Урок окружающего мира во 2 классе «Невидимые нити»
Технологическая карта урока
УМК «Школа России»
Предметная область: Окружающий мир ( автор А. А. Плешаков )
Класс: 2 (часть 1)
Тема: Невидимые нити».
Цель: Формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 2 класса в предметной области «Окружающий мир» по теме «Невидимые нити».
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;
формирование эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);
формирование умений находить невидимые нити (познавательные УУД);
формирование умения выстраивать речевые высказывания;
формирование умений работать в группах (коммуникативные УУД);
формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
освоение знаний по теме: «Невидимые нити».
Оборудование урока (создание подготовленной информационно – образовательной среды): ПК учителя, мультимедийное оборудование, презентация к уроку, учебники, листы для практической работы, карточки для работы в группах, светофоры для самооценки.
Содержание взаимодействия педагога и учащихся.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
1. | Организационный момент | Мотивирует учащихся на начало урока. -Я сегодня шла на урок и у меня было очень хорошее настроение, несмотря на то, что на улице осень, природа готовится к зиме. А как вы думаете, почему у меня было хорошее настроение? -А что пригодится для успешной работы на уроке? | Вступают в диалог с учителем Ответы детей. Ответы детей. | Коммуникатив- ные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; Регулятивные: -эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. |
2. | Актуализация знаний | Учитель читает загадки : 1. У маленькой животинки Сто серебристых Монеток на спинке. 2. Лежит верёвка, Шипит, плутовка, Брать её опасно- Укусит. Ясно7 3. Деловитая хозяйка Пролетает над лужайкой. Похлопочет над цветком- Он поделится медком. 4. У меня ходули- Не страшит болото. Лягушат найду ли- Вот моя забота. -Предлагает выполнить тест по предыдущему материалу. | Ответы детей. Рыба (класс – рыбы) Змея (класс – пресмыкающиеся) Пчела (класс - насекомые) Цапля (класс – птицы) Выполнение теста индивидуально. | Регулятивные: -использование речи для регуляции своего действия -высказывать свое предположение; Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Коммуникативные: -точно и полно выражать свои мысли -слушать одноклассников |
3. | Самоопределение к деятельности. | -На какие темы мы говорили на предыдущих уроках? - Учитель задаёт вопросы и учеников возникает проблемная ситуация. 1. Подумайте, как связаны между собой осина, заяц и лиса? 2. Как связаны дуб, кабан, волк? 3. Что произошло с лесом, если бы исчезли осины, волки? - Почему возникли затруднения? Предлагает предположить, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. Предлагает сверить свои предположения с учебником ( стр. 64) Предположите, какие учебные задачи мы поставим перед собой. А какие задачи ставит Муравьишка –Вопросик? | Ответы детей (Разнообразие растений и животных) Ответы детей ( не все могут ответить на поставленные вопросы). Мы ещё многого не знаем. Тема: Как связаны растения и животные. Читают тему урока в учебнике и сверяют со своим предположением. Ставят учебные задачи ( выяснить, что называют невидимыми нитями.) Читают в учебнике и сверяют задачи со своими предположениями). | Регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке. Личностные: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?). |
4. | Открытие нового знания. | Слайды 1-5 (приложение) Предлагает прочитать текст стр. 64 хорошо читающими детьми. Предлагает подумать над вопросами: 1 группа: - О каких невидимых нитях говорится в рассказе? 2 группа: Составьте цепочку: что с чем связано в данном тексте? 3 группа: Как вы думаете, чем это всё закончилось? 4 группа: Обсудите, что такое невидимые нити? Прочитайте вывод в учебнике. | Просматривают слайды и отвечают на поставленные вопросы . Чтение текста. Работа в группах. Ответ группы. Ответ группы. Ответ группы. Ответ группы.(Это связи в окружающем мире) Читают вывод и сравнивают его со своим утверждением. | Личностные: - определять общие для всех правила поведения ; - определять правила работы в группах; - оценивать содержание усваиваемого материала (исходя из личностных ценностей). Регулятивные: - работать по плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; Познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания) - овладевать умением поиска и выделения необходимой информации; - уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения; Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
5. | Первичное закрепление. | Предлагает, используя вывод учебника, выполнить задание №1 стр. 45 в тетради. Слайд 6 ( приложение) У кого были трудности при выполнении задания? Что не хватило для правильного выполнения этого задания? Предлагает поработать в группах. - У вас на столе лежат карточки с заданиями. Смоделируйте при помощи схемы связь в природе. Приклейте нужные рисунки и начертите между ними стрелку. Слайд7 ( приложение) - Какие связи вы увидели7 | Индивидуальное выполнение задания. Отвечают на вопрос, что такое невидимые нити Проверяют себя и сравнивают со своим утверждениям, что невидимые нити – это связи, которые есть в природе повсюду Дети сигнализируют карточкой светофор (красный цвет). Ответы . Моделируют схемы, выбирая нужные карточки и оставляя в стороне карточки с неживой природой. Вывешивают полученные модели на доску и доказывают, почему именно так. Оценивают ответ каждой группы светофором (зелёный, красный) 1 группа: Божья коровка питается тлёй, если не будет божьих коровок, то станет много тлей, которые погубят растения. 2 группа: Пчела собирает нектар с цветов, если не будет цветов, то пчёлы тоже улетят, тогда у человека не будет мёда. 3 группа: Синица поедает гусениц, если не будет синиц, гусеницы размножатся и погубят много деревьев. 4 группа: Если человек начнёт отлавливать божьих коровок за их красоту, будет распространяться тля, уменьшатся урожаи, в садах, парках начнут гибнуть растения. Оценивают работу групп светофором. | Личностные: - определять общие для всех правила поведения ; - определять правила работы в группах; - оценивать содержание усваиваемого материала (исходя из личностных ценностей) -самооценка своего знания/незнания Регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; Познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; -- умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
6. | Включение нового знания в систему знаний и повторений. | - 1 группа сказала, что божья коровка поедает тлю. А, кто знает, сколько вредителей за свою жизнь может съесть божья коровка? Слайд 8 (приложение) Какой вывод про божьих коровок можем сделать?
| Ответы. Вывод: Их нельзя уничтожать. | Регулятивные: -выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: - овладевать умением поиска и выделения необходимой информации; |
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Слайды 9, 10,11 (приложение) | Ответы. | Регулятивные: -использовать речь для регуляции своего действия; - преобразовывать практическую задачу в познавательную Познавательные: - самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем; - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; - обрабатывать информацию Коммуникативные: -слушать товарищей |
8. | Рефлексия | -Назовите тему урока. - Вспомните задачи урока - Что же такое невидимые нити? -Как нужно относиться к природе? -Кому было интересно на уроке? - Оцените свою работу светофором (красный, жёлтый, зелёный) -Молодцы! Сегодня вы очень хорошо поработали. | Ответы. Ответы. Ответы. Ответы. Ответы. Оценка. | Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Планируемые результаты:
учащиеся осознают необходимость сохранения живой и неживой природы; научатся устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей; читать и обсуждать текст; делать выводы из изученного материала.