Тексты для проверки техники чтения в 1–4 классах
ТЕКСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ
1-4 КЛАСС
Нормы сформированности навыка чтения по предмету «Литературное чтение»
Классы | Обязательный | уровень | Возможный | уровень |
| 1 полугодие | 2 полугодие | 1 полугодие | 2 полугодие |
1 класс | - | 30-35 слов | - | - |
2 класс | 40-50 слов | 50-60 слов | 50-60 слов | 60-70 слов |
3 класс | 60-70 слов | 70-80 слов | 70-80 слов | 80-90 слов |
4 класс | 80-90 слов | 90-105 слов | 90-100 слов | 100-120 слов |
1 КЛАСС
КОТЁНОК.
Мама с папой купили мне котёнка. Котёнок был маленький. Я поила его молоком. Котёнок спал и я его не будила. А когда просыпался – играл со мной.
(27 слов)
Вопросы:
1.Кого купили папа и мама?
2. Каким был котёнок?
3. Чем кормила девочка котёнка?
ПТИЧИЙ ДВОР.
На ферме большой птичий двор. На дворе гуляют гуси и гусята, утки и утята, куры и цыплята. Птиц кормит птичница бабушка Настя. Ей помогают Таня и Катя. Они кормят гусят, утят и цыплят. ( 35 слов)
Вопросы:
1. Какие птицы были на ферме?
2. Кто кормит птиц?
3. Кто помогает бабушке?
НАШ САД.
За нашим домом есть сад. В саду растут яблони, груши, сливы и вишни. Есть кусты малины. На грядках растёт клубника. Перед домом клумбы с цветами. На клумбах цветут розы, лилии, пионы, анютины глазки. (35 слов)
Вопросы:
1. Что растёт в саду?
2. Какие цветы растут на клумбах?
ОГУРЕЦ И КАПУСТА.
Однажды кочан капусты и огурец пошли вместе купаться на реку
Огурец сразу в воду бросился. А кочан капусты как стал на бережку раздеваться – раздевался до самого вечера. Огурец его дожидался, дожидался и от холода весь покрылся пупырышками. (40 слов.)
Вопросы:
1.Кто пошёл вместе купаться на реку?
2.Кто первым бросился в воду?
3.Почему огурец весь покрылся пупырышками?
КОШКА И ЁЖИК.
Пришли дети домой из леса и принесли домой ежа. Кошка Мурка цап его лапой. Ёж быстро спрятал голову и выставил свои острые иголки. Уколола кошка лапу и ушла в угол. Мурка стала лизать лапу, а на ежа не смотрела. (42 слова)
Вопросы:
1.Кого принесли дети домой?
2.Как звали кошку?
3. Что случилось с лапкой у кошки?
2 КЛАСС
ЛЕТУЧИЕ МЫШИ.
Летучие мыши очень полезные зверьки. Они поедают вредных насекомых.
Днем летучие мыши заворачиваются в свои широкие крылья, как в плащи, и висят в темных местах вниз головой.
Наступает ночь. Вылетают они на охоту. Многие вредные насекомые летают ночью. Почти все птицы спят в это время. Поэтому «работа» летучих мышей особенно важна. (53 слова.)
Вопросы:
1. Почему летучие мыши полезные зверьки?
2. Чем занимаются летучие мыши днём и ночью?
НА РЕКЕ.
Отец взял Колю и Ваню ловить рыбу. Коле было девять лет, а Ване десять. Отец взял удочки и сеть. Коля вбил колья и растянул сеть по реке. Ваня сел подальше в тень и закинул удочки. На одну удочку попался карась. На другую - окунь. Отец стал тащить сеть. Коля помогал отцу. В сеть попалось десять рыбок.
Рыбаки были довольны. ( 60 слов)
Вопросы:
1. Куда взял отец Колю и Ваню?
2. Чем занимались мальчики на рыбалке?
3. Какую рыбу поймали рыбаки?
ХРАБРЫЙ ЁЖ.
Был в лесу старый пень. Тут в дупле ёж сделал гнездо. В гнездо он натаскал травы. Стало тепло и мягко. Днем ёж спал, а вечером выходил на охоту.
