Тема по самообразованию: «Аппликация как средство развития мелкой моторики рук младшего школьного возраста»

5
1
Материал опубликован 16 June 2016

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества»

Тема по самообразованию: «Аппликация как средство развития мелкой моторики рук младшего школьного возраста»

Педагог дополнительного образования: Степаненко Надежда Владимировна

 

Общие сведения о педагоге

Кружок «Мастерская игрушек»

Педагогический стаж: более 20 лет

Удостоверение А №-105661 от 30.06.1987 выдано Находкинским Городским отделом народного образования Приморского края, регистрационный №124.

Присвоена первая квалификационная категория сроком на пять лет, приказ № __ от _____года.

 

План самообразования

Цель: исследовать свойства применяемых материалов по техникам бумажного творчества, выявить методы и способы, способствующие развитию мелкой моторики рук.

Задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

2. Улучшить общую двигательную активность.

3. Содействовать нормализации речевой функции.

Ожидаемые результаты:

Используя нетрадиционные виды аппликаций, которые влияют на художественно-эстетическое и образно-пространственное восприятие окружающего мира детьми, развивать и выполнять последовательность различных действий: вырезать детали, смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин.

Помочь педагогам в выборе бумажных техник, для своих занятий, классифицируя их функции.

Основные этапы работы:

Диагностический.

Сбор необходимой литературы:

  • Изучение истории бумажных техник, их виды.
  • Влияние различных технологий на развитие ребенка.

Прогностический.

Обозначить значимость различных бумажных технологий на развитии ребенка, ознакомление его с окружающим миром, окружающим нас, подготовка ребенка к самостоятельной жизни и труду. Познакомить педагогов с содержанием некоторых бумажных технологий, влияющих на формирование положительных качеств, к трудовой деятельности.

Указать на направленность различных бумажных технологий.

Практический.

Подборка материала. Использование различных бумажных технологий на практике.

Проведение мастер-класса.

Обобщающий.

Выступление на педагогическом совете. Подготовила папку с подборкой методических разработки для использования на кружковых занятиях для работы педагогов дополнительного образования.

 

Тема учреждения: создание оптимальной среды для успешного творческого развития.

Тема по самообразованию: «Аппликация как средство развития мелкой моторики рук младшего школьного возраста »


 

Введение

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:

Современная концепция начального воспитания и образования, изменение требований к содержанию и характеру начального образования определяют необходимость совершенствования развития ребенка дошкольного возраста, как много аспектного целостного процесса, важным направлением которого является целостное развитие.

В то же время, в начальной школе многие учащиеся сталкиваются с трудностями письма, что обусловлено недостаточным развитием у них мелкой моторики. Нарушения мелкой моторики, в свою очередь, влияют на развитие речи.

Проявления нарушений моторики детей в логопедическом и психолого-педагогическом аспекте изучались многими авторами (Левина Р.Э., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В

Цель исследования - теоретически обосновать и доказать в результате педагогического эксперимента возможности развития мелкой моторики рук детей младшего школьного возраста в кружке: «Мастерская игрушек». Есть программа в Мире Чудес, которая способствует развитию мелкой моторики рук и помогает улучшить общую двигательную активность.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

В результате прохождения программы в мире чудес дети в кружке: «Мастерская игрушек» знакомятся со свойствами различных материалов, учатся пользоваться различными инструментами, дети узнают различные виды техник: квилинг бумагопластика модульное оригами, бумагокручение, картонное кружево, мозаика, бумагопластика.

Обучающиеся не только знакомятся со свойствами различных материалов, но и в процессе работы развивают мелкую моторику рук. Во всех видах деятельности дети общаются друг с другом, приобретают знания и умения, усваивают определенные отношения, овладевают языком. Мой выбор данного творчества как «аппликация» обуславливается тем, что готовыми изделиями можно приукрасить свой интерьер и любимую вещь, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка, с помощью аппликации можно украсить альбом, рамку для фотографии. Работы выполненные в технике аппликации оказывают большое влияние на развитие мелкой моторики рук и формирование умственной деятельности детей младшего школьного возраста Овладение запасом знаний развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков.

 

Согласно поставленной цели ставлю перед собой задачи:

  • изучение теоретико-методологических подходов к изучению развития мелкой моторики рук детей младшего школьного возраста;
  • разработка методики развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста;
  • экспериментальная проверка разработанной методики.

В процессе исследования использовались следующие методы:

теоретический анализ научной и методической литературы. В своей работе использую эмпирические методы: наблюдение, педагогический эксперимент, метод диагностических задач (тесты, беседы, практические занятия по изучению графических и творческих работ обучающихся, изучение педагогической документации.

Все применяемые методы, которые я использую в своей работ, будут совершенствовать, и развивать мелкую моторику рук детям младшего школьного возраста.

В качестве эксперимента было взято 2 группы детей: 6 -7лет в количестве 12 человек и вторая группа детей 7-8лет в количестве 15человек. Обучающие первой группы. Обогатили сенсорные впечатления на уровне ощущений, дети научились познавать фактуру плотность цвет бумаги. Обучающиеся второй группы в своих работах научились

применять и использовать приемы: сминания кусочков бумаги в комочки и, заполнение ими контура, научились выдумывать и реализовывать свои замыслы. Данная тема меня заинтересовала, но прежде чем начать работу, я провела обследование детей с целью -выявить уровень развития мелкой моторики рук. Диагностику проводила по следующим критериям:

Сжимание и разжимание кулачков.

Критерии разделила на три уровня: высокий средний низкий.

Высокий уровень: точное воспроизведение движения.

Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.

Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.

