Технологическая карта урока литературного чтения «Образы зимы и весны в произведении Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится..»»

3
0
Материал опубликован 30 October 2017

Технологическая карта урока литературного чтения.

3 класс. Образы зимы и весны в произведении Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится..»

Учитель МАОУ СОШ № 31

Лукина Елена Юрьевна

Класс

3 В

Предмет:

Литературное чтение

Авторы учебника:

В.Ю.Свиридова

Тема урока.

Образы зимы и весны в произведении Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится..»

Тип урока.

Урок изучения нового материала.

Цель:

Создать условия для восприятия и анализа поэтического произведения.

Задачи:

Образовательные:

познакомить со стихотворением Ф.И. Тютчева,

показать разницу в образах Зимы и Весны.

учить анализу стихотворного текста,

закрепить знания о приемах художественной литературы ( контрасте, олицетворении);

cовершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения.
Развивающие:

 развивать творческое воображение учащихся,

умение видеть прекрасное, умения исследования текста.

Воспитательные:

воспитывать внимательное отношение к поэтическому слову;

помочь увидеть и почувствовать красоту слова;

прививать любовь к русской природе;

формировать навык работы учащихся при работе в парах.

Результаты:

Предметные:

уметь работать с текстом стихотворения, распознавать олицетворение, контраст, сравнивать строфы (четверостишье), уметь читать выразительно ;

Метапредметные:

Познавательные: поиск в стихотворении слов, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданной.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно оценивать правильность выполненных учебных действий.

Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения, описывают объект: умеют передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка, высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника

Личностные: умение привлекать опыт собственных переживаний и жизненных впечатлений в процессе размышлений над лирическим произведением, проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное, осознают значимость чтения для развития и обучения, испытывают потребность в систематическом чтении.

Формы работы:

фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

Ресурсы

Учебник литературное чтение, рабочий лист.

Выставка книг Ф.И.Тютчева

Мультимедийная установка, проектор, компьютер, видеозапись «Зачем в небе жаворонок»,звукозапись стихотворения, звуки природы.

Межпредмет

ные связи

Изобразительное искусство, музыка, окружающий мир.

 

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

(Л-личностные,П-познавательные,К-коммуникативные,

ПР-предметные )

Орг. момент.

Вхождение в урок

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

- Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно находиться сегодня у вас в гостях. Зовут меня Елена Юрьевна.

Оценивают свою готовность и настрой на работу.

Самооценка готовности к уроку.

Учебно-познавательный интерес к данному уроку

Актуализация знаний.

Мотивация.

Проблема

Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала; выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Этот урок литературного чтения я предлагаю начать с прослушивания музыкального произведения.(45 сек)

- Слушая его подумайте о каком оно времени года?

- Почему?

- Какие образы предстают перед нами, слушая эту музыку? (Природа засыпает зимним сном. Зима заботливо укрывает каждую веточку белым пушистым одеялом.)


 

-А вот другой фрагмент музыкальной композиции о зиме(35 сек). Изменилась мелодия?(Зима изображена другая)

- Так ли красива зима сейчас?

-А звуки? Природа все так же спит?(природа начинает пробуждаться. )

Зима в феврале как сварливая старуха в избе: шумит, стучит, бушует, ворчит – уходить не спешит!

- Посмотрите, природа уже оживает, просыпается ото сна, как в этом произведении. Композитор видит другую зиму.

-С помощью чего композитору удалось передать нам настроение зимы?

- А можно ли предать характер зимы посредством литературы?


 

Ответы уч-ся.

О зиме.

Изменилась, она суровая.

Нет природа начинает пробуждаться.

звуков

Да. Словами.

Уметь проводить сравнение по заданным критериям, уметь ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные УУД)

Уметь оформлять мысли в устной   форме - полно и точно,формулировать и аргументировать свое мнения, учитывать разные мнения(Коммуникативные УУД)

Целеполагание.

Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»), проговаривание темы и цзадачи урока.

