Урок чтения «Исцеляющая сила мечты и любви (по рассказу А.И. Куприна «Слон»)», 4 класс
Пояснительная записка к презентации
Предмет |
Литературное чтение |
||
Класс |
4 |
||
Тема |
Исцеляющая сила мечты и любви (по рассказу А.И. Куприна «Слон») |
||
Описание урока |
|||
Тип урока |
Комбинированный |
||
Время реализации урока |
45мин. |
||
Ученик осознает, что за увлекательным сюжетом рассказа скрыто самое главное - сила огромной родительской любви и сила мечты |
|||
Планируемые результаты |
Предметные: Учащиеся научатся осознавать значимость чтения для саморазвития; понимать цель чтения; Личностные: ученик получит возможность для формирования: осознания значимости литературы в жизни современного человека и понимания роли литературы в собственной жизни; внутренней позиции школьника через освоение позиции читателя (слушателя) различных по жанру произведений; Метапредметные: овладение способностью воспринимать цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах. |
||
УУД |
Регулятивные УУД: Ученик научится произвольно строить свою внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать свое отношение к прочитанному; Коммуникативные УУД: Ученик получит возможность научиться проявлять инициативу, самостоятельность в групповой работе; Выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге; Познавательные УУД: Ученик научится понимать смысл художественных и научно популярных текстов. |
||
Структура и содержание урока |
|||
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|
Организационный момент Речевая разминка Формулирование темы и цели урока. Определение основного вопроса урока Этап решения поставленной задачи |
Учитель приветствует учеников. -Начинаем пятиминутное чтение «5 минут с любимой книгой» - Посмотрите, кто заглянул к нам в класс. (На доске картинка со слоном) - Сегодня мы начнем урок со строк об исключительно умном и добром животном. Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны. -Прочитайте про себя. -Прочитайте шепотом. -Прочитайте с удивлением. -Прочитайте с грустью. -Прочитайте скороговоркой. - Как вы думаете, почему мы говорим о слоне? - Определите цель урока. Я начну – Мы будем рассуждать о том, что… Рассуждая на эти темы, мы ответим на основной вопрос урока – Почему Куприна называют гуманистом? "Творчество Александра Ивановича Куприна - одна из ярких страниц в истории русской литературы. Большой художник, талантливый мастер литературного языка, Куприн явился одним из продолжателей лучших традиций критического реализма, достойным преемником выдающихся русских писателей XIX столетия» - Так писал о Куприне критик Андрей Белов. -Каких писателей 19 века вы знаете? |
Приветствуют учителя. Разминка читательская. Является темой рассказа, о том, почему родители привели слона. Почему так важно было осуществить мечту девочки и тд. Л.Н.Толстой, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков –Щедрин и др. |
|
Работа с биографическими сведениями об авторе Беседа по рассказу Работа в группах Творческое задание |
-Посмотрите на вопросы, прочитайте биографию писателя и подготовьте ответы. Вопросы (на слайде) 1.Когда и где родился Куприн? 2.Где воспитывался? 3.Каким он был? 4.Сколько профессий переменил Куприн? 5.Что он любил? 6. О чем писал и чему посвящал свои рассказы? 7. Как можно назвать его рассказы? -Вам было дано домашнее задание прочитать произведение Александра Ивановича Куприна «Слон». -Вам понравился рассказ? -Верите ли вы в то, что события этого рассказа могли произойти на самом деле? -Что кажется вам невозможным: слон в комнате или выздоровление девочки благодаря слону? - Как вы считаете, почему Надя не обрадовалась игрушке, которую ей принес отец? Найдите в тексте, что сказала Надя отцу, когда он принес ей игрушечного слона ( стр57) -Почему отец Нади и владелец зверинца решили исполнить, казалось бы, невыполнимую просьбу больной девочки?
-Как вы думаете, почему они приводят в дом самого большого слона, а не одного из маленьких? Найдите в тексте, чем отличается большой слон, от маленьких (стр58) -Просьба девочки, увидеть живого слона -это её каприз, причуда или настоящая заветная мечта?
