Технология развития критического мышления на уроке литературы
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Миасская средняя
общеобразовательная школа №16».
Учитель Валеева Ф.Р.
Технология развития критического мышления
на уроке литературы
Современная жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет по-новому оценивать его эффективность. Нарастает неудовлетворенность общества образовательными результатами, полученными в процессе школьного образования. В связи с этим назрела необходимость создания Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Характерной чертой нового стандарта является деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Ученик сам открывает знания через содержание учебно-методического комплекса, его способность к саморазвитию и самосовершенствованию означает умение учиться.
Формировать и развивать универсальные учебные действия – значит, научить выполнять учебные задания, построенные на способе действия, мышления, коммуникации, на основе образца; передать сам способ выполнения метапредметного действия; научить встраивать данный способ в учебную деятельность и при необходимости развивать его.
Главные цели современного урока литературы состоят в том, чтобы учащиеся не просто овладели знаниями и умениями согласно требованиям программ, а смогли прикоснуться к слову мастера, увидеть и почувствовать его красоту, чтобы нашли какие-то нравственные ориентиры для себя, для своего собственного жизненного пути и смогли применить свои знания в практической жизни. Эти требования предъявляются ко всем урокам литературы, но всё-таки особенно важны и актуальны они для уроков в старших классах.
Важнейшими средствами для достижения данных целей обучения являются:
- использование разнообразных форм и методов организации учебной работы, позволяющих раскрыть субъективный характер деятельности уч-ся
-создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе группы, класса;
-стимулирование учащихся к высказываниям, использование различных способов выполнения задания без боязни ошибиться;
-создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять самостоятельность, избирательность в способах работы;
-создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Внимание учителей все больше и больше привлекают активные методы и приемы
Современный урок литературы немыслим, на мой взгляд, без приемов технологии развития критического мышления:
1. Инсерт
2. Кластер
3. Синквейн
4. Фишбоун
5. Ключевые слова
6. Ассоциативные ряды
7. Перекрестная дискуссия
8. Письменная рефлексия
Инсерт — один из приемов технологии развития критического мышления.
Прием Инсерт лучше всего подходит для уроков усвоения новых знаний, для урока коррекции ЗУН или для урока актуализации новых знаний и умений (по ФГОС).
Прием требует от ученика не пассивного чтения, а внимательного. Если раньше он просто пропускал непонятные моменты в тексте, то прием Инсерт заставляет обратить на них внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста.
Инсерт довольно эффективен, когда нужно проработать большой пласт теоретического материала.
1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:
V — я это знаю;
+ — это новая информация для меня;
— я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.
2.Заполняется таблица
V |
+ |
— |
? |
Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны. |
Отмечается все новое, что стало известно из текста |
Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями. |
Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста. |
Остановлюсь на этом приеме на фрагменте произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Как вы воспринимаете статью Раскольникова о теории сильной личности
в «Периодической печати»?
Текст можно промаркировать с позиции:
+ Я понимаю героя, его убеждения. Раскольников несчастен, «заблудшая» душа, очень искренен, способен сострадать (идея Миссии)
- Я не согласен с героем. Это противоречит моим убеждениям. Он ставит себя выше всех, эгоцентризм (идея Наполеона)
? Мне трудно определиться в этом вопросе. Раскольников вызывает у меня двойственные чувства. Мне нравится этот герой, умеющий сострадать ближнему, но мне трудно понять, почему человек, поднимает топор и идет убивать.
3. Чтение таблицы несколькими учениками (выборочно). Никакого обсуждения, просто зачитывание тезисов.
4. Повторное чтение текста. Эта стадия переводит урок уже в этап осмысления. При этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую.
5. Рефлексия. На данном этапе обсуждаются записи, внесенные в таблицу. Идет анализ того, как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным и понятным.
«Кластер».
Теперь перейдем к следующему приёму, который называется «кластер».
Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Последовательность действий проста и логична:
Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
Постараться построить как можно больше связей.
На завершающей стадии урока можно применить следующий метод: синквейн.
Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.
Пример 1.
1.Раскольников.
2. Эгоистичный, несчастный.
3. Отвергает, страдает, убивает.
4.В сознании рождается чудовищная теория .
5. Воскрешение.
Пример 2.
1. Соня.
2. Религиозная, милосердная.
3. Жертвует, страдает, помогает.
4. Идет на каторгу за Раскольниковым.
5.Любовь.
4. «Фишбоун».
Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема - установление причинно - следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы. Что такое фишбоун?
Схемы Фишбоун дают возможность:
1. организовать работу участников в парах или группах;
2. развивать критическое мышление;
3. визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы. Голова - проблема, вопрос, тема, которые, подлежат анализу, сравнению, обсуждению.
Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) - на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
Нижние косточки (изображаются напротив) - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
Хвост-ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.
Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо, привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений
Пример.
Фишбоун на примере романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.
Голова — Обновление Раскольникова на каторге.
Верхние косточки —1. Он раскаялся, осознал свое преступление.
2.Изменил отношение к Соне и к людям.
3.Начинается исцеление души.
4.Усомнился в своей теории.
Нижние косточки —1. Под подушкой Евангелие.
2.Обливается слезами, прильнул к ее ногам, даже бывшие враги стали смотреть на него по-другому.
3.Яркий пейзаж (утро, солнце, поле).
4. Сон про «трихины», люди времен Авраама.
Хвост — Осознание вины, раскаяние – путь к очищению, исцелению.
Современный учитель должен идти в ногу со временем, не отставать от новых технологий. Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.