Вывод: Как правило, исследование педагогической проблемы начинается с изучения литературы, я внимательно познакомилась с литературным источником не которые, статьи отобрала для работы в связи с исследуемой проблемой. Изучила, законспектировала. Теоретически осмыслила проблему моей темы по самообразованию, и отобрала такие методы, с помощью которых более точно получиться оценить результат. На занятиях использую различные способы учебной деятельности. Это и индивидуальная работа над творческими заданиями, работа в группах над коллективными композиционными работами. Обучающимся на занятиях предлагаю различные виды деятельности: аппликация, основы оригами бумагокручение,

картонное кружево, пластилиновая живопись. Провожу беседы о жанрах и видах изобразительного искусства. По окончании учебной деятельности обучающиеся приобретают необходимые умения и навыки.

Дети умеют:

  • передавать свое отношение к изображаемым событиям, используя для этого возможности композиции, рисунка, цвета;
  • цветом передавать пространственные планы;
  • делать по наблюдению и с образца выполнять заготовку отдельных предметов;
  • изготавливать сувениры, открытки, поделки, панно, передавая характерные особенности декоративного направления;
  • работать в технике аппликации, пользуясь необходимыми инструментами;
  • конструировать обьемные формы, усложняя их декоративными деталями;
  • участвовать в групповой работе при создании коллективного панно;
  • анализировать свою работу ,работу товарищей;

Все обучающиеся успешно осваивают учебную программу.

Опыт творческой деятельности сформирован у обучающихся на 70%.


Особенности развития мелкой моторики в младшем школьном возрасте

Проблема изучения психомоторных качеств у детей не нова. В психологии накоплен определенный теоретический и практический материал по изучению и развитию психомоторных качеств как компонента психомоторики человека.

Анализ работ, посвященных изучению психомоторики и ее качеств, показал, что отечественные авторы (Н.А. Бернштейн, Л.В.Гуровец , Н.И.Озерецкий , И.М. Сеченов и др.) предлагают различные классификации, в которые входит в общей сложности около тридцати психомоторных качеств. Наиболее значимыми психомоторными качествами называются скорость (скорость реакций и движений, быстрота установки и т.д.), сила мышечного напряжения (ручная и становая), координация (статическая и динамическая), сенсомоторная координация движений (координация движений руки, обеих рук, рук и ног), ритмичность.

Наиболее часто изучаемыми психомоторными качествами являются скорость, сила, координация движений, чувство ритма и развитие мелкой моторики. Как отмечают исследователи (A.В. Запорожец и др.), данные психомоторные качества отражают основные показатели психомоторики.

В науке приняты разные определения понятия «мелкая моторика».

Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Она имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. О необходимости и важности развития мелкой моторики чаще говорят и пишут тогда, когда речь идет о маленьких детях. Это оправданно тем, что в раннем возрасте идет бурное развитие головного мозга. Наиболее активное созревание двигательной коры происходит в первый год жизни ребенка и продолжается в моторном поле до 3 лет.

Мелкая моторика - психомоторное качество, развивающееся на основе формирования оптимальной статики тела, оптимального двигательного стереотипа локомоций и движений конечностей, музыкально-ритмическпх движений, включающих в себя выверенные движения кистей рук и пальцев.

В психологических исследованиях наблюдается несколько подходов к определению понятия «координация движений».

Она понимается как:

преодоление избыточности движений, способ организации двигательных действий (Н.А. Бернштейн );

способность к упорядочению внутренних и внешних сил, к оптимальному регулированию двигательных действий (Л.С.Выготский) ;

Координация движений - психомоторное качество, основывающееся на психофизиологических и морфологических особенностях организма, являющееся базой для других физических качеств и содействующее оптимальному регулированию и согласованию двигательных действий.

Рассматривая мелкую моторику как психомоторное качество, мы основывались на работах, посвященных исследованию двигательного акта как иерархической многоуровневой системы управления произвольными движениями (М.А. Бернштейн ), как двигательного стереотипа моторного развития человека (А.С. Болшев, Л.M. Веккер, Ю.А. Лебедев, Б.Ф. Ломов, Ю.Р. Сидкин, Л.В. Филиппова, И.К. Шилкова). Мелкая моторика является составной частью моторных способностей индивида и оптимального двигательного стереотипа социализированных движений. Ее развитие базируется на основе формирования оптимальной статики тела, оптимального двигательного стереотипа локомоций и движений конечностей, музыкально-ритмических движений.

Психологические концепции когнитивного развития Ж. Пиаже и онтогенетической концепции А. Валлона утверждают, что успешное развитие психомоторных качеств, процесса контроля движений в раннем возрасте является важным показателем развития ребенка. Психологические исследования, которые проводились в лаборатории А.В.Запорожца и его сотрудников, были посвящены изучению процесса формирования произвольного движения, роли поисковых действий в его организации и специфической роли слова в становлении произвольных движений.

Признавая важность развития психомоторики, прогрессивные педагогические системы XIX века (М. Монтессори, Р. Штайнер) уделяли большое внимание развитию психомоторных качеств в детском возрасте.

В XX веке в русле советской, а позже и российской педагогической системы воспитания и развития в дошкольных учреждениях был накоплен большой запас знаний о развитии психомоторных качеств детей (М.А. Васильева, Н.А. Ветлугина, М.Ф. Литвинова, М.А. Палавандишвили). Психологические исследования Л.А. Венгера, Д.Б. Гальперина, А.В. Запорожца, К.В. Тарасовой, Б.М. Теплова стали основой для разработки и внедрения в педагогическую практику воспитания, а также использования музыкального воспитания с применением музыкально-ритмических упражнений с целью развития психомоторных качеств.

