среде, повысит уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы.
Сегодня в научных источниках можно найти разные определения термина критическое мышление. По мнению российских педагогов, характерными особенностями критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений. Критическое мышление иногда называют направленным мышлением, поскольку оно направлено на получение желаемого результата.
А любой ли человек может мыслить критически? С кого возраста необходимо развивать критическое мышление ребенка? Как вообще его можно развивать?
К 14-16 годам наступает этап, когда критическое мышление получает свое наибольшее развитие. А для того, чтобы учащийся на данном этапе мог воспользоваться своими возможностями критического мыслителя, развивать критическое мышление надо уже с первых ступеней школьного обучения.
Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими педагогами К.Мередит, Д.Огл, Д.Стил. Ее применение в педагогической деятельности позволяет развивать (посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций) познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти, мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.
Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).
Основу технологии составляет трехфазовая структура урока: вызов, осмысление (содержание), рефлексия.
Каждая фаза урока: вызов, осмысление, рефлексия направляет учащихся на активизацию и осмысление исследовательской работы.
Стадия «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия – «осмысление» – идет непосредственная работа с информацией. Поэтому основной этап урока предполагает чтение информационных и художественных текстов, структурирование информации, ее анализ и оценку. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание.
Третья стадия – стадия «рефлексии» – размышление, информация анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается.
Как строится урок с применением технологии развития критического мышления? Учитель на данных уроках выступает в роли координатора работы: направляет усилия учеников в определенное русло, сталкивает различные суждения и создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений.
Технология «РКМЧП» включает в себя более 60 приемов, направленных на формирование нового стиля мышления. В своей деятельности в работе с текстом я использую пока только 6 приёмов: синквейн, инсерт, кластер, толстые и тонкие вопросы, «верите ли вы?», групповая дискуссия.
Приемы технологии развития критического мышления, используемые на уроках ОПК:
Приём «Написание эссе» (эссе – письменные размышления на заданную тему, соотнести свои мысли и чувства)
приём «Верите ли вы, что…» Используя приём «Верите ли вы, что… на стадии вызова можно создать проблемную ситуацию и перейти к новой теме. Этот приём позволяет анализировать, сравнивать, развивать воображение, умение доказательно обосновывать своё мнение.
«Составление телеграммы» (научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представлять ее в сжатом, лаконичном виде)
«Стихотворение по алгоритму» (синквейн в переводе с французского означает «пять». Нерифмованное стихотворение – творческая работа, позволяющая в сжатой форме запечатлеть эмоциональное переживание изучаемой темы (на фазе рефлексии). - развивают поэтические способности учеников
Прием «Нарисуйте счастье» (даётся возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки)
Прием «Письмо по кругу» (предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы.).
Прием Фишбоун (рыбий скелет)– чаще всего используется учителем на стадии содержания при работе с текстом проблемного характера. В «голове» схемы записывается проблема, на верхних косточках схемы дети записывают причины, обусловившие возникновение данной проблемы, на нижних косточках – факты, подтверждающие наличие вышеперечисленных причин, вывод в «хвосте» схемы. Все записи в схеме «Фишбоун» должны быть краткими, по существу.
Один из приёмов технологии критического мышления – кластер. Составить кластер можно в виде схемы. Например, тема «Добро и зло», кластер может выглядеть так: (слайд 6). Ребята могут не только в виде схемы систематизировать, но и проявить свои творческие способности, создав какой-нибудь образ. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления - для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.
Таблица тонких и толстых вопросов. Этот прием развивает умение задавать вопросы
Прием «Инсерт» (чтение с пометами). Он позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или специально подобранного текста. Этот приём используется на стадии осмысления при работе с текстом.
Используя тот или иной метод, прием ТРКМ педагогу следует учитывать возрастные особенности обучающихся. Применение приемов и методов ТРКМ не ограничивается только урочной деятельностью. Опытные педагоги активно используют данную технологию и при проведении родительских собраний, классных часов, во внеклассной работе.
Обобщая все вышеуказанное, можно сказать, что «Технология развития критического мышления» и ее основные стратегии обеспечивают развитие мышления, формирование коммуникативных и творческих способностей. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения самообразования. Большим полем деятельности в применении ТРКМ в начальной школе являются уроки окружающего мира, литературного чтения, введения в историю.
Список литературы:
1. Ласкожевская Е.В. Технология развития критического мышления младших школьников. // Начальная школа. – 2007, № 7, с.68-70.
2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб., 2003.
3. Технология развития критического мышления. Фишбоун. // Новое образование. – 2006. № 4, с.19
Кияйкина Наталья Федоровна
Мурашова Людмила Ивановна
Кияйкина Наталья Федоровна