Технология:Проблемное обучение
Теоретические основы:
В зарубежной педагогике история проблемного обучения связана с Дж. Брунером и Джоном Дьюи (1859—1952).Последний в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, где основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. В своей книге «Как мы мыслим»(1909) Джон Дьюи отвергает догматическое обучение и ратует за самостоятельную практическую деятельность учащихся по решению проблем. Американских авторов сближает общая идея - важность проблемного подхода в обучении.
В отечественной педагогике в разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения в активное участие принимали: А. М. Матюшкин, Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, В. Оконь, М. Н. Скаткин и другие. Фундаментальные исследования в области проблемного обучения начались во второй половине прошлого столетия. Принципы проблемного обучения разрабатывались советскими психологами С.Л.Рубинштейном, Д.Н.Богоявленским, Н.А.Менчинской, А.М.Матюшкиным, а в применении к школьному обучению такими дидактами, как М.А.Данилов, М.Н.Скаткин. Много этими вопросами занимались Т.В.Кудрявцев, Д.В.Вилькеев, Ю.К.Бабанский, М.И.Махмутов и И.Я.Лернер. Активные исследования в этой области ведутся и сейчас.
УМК «Школа России»
Предмет – окружающий мир
Класс – 1
Тема – Почему Луна бывает разной?
Урок: второй в разделе «Почему и зачем?» III четверть.
Тип урока: ОНЗ
Оборудование: презентация, цветные карандаши, шаблоны лунохода.
Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч./А.А.Плешаков. – 3-е изд.. М.: Просвещение, 2018
Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений В 2 ч./А.А.Плешаков. – 3-е изд.. М.: Просвещение, 2018
Контрольно-измерительные материалы по окружающему миру.
Цель урока: Формировать представление о Луне – естественном спутнике Земли, о форме Луны, о том, почему Луна бывает разной, как люди изучают Луну.
Задачи урока:
1.Дать представление первоклассникам о Луне – естественном спутнике Земли, о форме Луны, о том, почему Луна бывает разной, как люди изучают Луну.
2.Развивать у обучающихся речь, память, словесно – логическое мышление, интерес к предмету;
3. Развивать умений работать в парах, группах.
3.Формировать доброжелательные отношения между учащимися, умения понимать себя и других.
Формируемые УУД
Познавательные
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные
Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.
Слушать и понимать речь других.Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры). Работать в группах и парах.
Регулятивные
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, работать по предложенному учителем плану.
Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;
Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Личностные
Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми;
Формирование интереса к учению;
Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
|
Организационно-мотивационный (1 мин)
| Цель: Взаимные приветствия учителя и учащихся. Организация внимания и внутренней готовности - Сегодня у нас на уроке много гостей. Повернитесь. Поприветствуйте! - Итак, настроились, работаем четко, думаем и рассуждаем.
| Проверяет готовность обучающихся к уроку
Создаёт эмоциональный настрой на начало урока Побуждает к высказыванию своего мнения | Подготовка класса к работе Отвечают на вопросы учителя
-на ракете. -на космическом корабле. -космонавтами.
| УУД личностные: освоить личностный смысл учения, желание учиться. регулятивные: целеполагание;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
|
Актуализация опорных знаний. (5 мин)
| Цель: Проверка различными методами объёма усвоенного материала, характера мышления учеников, степени сформированностиобщеучебных умений и навыков. Комментирование отчётов учащихся. Карточка - Солнце – огромный пылающий … (шар). - Солнце – это ближайшая к Земле … (звезда). - Оно создает нам … (день). - Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится … (далеко от Земли). - Звезды кажутся нам маленькими … (точками), потому что находятся …. (далеко от Земли). - Звезды отличаются друг от друга по … (цвету) и по … (размеру). - Звезд на небе очень много и люди объединили их в … (созвездия).
Проверка | Напоминает обучающимся, как нужно работать в паре
Обеспечивает мотивацию выполнения работы в паре
Осуществляет индивидуальный контроль, выборочный контроль
Организует коллективную проверку Побуждает к высказыванию своего мнения | Принятие цели урока, планирование деятельности
Выполняют задания по карточке
Высказывают свои предположения в паре
По очереди комментируют | УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач
|
|
Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала (2 мин)
| Цель: Постановка темы, цели и задач изучения нового материала. Показ его практической значимости. Постановка перед учащимися учебной проблемы
- Как вы думаете, а зачем нужно изучать солнце, звёзды?
-Что-то есть ещё не изученное нами в космосе? Подсказка - Узнал Муравьишка, что такое Солнце, звезды. Взглянул на небо и увидел еще что-то…
- Что увидел Муравьишка Вопросик?
- Всегда ли Луна имеет одну и ту же форму? - Прочитайте тему урока.
-Ребята, давайте попробуем определить, что же мы должны сегодня изучить. Попробуем поставить цели нашего урока?
|
Побуждает к высказыванию своего мнения
Проводит параллель с раннее изученным материалом
|
Предполагаемые ответы детей.
-Узнать больше о космосе;
- созвездия; - планеты;
-луну, месяц.
-нет, она бывает разной.
Предполагают цели урока: -узнаем, что такое Луна. -узнаем, какую форму имеет Луна. -узнаем, почему Луна выглядит по-разному. -узнаем, как люди изучают Луну. |
|
|
Усвоение новых знаний
(5мин)
Постановка проблемного вопроса 2 (5 мин).
| Цель: Организация внимания. Сообщение учителем нового материала. Обеспечение восприятия, осознания, систематизации обобщения этого материала учащимися
– Итак, начнём. Первое, что мы должны узнать, что такое Луна? Отправимся в космос.(слайд с картой, работа с учебником) –Что же происходит в космосе?
- А у некоторых планет есть спутники. – А что такое спутник? – Спутник это… –Спутники, которые создала природа и, которые вращаются вокруг планет, называются природными, или естественными. Таким спутником для нашей Земли является Луна.
Практическая работа. Открываем учебник на странице 34 задание №1, найдите рисунок, на котором правильно показана Земля и Луна. Вот мы и приблизились к Луне. С тех пор, как человек появился на Земле, Луна представляла для него загадку. В древние времена люди поклонялись Луне, считая ее богиней ночи. Сегодня мы знаем гораздо больше о тому что она представляет собой. - Так что же такое Луна? Луна - не звезда и не планета. Луна – естественный спутник Земли. Так как создала природа. Она вращается вокруг Земли и вокруг своей оси. Но вращается медленнее. И лунный день равен двум нашим неделям. Лунная ночь тоже длится две наших недели. Луна - самое близкое к Земле небесное тело. Тем не менее, когда с космодрома запускают на Луну ракету, ученые 3 дня и 3 ночи находятся в ожидании. Именно столько времени нужно космическому кораблю, чтобы долететь до Луны. (3 суток - 3 дня и 3 ночи) . На Луне нет воздуха, атмосферы. - Еще в древности люди заметили, что Луна все время меняет свою форму. То она похожа на круглую тарелку, то на серп, который назвали Месяцем. Люди не могли объяснить это явление и придумывали сказки, легенды, мифы. – Побывав в космосе, космонавты сделали фотографию. Посмотрите на экран, что мы видим в космическом пространстве. (СЛАЙД) – А какого цвета мы видим Луну с Земли, когда есть возможность за ней понаблюдать? – А почему так? Опыт: «Сейчас я покажу вам, как работает Луна». - Само зеркало светится?
- А теперь, когда я поймаю им луч Солнца? Что это за свет? - А если Луна не источник света то, что же происходит в космосе? В чем же секрет Луны? Фазы Луны – Эти формы ученые называют фазы Луны. Когда луна находится между Землёй и Солнцем, к Земле обращена неосвещённая половина Луны, и Луну на небе не видно. Это фаза называется новолунием. Через 2-3 дня луна появляется на небе в виде узкого серпа. Это молодой месяц. Он увеличивается с каждым днем. И со временем Луна принимает вид целого диска – это полнолуние. Земля уже находится между Солнцем и Луной. Потом Луна начинает убывать и снова становится серпом. | Даёт задание на поиск в тексте особенностей Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке
Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи
Подводит обучающихся к выводу о форме, цвете луны
(с помощью зеркальца направляет солнечный луч на глобус) | Отвечают на вопросы учителя
Озвучивают понятия спутник, фазы луны
Читают текст - Все планеты вращаются вокруг Солнца и своей воображаемой оси
– Луна вокруг Земли – природный спутник
– Жёлтая Луна
(нет)
(отражение солнечного луча)
Предполагаемые ответы детей - Раз она не светит, мы можем видеть только ее часть, которая освещена Солнцем.
| УУД регулятивные: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с электронным приложением; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.учебной деятельности УУД познавательные: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. отвечать на вопросы учителя
УУД личностные: желание учиться |
|
| - А сейчас, ребята, я прошу вас нарисовать на доске луну такой, какой вы её видели в небе. (Дети рисуют
- Почему же луна такая разная? Поможет нам разобраться в этом статья учебника на стр 34 (чтение статьи). - Чтобы убедиться как луна меняет свою форму я предлагаю вам проделать практическую работу. - Сейчас я покажу вам, как работает Луна (с помощью зеркальца направляю солнечный луч на глобус). - Само зеркало светится? (нет) - А теперь, когда я поймаю им луч Солнца? Что это за свет? (отражение солнечного луча) - Вот мы и узнали секрет Луны. Раз она не светит, мы можем видеть только ее часть, которая освещена Солнцем. - Прочитаем текст : «Луна сама не испускает света, она, словно, зеркало, отражает свет Солнца». - Когда Солнце освещает ту сторону Луны, которая обращена к нашей Земле, мы видим ее целиком. Это называется ПОЛНОЛУНИЕ. А когда Луна оказывается между Солнцем и Землей, Солнце освещает ту часть Луны, которая нам не видна. В это время ночи темные. Наступает НОВОЛУНИЕ. Но вскоре луна понемногу перемещается, и начинает светиться ее тоненький кусочек МЕСЯЦ.