В целом в психологической науке достигнуты значительные результаты в изучении психомоторных качеств в раннем возрасте, признана важность их формирования на физкультурных и музыкальных занятиях, разработаны диагностические критерии психомоторных качеств. В то же время остается ряд вопросов, которые нуждаются в дальнейшем осмыслении; необходимы научное обоснование и разработка комплексных программ для педагогов и психологов

Учеными выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л. В. Фомина).

В период от 3 до 7 лет число миофибрилл в мышечном волокне увеличивается в 15-20 раз. Во всех мышцах интенсивно растут сухожилия, продолжает разрастаться соединительная ткань, расположение миофибрилл становится более плотным (к 6 годам). К 5 годам происходит более интенсивное развитие разгибателей и соответственно увеличение их тонуса, что В период от 3 до 7 лет число миофибрилл в мышечном волокне увеличивается в 15-20 раз. Во всех мышцах интенсивно растут сухожилия, продолжает разрастаться соединительная ткань, расположение миофибрилл становится более плотным (к 6 годам). К 5 годам происходит более интенсивное развитие разгибателей и соответственно увеличение их тонуса, что соответствует перераспределению мышечного тонуса, свойственного взрослому организму.

К 6-7 годам после структурного оформления костной основы и под влиянием упражнения мышц кисти быстрыми темпами развивается координация мелких мышц руки, поэтому у ребенка появляется возможность хорошо овладевать письмом. Процесс письма в основном осуществляется мелкими червеобразными мышцами правой руки, эти мышцы у ребенка к началу школьного обучения еще недостаточно развиты. Следует помнить, что формирование кисти рук к 7 годам не заканчивается. Окостенение костей запястья и фаланг пальцев завершается лишь в 10-13 лет, поэтому в работе с детьми младшего школьного возраста необходимо строго дозировать двигательные нагрузки (непрерывное письмо).

С 8-9 лет у детей укрепляются связки, усиливается мышечное развитие, отмечается значительный прирост объема мышц.

Происходящие изменения в мышечной системе детей связаны с изменениями свойств мышечной ткани, а именно:

При развитии детей изменяется характер биоэлектрической активности мышц. У детей 7-9 лет в большинстве случаев пачки импульсов нечетко выражены, часто отмечается не прекращающая электрическая активность. По мере роста и развития ребенка участки повышенной активности все более четко разделяются интервалами, на протяжении которых биопотенциалы не регистрируются. Это указывает на происходящее повышение качества функционирования двигательного аппарата.

Для раннего детского возраста характерным является отсутствие пессимального торможения мышц. Мышцы независимо от характеристики раздражителя по частоте и интенсивности, отвечают тетаническим типом сокращения, которое длится столько, сколько продолжается раздражение, без признаков перехода в состояние пессимума. Отсутствие выраженного пессимума связывают с недостаточным структурным оформлением мионевральных синапсов.

В детском возрасте, скелетные мышцы и иннервирующие их нервы характеризуются признаками низкой лабильности. Низкая лабильность объясняется длительностью абсолютной и относительной рефрактерных фаз, длительностью одиночного мышечного сокращения. С возрастом лабильность мышц увеличивается, что ведет, естественно, и к увеличению быстроты движений.

В процессе развития ребенка эластичность его мышц уменьшается, но увеличивается их упругость и прочность.

Сила мышечного сокращения с возрастом увеличивается вследствие нарастания общего поперечного сечения миофибрилл и за счет повышения плотности их "упаковки".

Под влиянием физической нагрузки в мышцах происходят определенные морфологические изменения, касающиеся строения волокон, распределения в них миофибрилл, ядер, формы двигательных нервных окончаний. Значительно увеличивается при занятиях физическими упражнениями сеть капилляров, а вместе с этим и кровоснабжение мышц, что не может не способствовать более активному снабжению мышц кислородом и другими источниками энергии.

Таким образом, в дошкольном и школьном возрасте происходит дальнейшее развитие мышечной системы: увеличивается мышечная масса тела, число миофибрилл в мышечном волокне; развивается координация мелких мышц руки. Все эти изменения, в свою очередь, ведут к изменениям свойств мышечной ткани: изменяется характер биоэлектрической активности мышц, наблюдается отсутствие пессимального торможения и низкая лабильность мышц, увеличивается упругость, прочность мышц и сила мышечного сокращения. Мышц кисти быстрыми темпами развивается координация мелких мышц руки, поэтому у ребенка появляется возможность хорошо овладевать письмом.

Работы, выполненные в технике аппликации, не только знакомят обучающихся с совершенно новыми операциями и таким образом решают работу, над развитием мелкой моторики пальцев:

выполняя закручивание, складывание, изгибание бумажных полос с помощью инструмента и без него. Совершая эти упражнения, у детей развиваются физические качества, умение удерживать детали пальцами при этом совершенствовать мелкую мускулатуру кисти, которая оказывает положительное влияние на умственное развитие.

работая в технике «мозаика» - дети разрезают бумагу на маленькие крошечные кусочки особое внимание обратим на то, что не только разрезают но и отрывают пальцами не от листа, а от обрезка, при выполнении этих технических действий у обучающихся развивается координация движения рук, при котором формируются такие качества как активность, инициатива, чувства товарищества.

при изготовлении сувениров, игрушек, открыток, скульптур, мини панно, картин, выполненных в технике плоскостной аппликации обучающиеся усваивают цвета, и оттенки, в конструктивной деятельности упражняются в различении формы, величине пространственных отношений. Выполняя физические действия разрезать, вырезать, перевести выкройку на фоновую часть, вырезать детали по кругу, по прямой, по зигзагообразной линии, в процессе этих упражнений, на определенные групп мышц осуществляется огромная разнообразная, активная, двигательная вп деятельность, которая благотворно сказывается на развитие, костно-мышечной системы, на растущий организм. У детей накапливается большой запас знаний, об окружающем мире и приобретают предпосылки интеллектуальных умений.