- Какое исследование проведем на уроке?

Я предлагаю вашему вниманию произведение Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится», которое будет главным сегодня на уроке.

 

Личностные УУД: высказывание предположений, принятие точки зрения другого.

Уметь формулировать цель и учебную задачу урока .(РегулятивныеУУД

Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала.

Тема

Задачи

Словарная работа

Анализ произведения.

Работа в парах.

Физ.минутка

Работа над выразительностью чтения.

1)Познакомиться со стихотворением.

 

-Примите позу слушателя.

Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.

- Какое настроение вызвало у вас это произведение?

- Молодцы, вы внимательно меня слушаете!

-К какому жанру отнесем данное произведение?(. Если не отвечают, то задаю наводящие вопросы. В художественной литературе встречаются произведения разных жанров басни, рассказы, сказки. А наше произведение к какому жанру отнесем?)

-Почему так решили?

-Образы каких времен года Федор Иванович Тютчев изобразил?

 

-Сформулируйте тему нашего урока.

-Какие задачи будем решать?

- Учиться видеть и различать образы в стихотворении;

- Совершенствовать навыки выразительного чтения;

- Воспитывать бережное отношение к природе; чувство прекрасного .

-Возьмите рабочий лист № 1. Прочитайте стихотворение самостоятельно. Подчеркните те слова, которые затрудняют восприятие текста.

-Значение каких слов было непонятно?


 


 

-Засуетилось- рабочий лист задание под № 2

-Нудит принуждать, заставлять. Это слово Тютчевское. Образовал его от слова Нудный, то есть монотонный, надоедливый, докучливый. в данном произведении оно имеет смыл принуждения, заставляет уйти.

-Недаром злится – подберите синонимы .

-Пуще –сильнее.

-Хлопочет значение данного слова предлагаю зачитать из толкового словаря Ожегова .

-Взбесилась- пришла в ярость, сильный гнев, сильно разозлилась;

-Наперекор - подберите синонимы.

-Подняли трезвон – определите корень слова, что значит ТРЕ?

Давайте прочитаем первую строфу.

- Что такое строфа? (это части стихотворения в данном случае это чеверостишия)

-Какие действия совершает зима?

-А весна?

- Как может стучаться весна?

-Что значит гонит со двора?

-Какой прием использует Тютчев?( СЛ ).

-Почему

Олицетворение – это литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, живых существ.

Давайте прочитаем 2 строфу.

- Что имел в виду автор, говоря ВСЕ?

-Почему птицы с приходом весны поднимают трезвон?

-Докажите словами из текста.

Одним из тех кто засуетился в первую очередь , является жаворонок. Он одним из первых прилетает в наши края.. Поет не более 2 минут. Посмотрите. ()ВИДЕОРОЛИК

Жаворонок это вестник весны.

-Прочитаем 3 строфу.

- Почему зима продолжает хлопотать?

-У кого жизненных сил больше? Здесь автор показывает два образа молодости и старости. Так бывает и в обычной жизни, когда нездоровый завидует здоровому, слабый уступает сильному, добро побеждает зло. Все это заметил Ф.И.Тютчев.

- А почему автор поставил многоточие в конце?

Автор использует этот знак, для того, чтобы мы увидели, что действие не закончено, оно имеет продолжение.

Давайте прочитаем 4 строфу.

- Почему автор называет зиму Злой ведьмой?

-Докажите словами из данного четверостишия.

-Почему она Злая, обратитесь к первой строфе.

-как думаете нравится ли весна поэту?

- Почему?

-Как он ее называет?

- И опять многоточие в конце строфы. Можно предположить что автор любил и ждал прихода весны.

Поэзия и музыка воздействуют на внутренний мир человека. Ф.И.Тютчев хотел поделиться с нами своими эмоциями, чувствами которые вызывает у него родная природа. А приход весны Тютчев воспевает во многих своих произведениях, так как именно в это время года у автора (день рождение5 дек) рождается сын.

