Родительское собрание «Трудности адаптации пятиклассников в школе» (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
Родительское собрание.
Тема: «Трудности адаптации пятиклассников в школе»
Цель:
- ознакомить родителей с возможными трудностями, возникающими у детей при переходе в 5 класс,
- раскрыть особенности обучения в среднем звене школы.
Ход собрания
Собрание начинается с обсуждения первых впечатлений от обучения детей в пятом классе. Родители делятся друг с другом и классным руководителем теми впечатлениями, которые оставили первые школьные дни в душе ребенка, говорят о позитивных и негативных моментах, которые произошли за этот период обучения.
Выступление классного руководителя.
Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.
Психологические особенности младшего школьника:
1.Проявление чувства взрослости.
Стремление отмежеваться от всего «детского»
2.Рост самооценки, самосознания, саморегуляции.
3.Проявление самостоятельности в приобретении знаний.
4.Появление познавательной мотивации.
Желание быть не хуже других.
6. Потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
7. Стремление обзавестись верным другом;
8. Стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
9. Повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе
10. Установление доверительных отношений со сверстниками
(ведущая деятельность – общение)
11. Повышенное внимание к своей внешности.
12. Ярко выраженная эмоциональность, высокая тревожность, неустойчивая психика,
13. Отсутствие авторитета возраста; намеренная манипуляция взрослыми.
14. Повышенное негативное отношение к учителям, родителям, взрослым.
15.Отвращение к необоснованным запретам;
16. Переоценка своих возможностей;
17.Отсутствие адаптации к неудачам;
18.Проявление эгоцентризма,
19. Внутренний конфликт с самим собой и окружающими.
20. Страх одиночества.
Причины плохой адаптации в 5-м классе:
Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все их учитывать и выполнять.
Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.
Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.
Трудности адаптации к среднему звену
1. Несколько учителей с разными требованиями
2. Нехватка внимания со стороны классного руководителя.
3. Возросший темп и объем работы
4. Новые требования к оформлению работ
5. Большой поток новой информации, незнакомые слова и термины
6. Самостоятельный поиск информации. Использование словарей и справочников.
Признаки успешной адаптации:
1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения;
2. Ребенок легко справляется с программой;
3. Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
4.Удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Признаки дезадаптации
1. Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
2. Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
4. Нежелания выполнять домашние задания.
5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
5. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
6. Беспокойный сон. Нарушение аппетита
7. Трудности утреннего пробуждения, вялость.
8. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
9. Снижение работоспособности
10. Забывчивость
11. Неорганизованность
Виды дезадаптации
1) Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
2) Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
3) Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
4) Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.
5) Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.
Рекомендации родителям
1. Расспрашивайте Вашего ребенка о его школьных делах.
2. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка
3. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
4. Помогайте ребенку выполнять домашние задания
5. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе
6. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме
Классный руководитель раздает каждому родителю памятку.
Памятка родителям (адаптация 5 класс)
Золотые правила воспитания для родителей:
Любите своего ребёнка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
Принимайте ребёнка таким, какой он есть, – со всеми достоинствами и недостатками.
Опирайтесь на лучшее в ребёнке, верьте в его возможности.
Стремитесь понять своего ребёнка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
Создайте условия для успеха ребёнка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
Не пытайтесь реализовывать в ребёнке свои несбывшиеся мечты и желания.
Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребёнок неповторим и уникален.
Не рассчитывайте на то, что ребёнок вырастет таким, как вы хотите.
Помните, что ответственность за воспитание ребёнка несете именно вы.
Рекомендации для родителей:
Помните, все переживания и трудности «начинающего» пятиклассника естественны и, преодолевая их, он взрослеет. Все что нужно от родителей – быть внимательнее и вовремя поддержать ребенка в новой для него жизненной ситуации. Главное условие успешности пятиклассника - безусловное принятие, несмотря на те трудности, с которыми он столкнулся или может столкнуться.
Главное условие успешности ребенка – это безусловное принятие его родителями. Не допускайте критики в адрес ребенка в присутствии других людей, не сравнивайте его с другими детьми, всегда находите, за что похвалить.
Интересуйтесь школьными делами ребенка, классом, взаимоотношениями с друзьями в ненавязчивой форме. Проявляйте интерес к каждому прожитому дню. Обсуждайте сложные ситуации и вместе ищите выход из конфликтов. Помогите выучить имена преподавателей.
Приучайте ребенка к самостоятельности в поведении. Создавайте условия для ее развития – у пятиклассника всегда должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
Первое время можно помогать с домашними заданиями, особенно если ребенок об этом просит. Новые предметы могут вызвать трудности.
Учитель в этом возрасте уже не такой авторитет как в начальных классах, поэтому часто можно услышать от детей критику в их адрес. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет преподавателя.
Дорогие родители! Терпения и понимания Вам!
Родительское собрание Трудности адаптации 5 класс
PPT / 764.5 Кб