Вот наступил вечер. Еж проснулся и пошёл искать пищу. Не нашёл ничего и идёт домой. Вдруг он увидел змею. Ёж бросился не неё. Змея зашипела и бросилась на ежа. Ёж не боится змей. Он разорвал змею и стал ужинать. ( 69 слов)
Вопросы:
1.Кто сделал гнездо в дупле?
2. Кого встретил ёж, когда возвращался домой?
3. Кто победил в схватке?
ЕМЕЛЯ-ОХОТНИК.
У Емели был маленький внучек Гришутка. Гришутка был болен. Он стал просить деда принести ему из леса маленького оленёнка.
Долго ходил Емеля по лесу и искал оленёнка. Наконец, он увидел недалеко от себя большого оленя и рядом маленького оленёнка. Емеля прицелился в оленя и хотел выстрелить. Но не выстрелил. Он пожалел маленького оленёнка. Емеля опустил ружьё и пошёл домой.
Дома дед рассказал Гришутке о том, как он пожалел маленького оленёнка. Гришутка не стал больше просить у деда маленького оленёнка. ( 81 слово)
Вопросы:
1.Кого просил принести дедушку Гришутка из леса?
2.Почему Емеля не выстрелил в оленя?
3 КЛАСС
ЦЫПЛЁНОК.
Птичница тетя Нюся вернулась с работы и плачет.
-Что с вами, тетя Нюся?
-Коршун утром цыпленка утащил. Только я отвернулась -Хвать! - и понес. Бегу, кричу, а он так и не выпустил. До чего жалко!
Уже стемнело, ребятишки спать легли, а тетя Нюся сидит на крыльце и нет-нет да и всхлипнет.
Все жалеете?
Жалею.
Да на ферме-то тысяч десять этих цыплят!
-Ну так что? Если много, так одного и жалеть не стоит?
72 слова.)
Вопросы:
1. Почему тётя Нюся плакала?
2. Почему тётя не ложилась спать?
ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ.
В ночь под Новый год Дед Мороз подарил одному очень доброму мальчику краски.
- Только это, мой друг, простые краски. Но они могут стать
волшебными, если ты этого очень захочешь.
Добрый мальчик достал кисть и принялся рисовать. Прошло много лет. Мальчик стал настоящим художником. Люди смотрели на его картины, радовались и восхищались.
- Какие чудесные картины. Какие волшебные краски! - говорили они, хотя краски были самые обыкновенные. Просто к ним прикоснулись руки трудолюбивого, настойчивого человека. (74 слова.)
Вопросы:
1.Что подарил Дед Мороз мальчику на Новый год?
2. Кем стал мальчик через много лет?
3. Почему люди считали, что у художника краски волшебные?
ЛЕСНОЙ ЛАКОМКА.
Шли охотники через тайгу. Вдруг они услышали визг и ворчание. Охотники осторожно пошли на шум.
Молодой медведь возился у большой липы. В дупле был мед. Но липа росла вплотную к скале. Просунуть лапу в дупло мешали камни.
Пчелы жалили воришку. Он тер морду лапами и кричал тоненьким голоском. Наконец медведь утомился и сел. Он долго смотрел на липу. Потом полез на ее вершину.
Медведь протиснулся между скалой и деревом. Он сильно надавил на дерево лапами. Липа затрещала и рухнула.
Теперь добыть мед было просто. Охотник выстрелил в воздух. Мишка убежал. Охотники набрали ведро меду. Остался мед и для медведя. ( 81 слово.)
Вопросы:
1. Кто шёл через тайгу?
2. Кого увидели охотники у липы?
3. Что хотел достать медведь из дупла?
4. Почему липа рухнула?
5. Почему медведь убежал?
6. что сделали охотники с мёдом?
ЧУК И ГЕК.
(Отрывок)
На следующий день было решено готовить к Новому году ёлку. Из чего- чего только не выдумывали они мастерить игрушки! …Из лоскутьев и ваты понашили зверьков, кукол. Вытянули у отца из ящика всю папиросную бумагу и навертели пышных цветов…Теперь дело было за ёлкой. Сторож стал на лыжи и ушёл в лес. Через полчаса он вернулся.