Поработаем в парах возьмите карточку № 2 . Прочитайте слова, напишите над каждым словом букву (в), которое характеризует весну, и букву (З), характеризующие зиму.( седая, злая, недовольная, румяная, веселая, улыбчивая, светловолосая, голубоглазая, молодая, старая, ворчливая , сердитая, и обессилившая)

-Прочитайте, какими словами охарактеризовали зиму?

- Прочитайте слова, которые рисуют образ весны?

Молодцы. Я с вами согласна. Вот такая зима у Тютчева, если нарисовать ее красками ЗЛАЯ ВЕДЬМА , а весна ПРЕКРАСНОЕ ДИТЯ.(СЛ. Картинки образа ЗИМА и ВЕСНА)

-Какой прием использует автор стихотворения ! (Я хочу вам подсказать, что это яркое противопоставление, его можно увидеть в обыденной жизни, на уроках изо, контраст цветов черное и белое.)? В данном стихотворении прием контраста использован для того, чтобы показать противоборство, противостояние добра и зла, новизны и прошлого.(карточка на доску)

Зима

Весна

злится;

хлопочет;

ворчит;

ведьма;

злая;

взбесилась;

пустила

хохочет;

гонит;

шумит;

дитя;

прекрасное;

горя мало

умылася, румяней стала

Прочитаем последнюю строфу.

- Кому присуждает автор победу?

- Каких частей речи автор употребил больше?

-Перечислите эти глаголы начиная с первой строфы.

Природа пробуждается ,Ф.И.Тютчев с помощью глаголов оживил весну и зиму. Наделил чувствами человека эти времена года..

Я вижу вы устали давайте немного по импровизируем и отдохнем. Попробуем вместе показать эмоции и движения, которые передает музыка.

Представьте что вы подснежники, которые пытаются пробиться сквозь снег, Солнышко с небес посылает яркие лучи, заплакали сосульки – застучали капельки, деревья закачали своими веточками, подул теплый ласковый, ветерок, прилетели птички, замахали крылышками, запели песенку и сели в свои гнездышки.

- Молодцы вы настоящие артисты!

-Красивое стихотворение нужно уметь красиво прочитать. Поработаем над партитурой стихотворения.

- Что значит прочитать красиво?

- Какие правила выразительности чтения вы знаете?

-Правильно.

-Внимание на экран.

(Перед вами первая строфа. То слово которое подчеркнуто, мы выделяем голосом, т.е. ставим логическое ударение. Где стоит прямая линия- короткая пауза, / - пауза длиннее, // - длинная пауза. Стрелка вверх означает что нужно повысить голос, вниз- соответственно голос понизить)

- Для данной работы возьмите карточку № 3 и карандаш , прослушивая аудиозапись постарайтесь расставить все знаки выразительности чтения.

Давайте попробуем прочитать стихотворение выразительно, передавая весь контраст противоположностей, который хотел передать нам Тютчев.

Чье чтение Вам понравилось больше?

Оценивание чтения учащихся.

Слушают стихотворение

 

 

Радостное, веселое, бодрое –весна идет;

Грустное, жаль зиму

стихотворение

Прослушивается рифма, определенный ритм, напевность

Образ зимы, весны.

Зима и весна.

Образы зимы и вены.

Стихотворение Тютчева

-учиться читать выразительно;

-познакомиться с автором;

-познакомиться со стихотворением

Работа на рабочем листе

Нудит, засуетилось, трезвон, наперекор.

В книге, словаре, интернете, учителя, взрослых.

Не зря, не напрасно.

Сильнее, больше

 

На зло, напротив

звон

сильно

- Злится

Стучится

- Капелью

Прогоняет, вытесняет.

Олицетворение

2 образа Зимы и Весны предстают перед нами как живые.

(природу, птицы поют, ручьи бегут, медведи просыпаются.)

