12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
miliantay91
Россия, Башкирская респ., Белокатайский район, с.Старобелокатай

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Белокатайская коррекционная школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья








Занятие

Тема: «Зима недаром злится, прошла её пора…»







Выполнила: Носкова Т.А.

учитель 1  категории







с. Старобелокатай, 2019г.



Цель: систематизация знаний о  правилах  поведения вблизи водоёмов ранней весной.


Задачи:

- познакомить учащихся с правилами поведения в период ледохода и весеннего паводка;

- введение в речь новых слов-понятий: половодье, паводок, ледоход, наводнение;

- научить правилам поведения вблизи водоёмов в весенний период.


Оборудование: проектор, компьютер, презентация, стихотворение  Ф.Тютчева «Зима недаром злится…», Видеоролик Ледоход  на мосту г.Шемонаиха 25.03.2018г, Видеоролик «Паводок в Стерлетомаке», Видеоролик «Наводнение»,  стихотворение Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» театре экспром (синий материал, весло, шапка деда мазая, головные убор (зайцы),  раздаточный материал: карточки, клей, ножницы.



Какое сегодня число?  (5 марта)

Какое наступило  время года? (весна)


В классе звучит весенняя музыка

Каждый год тяжело  весне входить  в свои владения. Зима никак не хочет уступать весне свое место, Снежная королева еще хочет восседать на своем ледяном троне. И  приходится  весне воевать  с зимою. Так в первые весенние  дни зима может нагнать тяжелые серые тучи, задуют ветры и начнется метель.  И такое противостояние может длиться до середины апреля, а иногда и дольше.

Тема нашего занятия «Зима недаром злится, прошла ее пора…»

Это строчки из стихотворения, которое написал Федор Иванович Тютчев. В стихотворении поэт описывает борьбу двух времен года: зимы и весны. Послушайте его.

Чтение стихотворения Ф.Тютчева «Зима недаром злится…»

Роберт

Зима недаром злится,

Прошла ее пора -

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит Зиму вон -

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит...

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя.

Весне и горя мало:

Умылася в снегу,

И лишь румяней стала,

Наперекор врагу.


По каким признакам можно определить приход весны в природе? Для того, чтобы выяснить это, давайте выполним задание. У вас на разрезных листочках написаны изменения в природе с наступлением весны. Вам нужно расположить эти признаки по наступлению, т. е. определить какие наступают раньше, а какие следуют за ними.

Повышение температуры воздуха

Появление проталин, таяние снега

Ледоход на реке

Половодье

Увеличение солнечных дней

Набухание почек на деревьях

Появление травы

Прилет перелетных птиц

Появление первоцветов

Цветение фруктовых деревьев

image-20200706102155-1.jpegПервым признаком приближения весны можно считать повышение температуры воздуха, что влечет за собой оттепели, таяние снега, появление проталин, ледоход на реке.

Посмотрите на картине Исаака Бродского «Ледоход в Пскове» (1913) хорошо видно как взламывается лед на реке, лед трескается, кусками находит друга на друга, плывет вниз по реке.


Видеоролик Ледоход  на мосту г.Шемонаиха 25.03.2018г

Ребята, скажите, почему опасно находится в такие моменты на реках или рядом с ними?


В период  весеннего ледохода запрещается:

- выходить в весенний период на водоёмы;

- переправляться через реку в период ледохода;

- подходить близко к реке в местах затора льда,

- стоять на обрывистом берегу, подвергающемуся разливу и обвалу;

- собираться на мостиках, плотинах и запрудах;

- приближаться к ледяным заторам,

-  отталкивать льдины от берегов,

- измерять глубину реки или любого водоёма,

- ходить по льдинам и кататься на них.


Игра «Ледоход» слушаем стихи и выполняем различные движения.


К нам весна-красна идёт!

Тает, тает в речке лёд.

Всё теплей, теплей погода

До начала ледохода. (Поднимаем руки вверх и опускаем через стороны)

Что шумит там, вдалеке?