Теперь она выросла наполовину. Ну, а светлая часть Луны с каждой ночью становится все больше и больше. Видите, какая она уже стала – почти совсем круглая! Скоро опять наступит полнолуние, а затем Луна начнет убывать, все больше уходить в тень, пока не исчезнет совсем. И так повторяется каждый месяц.
После окончания работы дети делают вывод о форме луны, фазах луны и причинах их смены. Демонстрируется презентация «Фазы Луны» Вывод делает учитель: - Чтобы это объяснить, надо знать один секрет Луны. Этот секрет в том, как она светит. Солнце – это пылающий шар, оно само испускает свет, а Луна…
В давние времена люди не знали, как устроена Луна и думали, что ее проглатывает какое-то чудовище, а потом появляется новая. Но мы-то с вами знаем, что это не так! С Земли Луна кажется маленькой. Но на самом деле это не так. Если нарисовать Землю с арбуз, то Луна окажется яблоком (размером с яблоко). Луна в шесть раз меньше Земли. Итак, мы опустились на поверхность Луны. Подумайте, как одним словом можно назвать это действие? (прилунились) - Первыми на Луне побывали американские астронавты Армстронг и Олдрин.
Днем на Луне жара до 130 градусов,а ночью 170 градусов мороза. Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли. Луна выглядит так, как будто на ней много лет не вытирали пыль. - Будьте очень осторожны! Смотрите под ноги, так как на Луне много камней. - Да, и разговаривайте только по радиотелефону (так как на Луне нет воздуха и вы всё равно не услышите друг друга). Даже метеориты на Луне падают бесшумно. - И не делайте больших шагов, а то будете сильно подпрыгивать. - На Луне нет ни цветов, ни деревьев, ни радуги, только песок да камни. - И, самое главное, на Луне нет ни воды, ни воздуха, ни атмосферы. Там не бывает ни дождей, ни снега. - Нет облаков, нет туманов, только чёрное небо вокруг. Правда, дожди там все-таки бывают – метеоритные, каменные. - Человек на Луне жить не может.
Иногда, кажется, что у Луны есть лицо. Это впечатление создают горы, отбрасывающие тень на ее поверхность. А светлые пятна – это лунные моря. Но на самом деле в этих морях нет ни капли воды. Но люди раньше этого не знали. Поэтому и назвали их морями. |
|
|
|
|
Физминутка | Если согласны, похлопаем, не согласны- потопаем 1.На Луне нет воздуха 2.Луна светится 3. В Лунных морях много воды 4. 1 лунный день = 2 нашим неделям 5. На Луне жизнь возможна |
|
|
|
|
Этап проверки понимания учащимися нового материала.
(13 мин)
| Цель: Проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала,
Вылепите из пластилина модель Луны,Земли правильно показав ее форму.
| Напоминает обучающимся, как нужно работать в
Обеспечивает мотивацию выполнения работы в группе
Осуществляет контроль Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников |
Анализируют форму, размер, цвет луны, солнца, земли
Групповая работа: часть ребят работает над шаблоном, другая часть -готовится к защите отвечая на вопрос. Находят в тексте понятия, информацию Высказывают своё мнение
| УУД коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать друг друга УУД регулятивные: принимать учебную задачу, планировать выполнение учебной задачи УУД коммуникативные: умение сотрудничать в совместном решении проблемы УУД познавательные: умение моделировать и анализировать; умение наблюдать и делать простые выводы УУД познавательные: умение находить необходимую информацию УУД коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи УУД регулятивные: умение корректировать выполнение задания |
|
Закрепление нового материала (4 мин)
| Цель: Закрепление полученных знаний и умений. Тест(КИМ)
– Итак, ребята, наше изучение Луны подходит к концу. Полетели обратно. Мы много успели сделать на уроке. Ответили на все интересующие вопросы. - Давайте проверим, как вы усвоили новые знания. Выполните тестовое задание. Проверочная |
Организует взаимопроверку
Подводит обучающихся к выводу о том, почему луна выглядит по-разному
Побуждает к высказыванию своего мнения |
Ребята выбирают правильный вариант ответа Осуществляют взаимопроверку
| УУД регулятивные: умение соотносить правильность выполнения задания с образцом Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре, группе |
Рефлексия. Итог урока(2 мин)
| Цель: Подведение итогов урока. Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. – Итак, ребята, наше изучение Луны подходит к концу. Мы много успели сделать на уроке. Ответили на все интересующие вопросы.
- Мы справились с поставленной целью? Набортовых журналах сделайте отметку своих достижений. - Спасибо за урок! Вы молодцы! | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке | Отвечают на вопросы учителя
Осуществляют самооценку
Формулируют конечный результат своей работы на уроке
Шкалируют свои достижения. (использование шкалы достижений ) | Личностные УУД: личностный рост, личные достижения; освоить личностный смысл учения, желание учиться
УУД регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
|