Родительское собрание «Конфликты с ребенком и пути их разрешения» (5–9 классы)
МОУ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.АКУРАЙ»
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
Конфликты с ребенком и пути их разрешения
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: ЧАУЗОВА О.Ю..
2017Г.
Конфликты с ребенком и пути их разрешения
Цели: помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье.
Подготовка:
1. Анализ отношения учащихся и родителей к конфликту.
2. Разработка ситуаций для анализа.
3. подбор и оформление классным руководителем теоретического материала для выступления.
4. Составление памяток для родителей.
Ход собрания
Конфликт – это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона.
Уильям Линкольн
I. Вступительное слово классного руководителя о целях собрания и форме его проведения.
Учитель обращает внимание родителей на эпиграф.
II. Анализ анкет.
Анкетирование родителей
1. Считаете ли вы необходимостью поднимать проблему конфликтов на родительском собрании?
2. Бывают ли у вас конфликтные ситуации в семье?
3. Как вы их разрешаете?
4. Могут ли быть в школе конфликтные ситуации?
5. Можно ли вообще обойтись в жизни без конфликтов?
6. Как вы научились выходить из конфликтов в семье?
7. Можете ли вы поделиться опытом выхода из конфликтных ситуаций, связанных с вашим сыном или дочерью?
III. Знакомство с понятием конфликт и способами решения конфликта.
М а т е р и а л ы к в ы с т у п л е н и ю.
Ситуация 1
Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете убирать в квартире, что-то готовить, но явно не успеваете. Обращаетесь к своему взрослому сыну или дочери за помощью. В ответ слышите: «Это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся».
– Как вы поступите в такой ситуации?
Ситуация 2
Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка и его самого. В доме – полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: «Привет! Мы немного повеселимся. Не возражаешь?»
– Ваши действия.
Конфликты – это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упреки и оскорбления.
Без конфликтов жизнь невозможна, нужно научиться их конструктивно разрешать.
Для того чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их. Заглаживание конфликтной ситуации, уход от ее решения может привести к последствиям куда более серьезным:
– проблемам физического плана, связанным со здоровьем;
– проблемам психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т. д.);
– проблемам социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, «потеря» себя).
Главная способность в конфликте – способность к конфронтации – объяснению.
Конфронтация – это умение:
• отстаивать свою позицию открыто, «лицом к лицу»;
• стремление оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества своего партнера;
• стремление к сохранению личностных отношений всех участников конфликта.
Причины конфликтов родителей с подростками
Подростки в конфликте:
1) кризис переходного возраста;
2) стремление к самостоятельности и самоопределению;
3) требование большей автономии во всем – от одежды до помещения;
4) привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье;
5) бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.
Родители в конфликте:
1) нежелание признать, что ребенок стал взрослым;
2) боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы;
3) проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;
4) борьба за собственную власть и авторитетность;
5) отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка;
6) неподтверждение родительских ожиданий.
Методы выхода из конфликта
1. Дать выход своим чувствам, предупреждая об этом других.
2. Найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте.
3. Поставить себя на место другого человека.
4. Осознать право на существование иной точки зрения.
5. Быть твердым, говоря о проблеме, и мягким с людьми.
IV. Обсуждение памяток для родителей по предупреждению и решению конфликтов.
Примерная памятка для родителей
по предупреждению конфликтов
1. Постарайтесь сохранять в своей семье атмосферу открытости и доверия.
2. Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
3. Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.
4. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.
5. Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.
6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.
7. Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
8. Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.
9. Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.
10. Помните, что ребенок – это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!
V. Подведение итогов собрания.