Что случилось на реке?

Лёд трещит, ломается.

Льдины появляются. (Выставляем руки перед собой и делаем наклоны вперёд)

Льдины по реке поплыли.

О зиме они забыли

И на помощь не зовут.

Льдины в море уплывут (Делаем руками перед собой волнообразные движения)


- При сильном таянии снега и льда можно наблюдать такое природное явление, как половодье и паводок.

- Кто знает, что такое паводок?

Паводок - кратковременное и неравномерное поднятие уровня воды, возникающее в результате быстрого таяния снегов и обильных осадков.

image-20200706102155-2.jpegПаводок случается в любое время года.

Посмотрите, как изобразил паводок Борис Кустодиев на картине «Весна» (1921).


Видеоролик «Паводок в Стерлетомаке»


Кто знает, что собой представляет половодье?

image-20200706102155-3.jpegПоловодье – весенний разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда, поднятие уровня воды в водоемах, ежегодно в один и тот же период времени. 


- Разлив реки в лесу приводит к затоплению деревьев, прибрежных территорий, что хорошо изобразил Алексей Грицай на картине «Апрель в лесу».


Видеоролик


- Явление половодья описано в известном стихотворении для детей, в нем рассказывается об отношении людей и лесных животных (зайцев) во время разлива реки. Кто догадался, что это за стихотворение?

- Для тех, кто не догадался, стихотворение Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» предлагаю поучаствовать в театре экспром.


Девочки и мальчики

Представьте, что вы зайчики


Я раз за дровами

В лодке поехал — их много с реки

К нам в половодье весной нагоняет, —

Еду, ловлю их. Вода прибывает.

Вижу один островок небольшой —

Зайцы на нём собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

Тут я подъехал: лопочут ушами,

Сами ни с места; я взял одного,

Прочим скомандовал: прыгайте сами!

Прыгнули зайцы мои, — ничего!

Только уселась команда косая,

Весь островочек пропал под водой.

«То-то! — сказал я, — не спорьте со мной!

Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!»

Этак гуторя, плывём в тишине.

Столбик не столбик, зайчишко на пне,

Лапки скрестивши, стоит, горемыка,

Взял и его — тягота невелика!


Мы за деревней в реке очутились.

Тут мои зайчики точно сбесились:

Смотрят, на задние лапы встают,

Лодку качают, грести не дают:

Берег завидели плуты косые,

Озимь, и рощу, и кусты густые!..

К берегу плотно бревно я пригнал,

Лодку причалил — и «с богом!» сказал..

 

Только что начал работать веслом,

Глядь, у куста копошится зайчиха —

Еле жива, а толста как купчиха!

Я ее, дуру, накрыл зипуном —

Сильно дрожала…

И во весь дух

Пошли зайчишки.

А я им: «У-х!»

Живей, зверишки!

Смотри, косой,

Теперь спасайся,

А чур зимой

Не попадайся!

Прицелюсь — бух!

И ляжешь... Ууу-х!..»


Мало кто знает, что сюжет поэмы Николая Некрасова «Дед Мазай и зайцы» основан на реальных событиях, произошедших в Вятской губернии. Поэт описал наводнение, случившееся в 1869 году в слободе Дымково.

С давних времен жители Дымково занимались кролиководством, благо полей и лугов по правому берегу реки Вятки было предостаточно. Слава о дымковском кролике гремела на всю страну. Мазай Таранов имел в хозяйстве одно из самых больших поголовий этих животных. Размеренная жизнь дымковских кролиководов была нарушена стихийным бедствием. Наводнение явилось полной неожиданностью для местных жителей. За какие то 2-3 часа погибло почти все поголовье кроликов, смытых волной в пучину многоводной Вятки. Единственным, кто пытался бороться со стихией и спасти ценных животных, был Мазай Таранов. 

