Тематическая экскурсия «Русская изба»

17
4
Материал опубликован 28 August 2017 в группе

                           Муниципальное образовательное учреждение

                        Бурмакинская средняя образовательная школа №2

                              Тематическая экскурсия "Русская изба"
 

 

                                                                                          Выполнил: учитель начальных

                                                                                           классов Лещёва С.Н.

 


 

                             Тематическая экскурсия "Русская изба" 

Цель : формирование духовной культуры обучающихся 10-11 лет через организацию экскурсионной деятельности.

Задачи:

познакомить обучающихся с предметами русского народного быта и обычаями, существовавшими в старину;

воспитывать уважение к людям труда - народным умельцам, мастерам,

воспитывать любовь к своей большой и малой Родине,

развивать потребность в самореализации и коммуникативные качества ребенка через игровую деятельность;

развивать память, логическое мышление, воображение.

Методы:

репродуктивный (наглядно-словесный): показ экспонатов, рассказ педагога, активизация внимания учащихся путем постановки вопросов.

Место проведения: школьный музей "Русская изба".

 

 

СЦЕНАРИЙ ЭКСКУРСИИ "РУССКАЯ ИЗБА"

1. Приветствие.

- Здравствуйте, гости дорогие! (Поклон) Я рада видеть вас в своей горнице. А вы чьи будете? Откуда вы? Замерзли с мороза? Да, не больно уж тепло. Да и чего ждать - зима на дворе. А какое сегодня число? (17 декабря). По народным приметам, в этот день Варвара мостит мосты ледяные. Есть даже такая поговорка: "Трещит Варюха: "Береги нос и ухо".

Веками в народе отмечались приметы предстоящих изменений в природе, в погоде. Наблюдения запоминались, проверялись и передавались из поколения в поколение. И сегодня народные приметы погоды по-прежнему верны и надежны.

2. Постановка целей и задач

- Сегодня я вас познакомлю с бытом русских людей, покажу, как они жили, словом, мы с вами побываем в настоящей русской избе, которая представлена в музее народного быта «Истоки»!

3. Русская изба.

- Русские люди много трудились. Раньше люди жили в деревнях. Делали все своими руками: строили избы, делали мебель, изготавливали посуду, шили одежду и т.д.

-А вы знаете, из чего строили дома? Правильно, избы в старой России обычно рубились из дерева. Чтобы дом был счастливым, нужно было следовать традициям предков. А вы знаете, что не всякое дерево годилось на постройку: для сруба нельзя было использовать сухие деревья, считавшиеся мертвыми, - от них у домашних будет "сухотка". Запрет распространялся и на все старые деревья. По поверью, они должны умереть в лесу своей смертью. Большое несчастье случится, если в сруб попадет "буйное" дерево, т.е. дерево, выросшее на перекрестке дорог. Такое дерево может разрушить сруб и задавить хозяев дома. В стене или в крыше нового дома проделывали отверстие, чтобы через него вылетели все беды и напасти. Когда же все было готово, в жилище сначала пускали кошку или курицу с петухом, которые определяли, можно ли здесь жить. Вместе с людьми переезжал и домовой - его везли в поношенном лапте, в который насыпали землю из-под печи старого дома.

- А как вы думаете, какие были полы в доме? Полы настилали из половиц - половинок бревен. Пол раньше был деревянным, и ухаживать за ним было не просто. Но в избах было очень чисто. Некрашеные полы регулярно скоблили большим ножом и мыли речным песком, а затем покрывали домоткаными половиками.

Окно являлось частью дома, наделяемой многими символическими функциями. Оно часто применялось как «нетрадиционный выход из дома», чтобы обмануть нечистых духов, болезнь и т.д. Например, если в доме умирали дети, то новорожденного передавали через окно, чтобы он оставался здоровым. Окно нередко воспринималось и как путь для чего-то святого, чистого. Через эту неотъемлемую часть жилища не разрешалось плевать, выливать помои, выбрасывать мусор, так как под ними по народному поверью стоял Ангел Господень! В каждой избе была печь. Она считалась оберегом внутри дома. Печь занимала главное место в доме, потому что давала тепло и использовалась для приготовления пищи. У печи давались клятвы, у печного столба заключали договор, в печурке прятали молочные зубы детей и пуповины новорожденных; в подпечье обитал покровитель жилища – домовой.

В русской печи можно готовить очень вкусную еду, например, печь блины или пироги. Каша или блины, приготовленные в такой печи, отличаются по вкусу от той же еды, приготовленной однонаправленным подогреванием (на плите). Процесс приготовления пищи в русской печи можно назвать «томлением» — длительное время держится равномерное температурное поле. Поэтому некоторые блюда с той же вкусовой гаммой невозможно приготовить в других условиях, например, перловая каша с грибами, жаренные в сметане грибы или картошка, топленое молоко. Ставец (крынку) с молоком ежедневно ставили в печь. Такое молоко называлось жареным, взрослые добавляли его в чай, детям же позволялось напрямую лакомиться этим деликатесом.

Существовало много примет, связанных с домом и очагом, всевозможных легенд и поверий. Считалось, например, что нельзя затоплять печь с непокрытою головой. «Запечный дедушка, мог надеть на голову хозяйке чугунок». Печь также использовали в качестве бани. Рядом с печью находилось рабочее место хозяйки: стояли кочерга, ухват, деревянная лопата, висели полотенце и рукомойник.