(весна приходит)

Все засуетилось

-

(не хочет уходить, сдавать свои права)

(у весны)

(паузу выдержать, не закончилось еще стихотворение, продолжается)

(да, он ей рад, природа пробуждается, солнышко светит)

Прекрасное дитя

З- седая, злая, недовольная, старая, ворчливая , сердитая, обессилившая.

В- румяная, веселая, улыбчивая, светловолосая, голубоглазая, молодая

Контраст

Весне

Глаголы

(злится, стучится, гонит, засуетилось, нудит, подняли, хлопочет, ворчит, хохочет, шумит, взбесилась, пустила, умылася, стала)

весне

глаголов

злится,стучится, гонит, засуетилось, нудит….

-Выразительно

-Логические ударения, паузы, темп, повышение и понижение голоса.

Чтение детьми

5 человек по строфам.

1 человек читает все.

-Ответы детей с аргументами.

Выполнять пробные  учебные действия; фиксировать индивидуальные затруднения; саморегулировать в ситуации затруднения (Регулятивные УУД)

Находить и выделять необходимую информацию(отбирать, анализировать), Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

 (Познавательные УУД)

Применять правила делового сотрудничества

(ЛичностныеУУД)

Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, делать выводы, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль,выражать свои мысли с полнотой и точностью; формулировать и аргументировать свое мнение; учитывать разные мнения(КоммуникативныеУУД)

Взаимно контролировать процесс выполнения задания (Регулятивные УУД)

Закрепление

и обобщение.

 

-Почему Тютчев написал это стихотворение?

Хотел поделиться своими впечатлениями.

Поэт горячо любил свою родину, русскую природу, восхищался ее красотой. Все эти чувства нашли отражение в поэзии. В его произведениях мы можем встретить стихотворения, о всех четырех временах года, о том, как меняется природа, какие явления происходят.(Говоря расставляю книги Тютчева)

- Надеюсь, что вас заинтересовали произведения Ф.И.Тютчева, на перемене можете познакомиться с книгами поэта.

Давайте вспомним какие задачи мы ставили в начале урока?

Познакомились……….

Учились………

Выяснили…………

Предположения детей.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний. Уметь анализировать с целью выделения существенных признаков (Познавательные УУД)

Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии (Коммуникативные УУД)

 

Домашнее задание

Предлагаю по выбору

Возьмите на столе карточку под № 3.

Задание предлагаю по выбору.

1 уровень выучить стихотворение наиз. Нарис. Рис.

2 уровень выразит.прочит.нарис.рис.

3 уровень подготовить презентацию о жизни и творчестве автора.

   

Итог.

Рефлексия

осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

У каждого из вас на столах лежит лист самооценки, возьмите его. Сейчас каждый из вас оценит свою работу на уроке.

Если у вас на уроке было хорошее настроение, вам все удалось, вы активно работали на уроке, урок для вас был полезным. Закрасьте большой круг;

Если на уроке было интересно, но не со всеми заданиями вы могли справиться, заштрихуйте средний круг;

Если на уроке было некомфортно, скучно, сложно закрасьте маленький круг.

Весна идет и в наши края. Ее приход чувствуется в воздухе. Но так хочется чтобы она наступила побыстрее. В русском народе издавна существуют традиции, для того чтобы зима побыстрее ушла, а весна пришла, люди сочиняли заклички. Я предполагаю, что каждому из вас хочется побегать по весенним лужицам, пощуриться на солнышке, посмотреть на листочки деревьев. Давайте и мы с вами закликаем весну

Весна красна приходи,

Снег холодный растопи

Деревья зеленью одень

Пусть теплее будет день

(весна входит, говорит, дарит подарки).


 


 

Встаньте пожалуйста. Улыбнитесь мне, друг-другу, гостям. Пусть ваша весна всегда начинается с улыбки, добра, хорошего настроения. Спасибо! Урок окончен.

Хором с учителем произносят закличку.

Анализировать и синтезировать объекты с целью выделения признаков  составления целого из частей и наоборот(Познавательные УУД)

Соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль. (Коммуникативные УУД)

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку (Регулятивные УУД)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации