12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Цыренова Чимита Чойбалсановна42

Технология:Проблемное обучение

Теоретические основы:

В зарубежной педагогике история проблемного обучения связана с Дж. Брунером и Джоном Дьюи (1859—1952).Последний в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, где  основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. В своей книге «Как мы мыслим»(1909) Джон Дьюи отвергает догматическое обучение и ратует за самостоятельную практическую деятельность учащихся по решению проблем. Американских авторов сближает общая идея - важность проблемного подхода в обучении.

 В отечественной педагогике в разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения в активное участие принимали: А. М. МатюшкинТ. В. КудрявцевИ. Я. ЛернерМ. И. МахмутовВ. ОконьМ. Н. Скаткин и другие. Фундаментальные исследования в области проблемного обучения начались во второй половине прошлого столетия.  Принципы проблемного обучения  разрабатывались советскими психологами С.Л.Рубинштейном, Д.Н.Богоявленским, Н.А.Менчинской, А.М.Матюшкиным, а в применении к школьному обучению такими дидактами, как М.А.Данилов, М.Н.Скаткин. Много этими вопросами занимались Т.В.Кудрявцев, Д.В.Вилькеев, Ю.К.Бабанский, М.И.Махмутов и И.Я.Лернер. Активные исследования в этой области ведутся и сейчас.

УМК «Школа России»

Предмет – окружающий мир

Класс – 1

Тема – Почему Луна бывает разной?

Урок: второй в разделе «Почему и зачем?» III четверть.

Тип урока: ОНЗ

Оборудование: презентация, цветные карандаши, шаблоны лунохода.

Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч./А.А.Плешаков. – 3-е изд.. М.: Просвещение, 2018

Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений В 2 ч./А.А.Плешаков. – 3-е изд.. М.: Просвещение, 2018

Контрольно-измерительные материалы по окружающему миру.

Цель урока: Формировать представление о Луне – естественном спутнике Земли, о форме Луны, о том, почему Луна бывает разной, как люди изучают Луну.

Задачи урока:

1.Дать представление первоклассникам о Луне – естественном спутнике Земли, о форме Луны, о том, почему Луна бывает разной, как люди изучают Луну.

2.Развивать у обучающихся речь, память, словесно – логическое мышление, интерес к предмету;

3. Развивать умений работать в парах, группах.

3.Формировать доброжелательные отношения между учащимися, умения понимать себя и других.
Формируемые УУД

Познавательные

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные

Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.

Слушать и понимать речь других.Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры). Работать в группах и парах.

Регулятивные

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, работать по предложенному учителем плану.

Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;

Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Личностные

Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми;

Формирование интереса к учению;














Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД


Организационно-мотивационный

(1 мин)






Цель: Взаимные приветствия учителя и учащихся. Организация внимания и внутренней готовности
- Сегодня у нас на уроке много гостей. Повернитесь. Поприветствуйте!
- Итак, настроились, работаем четко, думаем и рассуждаем.

Проверяет готовность обучающихся к уроку


Создаёт эмоциональный настрой на начало урока

Побуждает к высказыванию своего мнения

Подготовка класса к работе

Отвечают на вопросы учителя





-на ракете.

-на космическом корабле.                                                            -космонавтами.

УУД

личностные: освоить личностный смысл учения, желание учиться.

регулятивные: целеполагание;


коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


Актуализация опорных знаний. (5 мин)




















Цель: Проверка различными методами объёма усвоенного материала, характера мышления учеников, степени сформированностиобщеучебных умений и навыков. Комментирование отчётов учащихся.

Карточка

- Солнце – огромный пылающий … (шар).

- Солнце – это ближайшая к Земле … (звезда).

- Оно создает нам … (день).

- Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится … (далеко от Земли).

- Звезды кажутся нам маленькими … (точками), потому что находятся …. (далеко от Земли).

- Звезды отличаются друг от друга по … (цвету) и по … (размеру).

- Звезд на небе очень много и люди объединили их в … (созвездия).


Проверка

Напоминает обучающимся, как нужно работать в паре


Обеспечивает мотивацию выполнения работы в паре


Осуществляет индивидуальный контроль, выборочный контроль


Организует коллективную проверку

Побуждает к высказыванию своего мнения

Принятие цели урока, планирование деятельности


Выполняют задания по карточке


Высказывают свои предположения в паре


По очереди комментируют

УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач



Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала

(2 мин)








Цель: Постановка темы, цели и задач изучения нового материала. Показ его практической значимости. Постановка перед учащимися учебной проблемы


- Как вы думаете, а зачем нужно изучать солнце, звёзды?





-Что-то есть ещё не изученное нами в космосе?

Подсказка

- Узнал Муравьишка, что такое Солнце, звезды. Взглянул на небо и увидел еще что-то…


- Что увидел Муравьишка Вопросик?


- Всегда ли Луна имеет одну и ту же форму?

- Прочитайте тему урока.



-Ребята, давайте попробуем определить, что же мы должны сегодня изучить. Попробуем поставить цели нашего урока?







Побуждает к высказыванию своего мнения




Проводит параллель с раннее изученным материалом




Предполагаемые ответы детей.