-Найдите в тексте описание слона. Внимательно прочитайте его (стр63) - Подумайте, чьими глазами мы смотрим на слона? Нади? Автора? Их обоих? -Как Надя понимает дружбу со слоном? Найдите в тексте описание встречи Нади со слоном (стр 63)
-Как вы думаете, что на самом деле помогло Наде выздороветь? Любовь родителей? Исполненная мечта? Что-то другое? -Какова главная мысль этого рассказа, как вы думаете? -Подумайте над названием рассказа. Почему он озаглавлен именно так? Слон - это родительская любовь. Эта любовь - символ того, что все можно преодолеть, если любишь. Любовь нужна всем, и дарить ее можно родственникам и друзьям, знакомым и незнакомым, животным и растениям. Любовь можно дарить всему, что нас окружает. Любовь начинается с заботы о другом человеке, с приветливости и щедрости. Когда даришь людям свою любовь, то душа становится богаче, сердечнее, отзывчивее. -А есть ли у вас другие варианты названия рассказа? Какие и почему именно такие? -Работая в группах, найдите свой отрывок из рассказа в учебнике и подчеркните слова, которые соответствуют рассказу «Слон». 1 группа Через два часа он сидит в (зоопарке, цирке, зверинце), в первом ряду, и смотрит, как ученые звери по приказанию хозяина (показывают, выделывают, представляют) разные штуки. Умные (собаки, кошки, белки) прыгают, кувыркаются, танцуют, поют под музыку (составляют, сочиняют, складывают) слова из больших картонных букв. Обезьянки – одни в красных юбках, другие в (зеленых, синих, желтых) штанишках (прыгают, ходят, скачут) по канату и ездят верхом на большом (пуделе, льве, слоне). Огромные рыжие львы скачут сквозь горящие (перекладины, лестницы, обручи). 2 группа Слон оказывается гораздо выше, чем думала Надя, когда разглядывала его на (картинке, рисунке, книге). Ростом он чуть-чуть пониже (потолка, двери, шкафа), а в длину занимает половину столовой. Кожа на нем (твердая, грубая, крепкая), в тяжелых складках. Ноги толстые, как (бревна, столбы, перекладины). Длинный хвост с чем-то вроде (веника, метлы, помела) на конце. Голова в (больших, громадных, огромных) шишках. Уши большие, как лопухи, и (лежат, опущены, висят) вниз. Глаза совсем (маленькие, крошечные), но умные и добрые. 3 группа Приносят поднос с (печеньем, булками, пирожным). Девочка (даёт, угощает) слона. Он ловко (хватает, берёт, захватывает) булку своим (хоботом, пальцем) и, согнув (хобот, палец) кольцом, прячет её куда-то вниз под голову, где у него движется смешная, (треугольная, круглая, квадратная), мохнатая нижняя губа. (Слышно, чувствуется, ощущается), как булка шуршит о сухую кожу. То же самое (Бобби, Томми, Ромми) проделывает с другой булкой, и с третьей, и с четвёртой, и с пятой и в знак благодарности (махает, кивает, трясёт) головой, и его (маленькие, круглые, большие) глазки ещё больше суживаются от удовольствия. -Давайте проверим, верно ли вы выполнили задание. -Молодцы! Все справились! -Ребята, а теперь вам нужно рассказать этот рассказ не от лица автора, а от лица Нади, отца Нади и слона. Каждый выбирает сам, от чьего лица будет рассказывать. Даю вам 5 минут, чтобы подготовиться. -А теперь давайте послушаем. -Вы - большие молодцы. |
Читают Готовят ответы на вопросы Отвечают на вопросы Речь идет о здоровье, и даже жизни девочки. Она очень больна и отец боится, что не сумеет выполнить ее последнего желания. Это понимает не только отец, но и хозяин зверинца: у него самого дочь Лиза - ровесница больной девочки Самый большой слон - самый талантливый и обученный. Он умеет показывать очень много интересных вещей Все это говорит о настоящем, глубоком, устойчивом интересе девочки к слону. Если бы было капризом и причудой , а не мечтой, слон бы очень быстро наскучил девочке Дружба для Нади - это проявление уважения. Она называет слона на «Вы», интересуется именем слона: тем, как он провел ночь; пил ли он чай, ждет, пока его покормят булками, ее желание все делать вместе и быть рядом, не хочет расставаться с ним даже вечером Любовь к ближнему Слон – это мечта. Эта мечта помогла больной девочке победить болезнь. |
|
Рефлексия |
-Ребята, скажите мне, пожалуйста, а любовь присутствует в этом рассказе? -Что такое любовь? Что она в себя включает? -Какой вопрос был основным на нашем уроке? -Так почему Куприна называют гуманистом? -Возьмите в руки сердца и напишите на них те чувства, которые вы испытали, после прочтения этого рассказа. А теперь приклеим их на слона. Спасибо за урок! |
Ласка, тепло, счастье и др. Почему Куприна называют гуманистом? |
Александр Иванович Куприн (1870- 1938)
Александр Куприн великий русский писатель, оставивший богатое художественное наследство человечеству. Наблюдательный, тонкий и чувствительный от природы, Александр Иванович отразил в своих работах быт и нравственность того времени.
Родился он 26 августа (7 сентября) 1870 года в семье мелкого чиновника в маленьком городке Наровчат, который находится в Пензенской губернии. Его мама рано стала вдовой и в 6 лет мальчика отдали на воспитание в сиротское училище. Он с детства узнал горечь жизни, стал чуток к чужим страданиям.
А.И. Куприн был активным человеком, жил в постоянном движении и поиске, любил плавать, поднимался на воздушном шаре, одним из первых в мире спустился на морское дно в водолазном костюме.
Он любил жизнь, любил цирк, животных, особенно лошадей. Все его друзья и близкие знакомые были удивительными людьми: борец Иван Поддубный, дрессировщик Анатолий Дуров, певец Федор Шаляпин. Но не все из них знали, каким было детство Куприна.
Писать Куприн начал рано. Он работал много и упорно. Чтобы знать жизнь и лучше писать, он много ездил, переменил несколько профессий: был рыбаком, актером, грузчиком, певцом.
Александр Иванович был человек очень смелый. Однажды он вошел в клетку со львами. Побыв в клетке несколько мгновений, пока звери не опомнились, он благополучно вышел. А львы были свирепы и злы и могли растерзать его.
Куприн горячо любил Россию. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Именно поэтому большая часть его рассказов о собаках, кошках, обезьянах, слонах, птицах. Это рассказы такие как «Белый пудель», «Слон», «Барбос и Жулька». Многие его произведения посвящены лучшим сторонам человека, он воспевает доброту, смелость, самопожертвование. Его рассказы можно назвать гимном Человеку.
Белкина Надежда Владимировна
Орехова Наталья Сергеевна