 

АППЛИКАЦИЯ. ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ.

Аппликация (от латинского слова applicatio - прикладывание) – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.

Понятие “аппликация” включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения.

 Материалы для выполнения аппликации могут быть самыми различными:

бумага, солома, засушенные растения, ткань, вата, береста, кожа, мех, войлок, тополиный пух и многое другое.

 Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.

 Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища. До сих пор ее используют многие народы, несмотря на то, что есть более быстрые и дешевые фабричные способы оформления изделий.

 Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить её. Позже стали использовать кусочки кожи, меха, войлока других оттенков и цветов для украшения одежды. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация.

 Кого и что изображали люди в аппликации?

Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни.

 Со временем аппликация становилась всё более разнообразной по использованию материалов. Кроме кожи и войлока, применяются цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя – бархат, атлас, шёлк.

 С изобретением бумаги в моду входят бумажные аппликации-силуэты, которые вырезались из тёмной бумаги. Плоские профильные силуэты были популярны как у знатных, так и бедных людей. Силуэтные изображения стали предметом искусства, из бумаги вырезались целые сценки-иллюстрации, батальные и бытовые сюжеты. Это были высокохудожественные, тонко выполненные изображения.

 Не только профессиональные художники занимались силуэтной аппликацией. На протяжении многих веков искусство бумажной вырезной аппликации жило в народе. На Украине и Белоруссии и сейчас делают бумажные силуэты – вытинянки, или вырезанки. Выполняют их ножницами без предварительного рисунка. Самую простую вырезанку сделает даже малыш:

кто из вас не вырезал снежинки к новогоднему празднику?

 Итак, аппликация прочно вошла в нашу жизнь. Аппликацией можно украсить памятные открытки и сувениры для своих друзей и близких, интерьер любого помещения, праздничный костюм, с ее помощью можно оформить выставку, создать свое оригинальное панно, орнамент или картину, выполнить наглядное пособие.

 Аппликация может быть предметной, то есть состоящей из отдельных изображений предметов (цветок, дерево, животное, человек, машина, дом и т.д.), сюжетной, в которой отображено какое-либо событие, действие (праздник, повседневность) и декоративной, украшающей орнаментом различные предметы.

 Кроме бумаги, материалом для аппликаций могут послужить природные материалы (ракушки, семена растений, засушенные растения, опилки, песок, яичная скорлупа, перья и т.д.), бросовые материалы (фольга, нитки, пуговицы), пластичные материалы (глина, пластилин, пластика).

Актуальность аппликации

Аппликация весьма актуальна при работе с детьми. Ведь первые впечатления о величине предметов, их форм и расположения в пространстве у ребенка складываются при помощи тактильно-двигательного восприятия. Поэтому нужно с самого детства уделять малышам должное внимание по развитию мелкой моторики. Это помогает решить сразу несколько задач. Во-первых, способствует развитию интеллекта у детей, а во-вторых, готовит ребенка к более быстрому овладению навыком письма. Аппликация в развитии моторики позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга. Очень важно уже в раннем возрасте развивать у ребенка навыки ручной умелости, формировать механизмы, которые необходимы для накопления практического опыта малыша, а также для овладения письмом в будущем. Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.

Дети успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций: выкладывают, составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются друг с другом и воспитателем.

 

Организация занятий по аппликации

При хорошей организации занятий по аппликации у человека мелкая моторика будет развиваться гораздо быстрее. Для этого необходимо выполнение определенных условий. Первое, что нужно – это создать развивающую среду, во-вторых, подобрать специальные методы и наконец, в-третьих, отобрать наиболее эффективные приемы при работе с аппликацией.

 

В обучении аппликации решаются следующие общие задачи:

1.  Составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы.

2.  Составлять изображение предмета из отдельных частей; изображать сюжет.

3.  Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе: приклеивания, пришивания.

4.  Формировать чувство цвета, знать основные цвета и их оттенки, овладевать умением составлять гармоничные цветовые сочетания.

5. Формировать чувство формы, пропорций, композиции.

Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет), материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного.

 

Различные материалы вызывают у детей стремление изучить, исследовать их возможности на практике. Один  и тот же предмет, изображенный разными материалами, в разной технике зрительно будет восприниматься по иному, так как каждый материал имеет свой язык выразительности, различные цвета, формы, фактуры разнообразных материалов и особенности их движения в пространстве, обогащают зрительный и тактильный опыт ребенка, стимулируют желание применить их на практике.

 В своей работе я учу детей выполнять аппликации из различных видов материалов.

 

АППЛИКАЦИЯ ИЗ КРУЖКОВ БУМАГИ.

 Аппликация из кружочков цветной бумаги очень нравится детям. Так как работы, выполненные с помощью этого вида мозаики, красивые интересные. Для создания такой аппликации хорошо пользоваться клеем-карандашом, так как он не оставляет пятен клея на бумаге. На кружочек легко нанести нужное количество клея. Так как понадобиться большое количество кружочков, то делать их лучше, пользуясь приемом складывания бумаги гармошкой и одновременно вырезая несколько кружочков. Для детей среднего дошкольного возраста кружочки вырезает воспитатель.

 

АППЛИКАЦИЯ ИЗ КОМОЧКОВ БУМАГИ.

 Предлагаемый вид работы интересен и необычен. Для этого вида работы лучше подойдет тонкая цветная бумага, так как она легче будет скатываться в комочки.