-Узнать больше о космосе;




- созвездия;

- планеты;




-луну, месяц.


-нет, она бывает разной.


Предполагают цели урока:

-узнаем, что такое Луна.

-узнаем, какую форму имеет Луна.

-узнаем, почему Луна выглядит по-разному.

-узнаем, как люди изучают Луну.



Усвоение новых знаний


(5мин)

































Постановка проблемного вопроса 2 (5 мин).








Цель: Организация внимания. Сообщение учителем нового материала. Обеспечение восприятия, осознания, систематизации обобщения этого материала учащимися





– Итак, начнём. Первое, что мы должны узнать, что такое Луна? Отправимся в космос.(слайд с картой, работа с учебником)

–Что же происходит в космосе?



- А у некоторых планет есть спутники.

– А что такое спутник?

– Спутник это…

–Спутники, которые создала природа и, которые вращаются вокруг планет, называются природными, или естественными. Таким спутником для нашей Земли является Луна.


Практическая работа.

Открываем учебник на странице 34 задание №1, найдите рисунок, на котором правильно показана Земля и Луна.

Вот мы и приблизились к Луне.
С тех пор, как человек появился на Земле, Луна представляла для него загадку. В древние времена люди поклонялись Луне, считая ее богиней ночи. Сегодня мы знаем гораздо больше о тому что она представляет собой.
- Так что же такое Луна?
Луна - не звезда и не планета. Луна – естественный спутник Земли. Так как создала природа. Она вращается вокруг Земли и вокруг своей оси. Но вращается медленнее. И лунный день равен двум нашим неделям. Лунная ночь тоже длится две наших недели.
Луна - самое близкое к Земле небесное тело. Тем не менее, когда с космодрома запускают на Луну ракету, ученые 3 дня и 3 ночи находятся в ожидании. Именно столько времени нужно космическому кораблю, чтобы долететь до Луны. (3 суток - 3 дня и 3 ночи) . На Луне нет воздуха, атмосферы.
- Еще в древности люди заметили, что Луна все время меняет свою форму. То она похожа на круглую тарелку, то на серп, который назвали Месяцем. Люди не могли объяснить это явление и придумывали сказки, легенды, мифы.

– Побывав в космосе, космонавты сделали фотографию. Посмотрите на экран, что мы видим в космическом пространстве. (СЛАЙД)

– А какого цвета мы видим Луну с Земли, когда есть возможность за ней понаблюдать?

А почему так?

Опыт: «Сейчас я покажу вам, как работает Луна».
 
- Само зеркало светится? 


- А теперь, когда я поймаю им луч Солнца? Что это за свет?
 
- А если Луна не источник света то, что же происходит в космосе? В чем же секрет Луны?

Фазы Луны

– Эти формы ученые называют фазы Луны. Когда луна находится между Землёй и Солнцем, к Земле обращена неосвещённая половина Луны, и Луну на небе не видно. Это фаза называется новолунием. Через 2-3 дня луна появляется на небе в виде узкого серпа. Это молодой месяц. Он увеличивается с каждым днем. И со временем Луна принимает вид целого диска – это полнолуние. Земля уже находится между Солнцем и Луной. Потом Луна начинает убывать и снова становится серпом.

Даёт задание на поиск в тексте особенностей

Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке













Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи















Подводит обучающихся к выводу о форме, цвете луны










(с помощью зеркальца направляет солнечный луч на глобус)

Отвечают на вопросы учителя






Озвучивают понятия спутник, фазы луны


Читают текст

- Все планеты вращаются вокруг Солнца и своей воображаемой оси












– Луна вокруг Земли – природный спутник







–  Жёлтая Луна





(нет)


(отражение солнечного луча)


Предполагаемые ответы детей

- Раз она не светит, мы можем видеть только ее часть, которая освещена Солнцем.






УУД регулятивные:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с электронным приложением;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.учебной деятельности

УУД познавательные:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

отвечать на вопросы учителя



УУД личностные: желание учиться



- А сейчас, ребята, я прошу вас нарисовать на доске луну такой, какой вы её видели в небе. (Дети рисуют

t1696853318aa.gift1696853318ab.gif



- Почему же луна такая разная? Поможет нам разобраться в этом статья учебника на стр 34 (чтение статьи).

- Чтобы убедиться как луна меняет свою форму я предлагаю вам проделать практическую работу.

- Сейчас я покажу вам, как работает Луна (с помощью зеркальца направляю солнечный луч на глобус).
- Само зеркало светится? (нет)
- А теперь, когда я поймаю им луч Солнца? Что это за свет? (отражение солнечного луча)
- Вот мы и узнали секрет Луны. Раз она не светит, мы можем видеть только ее часть, которая освещена Солнцем.
- Прочитаем текст : «Луна сама не испускает света, она, словно, зеркало, отражает свет Солнца».
- Когда Солнце освещает ту сторону Луны, которая обращена к нашей Земле, мы видим ее целиком. Это называется ПОЛНОЛУНИЕ.
А когда Луна оказывается между Солнцем и Землей, Солнце освещает ту часть Луны, которая нам не видна. В это время ночи темные. Наступает НОВОЛУНИЕ.
Но вскоре луна понемногу перемещается, и начинает светиться ее тоненький кусочек МЕСЯЦ.

