Занятие по ОБЖ «Зима недаром злится, прошла её пора…» (Правила поведения возле водоемов ранней весной)
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Белокатайская коррекционная школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Занятие
Тема: «Зима недаром злится, прошла её пора…»
Выполнила: Носкова Т.А.
учитель 1 категории
с. Старобелокатай, 2019г.
Цель: систематизация знаний о правилах поведения вблизи водоёмов ранней весной.
Задачи:
- познакомить учащихся с правилами поведения в период ледохода и весеннего паводка;
- введение в речь новых слов-понятий: половодье, паводок, ледоход, наводнение;
- научить правилам поведения вблизи водоёмов в весенний период.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, стихотворение Ф.Тютчева «Зима недаром злится…», Видеоролик Ледоход на мосту г.Шемонаиха 25.03.2018г, Видеоролик «Паводок в Стерлетомаке», Видеоролик «Наводнение», стихотворение Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» театре экспром (синий материал, весло, шапка деда мазая, головные убор (зайцы), раздаточный материал: карточки, клей, ножницы.
Какое сегодня число? (5 марта)
Какое наступило время года? (весна)
В классе звучит весенняя музыка
Каждый год тяжело весне входить в свои владения. Зима никак не хочет уступать весне свое место, Снежная королева еще хочет восседать на своем ледяном троне. И приходится весне воевать с зимою. Так в первые весенние дни зима может нагнать тяжелые серые тучи, задуют ветры и начнется метель. И такое противостояние может длиться до середины апреля, а иногда и дольше.
Тема нашего занятия «Зима недаром злится, прошла ее пора…»
Это строчки из стихотворения, которое написал Федор Иванович Тютчев. В стихотворении поэт описывает борьбу двух времен года: зимы и весны. Послушайте его.
Чтение стихотворения Ф.Тютчева «Зима недаром злится…»
Роберт
Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.
Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.
По каким признакам можно определить приход весны в природе? Для того, чтобы выяснить это, давайте выполним задание. У вас на разрезных листочках написаны изменения в природе с наступлением весны. Вам нужно расположить эти признаки по наступлению, т. е. определить какие наступают раньше, а какие следуют за ними.
Повышение температуры воздуха |
Появление проталин, таяние снега |
Ледоход на реке |
Половодье |
Увеличение солнечных дней |
Набухание почек на деревьях |
Появление травы |
Прилет перелетных птиц |
Появление первоцветов |
Цветение фруктовых деревьев |
Первым признаком приближения весны можно считать повышение температуры воздуха, что влечет за собой оттепели, таяние снега, появление проталин, ледоход на реке.
Посмотрите на картине Исаака Бродского «Ледоход в Пскове» (1913) хорошо видно как взламывается лед на реке, лед трескается, кусками находит друга на друга, плывет вниз по реке.
Видеоролик Ледоход на мосту г.Шемонаиха 25.03.2018г
Ребята, скажите, почему опасно находится в такие моменты на реках или рядом с ними?
В период весеннего ледохода запрещается:
- выходить в весенний период на водоёмы;
- переправляться через реку в период ледохода;
- подходить близко к реке в местах затора льда,
- стоять на обрывистом берегу, подвергающемуся разливу и обвалу;
- собираться на мостиках, плотинах и запрудах;
- приближаться к ледяным заторам,
- отталкивать льдины от берегов,
- измерять глубину реки или любого водоёма,
- ходить по льдинам и кататься на них.
Игра «Ледоход» слушаем стихи и выполняем различные движения.
К нам весна-красна идёт!
Тает, тает в речке лёд.
Всё теплей, теплей погода
До начала ледохода. (Поднимаем руки вверх и опускаем через стороны)
Что шумит там, вдалеке?
Что случилось на реке?
Лёд трещит, ломается.
Льдины появляются. (Выставляем руки перед собой и делаем наклоны вперёд)
Льдины по реке поплыли.
О зиме они забыли
И на помощь не зовут.
Льдины в море уплывут (Делаем руками перед собой волнообразные движения)
- При сильном таянии снега и льда можно наблюдать такое природное явление, как половодье и паводок.
- Кто знает, что такое паводок?
Паводок - кратковременное и неравномерное поднятие уровня воды, возникающее в результате быстрого таяния снегов и обильных осадков.
Паводок случается в любое время года.
Посмотрите, как изобразил паводок Борис Кустодиев на картине «Весна» (1921).
Видеоролик «Паводок в Стерлетомаке»
Кто знает, что собой представляет половодье?
Половодье – весенний разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда, поднятие уровня воды в водоемах, ежегодно в один и тот же период времени.
- Разлив реки в лесу приводит к затоплению деревьев, прибрежных территорий, что хорошо изобразил Алексей Грицай на картине «Апрель в лесу».
Видеоролик
- Явление половодья описано в известном стихотворении для детей, в нем рассказывается об отношении людей и лесных животных (зайцев) во время разлива реки. Кто догадался, что это за стихотворение?
- Для тех, кто не догадался, стихотворение Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» предлагаю поучаствовать в театре экспром.
Девочки и мальчики
Представьте, что вы зайчики
Я раз за дровами
В лодке поехал — их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет, —
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой —
Зайцы на нём собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, — ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой.
«То-то! — сказал я, — не спорьте со мной!
Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!»
Этак гуторя, плывём в тишине.
Столбик не столбик, зайчишко на пне,
Лапки скрестивши, стоит, горемыка,
Взял и его — тягота невелика!
Мы за деревней в реке очутились.
