Технологическая карта урока окружающего мира «Где живут белые медведи?» (1 класс)
Технологическая карта урока
Предмет: окружающий мир
Класс: 1
Ф.И.О.: Фабеш Виктория Николаевна
Тема урока: «Где живут белые медведи?»
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении животных, живущих на Северном Ледовитом океане и Антарктиде.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: Формировать представление о Северном Ледовитом океане и Антарктиды, животных, которые живут в этих районах. Формировать умение различать животных, живущих на полюсах и выделять приспособленности к жизни на полюсах. | Предметные: -объяснять, что такое Северный Ледовитый океан и Антарктида. -знать животных, живущих в этих районах. -учащиеся научиться различать животных по полюсам – учащиеся получат возможность научиться выделять приспособленности животных к жизни на полюсах. |
Развивающие: 1.Формировать умения определять учебную задачу, планировать свои достижения: 2. Формировать умения анализировать, классифицировать,выделять признаки и видеть причинно-следственные связи. 3. Формировать умения: владеть диалогической формой речи, составлять рассказ, работать в группах и парах; | Метапредметные: 1. Регулятивные: - Учащиеся научатся: определять учебную задачу. - Учащиеся получат возможность научиться: планировать свои достижения. 2. Познавательные: - Учащиеся научатся: анализировать, классифицировать - Учащиеся получат возможность научиться:выделять признакии видеть причинно-следственные связи. 3. Коммуникативные: владеть диалогической формой речи, составлять рассказ - Учащиеся научатся: работать в группах и парах. |
Воспитательные: -Формировать интерес к изучению животных, живущих на Северном Ледовитом океане и Антарктиде и понимание бережного отношения к живущим на полюсах. | Личностные: (у учащихся будут сформированы) -интерес к изучению «Где живут белые медведи?» -пониманиеважности данных районов. |
|
Дидактические средства: листпутешественника.
Интерактивное оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация.
Характеристика этапов урока
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Виктория Николаевна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Прежде чем начать урок, проверьте, все ли лежит на ваших партах: учебник, рабочая тетрадь, лист путешественника. За окном чудесное утро. Солнышко улыбается, даёт нам свет и тепло. Давайте улыбнёмся и передадим частичку своего тепла друг другу. Успехов вам! | Приветствуют. Проверяют готовность к уроку. | | Учащиеся научатся определять учебную задачу (Р) | Интерес к изучению темы: ««Где живут белые медведи?» | |
2.Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения | Сейчас проверим, как Вы запомнили тему прошлого урока. - Какие времена года вы знаете? -А какое время года вы видите на слайде? -Кто может назвать месяцы лета? -А весны? -Осени? -А сколько всего месяцев в году? -А какой первый месяц года? -А последний? -На доске прикреплены 12 месяцев года. Ваша задача распределить месяцы с временем года. | - Зима, лето, осень, весна -Лето -Июнь, июль, август -Март, апрель, май -Сентябрь, октябрь, ноябрь -12 -Январь -Декабрь Выходят и сопоставляют месяцы и время года. | | Учащиеся научатся выявлять существенные признаки при анализе объектов и классифицировать их по группам (П). | | |
3. Выявление места и причин затруднения | -Ребята, я приглашаю вас отправиться в путешествие. А куда мы отправимся, вы сейчас посмотрите маленькое видео и скажите, какие районы мы посетим. (Просмотр видеоролика) -Итак, что мы увидели? -А раз там не тает лед, там как? -Значит куда мы отправимся? -А к кому мы отправимся в гости? .-Прежде чем отправится, нужно знать адрес. Значит, на какой вопрос мы ответим? | Смотрят видеофрагмент -Много льда, воды. -Холодно -В холодные районы нашей земли -К белому медведю -Где живут белые медведи? | | Учащиеся научатся владеть диалогической формой речи (К); | У учащихся будет сформирован интерес к изучению темы: «Где живут белые медведи?» | |
4. Построение проекта для выхода из затруднения | -Давайте определим цель урока. Я прочту первые две строчки из учебника. -Узнаем, что? -Научимся находить их на глобусе и приводить примеры кого? -О каких животных мы с вами будем говорит? Посмотрите на иллюстрацию на станице 12 в учебнике и прочитайте. -Которые живут где? -А какие животные изображены на стр 13? Прочтите. -Эти животные живут где? Прочтите. -Итак, мы составили план наших вопросов, на которые мы должны ответить в течении нашего урока. | -Узнаем, что на земле есть очень холодные районы. Научимся находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов. -Узнаем, что на земле есть очень холодные районы. -Животных этих районов. -Моржи, тюлени, белый медведь, поморник, треска. -Во льдах Северного Ледовитого океана. -Пингвин, альбатрос, ледяная рыба, морской леопард. -В Антарктиде Узнаем, какие холодные районы есть на Земле и научимся находить их на глобусе. Научимся приводить примеры животных, выделяя их приспособленности и различая их по полюсам. Определим значение холодных районов и бережное отношение к животным живущих на полюсах. | | Учащиеся научатся планировать свои достижения (Р); | У учащихся будет сформирован интерес к изучению темы: «Где живут белые медведи?» | |
