Родительское собрание в 4 классе «Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути их преодоления»
Родительское собрание в 4 классе
Тема: Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути их преодоления
Цель: формирование у родителей представлений о причинах трудностей адаптационного периода.
Задачи:
- проанализировать ожидания детей от перехода в среднее звено;
- наметить пути взаимодействия педагогического и родительского коллектива по преодолению трудностей периода адаптации в 5 классе.
Ход собрания
I. Подготовительный этап
Провести анкетирование учащихся в форме сочинения.
Составить сравнительную характеристику младшего школьного возраста и подросткового.
Выпуск буклета для родителей.
II. Организационный этап
Раздать тексты сочинений родителям. Обработать сочинения и сделать сводную таблицу ожиданий выпускников. Составить сравнительную характеристику младшего школьного возраста и подросткового. Раздать распечатки на столы.
III. Проведение педагогического всеобуча
Классный руководитель. Переход из начальной в среднюю школу, т. н. «второй адаптационный период», несет много проблем и огорчений. Снижается успеваемость, у школьников появляются осознанные и неосознанные реакции отторжения школы. А, казалось бы, должно быть все наоборот: ребенок стал физически крепче, психологически устойчивее, расширились его социальные связи. Но почему-то возникают проблемы.
Конечно, это связано с рядом объективных причин: смена одного учителя на нескольких, предметное обучение, увеличение школьной нагрузки, кабинетная система. Однако происходят изменения и внутреннего мира ребенка. Давайте посмотрим, как меняются отношения школьника к окружающему миру, людям, какой вид деятельности вносит наибольший вклад в его развитие, какие физиологические изменения происходят в организме.
Таким образом, изменяются социальные отношения (преобладает стремление к общению со сверстниками), критерии оценки успеха, на поведение ребенка оказывают влияние физиологические изменения. В результате этих изменений в 5 классе накапливается целый клубок противоречий, школьных затруднений, что оказывает воздействие на результаты учебы, на отношения со взрослыми и сверстниками. Проблемы, возникающие в 5 классе, являются постоянным предметом изучения педагогов и психологов. Однако пути их решения пока не найдены. Задача взрослых (родителей, педагогов) – постараться создать условия для сглаживания проблем. Взрослые должны понимать, осознавать причины их возникновения и оказывать всяческую поддержку учащимся.
Поэтому целью сегодняшнего собрания является создание плана мероприятий по предупреждению школьной дезадаптации пятиклассников. Мы провели опрос среди учащихся 5 классов и выявили ряд проблем, возникающих в адаптационный период:
Трудности при взаимодействии с учителями.
Тревожность при ответах у доски.
З.Страх перед контрольными работами.
Неспособность писать и думать в задаваемом учителем темпе.
Увеличение учебной нагрузки при выполнении домашних заданий.
V. Знакомство с результатами педагогического исследования
Классный руководитель. С целью определения ожиданий учащихся от 5 класса мы поручили детям написать сочинение «Скоро я стану пятиклассником». Ребятам были предложены вопросы.
Хочется ли тебе перейти в 5 класс?
Чего ты ожидаешь от себя в 5 классе?
Хочешь ли ты изменить что-либо в себе?
Чего ты ожидаешь от своих одноклассников?
Чего ты ожидаешь от учителя и куратора в 5 классе?
Чего ты ожидаешь от родителей?
Чего тебя пугает, чего ты боишься, чего плохого ждешь от 5 класса?
Чего хорошего ты ждешь от 5 класса?
Ответы на эти вопросы позволили нам определить наиболее типичные ожидания, проблемы, страхи, опасения. С результатами этого исследования мы хотим вас познакомить.
Итак, по итогам исследования, выявилась следующая картина:
негативные ожидания имеют16,5% детей;
позитивные ожидания имеют 83,5 % детей.
Среди негативных ожиданий чаще встречаются такие:
боятся трудностей в обучении 11 % детей;
боятся кабинетной системы 7% детей;
боятся нового коллектива 11% детей;
боятся, что будут ругать родители 14,5% детей.
Мы составили план действий.
Учителям-предметникам разработать единые требования к пятиклассникам, обеспечить щадящий режим в период адаптации.
. Изготовить и выдать учащимся план кабинетов в школе.
. Классному руководителю и родителям организовать мероприятия по сплочению вновь созданного детского коллектива.
Родителям создать благоприятную домашнюю обстановку для преодоления трудностей в период адаптации.
VI. Подведение итогов родительского собрания
Классный руководитель. Всем взрослым - педагогам,
родителям, администрации - необходимо понимать и осознавать проблемы, которые возникают в этот период обучения, и их причины. Об этом мы сегодня и поговорили на собрании. В заключение разрешите вручить вам буклеты.