12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
dcnhtxysq7538

Тема: К. Паустовский « Кот - ворюга».

                                       Составление портрета героя.

Цели:

1.      Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову;

2.      Развивать творческие способности детей, устную речь, расширять словарный запас;

3.      Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Ожидаемые  результаты:

1.      Осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы;

2.      Оформлять свою мысль в речевое высказывание;

3.      Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст.

Ход урока.

 

I. Организация класса.

 

II. Работа над восприятием текста.

 

                  Беседа о прочитанном.

 

-   Чей портрет вы видите? Расскажите что запомнили о нем .                                         (К. Паустовский) Биография Паустовского.

         Паустовский родился в Москве. Годы детства он провёл в семье деда и бабушки в Украине. Он окончил  Первую киевскую гимназию, Киевский университет, поступил в Московский университет, но не окончил его. Он сменил множество профессий: был вагоновожатым, санитаром, учителем, рабочим, журналистом, познавал жизнь и собирал материал для своих будущих книг.

     Тринадцать последних лет своей жизни Константин Георгиевич Паустовский провел в Тарусе, маленьком при окском городке Средней России, где он пользовался уважением и любовью жителей, стал первым "почетным гражданином" города. Над обрывом  реки Таруски стоит в саду бревенчатый дом, половина которого принадлежала К.Г. Паустовскому  (слайд).

    Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями, написал много произведений (слайд).

     Все герои произведений Паустовского – добрые, чуткие, отзывчивые люди, которые понимают и сердцем чувствуют природу. Его рассказы для детей полны

-    Какие произведения этого автора вы знаете?                (выставка книг)

-    О ком и о чем писал К. Паустовский?                            (о природе, о животных)

-    Зная его произведения, что вы можете сказать об авторе?  Каким он был

человеком?                                         (наблюдательным, добрым, т. д.)

-    С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (« Кот – ворюга» ) Что значит это слово? Какие однокоренные слова можно подобрать? 

               - Сравните слова: «вор», «воришка», «ворюга», «хитрюга» (слайд).

               - О ком так говорят? Какой оттенок у этого слова?

          (Грубоватый, в слове  чувствуется отрицательное отношение автора.  Говорит презрительно о том, кто совершает кражи).

-     Кто заметил особенности этого рассказа?  (этот рассказ

       1) написан от имени автора, т. е. К. Паустовский что видел, то и описывал (наблюдательность автора ),

       2) главный герой не человек, а животное – кот.) (детские рисунки кота (Рассказ детей по своим рисункам.)

-  Какие чувства возникли коту по мере прочтения рассказа?

 

Краткий пересказ по опорным словам.                  Кот

                  Воровал

                  Попался

                  Накормили

                  Перестал воровать

                  Хозяин и сторож                       

Кот  сначала (что делал)?

                         Воровал     (затем он…)

                                   Попался (что с ним сделали)?

                                             Накормили (как он себя повёл)?

                                                      Перестал воровать (кем он стал для хозяев)?

                                                              Хозяин и сторож.

Итог: вместо расправы и наказания за воровство-

замечательный ужин.

 

 

Работа со шляпами.

 

 

 

 

(примерный план рассказа: 1. Кот-ворюга.

                                            2.Таинственный дом.

                                            3.Попался!

                                            4.Кот-милиционер.)

        

         Словарная работа.

I. часть - за глаза

III. часть – мертвая хватка

- Объясните, как вы понимаете эти выражения. Жанр произведения. Обложка.

 

IV. Работа над темой урока.

 

Постановка темы урока.

- Сегодня на уроке мы попробуем составить полную характеристику главного героя-кота.

 

Характеристика героя.

- В рассказе К. Паустовского описание кота дается в разных местах.

- Попробуйте найти эти части описания (детали) и составить полный устный портрет героя. 1 группа:

1) Найдите в тексте описание внешнего вида кота-ворюги. Почему он так выглядит? Какие чувства вызывает у вас это животное?

2) На каком рисунке, на ваш взгляд, наиболее точно изображен кот-ворюга? Объясните свой ответ.

 

 

Выборочное зачитывание. - «у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста»;

         - «он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб»;

         - «почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота»;

         - «кот попался этим же вечером»;

         - «кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл. Но спасения не было, и кот решился на отчаянный поступок. С ужасающим воем он сорвался с берёзы, упал на землю»;

         - «кот, дрожа от негодования, подкрался к курам»;

         - «кот ел больше часа, а потом перевернулся на спину и мирно   захрапел…».

(На доске появляются два рисунка кота)

                            - бродяга, беспризорник;

                            - дикий, отчаянный, грозный;

                            - боится наказания – трусливый.

 

 

                            - благородный,

                            - ласковый,

                            - грозный.

.

Если вы согласны с утверждением, встаньте и поднимите руки вверх. Если не согласны с утверждением, то присядьте за парту.

- У него бесшумная походка.

- Прекрасный нюх.

- Умывается собственной лапой.

- Хорошо видит в темноте.

- Называют другом человека.

- Любит гулять сам по себе.

- Дружит с собаками.                                                                             Выборочное чтение. - Подходит ли эта  пословица  к этому тексту:

Добро всегда добром возвращается.

- Какова главная мысль этого произведения?

- Написав это произведение, Паустовский хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь:

Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота.

V. Итог урока.

 

- Итак, прочитав рассказ, что вы можете о нем сказать?

- Как охарактеризовать его?

а) весёлый,                    каждую данную характеристику дети подтверждают

б) поучительный          словами текста

 в) страшный,

 г) грустный,

 д) интересный,

 е) необычный.

- Какие еще герои есть в рассказе? ( Лёнька,  Рувим и автор)

- Какова их роль?

- Какими чертами характера автор наделил людей? (доброта, забота о животных, жалость)

- Какова главная мысль рассказа? (любовь к животным, гуманизм,

                                                      воспитывать можно и добром, и лаской)

- Как вы думаете, почему кот перестал воровать?

 

Работа над скоростью.                                                                                         Продолжите фразу: Сегодня на уроке…

Было интересно..

Я понял, что ..

Мне захотелось …

Урок дал мне для жизни ..

Трудно было ..

Я почувствовал …

Я научился …

Я смог …«

 

Продолжить фразы:

-Быть добрым- это значит…

-Быть добрым легко…..

-Быть добрым тяжело….

 

 

 Выставление оценок в оценочных листах.

VI. Домашнее задание.

 

-Написать письмо 1 группа – коту-ворюге,

2 группа – ребятам из рассказа,  3 группа – автору,   

4 группа – всем людям.

-Какой совет вы бы хотели им дать?

 

Используемая литература                                                             

1. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в 3 классе: Методическое пособие.-М.: Вентана-Граф, 2010

2. Литературное чтение:  3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч 2/[ авт.-сос.: Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова].-М. Вентана-Граф, 2010

3. http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=153416593-71-72&n=21

4. http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=55441636-39-72&n=21

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.