Комочки скатывать можно двумя способами:

1. От листа цветной бумаги произвольно отрывается небольшой кусочек и скатывается в комочек.

2. Лист цветной бумаги разрезается на полоски шириной 3 см, а  затем разрывается приблизительно на одинаковые части, из которых складываются комочки. При использовании этого способа получаются комочки одинаковой формы.

 Цветные комочки надо приклеивать на клей ПВА плотно друг к другу, чтобы между ними не оставалось пустого места.

 При аккуратном выполнении работы будут объемными и красивыми.

 

АППЛИКАЦИЯ ИЗ ШАРИКОВ ФОЛЬГИ

 Аппликация из шариков фольги – это один из видов работы с бросовым материалом. Во всех шоколадных конфетах есть вкладыши из фольги, которые легко свернуть в шарики. Работы смотрятся объёмными и красивыми. Фольга хорошо крепится на клей ПВА.

 

АППЛИКАЦИЯ ( МОЗАИКА) ИЗ ГОРОХА

 Для выполнения данного вида работ необходимо отобрать половинки недробленого гороха. Горох можно приклеивать как на клей ПВА, так и на пластилин. После приклеивания гороха работу необходимо положить под пресс до полного высыхания. Работу можно раскрашивать гуашью, красками, лаком для ногтей.

 

АППЛИКАЦИЯ (МОЗАИКА) ИЗ ФАСОЛИ

 Для выполнения данного вида работ необходимо отобрать целую фасоль приблизительно одинакового размера. Фасоль приклеивать на клей ПВА. Работу надо смазывать частями, фасоль хорошо прижимать. Работы будут иметь привлекательный вид, если их покрасить гуашью и покрыть лаком.

 

АППЛИКАЦИЯ ИЗ МАННОЙ КРУПЫ

 Работы из манки увлекательны и очень нравятся детям. Предлагая детям шаблоны, у каждого ребенка получается своя неповторимая работа. Для работы понадобятся плотный цветной картон, клей ПВА, гуашь, манка.

 

АППЛИКАЦИЯ ИЗ КРУП

 Для работы подойдут различные крупы: пшено, рис, гречка и т.д.

Работа выполняется с использованием клея ПВА, пластилина.

После приклеивания крупы необходимо положить под пресс.

 

АППЛИКАЦИЯ (МОЗАИКА) ИЗ МАКАРОННЫХ ИЗДЕЛИЙ

 В продаже имеются макаронные изделия разных форм, что позволяет создавать оригинальные работы. Работу можно выполнять двумя способами: макаронные изделия приклеивать на клей ПВА или на пластилин. Начинать оклеивание следует с контура. После выполнения работы ее можно раскрасить акварельными красками или гуашью. Красиво смотрятся работы, покрытые лаком для ногтей.

 

АППЛИКАЦИЯ ИЗ ВАТЫ

 Работы из ваты получаются объемными и очень красивыми. Выполнению данного вида работ предшествует подготовительный этап, на котором дети заготавливают ватные шарики.  Для этого необходимо отрывать вату равномерными небольшими кусочками и скатывать в шарики. Если шарики плохо скатываются, руки можно немного смочить водой. Шарики лучше приклеивать, используя клей-карандаш. Не следует смазывать сразу всю работу, так как клей быстро сохнет. После приклеивания ваты работу можно раскрасить гуашью.

 

РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ

 Одна из разновидностей работы из пластилина – раскатывание мелких шариков и выкладывание ими изображения. Для этого лучше использовать пластилин “Пчёлка”, “Флюрики”, так как он имеет насыщенные цвета и работы получаются красочными.

Ребёнок познаёт окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности – играх, рисунках, рассказах. Наиболее яркие возможности предоставляет ему изобразительное творчество.

 Аппликация – один из наиболее любимых видов изобразительной деятельности детей.

 Важно, чтобы и процесс и его результат в работе приносил радость .

Аппликация

Развивает художественное воображение и эстетический вкус.

Развивает конструктивное мышление – зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое.

Развивает мелкую моторику и тактильные ощущения, особенно, если помимо бумаги используются другие материалы: ткань, крупа, сухоцветы, соломка.

Помогает выучить цвета и формы.

Знакомит детей с понятием технология: чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий: вырезать детали, смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин и тому подобное.

Вот несколько нетрадиционных техник аппликации, которые вносят новизну и вы можете использовать в работе с детьми.

 

ОБРАТНАЯ АППЛИКАЦИЯ

Это аппликация наоборот. Она выполняется на гладкой и прозрачной поверхности пластмассы или стекла, и ее изнанка становится лицевой стороной. 
Самое главное – сделать на бумаге хороший четкий рисунок, который подкладывается под перевернутую крышку. 
Чтобы он не смещался, его нужно прикрепить к крышке двумя горошинками белого пластилина. 
Черным пластилином выкладывается контур будущего рисунка, а открытые участки последовательно заполняются цветным пластилином. 
Перевернутое гладкой стороной к себе изделие представляет собой удивительный рисунок для картины или панно. 
После окончания аппликация закрывается кружочком цветного картона. 
Идея данной техники принадлежит Татьяне Просняковой, автору многочисленных книг по художественному труду и создателю интернет-сайта «Страна мастеров».
Выполнить такую аппликацию можно несколькими методами: с выкладыванием контура из жгутиков, мозаикой из пластилиновых шариков
Рекомендуется проводить такие занятия с детьми от 3 лет.