Тут мои зайчики точно сбесились:
Смотрят, на задние лапы встают,
Лодку качают, грести не дают:
Берег завидели плуты косые,
Озимь, и рощу, и кусты густые!..
К берегу плотно бревно я пригнал,
Лодку причалил — и «с богом!» сказал..
Только что начал работать веслом,
Глядь, у куста копошится зайчиха —
Еле жива, а толста как купчиха!
Я ее, дуру, накрыл зипуном —
Сильно дрожала…
И во весь дух
Пошли зайчишки.
А я им: «У-х!»
Живей, зверишки!
Смотри, косой,
Теперь спасайся,
А чур зимой
Не попадайся!
Прицелюсь — бух!
И ляжешь... Ууу-х!..»
Мало кто знает, что сюжет поэмы Николая Некрасова «Дед Мазай и зайцы» основан на реальных событиях, произошедших в Вятской губернии. Поэт описал наводнение, случившееся в 1869 году в слободе Дымково.
С давних времен жители Дымково занимались кролиководством, благо полей и лугов по правому берегу реки Вятки было предостаточно. Слава о дымковском кролике гремела на всю страну. Мазай Таранов имел в хозяйстве одно из самых больших поголовий этих животных. Размеренная жизнь дымковских кролиководов была нарушена стихийным бедствием. Наводнение явилось полной неожиданностью для местных жителей. За какие то 2-3 часа погибло почти все поголовье кроликов, смытых волной в пучину многоводной Вятки. Единственным, кто пытался бороться со стихией и спасти ценных животных, был Мазай Таранов.
Ваши действия в зоне внезапного затопления во время паводка или половодья:
- Сохраняйте спокойствие, не паникуйте.
- Быстро соберите необходимые документы, ценности, лекарства, продукты и прочие необходимые вещи.
- Окажите помощь детям, инвалидам и людям преклонного возраста. Они подлежат эвакуации в первую очередь.
- По возможности немедленно оставьте зону затопления.
- Перед выходом из дома отключите электро- и газоснабжение, погасите огонь в печах.
- Закройте окна и двери, если есть время - закройте окна и двери первого этажа досками (щитами).
- Поднимитесь на верхние этажи. Если дом одноэтажный - займите чердачные помещения. До прибытия помощи оставайтесь на верхних этажах, крышах, деревьях или других возвышениях, сигнализируйте спасателям, чтобы они имели возможность быстро Вас обнаружить.
- Проверьте, нет ли вблизи пострадавших, окажите им, по возможности, помощь.
- Первая помощь людям, подобранным на поверхности воды, заключается в следующем: их надо переодеть в сухое белье, тепло укутать и дать успокаивающее средство, а извлеченные из-под воды пострадавшие нуждаются в искусственном дыхании.
- Оказавшись в воде, снимите с себя тяжёлую одежду и обувь, отыщите вблизи предметы, которыми можно воспользоваться до получения помощи
- Не переполняйте спасательные средства (катера, лодки, плоты)
Составление памяток по группам:
Хочется отметить, что человек может находится в воде в зависимости ее температуры:
Температура воды | +24∘ | +10-15∘ | +2-3∘ | -2∘ |
Время | До 9 часов | Max/ до 4,5 часов | Max до 15 мин. | Max до 8 мин. |
Что делать, если Вы провалились в воду:
- - не паникуйте, не делайте резких движений, стабилизируйте дыхание;
- - раскиньте руки в стороны и постарайтесь зацепиться за кромку льда;
- - попытайтесь осторожно налечь грудью на край льда и забросить одну, а потом и другую ноги на лед;
- - если лед выдержал, перекатываясь, медленно ползите к берегу;
- - ползите в ту сторону, откуда пришли, поскольку там лед уже проверен на прочность.
Что делать если нужна Ваша помощь:
- - вооружитесь любой длинной палкой, доскою, шестом или веревкою (можно связать воедино шарфы, ремни или одежду);
- - следует ползком, широко расставляя при этом руки и ноги, толкая перед собою спасательные средства, осторожно двигаться по направлению к полынье;
- - остановитесь от находящегося в воде человека в нескольких метрах, бросьте ему веревку (или другое спасательное средство);
- - осторожно вытащите пострадавшего на лед, и вместе ползком выбирайтесь из опасной зоны;
- - ползите в ту сторону, откуда пришли, поскольку там лед уже проверен на прочность;
- - доставьте пострадавшего в теплое помещение и окажите ему помощь, отправьте в медицинское учреждение.
Молодцы ребята! Замечательные у нас получились памятки!
А сейчас давайте немного отдохнем на большой поляне рядом с лесом, подальше от весенних рек. (Звучит музыка)
– Расслабьтесь, можете закрыть глаза. Отдыхайте... Ласково шумит лес, поет соловушка. Как хорошо, тепло. Солнышко согрело ваши ладошки, руки, пяточки, ноги, щечки...Ветер играет с Вами. Тепло, уютно, приятно. Трава совсем горячая. Как спокойно...Вам приятно...Вы расслаблены...Вы отдыхаете...
7. Рефлексия занятия – оценка занятия
– Все отдохнули. Пора возвращаться в школу. Вставайте, стряхните траву с одежды. Посмотрите друг на друга, все ли в порядке.
– Как вы себя чувствуете! Выберите цвет бумаги в зависимости от настроения (желтый – тема понятно, красный- у меня остались вопросы, синий – мне не чего не понятно) возьми отпечаток своей ладони, на каждом пальчике напиши пожелание, наклейте эту ладошку как лучики солнца.
–Спасибо за старание. Занятие окончено.