12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Орехова Наталья Сергеевна906
Учитель начальных классов высшей квалификационной категории. Педагогический стаж - 28 лет. Люблю организаторскую деятельность.
Россия, Хабаровский край, Хабаровск
7

Урок «Исцеляющая сила мечты и любви (по рассказу А.И. Куприна «Слон»)», 4 класс



Предмет

Литературное чтение

Класс

4

Тема

Исцеляющая сила мечты и любви (по рассказу А.И. Куприна «Слон»)

Описание урока

Тип урока

Комбинированный

Время реализации урока

45мин.

Цель урока

Ученик осознает, что за увлекательным сюжетом рассказа скрыто самое главное - сила огромной родительской любви и сила мечты

Планируемые результаты

Предметные:

Учащиеся научатся осознавать значимость чтения для саморазвития;

понимать цель чтения;

Личностные: ученик получит возможность для формирования:

осознания значимости литературы в жизни современного человека и понимания роли литературы в собственной жизни;

внутренней позиции школьника через освоение позиции читателя (слушателя) различных по жанру произведений;

Метапредметные:

овладение способностью воспринимать цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.

УУД

Регулятивные УУД:

Ученик научится произвольно строить свою внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать свое отношение к прочитанному;

Коммуникативные УУД:

Ученик получит возможность научиться проявлять инициативу, самостоятельность в групповой работе;

Выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге;

Познавательные УУД:

Ученик научится понимать смысл художественных и научно популярных текстов.

Структура и содержание урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Речевая разминка

Формулирование темы и цели урока.

Определение основного вопроса урока

Этап решения поставленной задачи

Учитель приветствует учеников.

-Начинаем пятиминутное чтение «5 минут с любимой книгой»

- Посмотрите, кто заглянул к нам в класс. (На доске картинка со слоном)

- Сегодня мы начнем урок со строк об исключительно умном и добром животном.

Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны.

-Прочитайте про себя.

-Прочитайте шепотом.

-Прочитайте с удивлением.

-Прочитайте с грустью.

-Прочитайте скороговоркой.

- Как вы думаете, почему мы говорим о слоне?

- Определите цель урока. Я начну – Мы будем рассуждать о том, что…

Рассуждая на эти темы, мы ответим на основной вопрос урока – Почему Куприна называют гуманистом?

"Творчество Александра Ивановича Куприна - одна из ярких страниц в истории русской литературы. Большой художник, талантливый мастер литературного языка, Куприн явился одним из продолжателей лучших традиций критического реализма, достойным преемником выдающихся русских писателей XIX столетия»

- Так писал о Куприне критик Андрей Белов.

-Каких писателей 19 века вы знаете?

Приветствуют учителя.

Разминка читательская.

Является темой рассказа, о том, почему родители привели слона. Почему так важно было осуществить мечту девочки и тд.

Л.Н.Толстой, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков –Щедрин и др.

Работа с биографическими сведениями об авторе

Беседа по рассказу

Работа в группах

Творческое задание

-Посмотрите на вопросы, прочитайте биографию писателя и подготовьте ответы.

Вопросы (на слайде)

1.Когда и где родился Куприн?

2.Где воспитывался?

3.Каким он был?

4.Сколько профессий переменил Куприн?

5.Что он любил?

6. О чем писал и чему посвящал свои рассказы?

7. Как можно назвать его рассказы?

-Вам было дано домашнее задание прочитать произведение Александра Ивановича Куприна «Слон».

-Вам понравился рассказ?

-Верите ли вы в то, что события этого рассказа могли произойти на самом деле?

-Что кажется вам невозможным: слон в комнате или выздоровление девочки благодаря слону?

- Как вы считаете, почему Надя не обрадовалась игрушке, которую ей принес отец? Найдите в тексте, что сказала Надя отцу, когда он принес ей игрушечного слона ( стр57)

-Почему отец Нади и владелец зверинца решили исполнить, казалось бы, невыполнимую просьбу больной девочки?


 


 


 


 

-Как вы думаете, почему они приводят в дом самого большого слона, а не одного из маленьких? Найдите в тексте, чем отличается большой слон, от маленьких (стр58)

-Просьба девочки, увидеть живого слона -это её каприз, причуда или настоящая заветная мечта?


 


 

-Найдите в тексте описание слона. Внимательно прочитайте его (стр63)

- Подумайте, чьими глазами мы смотрим на слона? Нади? Автора? Их обоих?

-Как Надя понимает дружбу со слоном? Найдите в тексте описание встречи Нади со слоном (стр 63)


 


 


 


 

-Как вы думаете, что на самом деле помогло Наде выздороветь? Любовь родителей? Исполненная мечта? Что-то другое?

-Какова главная мысль этого рассказа, как вы думаете?

-Подумайте над названием рассказа. Почему он озаглавлен именно так?

Слон - это родительская любовь. Эта любовь - символ того, что все можно преодолеть, если любишь. Любовь нужна всем, и дарить ее можно родственникам и друзьям, знакомым и незнакомым, животным и растениям. Любовь можно дарить всему, что нас окружает. Любовь начинается с заботы о другом человеке, с приветливости и щедрости. Когда даришь людям свою любовь, то душа становится богаче, сердечнее, отзывчивее.

-А есть ли у вас другие варианты названия рассказа? Какие и почему именно такие?

-Работая в группах, найдите свой отрывок из рассказа в учебнике и подчеркните слова, которые соответствуют рассказу «Слон».

1 группа

Через два часа он сидит в (зоопарке, цирке, зверинце), в первом ряду, и смотрит, как ученые звери по приказанию хозяина (показывают, выделывают, представляют) разные штуки. Умные (собаки, кошки, белки) прыгают, кувыркаются, танцуют, поют под музыку (составляют, сочиняют, складывают) слова из больших картонных букв. Обезьянки – одни в красных юбках, другие в (зеленых, синих, желтых) штанишках (прыгают, ходят, скачут) по канату и ездят верхом на большом (пуделе, льве, слоне). Огромные рыжие львы скачут сквозь горящие (перекладины, лестницы, обручи).

2 группа

Слон оказывается гораздо выше, чем думала Надя, когда разглядывала его на (картинке, рисунке, книге). Ростом он чуть-чуть пониже (потолка, двери, шкафа), а в длину занимает половину столовой. Кожа на нем (твердая, грубая, крепкая), в тяжелых складках. Ноги толстые, как (бревна, столбы, перекладины). Длинный хвост с чем-то вроде (веника, метлы, помела) на конце. Голова в (больших, громадных, огромных) шишках. Уши большие, как лопухи, и (лежат, опущены, висят) вниз. Глаза совсем (маленькие, крошечные), но умные и добрые.

3 группа

Приносят поднос с (печеньем, булками, пирожным). Девочка (даёт, угощает) слона. Он ловко (хватает, берёт, захватывает) булку своим (хоботом, пальцем) и, согнув (хобот, палец) кольцом, прячет её куда-то вниз под голову, где у него движется смешная, (треугольная, круглая, квадратная), мохнатая нижняя губа. (Слышно, чувствуется, ощущается), как булка шуршит о сухую кожу. То же самое (Бобби, Томми, Ромми) проделывает с другой булкой, и с третьей, и с четвёртой, и с пятой и в знак благодарности (махает, кивает, трясёт) головой, и его (маленькие, круглые, большие) глазки ещё больше суживаются от удовольствия.

-Давайте проверим, верно ли вы выполнили задание.

-Молодцы! Все справились!

-Ребята, а теперь вам нужно рассказать этот рассказ не от лица автора, а от лица Нади, отца Нади и слона. Каждый выбирает сам, от чьего лица будет рассказывать. Даю вам 5 минут, чтобы подготовиться.

-А теперь давайте послушаем.

-Вы - большие молодцы.

Читают

Готовят ответы на вопросы

Отвечают на вопросы

Речь идет о здоровье, и даже жизни девочки. Она очень больна и отец боится, что не сумеет выполнить ее последнего желания. Это понимает не только отец, но и хозяин зверинца: у него самого дочь Лиза - ровесница больной девочки

Самый большой слон - самый талантливый и обученный. Он умеет показывать очень много интересных вещей

Все это говорит о настоящем, глубоком, устойчивом интересе девочки к слону. Если бы было капризом и причудой , а не мечтой, слон бы очень быстро наскучил девочке

Дружба для Нади - это проявление уважения. Она называет слона на «Вы», интересуется именем слона: тем, как он провел ночь; пил ли он чай, ждет, пока его покормят булками, ее желание все делать вместе и быть рядом, не хочет расставаться с ним даже вечером

Любовь к ближнему

Слон – это мечта. Эта мечта помогла больной девочке победить болезнь.

Рефлексия

-Ребята, скажите мне, пожалуйста, а любовь присутствует в этом рассказе?

-Что такое любовь? Что она в себя включает?

-Какой вопрос был основным на нашем уроке?

-Так почему Куприна называют гуманистом?

-Возьмите в руки сердца и напишите на них те чувства, которые вы испытали, после прочтения этого рассказа. А теперь приклеим их на слона.

Спасибо за урок!

Ласка, тепло, счастье и др.

Почему Куприна называют гуманистом?

Александр Иванович Куприн (1870- 1938)

Александр Куприн великий русский писатель, оставивший богатое художественное наследство человечеству. Наблюдательный, тонкий и чувствительный от природы, Александр Иванович отразил в своих работах быт и нравственность того времени.

Родился он 26 августа (7 сентября) 1870 года в семье мелкого чиновника в маленьком городке Наровчат, который находится в Пензенской губернии. Его мама рано стала вдовой и в 6 лет мальчика отдали на воспитание в сиротское училище. Он с детства узнал горечь жизни, стал чуток к чужим страданиям.

А.И. Куприн был активным человеком, жил в постоянном движении и поиске, любил плавать, поднимался на воздушном шаре, одним из первых в мире спустился на морское дно в водолазном костюме.

Он любил жизнь, любил цирк, животных, особенно лошадей. Все его друзья и близкие знакомые были удивительными людьми: борец Иван Поддубный, дрессировщик Анатолий Дуров, певец Федор Шаляпин. Но не все из них знали, каким было детство Куприна.

Писать Куприн начал рано. Он работал много и упорно. Чтобы знать жизнь и лучше писать, он много ездил, переменил несколько профессий: был рыбаком, актером, грузчиком, певцом.

Александр Иванович был человек очень смелый. Однажды он вошел в клетку со львами. Побыв в клетке несколько мгновений, пока звери не опомнились, он благополучно вышел. А львы были свирепы и злы и могли растерзать его.

Куприн горячо любил Россию. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Именно поэтому большая часть его рассказов о собаках, кошках, обезьянах, слонах, птицах. Это рассказы такие как «Белый пудель», «Слон», «Барбос и Жулька». Многие его произведения посвящены лучшим сторонам человека, он воспевает доброту, смелость, самопожертвование. Его рассказы можно назвать гимном Человеку.


презентация к уроку
PPTX / 850.47 Кб

Опубликовано в группе «начальные классы Конкурсы для педагогов и учащихся, в которых следует поучавствовать»


Комментарии (2)

Белкина Надежда Владимировна, 25.02.18 в 14:57 1Ответить Пожаловаться
Интересный, грамотно структурированный материал! Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.