 

МОЗАИКА

 Еще один очень увлекательный способ создания творческих работ — это выполнение мозаики из вырезанных или рваных частей бумаги, разноцветной яичной скорлупы. 
Выполняется двумя способами: из отдельно вырезанных разноцветных мелких фигур (квадраты, треугольники, трапециевидные части, полосы) и путем прорезания нескольких слоев основы в узорной форме, меняя затем детали по цвету в прорезях фона и скрепляя их клеем.
 Продумайте рисунок, обозначьте его карандашным контуром и, предварительно смазав клеем поверхность, засыпьте  рисунок тем цветом, который вам необходим для создания вашей задумки.

 

АЙРИС ФОЛДИНГ – РАДУЖНОЕ СКЛАДЫВАНИЕ

Айрис фолдинг появился в Голландии. Эту технику называют также "радужным складыванием". Её принцип заключается в следующем:

Необходимый фрагмент рисунка вырезается по контуру.

С обратной стороны на рисунок наклеиваются полоски цветной бумаги строго в определенном порядке, в соответствии с заранее приготовленным шаблоном или с составленной вами схемой.

Изнаночная сторона заклеивается чистым листом бумаги.

Рисунок, если это необходимо, дополняется деталями.

Прежде чем приступать к работе, необходимо научиться самим строить шаблон или запастись готовыми айрис-шаблонами.

 

АППЛИКАЦИЯ ИЗ ВАТЫ И ТОПОЛИНОГО ПУХА

Аппликации из тополиного пуха однотонные, они напоминают гризайли (декоративный вид живописи, выполняемый в разных оттенках какого-либо одного цвета – чаще серого). 
Выбирая темы для аппликаций из пуха тополя, надо иметь в виду, что легче работать, если мало деталей и если они не мелкие.
 Животных, птиц, растения лучше выбирать с пушистой фактурой. Например: зайчата, котята, утята, цыплята, плюшевые игрушки, головки одуванчиков. 
Легче делать аппликации с черно – белых рисунков, контрастных фотографий.
 В сюжетной аппликации удаются зимние пейзажи, березовые рощи, рыбки в аквариуме. 
С помощью аппликаций из ваты или же тополиного пуха можно сделать пушистых, объёмных зверей, снег, изобразить пух растений, облака – простор для фантазии весьма широк. Из маленьких ватных катышков можно выложить пуделя и барашка, из истончённых и разорванных кусков ваты  - облака, из ватных дисков можно делать цыплят и цветы, снеговиков. Помните, что вату можно подкрасить акварелью либо гуашью, и тогда простор для творчества и  фантазии увеличится в несколько раз.
 

АППЛИКАЦИЯ ИЗ КОНФЕТИ
Описание работы:
1.  Нарисуйте, например, контур бабочки.
2.   Предложите ребенку кисточкой, а если у него нет навыка работы с ней, то губкой, нанести клей по всей поверхности рисунка.
3. Дайте густо посыпать весь лист бумаги конфетти.
4. Стряхните  лишнее с листа бумаги (можно просто перевернуть лист "вниз головой").
5. Вместе удивитесь возникшей перед вами бабочкой.
Как вы поняли, работать в этой технике можно с детьми любого возраста.

 

АППЛИКАЦИЯ ИЗ ПОРОЛОНА
Поролон красят краской. Затем рвут на мелкие кусочки. Поролон можно заменить зеленой бумагой или ватными шариками. 
После этого рисуют на бумаге простым карандашом то, что хочется сделать вам или детям. Смазывают клеем и приклеивают поролон.
Можно не рисовать карандашом, например, дерево, а дать ребенку самому проявить воображение или складывать дерево на клей из кусочков сразу.

 

АППЛИКАЦИЯ ИЗ ИЗОЛЕНТЫ
Предложите детям сделать аппликацию с помощью изоленты. Например, дорогу для машин. Покажите, как пользоваться скотчем-изолентой и безопасными ножницами
Необычный способ рисования получится, если аппликацию из изоленты раскрасить красками, а после того как краска высохнет, изоленту аккуратно снять с рисунка. С помощью этой нетрадиционной техники рисования можно рисовать как абстрактные картины, так и обычные. 

 

АППЛИКАЦИЯ ИЗ ПЕСКА ИЛИ СОЛИ
Работать с песком одно удовольствие, а готовые картины получаются просто шикарными.
Наборы для аппликаций из цветного песка продаются в любом канцелярском магазине или в отделах для детского творчества. Но можно попробовать сделать цветной песок своими руками. Детям любого возраста нравится возиться с песком: сыпать его, выбирать цвета, разравнивать, а главное стряхивать. Почему же, хотя бы изредка, не пойти им навстречу?
А, если, к тому же, вы разрешите детям покрасить песок или соль вместе с вами, им это доставит несказанное удовольствие!
Аппликацию песком или солью можно начинать делать с детьми от6-,9 лет. Для начала выбирайте простые аппликации с небольшим количеством деталей, постепенно усложняя рисунок и увеличивая число мелких деталей.