5. Реализация построенного проекта | -Первый вопрос: Какие холодные районы есть на Земле? -Что вы видите на слайде? -А что такое глобусу? -Что находится вверху? Как она называется? -А внизу? Как она будет называется? -А, чтобы узнать почему на полюсах так холодно, посмотрим видеоролик. (Просмотр видеоролика) -Почему эти районы холодные? -Давайте посмотрим северный район. Прочтите, как он называет? Или, как он еще называют, Арктика. Здесь находится Северный Ледовитый океан. Это крайняя северная точка. Здесь очень холодно и полгода длится зима и полярная ночь. А летом – полярный день. Сейчас какое время года? -А сейчас перенесемся на южный холодный район. Прочтите, как он называется? А здесь сейчас полярный день или ночь? -Почему же тут так холодно? - Температура иногда достигает -80 градусов. -Найдите первое задание в ваших листах путешественника и выполните его. -Если мы туда отправимся, то как мы должны одеться? -А как вы думаете, зонтик нам там нужен? | -Глобус -Это модель нашей планеты -Северный полюс, Северный Ледовитый океан или Арктика -Южный полюс, Антарктида. -Потому что солнце светит, но не греет. -Северный Ледовитый океан или Арктика -Полярная ночь. -Антарктида -Полярный день. -Она тоже удалена от теплых районов Выполняют -Надеть шапку, варежки, куртку, взять лыжи -Нет | | Учащиеся научатся владеть диалогической формой речи (К); Учащиеся научатся составлять рассказ (К); Учащиеся научатся видеть причинно- следственные связи (П); Учащиеся научатся решать экологические задачи (П); | У учащихся будет сформирован интерес к изучению темы: «Где живут белые медведи?» | |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | -Итак, давайте же отправимся с вами в гости к кому? Среди снегов и льда не голодает, За рыбой в холодную воду ныряет, Густая белая шерсть его спасает, От морозов согревает. Взгляните на иллюстрацию. -Который живет где? -Ребята, в наших лесах живет бурый медведь. А там белый. Скажите, почему его цвет белый? -Как вы думаете, когда белый медведь охотиться, он прикрывает какое одно место? -Что у него есть еще, чтобы выжить в этих суровых условиях? -А что еще? -Для чего он? -А чем питается белый медведь? -А как вы думаете, чтобы поймать рыбу, какими умениями он должен обладать? -Сделаете вывод, значит он... -А теперь составим мини рассказ о белом медведе? На экране есть план. -Итак, кто готов? -Может ли наш бурый медведь там выжить? Если нет, то почему? -Кого мы ведем на этом слайде? -А кто знает, как называют детеныша тюленя? -Он долго лежит как снежный бугорок и даже медведи его не замечают, для этого ему и нужен белый цвет, чтобы его никто не заметил. Но он, как и маленький зайчонок не имеют запаха, а медведь ведь находит всю пищу по запаху. И поэтому он и выживает. И так какого он цвета? Как он называется? -А у взрослого тюленя какой цвет? -А зачем им темный цвет? -У них тоже хороший мех и много подкожного жира, и они прекрасные пловцы. Они питаются рыбы. -Составим рассказ о тюлене. -А теперь посмотрите на громадное существо, которое живет во льдах Северного Ледовитого океана. Как называется это животное. Определите по учебнику, если затрудняетесь. Прочтите, кто он? -А какого цвета моржи? -Для чего им этот цвет? -А что у него есть еще, чтобы защититься от холода? -Зачем же ему клыки такие огромные? -Послушайте разговор, который можно услышать в Арктике. (Чтение отрывка из книги) -Для чего же ему нужны эти клыки? -Иногда питается рыбой, иногда они помогают защититься от медведя. -Кого вы видите на этих фотографиях? -Послушайте, что говорит о них Николай Сладков в книге «С севера на юг» -Здесь очень много птиц. (Чтение отрывка из книги) -Так как же называется такое скопление птиц в одном месте? -Поморник. Основное время поморники проводят в воздухе. -Послушайте, как про него говорят: (Чтение отрывка из книги) -Так как же он забирает рыбу у других птиц? -Тупик. Быстро ходят по земле и даже могут бежать, но делают это вразвалку. Прекрасные пловцы, дыхание под водой задерживают на минуту. Послушайте, что говорят о его гнезде: (Чтение отрывка из книги) -Как вы ребята поняли, где он строит свое гнездо? -Ребята, а вы заметили, что у всех птиц черно-белый цвет? Сверху они черные для чего? -А теперь мы отправляемся в не менее холодный район, который как называется? -Покажите его на карте. -Здесь