Ваши действия в зоне внезапного затопления во время паводка или половодья: 

  1. Сохраняйте спокойствие, не паникуйте.
  2. Быстро соберите необходимые документы, ценности, лекарства, продукты и прочие  необходимые вещи. 
  3. Окажите помощь детям, инвалидам и людям преклонного возраста. Они подлежат  эвакуации в первую очередь.
  4. По возможности немедленно оставьте зону затопления.
  5. Перед выходом из дома отключите электро- и газоснабжение, погасите огонь в печах.
  6. Закройте окна и двери, если есть время - закройте окна и двери первого этажа досками (щитами).
  7. Поднимитесь на верхние этажи. Если дом одноэтажный - займите чердачные помещения.  До прибытия помощи оставайтесь на верхних этажах, крышах, деревьях или других возвышениях, сигнализируйте спасателям, чтобы они имели возможность быстро Вас обнаружить.
  8. Проверьте, нет ли вблизи пострадавших, окажите им, по возможности, помощь.
  9. Первая  помощь людям, подобранным на поверхности воды, заключается в следующем: их надо переодеть в сухое белье, тепло укутать и дать успокаивающее средство, а извлеченные из-под воды пострадавшие нуждаются в искусственном дыхании.
  10. Оказавшись в воде, снимите с себя тяжёлую одежду и обувь, отыщите вблизи предметы, которыми можно воспользоваться до получения помощи
  11. Не переполняйте спасательные средства (катера, лодки, плоты)

Составление памяток по группам:


Хочется отметить, что человек может находится в воде  в зависимости ее температуры:


Температура воды

+24

+10-15

+2-3

-2

Время

До 9 часов

Max/ до 4,5 часов

Max до 15 мин.

Max до 8 мин.



Что делать, если Вы провалились в воду:

  1. - не паникуйте, не делайте резких движений, стабилизируйте дыхание;
  2. - раскиньте руки в стороны и постарайтесь зацепиться за кромку льда;
  3. - попытайтесь осторожно налечь грудью на край льда и забросить одну, а потом и другую ноги на лед;
  4. - если лед выдержал, перекатываясь, медленно ползите к берегу;
  5. - ползите в ту сторону, откуда пришли, поскольку там лед уже проверен на прочность.


Что делать если нужна Ваша помощь:

  1. - вооружитесь любой длинной палкой, доскою, шестом или веревкою (можно связать воедино шарфы, ремни или одежду);
  2. - следует ползком, широко расставляя при этом руки и ноги, толкая перед собою спасательные средства, осторожно двигаться по направлению к полынье;
  3. - остановитесь от находящегося в воде человека в нескольких метрах, бросьте ему веревку (или другое спасательное средство);
  4. - осторожно вытащите пострадавшего на лед, и вместе ползком выбирайтесь из опасной зоны;
  5. - ползите в ту сторону, откуда пришли, поскольку там лед уже проверен на прочность;
  6. - доставьте пострадавшего в теплое помещение и окажите ему помощь, отправьте в медицинское учреждение.

Молодцы ребята!  Замечательные у нас получились памятки!

А сейчас давайте немного отдохнем на большой поляне рядом с лесом, подальше от весенних рек. (Звучит музыка)

– Расслабьтесь, можете закрыть глаза. Отдыхайте... Ласково шумит лес, поет соловушка. Как хорошо, тепло. Солнышко согрело ваши ладошки, руки, пяточки, ноги, щечки...Ветер играет с Вами.  Тепло, уютно, приятно. Трава совсем горячая. Как спокойно...Вам приятно...Вы расслаблены...Вы отдыхаете...

7. Рефлексия занятия – оценка занятия

– Все отдохнули. Пора возвращаться в школу. Вставайте, стряхните траву с одежды. Посмотрите друг на друга, все ли в порядке.

– Как вы себя чувствуете! Выберите  цвет бумаги в зависимости от настроения (желтый – тема  понятно, красный- у меня остались вопросы, синий – мне не чего  не понятно) возьми отпечаток своей ладони, на каждом пальчике напиши пожелание,  наклейте эту ладошку как лучики солнца.

–Спасибо за старание. Занятие окончено.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.