 

АППЛИКАЦИЯ ИЗ КРУПЫ

техника «посыпание» и техника «вдавливание»

"посыпание" – аппликация из крупы, выполненная на основе контурного рисунка (шаблона).
1. Рисуем простым карандашом на цветном картоне или находим изображение с четким контуром (контурный рисунок) и распечатываем его на цветной бумаге. Какой рисунок подойдет? Фрукты или овощи, стилизованные цветы, животные и птицы – любая картинка с достаточно крупными деталями, которая интересна и понятна малышу.
2. Крупа подойдет любая. В первый раз лучше сделать самую-самую простую аппликацию, из одного вида крупы. Например, цыпленка из пшена. В этом случае рисунок полностью намазываем клеем ПВА и посыпаем пшеном (пшено немного прижимаем пальцами, чтобы лучше держалось). Крупа должна лежать в один слой. Глаз можно сделать из гречки, клюв и лапки - просто нарисовать (или сделать из фасоли, как на фото). Для сохранности крупяного слоя аппликацию можно сверху дополнительно промазать клеем. 
Затем можно переходить к аппликациям из разных круп. Принцип простой: для каждой детали мы используем разный по цвету или фактуре материал. Клеем намазываем сначала одну деталь, засыпаем ее крупой, затем другую и т.д. Например, облака хорошо получаются из риса, солнце – из пшена, небо – из манки, земля – из овсянки и фасоли. При необходимости крупу можно покрасить (гуашью или акварелью)


Способы окраски крупы

На широкой тарелке рассыпать пшено, взять кисточку, обмакнуть в гуашь с водой и покрасить ее. Затем осторожно пересыпать крупу на целлофан тонким слоем и просушить. Такая крупа пачкает руки при работе, зато аппликация получается яркая и неповторимая.

Рис насыпать в несколько стаканчиков, добавить в каждую емкость воды и гуашь разного цвета, чтобы получился густой раствор. Оставить на ночь. Утром воду вылить, а крупу рассыпать на полиэтиленовые пакеты, чтобы хорошо просохла. Хранить удобнее всего в маленьких баночках из-под детского питания, витаминов или детского пластилина. Такая покраска риса не окрашивает руки ребенка, но и цвета получаются менее насыщенными.

Манку практичнее перемешать с измельченным в порошок цветным мелом.

 

ТЕХНИКА «ВДАВЛИВАНИЕ»

1. Нам понадобится заготовка: цветной рисунок или самая простая аппликация из бумаги. На фото в качестве заготовки используется именно бумажная аппликация – силуэт дерева, приклеенный на цветной картон.
2. Затем примазываем круги из пластилина, аккуратно разравнивая края.
3. Предлагаем ребенку декорировать круги крупой (или зернами кофе, орехами, семечками и т.п.) – вдавить их в пластилин.
4. Так же делаем ствол дерева. Примазываем коричневый пластилин, формируя силуэт дерева.
Если дерево зимнее, пластилиновый ствол можно присыпать крупной солью, а затем вдавить кристаллы соли в пластилин.

 

ПУШИСТАЯ АППЛИКАЦИЯ
Аппликация из скрученных салфеток - простой и доступный для любого возраста вид творчества, способствующий развитию мелкой моторики детей.
Для работы понадобятся бумажные салфетки различных цветов, контурный рисунок будущей аппликации (для этого удобно распечатать на бумаге для принтера детские раскраски), клей ПВА, цветной картон-основа аппликации. 
 Салфетки разрезаются на равные квадратики, затем каждый квадратик с помощью пальцев скручивается в шарик. 
 Полученные шарики наклеиваются по рисунку на клей ПВА. 
 Сначала аппликация выполняется на принтерной бумаге, на которой распечатан рисунок. Готовая аппликация должна хорошо высохнуть, после чего рисунок вырезается и наклеивается на фон - цветной картон. 
 Окончательная отделка панно зависит от фантазии автора: в зависимости от тематики работу можно декорировать природными материалами, нитками, ракушками, стружкой ит.п. 
 Отдельные детали композиции можно выполнить из цветной бумаги - простой или бархатной.

 

АППЛИКАЦИЯ 3D

Трёхмерная графика 3D предназначена для изображения объёмных объектов. Трёхмерная графика – это виртуальное, воображаемое трёхмерное пространство, которое отображается на плоской, двухмерной поверхности дисплея или листа бумаги. 
Суть изображения 3D: мы видим несколько слоев, наложенных друг на друга в определенной последовательности, существующие сами по себе и созданные отдельно друг от друга.  
Но все-таки изображения в  3D – это не полный объем объекта в 360 градусов. И даже не полуобъемное изображение предмета – это всего лишь иллюзия предмета, изображенного с помощью нескольких ограниченных плоскостей.  
Отличия  аппликации 3D от объемной:

Многослойность.

Отличие слоев друг от друга по форме и количеству.

Количество слоев  не менее 3.

Несоприкасаемость слоев друг с другом.

Эффект объекта «глубины» или «выпуклости».

Модель 3D – плоскостная модель.

Отсутствие клея (наличие двухстороннего скотча).

Работая над аппликациями в технике 3D,необходимо выделить некоторые правила последовательности выполнения работы аппликации:

Определить количество предметов, которые будут выделяться слоями (разные объекты должны находиться на разных уровнях).

Вырезать первый слой предмета и в неизменном виде наклеить его с помощью одностороннего скотча на основание.

 Второй слой предмета вырезать, изменяя размер и форму (каждый последующий слой должен отличаться от предыдущего меньшим размером).

Наклеить второй слой на первый, смещая его  на 1 мм (вверх, вниз, влево, вправо – по вашему желанию).

Третий и четвертый слои вырезать и наклеить по аналогии второго слоя (слоев должно быть не меньше трех).

Часть предмета, которой надо придать наибольшую выпуклость, должна быть наименьшего размера.

Последовательность выполнения:

Определить количество предметов, которые будут выделяться слоями.

Вырезать первый слой предмета и в неизменном виде наклеить его с помощью одностороннего скотча на основание.

 Второй слой предмета вырезать, изменяя размер и форму.

Наклеить второй слой на первый, смещая его в сторону на 1 мм (вверх, вниз, влево, вправо – по вашему желанию).

Третий и четвертый слои вырезать и наклеить по аналогии второго слоя.

Часть предмета, которой надо придать наибольшую выпуклость, должна быть наименьшего размера. 
 
