12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Летушова Оксана Михайловна657
Работаю в школе с 1988 года,имею высшую квалификационную категорию, преподаю историю, обществознание. Должность: зам.директора по учебной работе (0,5 ставки).
Россия, Брянская обл., Погар
1

Тема урока: Экономика России в первой четверти XVIII века

Класс:7. История. Учитель общественных дисциплин Летушова Оксана Михайловна.

О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы? (А. С. Пушкин)

Тема урока:  Экономика России в первой четверти XVIII века.

Тип урока: комбинированный.  Методы: частично-поисковый,  исследовательский.

Цель: формирование представления учащихся о состоянии экономики в период правления Петра I.

Задачи:

  • Охарактеризовать основные направления экономической политики, проводимой Петром  в первой четверти XVIII века.
  • Познакомиться с изменениями в сельском хозяйстве, мануфактурном и ремесленном производстве, торговле, денежной и налоговой реформах в годы экономических преобразований Петра I.
  • Подвести итоги экономического развития в первой четверти XVIII века.
  • Продолжить формировать и закреплять у учащихся умения  и навыки работы с исторической картой, историческими документами, умения анализировать статистические данные, делать выводы, приводя аргументы, работать в группе.
  • Формировать на основе изучаемого материала чувства гордости и уважения к заслугам и достижениям нашего государства.

Оборудование: 1. Учебник: А.А.Данилов  Л.Г.Косулина   «История России конец XVI-XVIIIв.в.» М, «Просвещение» 2009г.2., компьютер,  проектор, презентация, раздаточный материал, историческая карта «Россия в первой половине XVIIIв.».

Новые понятия: меркантилизм, протекционизм, валюта, подушная подать, приписные крестьяне.

                                                             Ход урока

I.  Организационный момент.

 II. Актуализация опорных знаний учащихся по изученным петровским реформам и вызов интереса к изучению новых реформ, но уже в экономической сфере. (Мотивировать учеников к активной деятельности на уроке и дома). (Презентация, слайд №1)

 2.1.Тест. Исторический диктант по датам, терминам и понятиям.

Укажите даты.

1. В каком году Боярская дума была заменена на Ближнюю канцелярию. 2.Учреждение Сената. 3. Введение коллегий.4. Основание Санкт-Петербурга. 5. Указ о единонаследии. 6.Табель о рангах. 7.Областная реформа. 8.Северная война. 9.Годы правления Петра I.

Вставьте пропущенные  термины и понятия.

1.Временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха - ______________________                                                                                                                                                           2. Предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике - ____________________                                3. Тяжёлая форма зависимости крестьян, проявлявшаяся в прикреплении их к земле и полном подчинении власти феодала - ________________________                                                                                                                                                4. Высшее правительственное учреждение, обладавшее не только законодательными, но и распорядительными полномочиями - ____________________________________________________.                                                                                                                                                   5.Вместо нескольких десятков громоздких приказов были созданы 11___________________, работа которых была более эффективной.                                                                                                                             6.Вместо патриарха делами Русской православной церкви теперь ведал _______________________.                7. Страна была разделена на 8 _______________________, которые в свою очередь, были поделены на провинции.                                                                                                                                                    8.После смерти в 1700 году патриарха____________________Пётр запретил проводить выборы патриарха, сославшись на начавшуюся Северную войну.                                                                                   9. Какая должность была у Стефана Яворского - _________________________ ?                                        10.Для контроля за действиями гетмана Украины была создана ___________________________.

2.2. Фронтальный опрос.

 

1.      Форма правления, утвердившаяся при Петре I, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. (Абсолютизм)

2.      Высшее правительственное учреждение, созданное в 1711 году. (Сенат)

3.      Функции Сената. (Законодательная, распорядительная, судебная, а также Сенат контролировал работу разветвлённого государственного аппарата в центре и на местах)

4.      Кто осуществлял контроль за деятельностью Сената? (Генерал – прокурора П.И. Ягужинский).

5.       Учреждения, заменившие приказы. (Коллегии).

6.      Когда была проведена эта реформа? (1718 – 1720).

7.      Что входило в ведение Коллегии иностранных дел (Внешняя политика).

8.      Что входило в ведение Воинской коллегии? (Сухопутная армия)

9.       Что входило в ведение Адмиралтейств – коллегии? (Морской флот).

