Урок по литературе в 4 классе «Рассказ А.И. Куприна "Слон"»
Пояснительная записка к презентации
Предмет |
Литературное чтение |
||
Класс |
4 |
||
Тема |
Обобщающий урок по рассказу А.И. Куприна «Слон» |
||
Описание урока |
|||
Тип урока |
Комбинированный |
||
Время реализации урока |
45мин. |
||
Цель урока |
Обобщить изучение рассказа А. И. Куприна: ответить на вопрос: «В чем основная идея рассказа?» |
||
Планируемые результаты |
Предметные: · Учащиеся научатся осознавать значимость чтения для саморазвития; · понимать цель чтения; Личностные: ученик получит возможность для формирования: · осознания значимости литературы в жизни современного человека и понимания роли литературы в собственной жизни; · внутренней позиции школьника через освоение позиции читателя (слушателя) различных по жанру произведений; Метапредметные: · овладение способностью воспринимать цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; · овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах. |
||
УУД |
Регулятивные УУД: · Ученик научится произвольно строить свою внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать свое отношение к прочитанному; Коммуникативные УУД: · Ученик получит возможность научиться проявлять инициативу, самостоятельность в групповой работе; · Выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге; Познавательные УУД: · Ученик научится понимать смысл художественных и научно популярных текстов. |
||
Структура и содержание занятия: |
|||
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|
Организационный момент |
Приветствие и напутствие . |
Приветствие. Внимание. |
|
Речевая разминка |
Слон о солнышке мечтает. (слайд 1) -Прочитайте про себя стихотворение. -Теперь прочитайте в быстром темпе так стихотворение. - Теперь прочитайте так стихотворение, что последние слова каждой строки стали первыми в строке. Мечтает слон о солнышке, Встречает слоник солнышко, Вернулось солнце быстренько, И улыбнулось слонику. -Теперь давайте встанем и расскажем это стихотворение вполголоса, сопровождая движениями. |
|
|
Актуализация изученного Размышления о прочитанном Чтение |
- Почему мы начали урок с такого стихотворения?
- Предлагаю обсудить несколько мыслей о произведениях Куприна Все рассказы Александра Ивановича Куприна посвящены чувствам человека. Автор верит в то, что человек велик душой.(слайд 2) - Предлагаю прочитать еще раз рассказ Александра Ивановича Куприна. Чтение про себя. - Давайте обсудим первую мысль. Согласны ли вы с ней? Почему? - Ваши мысли по поводу второго высказывания. |
-Потому что мы продолжаем работу с рассказом А. И Куприна «Слон»
Варианты ответов детей. |
|
Формулирование темы и цели урока. Определение основных вопросов урока |
-Сегодня у нас итоговый урок по рассказу А. И. Куприна «Слон» - Какова же цель урока? Давайте, я вам помогу, сегодня мы должны ответить на два вопроса. Ваши предположение, на какие вопросы мы сегодня ответим? - Какова основная мысль рассказа? - Почему Александра Ивановича Куприна называли великим гуманистом 19 века? Посмотрите на план урока: 1. Работа с текстом. 2. Составление плана рассказа. 3. Выполнение самостоятельной работы Написать план на доске. - Предлагаю по мере выполнения заданий, их вычеркивать из плана урока. |
Дети говорят свои варианты. |
|
Этап решения поставленной задачи
Поиск предложений в тексте
Составление плана
Выполнение самостоятельной работы
Оценивание |
-Чтобы ответить на вопросы, давайте выполним работу с текстом. На доске вы видите семь предложений. Одно лишнее, чтобы узнать какое же лишнее, вам нужно найти все эти предложения в тексте. На парте у вас лежат листочки с цифрами от 1 до 7, найдя предложения в тексте, запишите напротив каждой цифры номер страницы. (слайд 3) Предложения: 1. Мама глядит на доктора большими, усталыми, заплаканными глазами.(55 стр.) 2. Она что-то видела во сне, но никак не может вспомнить, что именно, и смотрит долго и внимательно в глаза матери.(56 стр.) 3. Потом решительно кричит горничной: -Ольга! Пальто и шляпу! (58 стр.) 4. –Очень хорошо! – соглашается хозяин зверинца. (60 стр.) 5. Она так и засыпает около него, и ее уже сонную отвозят в детскую…(66 стр.) 6. –Передайте Томми, что я уже совсем здорова! (66 стр.) 7. Слон Томми сидел рядом с Надей и ел арахисовый торт. (нет) Хорошо, молодцы, вы справились с заданием. Минут 3-5 Какое лишнее? Почему? Динамическая пауза Работа с планом в парах. -Что такое план? - Любое более-менее объемное произведение состоит из частей. - Сейчас вы в парах составите план рассказа. Нужно найти границы каждой части, а после озаглавить каждую часть. На доске шесть иллюстраций, каждая иллюстрация подходит к определённой части(слайд 4). К каким частям рассказа они подходят? Дам подсказку: в плане 6 пунктов (частей). (это на случай, если дети не поймут). План мой: 1. Девочка больна. 2. Надя от всего отказывается. 3. Девочка мечтает о слоне. 4. Отец в зверинце. 5. Слон в гостях. 6. Девочка здорова. Объясните, почему вы дали такие названия частям. Почему мы поделили рассказ на шесть частей? На поиск частей 7 минут, на защиту 3 минуты. Минут 10. Гимнастика для глаз.
Самостоятельная работа Сейчас на доске вы увидите вопросы. У вас на партах лежат чистые листы. Ответьте письменно кратко на данные вопросы: 1. 1 ряд 2. – Почему Надя выздоровела? 3. (потому что ей помогла выздороветь любовь родителей и исполненная мечта) 4. 2 ряд 5. – Какова основная мысль рассказа? 6. (основная мысль рассказа заключается в том, что любовь ближнего может помочь преодолеть невзгоды и даже болезни. Родители очень любили Надю, поэтому исполнили ее мечту, таким образом Надя выздоровела). 7. 3 и 4 ряды - Почему Александра Ивановича Куприна называли великим гуманистом 19 века? Проверка выполненного. Ученик зачитывает ответ. Остальные дополняют. Учитель ставит отметку за ответ ученику. Так все вопросы. |
Выполняют задание.
План- это самая краткая запись текста. Выполняют работу.
Ответы на заданный вопрос.
Работают с тестом
|
|
Рефлексия
|
- Посмотрите на план урока. Все ли выполнили? Д.З. Придумайте сами Д.З. – ваши варианты? Выбор одного из вариантов. А теперь давай напишем пожелания Наде на листочках и положим в коробочку для нее. |
|
Горбачёва Марина Юрьевна
Орехова Наталья Сергеевна