Таким образом, нетрадиционные виды аппликации в младшем школьном возрасте – один из наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятельности. Вместе с тем в нетрадиционных техниках аппликации заложены колоссальные воспитательные резервы и огромные педагогические возможности, которые влияют на художественно-эстетическое и образно-пространственное восприятие окружающего мира детьми дошкольного возраста, на развитие творчества школьников младшего возраста.

Цель  работы:

Исследовать свойства применяемых материалов по техникам бумажного творчества, выявить методы и способы, способствующие развитию мелкой моторики рук.

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

 В своей работе я ставлю следующие задачи:

Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

Улучшить общую двигательную активность;

Содействовать нормализации речевой функции;

Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

В работе использую формы работы:     

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Каждый педагог, учитывая внутренние и внешние мотивы, запросы, предъявляемые современным обществом, сложившегося в коллективе микроклимата и требования администрации образовательного учреждения, определяет свою задачу самосовершенствование и саморазвитие. И организация самообразования педагога может быть представлена в виде следующих этапов.

1 этап – диагностический.

Изучены источники самообразования Е.В. Блохина «Повышение квалификации»-добыть знания для компетентности в профессиональной деятельности; Е.А. Янушко «Ум на кончиках пальцев»-для применения и сохранения межпредметных связей; А.Бакушинский, Е.Флёрина, В.Глоцер, Б. Джефферсон- настольная методическая литература позволяет отслеживать уровень готовности детей. Рассмотрен комплекс литературы педагогической деятельности.

М.И.Кольцов, И.М. Сеченов, Л.П.Савина - раскрывают основные принципы «от простого к сложному», для прогнозирования результатов (отследить и выбрать благо приятную деятельность и применимую для эксперимента. Изучение научной литературы мне помогает найти обратную связь, т.к. это помогает узнать и оценить себя. Изучить мониторинг по данной теме. Гальперин П.Я. педагог новатор.
 

2 этап – прогностический.

Изучила научный материал, сделала отбор, выделила материал для применения, который необходимо апробировать. Поставила цель: сформировать научную основу предстоящей работы. Детей протестировала, сделала срез, что дало узнать их уровень.

В ходе решения проблем планирую использовать методы обучения. Для прогнозирования необходимо подобрать, изучить, изготовить дидактический материал, по теме самообразования. Разработать перспективный план проведения мероприятия декоративно - художественного направления. С целью установления контактов для родителей планирую познакомить с содержанием работы.

 

3 этап – практический.

Изучение

обобщение

распространение

сбор библиографии по данной теме

выступление на м.о. с сообщением

внедрить в проф.деятельность

учебно-методического материала

выступила с докладом на м.о

участие в сетевых сообществах

новых информационных технологий в работе с детьми

выступила с сообщением на заседании

в управлении документооборота

исследования нетрадиционных приёмов

выступление на м.о. с докладом

апробировать в проектной деятельности

Во время, которого происходит накопление педагогических фактов, адаптация творческого материала к конкретной ситуации, апробирование на практике выбранных методов.

 

4 этап - обобщающий.

Понимание и раскрытие темы сформировано. С целью определения уровня усвоения детьми знаний и умений привожу разно уровневые работы, которые составляю с учётом уровня развития каждого ребёнка ( по принципу минимакса). Таким образом, динамика успешности, обучающихся - позитивная. Собрала подборку учебных материалов по теме самообразования.

Заключение

Тема: « Аппликация как средство развития мелкой моторики рук младшего школьного возраста» мною изучена, осуществлена подборка физкультминуток, разработаны мастер-классы «Сувенир», «Изготовление открыток», «Пластилиновая живопись»,конкурсы по вопросам творческой активности обучающихся. Показывает положительные результаты работы над темой. Считаю, что добиться положительных результатов удалось лишь потому; что все запланированные мероприятия проводились в системе, было организовано сотрудничество на базе МБОУ СОШ№ 9, ГИМНАЗИЯ№1.Не удалось провести качественную работу по оформлению «мониторинга развитие мелкой моторики рук ,не хватает опыта.

Рекомендации: совершенствовать работу по мониторингу, продолжить пополнение методической копилки разработками занятий, мастер-классов, по теме самообразования.

 

Научно-методическая литература по проблеме развития мелкой моторики

Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования А. А. Сеченова, В. П. Павлова, А. А. Ухтомского, В. П. Бехтерова и других показали исключительную роль движений двигательно-кинестического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная.

По мнению И. П. Павлова: «Речь – это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга».

В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».

Многие современные исследователи также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка, а также предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры-сказки, связанные с развитием тонкой моторики (М. Я. Аксенова, О. С. Бот, Л. С. Рузина, В. Кудрявцева, И. Ф. Марковская, Т. А. Ткаченко и другие).

Т. А. Ткаченко делает вывод, что включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки – позволяет стимулировать действия речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.

В. В. Цвынтарный также придерживается точки зрения о том, что развитие речи мелкой моторики рук связано с развитием речи и способствует ее развитию, а также предлагает ряд упражнений для работы с пальчиками, со счетными палочками, спичками.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андрианов П.Н. Развитие технического творчества в трудовом обучении учащихся общеобразовательных школ.2011г.М. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.-ММоляко В.А. Психология творческой деятельности-2012г. Нечаев Н.Н. Проектное моделирование как творческая деятельность -2013г.
  2. Павлова М.Б. « Технология» - новый учебный предмет в школе.-Спб 2014г.
  3. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив-2014г.
  4. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения.-М2014г. Симоненко В.Д. Технологическая культура-Брянск2014г.Эриксон Э.Детство и общество,СПБ-2013г.
Комментарии

Спасибо за публикацию данного материала!

22 October 2016