10.  Что входило в ведение Юстиц – коллегии? (Гражданский и уголовный суд).

11.   Что входило в ведение Берг-коллегии? (Горно-заводская промышленность).

12.   Что входило в ведение Мануфактур – коллегии? (Мануфактурная промышленность)

13.   Кто возглавлял каждую коллегию? (Президент, вице-президент, советники)

14.   В каком году страна была разделена на губернии, сколько их было? (1708, 8)

15.  Кто стоял во главе губерний? (Губернатор)

16.              В чём состояли особенности местного управления на Украине? (Власть принадлежала гетману; для контроля за его действиями  была создана Малороссийская коллегия, которую возглавлял царский офицер. После смерти гетмана Скоропадского в 1722 году новые выборы гетмана были запрещены, а гетман впервые был назначен царским указом).

17.  Выборный глава городского правления? (бурмистр).

18. Каковы были итоги церковной реформы? ( Пётр запретил проводить выборы патриарха и сам назначил местоблюстителя патриаршего престола Стефана, Яворского; Управление церковными делами было передано Духовной коллегии, вскоре преобразованной в Святейший Правительствующий Синод)

19. В чём суть «Указа о единонаследии», «Табеля о рангах»? Когда они были приняты? (1714, 1722; поместья дворян оказались приравнены к боярским вотчинам, стирались грани между родовой и новой знатью; старая и новая аристократия уравнивались в служебном положении, появилась возможность служебного роста любого служилого человека, за заслуги,  вне зависимости от его происхождения)

20.Значение петровских преобразований?                                                                     - укрепили безопасность Российского государства; - исчезли грани между боярством и дворянством;- усовершенствовали систему местного управления; - церковь окончательно превратилась в один из государственных инструментов;- новая система управления по-прежнему лишала участия в решении своей судьбы миллионы  простых подданных российского императора.

III.   Изучение нового материала. (Презентация , слайды 2,3, 4) (Получение новой информации; осмысление ее; соотнесение ее с уже имеющимися знаниями).       Проблемный вопрос:  «Что является основой благосостояния общества  любого государства?»

ПЛАН

1. Основные направления  экономической  политики  Петра I.                                        2. Сельское хозяйство.                                                                                              3. Промышленность. Развитие мануфактурного и ремесленного производства.                                                                4.Торговля.                                                                                                               5.Денежная и налоговая реформы. 6. Итоги экономических преобразований.                                                                                             (Использование презентации)

1. Вступительное слово учителя.

В  конце XVII века, благодаря стараниям Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых произошли серьёзные изменения в экономике Российского государства, но страна по-прежнему отставала от ведущих европейских государств, хотя экономическая разруха периода Смуты была преодолена.  В странах Западной Европы шёл процесс разложения феодального строя, в России крепостнический гнет только усилился, и  как вы помните, этому способствовало принятие Соборного Уложения 1649 года. Экономические проблемы нарастали. В стране не хватало металла, и она была вынуждена покупать его в Швеции, слабым было мануфактурное производство, по старинке развивалось сельское хозяйство. Мелкое ремесленное производство не могло удовлетворить потребностей населения. Все эти проблемы Пётр I осознавал с самого начала своей государственной деятельности. (Презентация, слайд №5)

  2.   Работа с документом. Из работы  С.Ф. Платонова «Полный курс лекций по русской истории».. (Презентация, слайд №6)

Как вы думаете, что побудило Петра I к проведению экономических преобразований? 

 Заботы о народном хозяйстве в деятельности Петра Великого всегда занимали очень видное место. Признаки таких забот мы замечаем и в XVII в. И предшественники Петра были озабочены поднятием экономического благосостояния Руси, расшатанного Смутой. Но до Петра не было достигнуто никаких результатов в этом отношении. Государственные финансы, бывшие для московского правительства верным показателем народного благосостояния, и до Петра, и в первое время его царствования были в неудовлетворительном положении.  Пётр нуждался в деньгах и вынужден был изыскивать новые источники государственных доходов. Забота о пополнении государственной казны постоянным бременем лежала на нём и привела Петра I к мысли, что поднять финансы страны возможно только путём коренных улучшений народного хозяйства. Путь к таким улучшениям Пётр видел в развитии национальной промышленности и торговли. К развитию торговли и промышленности он направлял всю свою экономическую политику. В этом отношении он отдавал дань идеям своего века, создавшим на Западе известную меркантильно-покровительственную систему.

