Урок чтения в 3 классе — К. Паустовский «Кот - ворюга»
Тема: К. Паустовский « Кот - ворюга».
Составление портрета героя.
Цели:
1. Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову;
2. Развивать творческие способности детей, устную речь, расширять словарный запас;
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Ожидаемые результаты:
1. Осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы;
2. Оформлять свою мысль в речевое высказывание;
3. Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст.
Ход урока.
I. Организация класса.
II. Работа над восприятием текста.
Беседа о прочитанном.
- Чей портрет вы видите? Расскажите что запомнили о нем . (К. Паустовский) Биография Паустовского.
Паустовский родился в Москве. Годы детства он провёл в семье деда и бабушки в Украине. Он окончил Первую киевскую гимназию, Киевский университет, поступил в Московский университет, но не окончил его. Он сменил множество профессий: был вагоновожатым, санитаром, учителем, рабочим, журналистом, познавал жизнь и собирал материал для своих будущих книг.
Тринадцать последних лет своей жизни Константин Георгиевич Паустовский провел в Тарусе, маленьком при окском городке Средней России, где он пользовался уважением и любовью жителей, стал первым "почетным гражданином" города. Над обрывом реки Таруски стоит в саду бревенчатый дом, половина которого принадлежала К.Г. Паустовскому (слайд).
Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями, написал много произведений (слайд).
Все герои произведений Паустовского – добрые, чуткие, отзывчивые люди, которые понимают и сердцем чувствуют природу. Его рассказы для детей полны
- Какие произведения этого автора вы знаете? (выставка книг)
- О ком и о чем писал К. Паустовский? (о природе, о животных)
- Зная его произведения, что вы можете сказать об авторе? Каким он был
человеком? (наблюдательным, добрым, т. д.)
- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (« Кот – ворюга» ) Что значит это слово? Какие однокоренные слова можно подобрать?
- Сравните слова: «вор», «воришка», «ворюга», «хитрюга» (слайд).
- О ком так говорят? Какой оттенок у этого слова?
(Грубоватый, в слове чувствуется отрицательное отношение автора. Говорит презрительно о том, кто совершает кражи).
- Кто заметил особенности этого рассказа? (этот рассказ
1) написан от имени автора, т. е. К. Паустовский что видел, то и описывал (наблюдательность автора ),
2) главный герой не человек, а животное – кот.) (детские рисунки кота (Рассказ детей по своим рисункам.)
- Какие чувства возникли коту по мере прочтения рассказа?
Краткий пересказ по опорным словам. Кот
Воровал
Попался
Накормили
Перестал воровать
Хозяин и сторож
Кот сначала (что делал)?
Воровал (затем он…)
Попался (что с ним сделали)?
Накормили (как он себя повёл)?
Перестал воровать (кем он стал для хозяев)?
Хозяин и сторож.
Итог: вместо расправы и наказания за воровство-
замечательный ужин.
Работа со шляпами.
(примерный план рассказа: 1. Кот-ворюга.
2.Таинственный дом.
3.Попался!
4.Кот-милиционер.)
Словарная работа.
I. часть - за глаза
III. часть – мертвая хватка
- Объясните, как вы понимаете эти выражения. Жанр произведения. Обложка.
IV. Работа над темой урока.
Постановка темы урока.
- Сегодня на уроке мы попробуем составить полную характеристику главного героя-кота.
Характеристика героя.
- В рассказе К. Паустовского описание кота дается в разных местах.
- Попробуйте найти эти части описания (детали) и составить полный устный портрет героя. 1 группа:
1) Найдите в тексте описание внешнего вида кота-ворюги. Почему он так выглядит? Какие чувства вызывает у вас это животное?
2) На каком рисунке, на ваш взгляд, наиболее точно изображен кот-ворюга? Объясните свой ответ.
Выборочное зачитывание. - «у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста»;
- «он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб»;
- «почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота»;
- «кот попался этим же вечером»;
- «кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл. Но спасения не было, и кот решился на отчаянный поступок. С ужасающим воем он сорвался с берёзы, упал на землю»;
- «кот, дрожа от негодования, подкрался к курам»;
- «кот ел больше часа, а потом перевернулся на спину и мирно захрапел…».
(На доске появляются два рисунка кота)
- бродяга, беспризорник;
- дикий, отчаянный, грозный;
- боится наказания – трусливый.
- благородный,
- ласковый,
- грозный.
.
Если вы согласны с утверждением, встаньте и поднимите руки вверх. Если не согласны с утверждением, то присядьте за парту.
- У него бесшумная походка.
- Прекрасный нюх.
- Умывается собственной лапой.
- Хорошо видит в темноте.
- Называют другом человека.
- Любит гулять сам по себе.
- Дружит с собаками. Выборочное чтение. - Подходит ли эта пословица к этому тексту:
Добро всегда добром возвращается.
- Какова главная мысль этого произведения?
- Написав это произведение, Паустовский хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь:
Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота.
V. Итог урока.
- Итак, прочитав рассказ, что вы можете о нем сказать?
- Как охарактеризовать его?
а) весёлый, каждую данную характеристику дети подтверждают
б) поучительный словами текста
в) страшный,
г) грустный,
д) интересный,
е) необычный.
- Какие еще герои есть в рассказе? ( Лёнька, Рувим и автор)
- Какова их роль?
- Какими чертами характера автор наделил людей? (доброта, забота о животных, жалость)
- Какова главная мысль рассказа? (любовь к животным, гуманизм,
воспитывать можно и добром, и лаской)
- Как вы думаете, почему кот перестал воровать?
Работа над скоростью. Продолжите фразу: Сегодня на уроке…
Было интересно..
Я понял, что ..
Мне захотелось …
Урок дал мне для жизни ..
Трудно было ..
Я почувствовал …
Я научился …
Я смог …«
Продолжить фразы:
-Быть добрым- это значит…
-Быть добрым легко…..
-Быть добрым тяжело….
Выставление оценок в оценочных листах.
VI. Домашнее задание.
-Написать письмо 1 группа – коту-ворюге,
2 группа – ребятам из рассказа, 3 группа – автору,
4 группа – всем людям.
-Какой совет вы бы хотели им дать?
Используемая литература
1. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в 3 классе: Методическое пособие.-М.: Вентана-Граф, 2010
2. Литературное чтение: 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч 2/[ авт.-сос.: Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова].-М. Вентана-Граф, 2010
3. http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=153416593-71-72&n=21
4. http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=55441636-39-72&n=21