нас встречают кто? Посмотрите на иллюстрацию на странице 13. Прочтите. -А теперь отгадайте загадку. Кто это? Любит с гор кататься птица – Как стрела на брюхе мчится! Может плавать, как дельфин, А зовут ее… Какая особенность этой птицы? Он летает? -Пингвин – это птица, но они не летают. Крылья у них превратились как будто в плавники, с помощью них они плавают. Передвигаются по суше. У пингвинов особое оперение: толстый слой коротких перьевплотно прилегающих друг к другу. Именно он защищает их от ветра и не дает теплу покинуть тело. Питается рыбой. -Давайте составим рассказ о пингвинах. -Альбатрос – практически всю свою жизнь эта птицы проводят над океаном и даже спят на его поверхности. Питается рыбой. -Смотрите, у этих птиц грудная часть белого цвета. А как вы думаете, для чего? -Ледяная рыба - водится только в холодных водах Южного океана. Название “ледяная” относится только к белокровной щуке. А если поднести ее к свету, то она будет прозрачная, как льдинка, что даже будет виден скелет.Питается кальмарами и небольшими по размерам рыбками. -Морские леопарды – -Что у него есть, чтобы выжить? -Которая что? -В пасти морского леопарда целых два ряда зубов. Погружаясь под воду, может задерживать дыхание на срок до 8-10 минут.Взрослые леопарды поедают пингвинов, других тюленей, реже рыбу, птиц. -Чтобы закрепить, мы посмотрим фильм. Но будьте внимательны, по фильму я задам вопросы: 1. Почему, когда медведь передвигаются по льду, у него ноги не мерзнут? 2. В какое время года слетаются птицы? 3. Может ли пингвин жить на Северном Ледовитом океане? | -К белому медведю -Во льдах Северного Ледовитого океана, на северном полюсе. -Там кругом льды, снега, и чтобы быть незаметным и найти корм. -Нос прикрывает, потому что он черный. Прыгает и прикрывает. -Густая шерсть белого цвета -Подкожный жир -Чтобы не замерзнуть -Тюленями, рыбой -Должен хорошо плавать -Он прекрасный пловец. Белый медведь живет…. (во льдах Северного Ледовитого океана). У него …(белый) мех и подкожный ... (жир). Питается он ... (рыбой и тлениями). Он… (хороший пловец) -У него совершенно другой образ жизни. Он не найдет себе пищи. -Тюлень - Белёк -Темный цвет у взрослого тюленя. -Притягивать тепло Тюлень живет… (во льдах Северного Ледовитого океана) детеныша тюленя называют -…(белек). Взрослые тюлени …(серого) цвета. Тюлени питаются…(рыбой) -Морж -Темного -Для того, чтобы притягивать летом свет, чтобы быстрее согреться. -У него тоже много подкожного жира -Для того, чтобы найти пищу. -Он ищет на дне моллюсков и разбивает этими клыками их ракушку. -Много птиц -Птичий базар. -Набрасывается и хватает рыбу в полете -Под землей -Чтобы притягивать тепло -Антарктида Выходит, один ученик и показывает. -Пингвины, морские леопарды, альбатрос, ледяная рыба -Пингвин Пингвины живут в…(Антарктиде) Пингвины это…(птицы). Они не …(летаю), но хорошо …(плавают). -Чтобы быть походим на льдинку, чтобы от них никто не уплыл и было не видно. -У него есть жировая прослойка -Защищает от холода. Выполняют -Они покрыты густой шерстью, как в валенках. -Летом -Нет, они живут колониями только в Антарктиде. | | | У учащихся будет сформирован интерес к изучению темы: «Где живут белые медведи?» | |
7. Самостоятельная работа | -Найдите в своих листах путешественника второе и выполните его -Почему же одно животное не нашло своего дома на одном из полюсов? | Выполняют -Бурый медведь не живет ни на одном из полюсов | | | У учащихся будет сформирован интерес к изучению темы: «Где живут белые медведи?» | |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторений | -Ребята, так почему же Белый медведь и пингвин не могут встретиться? -А вот представьте, если бы вдруг что-то перепуталось, что бы с ними случилось? -Посмотрите, как мать природа мудро поступила. -Белые медведи где живут? -А пингвины? -Посмотрите, все ли правильно на этой картинке? -А люди, которые изучают жизнь на полюсах как называются? | -Они живут в разных местах. -Их съели -В Арктике -В Антарктиде -Нет, пингвин лишний. -Полярники | | Учащиеся научатся владеть диалогической формой речи (К); Учащиеся научатся видеть причинно- следственные связи (Р); | У учащихся будет сформирован интерес к изучению темы: «Где живут белые медведи?» | |
9. Рефлексия учебной деятельности | -Итак, ребята, сейчас я разделю класс на две группы. Первый ряд – это полярники Арктика. Второй ряд – это полярники Антарктиды. Когда я назову животных Арктики – встанут полярники Арктики. Когда назову животных Антарктиды – встанут полярники Антарктиды. (Белый медведь, ледяная рыба, тупик, морж, пингвин, поморник, альбатрос, тюлень) | Встают, когда слышат животное своего полиса. | | Учащиеся научатсявладеть диалогической формой речи (К); | У учащихся будет сформирован интерес к изучению темы:«Где живут белые медведи?» |