Ладно. Пусть игрушки были не ахти какие нарядные… но зато такой ёлки в Москве, конечно, ни у кого не было. Это была настоящая таёжная красавица – высокая, густая, прямая и с ветвями, которые расходились на концах, как звёздочки. (95 слов)
Вопросы:
1. Из чего делали мальчики игрушки на ёлку?
2. Кто нарядил ёлку игрушками?
4 КЛАСС
СЕРАЯ ЗВЁЗДОЧКА.
Серая звездочка— это жаба, которая жила у нас в огороде. А назвали ее так потому, что спереди у нее было пятнышко, Как звездочка, а сама она была серая. Много поедала слизняков с клубники.
Но вот однажды мы ее увидели побитой. Жаба еле-еле передвигалась. Мы стали ее выхаживать, кормить дождевыми червями. Через некоторое время она поправилась и ушла. Но как только мы всей семьей садились в саду ужинать, жаба появлялась на дорожке. В Жаркие дни она тоже приходила, и мы поливали ее водой из лейки. Ей это очень нравилось.
(90 слов.)
Вопросы:
1. Почему жабу прозвали Серой звездочкой?
2. Что с ней произошло однажды?
3. Как люди выходили свою помощницу?
4. Когда появлялась жаба на дорожке?
5. Что особенно нравилось Серой звездочке?
ЯБЛОНЬКА.
Росла в лесу дикая яблонька. Осенью упало с нее кислое яблоко. Птицы склевали яблоко, поклевали и зернышки. Одно только зернышко спряталось в землю и осталось.
Весной, когда солнышко отогрело мокрую землю, зерно стало прорастать. Пустило вниз корешок, а кверху выгнало два первых листика. Из-под листочков выбежал стебелек с почкой, а из почки вышли зеленые листики.
Почка за почкой, листик за листиком, веточка за веточкой — и лет через пять хорошенькая яблонька стояла на том месте, где упало зернышко.
Пришел в лес садовник, выкопал яблоньку осторожно, корешков не повредил, перенес ее в сад и посадил в хорошую землю.
(97 слов.)
Вопросы:
1. Что росло в лесу?
2. Почему от яблока осталось только одно зернышко?
3. Как стало прорастать весной зернышко?
4. Как оказалась дикая яблонька в саду?
ОТВАЖНЫЙ ПИНГВИНЁНОК.
Однажды я спускался к морю и увидал маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.
Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море. Наконец он решился и подошёл к краю скалы. Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер. От страха пингвинёнок закрыл глаза и …бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.
Это был отважный пингвинёнок, он первый искупался в холодном зелёном море. (99 слов)
Вопросы:
1. Кого увидели у моря?
2. На кого смотрел пингвинёнок?
3. Почему было страшно пингвинёнку?
4. Почему его звали отважным?
НА ДНЕ СНЕЖНОГО МОРЯ.
Хуже нет для полевых и лесных зверьков, чем малоснежное начало зимы! Голая земля промерзает все глубже и глубже, становится твердой, как камень. Холодно стало в норках.
Но вот повалил снег. Валит и валит и уже больше не тает. Сухое снежное море покрывает землю. Рябчики, тетерева, даже глухари ныряют в него с головой. Мышки-полевки выходят из своих подземных жилищ, бегают по дну снежного моря. Без устали ныряет в нем хищная ласка, невидимкой подкрадывается к мышкам и птицам под снегом.
На дне снежного моря куда теплее, чем на его поверхности. Сюда не попадает леденящий ветер. Толстый слой сухой воды не пропускает к земле большого мороза. Многие мыши строят себе зимние гнезда прямо на земле под снегом — вроде как выезжают зимой на дачу.
(120 слов.)
Вопросы:
1. Чем плохо для зверьков малоснежное начало Зимы?
2. Как ведут себя разные зверьки под Снежным покровом?
Как защищает зверей и птиц от холода снежный покров?
4. Почему снежный покров назван «снежным морем»? Что общего между морем и заснеженным полем?
5. Как вы понимаете выражение «ныряют с головой»?
6. Почему гнезда мышей под снегом сравнивают с дачами?