Дидактическая цель: создать условия для ознакомления с содержанием рассказа К.Г.Паустовского «Кот-ворюга».
Тип урока: Урок изучающего чтения.
Задачи урока:
Образовательные: Познакомить с понятиями «юмористический рассказ», «юмор», с сюжетом рассказа – последовательным развитием основных событий,учить работать с текстом произведения, самостоятельно читать, анализировать, как события, происходящие с героем, влияют на его характер и дальнейшую жизнь.
Развивающие:
- содействовать формированию и развитию умения выражать свои мысли и чувства, способствовать развитию речи, памяти, мышления.
Воспитательные: воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать, прививать любовь ко всему живому.
Формируемые БУД:
Личностные: уметь выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения.
метапредметные:
регулятивные – умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
познавательные – воспроизводить по памяти информацию .Читать в соответствии с нормами .Передавать свои впечатления от произведения.
коммуникативные – описать главного героя рассказа, точно передать его внешний вид, характер, поступки .
Методы обучения:
- словесные (беседа, фронтальный опрос);
- наглядные (презентация);
-поисковые (частично-поисковые);
-аналитический.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
индивидуальная, фронтальная, парная
Средства обучения ;учебник, презентация, задания для работы в парах
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые БУД
I. Организационный момент.
Настроение у нас – отличное, А улыбки – дело привычное, Пожелаем друг другу добра, Ведь урок начинать нам пора!
Ответы учащихся.
II. Актуализация знаний.
-Перед вами великий писатель Паустовский. Расскажите, что вы знаете об этом человеке?
. Слайд № 3
-Как вы думаете, о какой профессии он мечтал?
Сообщение учащихся о К.Г.Паустовском с помощью презентации на экране.
Ученик. (Родился Паустовский в Москве . Семья была большая . В семье много пели, играли на рояле, любили театр Паустовского интересовало многое ,он хотел все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий. У него была мечта о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. Он мечтал стать писателем. .
Коммуникативные: аргументировать свою позицию.
Познавательные:
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию
Регулятивные:
дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.
III Определение темы и цели урока.
А теперь отгадайте загадку
Красив он и строен, длинноус и мохнат
Он любит мышей, ненавидит собак.
Так вы отгадайте скорей, о ком говорится в загадке моей (кот)
-Как вы думаете, о ком будет рассказ? Слайд № 5
-Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Паустовского «Кот-ворюга».
Прочитайте слова. Какие это слова.
Вор , воришка , ворюга.
-Что значит слово «вор», о ком так говорят?
-Какой оттенок у слова воришка ?
Какой оттенок у слова ворюга.
Метод «Предположение»
-Что может произойти в рассказе с таким названием?
Формулируют тему урока.
Ответы детей.
Дети читают слова.
Ответы детей; однокоренные слова.
Вор - тот кто крадет, берет чужое
без разрешения.
Ласковый.
Грубый отрицательный.
Ворюга – так говорят презрительно о том ,кто совершает кражу.
Ответы детей
Коммуникативные:
проявлять активность в решении познавательной задачи,
аргументировать свою позицию.
Познавательные:
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию,
обсуждать проблемные вопросы,
анализировать результаты исследований.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную цель и задачу,
дополнять высказанные мнения по существу полученного задания
IV.
Усвоение новых знаний и способов действий
- Прежде чем читать рассказ, давайте познакомимся с трудными словами.
Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.
Кукан – толстая верёвка на которую надевают пойманную рыбу (у рыболовов)
Заросли – кустарник
Плотица – небольшая пресноводная рыба
Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.
Шиворот – за воротник.
Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.
Бухало – сильный и глухой звук.
Припадок – внезапное, острое проявление какой – нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).
Откройте учебник на странице 176
Методический прием «Чтение с остановками вопросы по частям 1-ая часть