3. Работа со схемой «Экономические реформы Петра I»  (Презентация, слайд 7)                                                                                 

 

4. Каковы же особенности экономических преобразований Петра I.  (запись в тетради)  1) Усиление государственного влияния на развитие экономики.   2) Промышленное развитие направлено  на военные нужды.  3) Введение казенной монополии на соль. 4) Главные направления экономической политики: меркантилизм, протекционизм. (Презентация, слайд 8)

5. Работа с текстом учебника. Задание: найдите в учебнике на с.123 определения понятиям «меркантилизм» и «протекционизм».

6. Работа в группах. (5 групп).  (Презентация, слайд 9)                                                Задание для 1 группы: прочитайте текст учебника §16 на с.123-124 и ответьте на вопрос:                         Какие изменения произошли в сельском хозяйстве России? Выделите орудия труда крестьян, которые они стали использовать после реформы Петра.

Задание для 2 группы: прочитайте текст учебника §16 на с.124-125 и ответьте на вопрос:                                Как происходило развитие мануфактурной промышленности? Покажите на карте, где были построены первые в XVIII веке металлургические заводы и крупные верфи по строительству судов.

Задание для 3 группы: прочитайте текст учебника §16 на с.125-126 и назовите особенности ремесленного производства?

Задание для 4 группы: прочитайте текст учебника §16 на с.126-127 и ответьте на вопрос:      Как политика Петра способствовала развитию внутренней и внешней торговле? Покажите на карте города, которые являлись важнейшими торговыми центрами.

Задание для 5группы: прочитайте текст учебника §16 на с.127 и ответьте на вопрос:         В чём состояла суть денежной и налоговой реформы?

IV.             Закрепление изученного материала (Целостное осмысление, обобщение полученной  информации. Присвоение нового знания, новой информации учеником. Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу).

Проверка заданий 1-5 групп.

 Итоги экономических преобразований.

Целесообразно отметить, что за годы правления Петра I произошли грандиозные экономические изменения. За время правления Ilerpa I:                                       

1) промышленность страны выросла в 11 раз; 2) увеличилось количество мануфактур в 7 раз; 3) Петр 1 целенаправленно стремился сделать Россию передовой индустриальной державой; 4) Россия занимала третье место в Европе по выплавке металла;                      5) в сельском хозяйстве постепенно внедрялись новые орудия руда и технологии; 6) росли обороты внешней торговли; 7) увеличился товарооборот внутри России;8) выросло купечество как сословие - оно стало основой российской экономики.

Но надо назвать и другую сторону экономических преобразований:                                   1) тяжелые налоги привели к нищете крестьянские хозяйства;                                         2) предпринимательство не развивалось из-за крепостного права; 3) государство играло главную роль в экономике;4) назревал конфликт в обществе.

Ответ на проблемный вопрос. «Что является основой благосостояния общества  любого государства?»

Вывод: Петровские реформы значительно ускорили экономическое развитие России, поставили ее в ряд крупнейших держав Западной Европы, но одновременно в этих ее реформах уже зарождались причины будущего отставания России.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия (Оценить свою работу на уроке, выбрав смайлик)

VI. Домашнее задание §16, работа с документом не с.130.

Список использованных источников и ресурсов интернета:

1.Учебник: А.А.Данилов  Л.Г.Косулина   «История России конец XVI-XVIII вв.» М, «Просвещение» 2009г.

2. А.А.Данилов  Л.Г.Косулина   «История России конец XVI-XVIII в. в.» Рабочая тетрадь  М, «Просвещение» 2009г.

3. Березин И. Краткая история экономического развития. Учебное пособие. — М.: Русская Деловая Литература, 1999. — 288 с.

 Ссылки:

4. http://rudocs.exdat.com/docs/index-165919.html

/data/edu/files/c1443628354.pptx (Презентация Экономика России в первой четверти XVIII в. 7кл.) 5.http://xreferat.ru/113/5381-1-ekonomicheskaya-politika-petra-i.html Здесь будет файл:

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.