Теперь она выросла наполовину.
Ну, а светлая часть Луны с каждой ночью становится все больше и больше.
Видите, какая она уже стала – почти совсем круглая! Скоро опять наступит полнолуние, а затем Луна начнет убывать, все больше уходить в тень, пока не исчезнет совсем. И так повторяется каждый месяц.


После окончания работы дети делают вывод о форме луны, фазах луны и причинах их смены.

Демонстрируется презентация «Фазы Луны»

Вывод делает учитель:
- Чтобы это объяснить, надо знать один секрет Луны. Этот секрет в том, как она светит. Солнце – это пылающий шар, оно само испускает свет, а Луна…

В давние времена люди не знали, как устроена Луна и думали, что ее проглатывает какое-то чудовище, а потом появляется новая. Но мы-то с вами знаем, что это не так!
С Земли Луна кажется маленькой. Но на самом деле это не так. Если нарисовать Землю с арбуз, то Луна окажется яблоком (размером с яблоко). Луна в шесть раз меньше Земли.

Итак, мы опустились на поверхность Луны. Подумайте, как одним словом можно назвать это действие? (прилунились)

- Первыми на Луне побывали американские астронавты Армстронг и Олдрин.

Днем на Луне жара до 130 градусов,а ночью 170 градусов мороза.
Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли. Луна выглядит так, как будто на ней много лет не вытирали пыль.

- Будьте очень осторожны! Смотрите под ноги, так как на Луне много камней.
- Да, и разговаривайте только по радиотелефону (так как на Луне нет воздуха и вы всё равно не услышите друг друга). Даже метеориты на Луне  падают бесшумно.
- И не делайте больших шагов, а то будете сильно подпрыгивать.
- На Луне нет ни цветов, ни деревьев, ни радуги, только песок да камни.
- И, самое главное, на Луне нет ни воды, ни воздуха, ни атмосферы. Там не бывает ни дождей, ни снега.
- Нет облаков, нет туманов, только чёрное небо вокруг. Правда, дожди там все-таки бывают – метеоритные, каменные.
- Человек на Луне жить не может.

Иногда, кажется, что у Луны есть лицо. Это впечатление создают горы, отбрасывающие тень на ее поверхность. А светлые пятна – это лунные моря. Но на самом деле в этих морях нет ни капли воды. Но люди раньше этого не знали. Поэтому и назвали их морями.





Физминутка

Если согласны, похлопаем, не согласны- потопаем

1.На Луне нет воздуха
2.Луна светится
3. В Лунных морях много воды
4. 1 лунный день = 2 нашим неделям
5. На Луне жизнь возможна





Этап проверки понимания учащимися нового материала.


(13 мин)



Цель: Проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала,


Вылепите из пластилина модель Луны,Земли правильно показав ее форму.











Напоминает обучающимся, как нужно работать в






Обеспечивает мотивацию выполнения работы в группе




Осуществляет контроль

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников





Анализируют форму, размер, цвет луны, солнца, земли



Групповая работа: часть ребят работает над шаблоном, другая часть -готовится к защите отвечая на вопрос.

Находят в тексте понятия, информацию

Высказывают своё мнение


УУД коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать друг друга

УУД регулятивные: принимать учебную задачу, планировать выполнение учебной задачи

УУД коммуникативные: умение сотрудничать в совместном решении проблемы

УУД познавательные: умение моделировать и анализировать;

умение наблюдать и делать простые выводы

УУД познавательные: умение находить необходимую информацию

УУД коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи

УУД регулятивные: умение корректировать выполнение задания


Закрепление нового материала

(4 мин)




Цель: Закрепление полученных знаний и умений.

Тест(КИМ)


– Итак, ребята, наше изучение Луны подходит к концу. Полетели обратно.

Мы много успели сделать на уроке. Ответили на все интересующие  вопросы.

- Давайте проверим, как вы усвоили новые знания. Выполните тестовое задание.

Проверочная



Организует взаимопроверку



Подводит обучающихся к выводу о том, почему луна выглядит по-разному



Побуждает к высказыванию своего мнения



Ребята выбирают правильный вариант ответа

Осуществляют взаимопроверку


УУД регулятивные:

умение соотносить правильность выполнения задания с образцом

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре, группе

Рефлексия.

Итог урока(2 мин)


Цель: Подведение итогов урока. Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся.

– Итак, ребята, наше изучение Луны подходит к концу. Мы много успели сделать на уроке. Ответили на все интересующие  вопросы.


- Мы справились с поставленной целью? Набортовых журналах сделайте отметку своих достижений.

- Спасибо за урок! Вы молодцы!

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке

Отвечают на вопросы учителя


Осуществляют самооценку


Формулируют конечный результат своей работы на уроке



Шкалируют свои достижения. (использование шкалы достижений )

Личностные УУД: личностный рост, личные достижения; освоить личностный смысл учения, желание учиться



УУД регулятивные:

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.