В народе говорили: «Кочерга в печи хозяйка». И действительно, трудно себе представить, что можно истопить печь и приготовить пищу, даже не взяв в руки кочергу. Пока топится печь, кочерга-хозяйка трудится неустанно. Как только разгорелись в печи дрова и горящие поленья нужно отодвинуть вглубь печи, кочерга тут как тут. Выпало из огня поленце и чадит в дальнем углу топливника, на помощь ему приходит все та же кочерга. Проходит несколько секунд, и дымящееся поленце, придвинутое кочергой к печному костерку, уже горит ярким пламенем. Рассыпались по устью дрова и угли, и их нужно уложить кучно – здесь тоже не обойтись без кочерги. Словом, этот печной инструмент всегда должен быть под рукой.

«В хлеву у быка копна на рогах, а хвост на дворе у бабы в руках». Кому довелось родиться в крестьянской семье, без особых затруднений отгадает эту загадку. Сразу же вспоминается рогатый ухват, на котором мать или бабушка отправляют в топливник русской печи чугунок, образно названный в загадке стогом сена. Нетрудно догадаться, что хлев — это топливник русской печи, а хвост быка – деревянная рукоятка ухвата. Без ухвата нельзя достать чугунок, с приготовленной в нём пищей, из устья печи.

«Под полом, под середой, сидит баба с бородой», – загадывает одна старинная народная загадка. Таинственная баба с бородой, о которой идет речь в загадке, – помело. Оно неизменно находится при духовой русской печи и предназначено для очистки шестка и устья. Чаще всего устье в печи подметали перед тем, как печь пироги. Употреблять его для каких-то других целей строго запрещалось. Нельзя его также было заменять чем-то подобным, например веником для подметания пола, метлой или банным веником. Это равносильно тому, что мести дворовой метлой обеденный стол. Если такое кощунство замечалось за хозяйкой, то она теряла уважение соседей. Считалось, что хозяйка, которая не делает различия между полом и устьем печи, нарушает элементарные правила гигиены.

В старые года, когда в каждом деревенском доме пекли хлеб, а по праздникам – пироги, при печи полагалось иметь широкую деревянную лопату на длинном черенке. Как свидетельствует народная сказка про Лутонюшку, была она даже у Бабы Яги в избушке на курьих ножках. Именно на хлебной лопате отправил наш герой в пылающую русскую печь дочку злой колдуньи. Хлебную лопату делали из целого куска дерева: липового, осинового или ольхового кряжа толщиной не менее 25 см.

Почетное место в избе – красный угол. Там висели иконы, стояли стол и лавки. В красный угол сажали самых дорогих гостей. Холщовая скатерть на стол стелилась даже в самых бедных домах. Перекрестившись, хозяйка раскидывала ее по столу и ставила одно общее блюдо со щами. У каждого за столом имелось свое место. Хозяин резал хлеб и солил похлебку, укрощал не в меру активных и подгонял задумчивых. Уронить и не поднять кусок хлеба считалось грехом, оставлять его недоеденным, выходить из-за стола раньше времени также не полагалось.

Детей в крестьянских семьях было много. Как только рождался ребёнок, его укладывали в зыбку, люльку, колыбель (все они исполняли одну и ту же функцию, созданы были для того, чтобы укачивать ребёнка). Покачивая зыбку, напевали колыбельную (от слова колыбель): «Берёзынька скрип, скрип…Моя деточка спит, спит…»

С давних времён на Руси человек хранил в сундуке своё имущество: одежду, посуду и даже драгоценности. В доме стоял сундук, он всегда стоял на видном месте, поскольку свидетельствовал о богатстве хозяина. Лучшими считались дубовые сундуки, обитые полосками жести. Переднюю стенку украшали орнаментом, рельефными фигурками. Сундук закрывался на массивный замок, часто со звоном. Чем богаче становился человек, тем больше у него появлялось в доме сундуков. Поставленные друг на друга, они напоминали современный шкаф.

В разделе «Предметы быта» можно встретить подлинные вещи, начиная с 18 века. В старину ни одна семья не обходилась без прялки. За прялкой да за лучиной проходила значительная часть жизни женщины, вплоть до глубокой старости. Ныне прялка почти полностью утратила свое функциональное назначение. Перед вами прялка, на которой пряли шерсть На стенде расположены кружева (подзоры), вышивки (салфетки и дорожки). На столе игрушки, которые изготавливали ручным способом, хочется рассказать про одну из них. Это крупиничка или зернушка, небольшая тряпичная кукла. Простая на внешний вид куколка. Изготовлена она с большой любовью. Имеет глубокий символический смысл. Её обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялось зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно. Для чего это было нужно. На Руси каша долгое время была основным видом питания. Зерно имело мощную жизненную силу, легко усваивалось организмом. А также было доступно для выращивания на территории славян. Если земля даёт урожай, т. е. родит, значит, образ дающий, этот урожай – женский. Чтобы урожай был богатым, хозяину преподносили куколку «Крупеничку», изготовленную, при помощи лоскутков ткани и наполненную зерном. В неурожайный год куколку распарывали и из крупы, которая находилась внутри, готовили похлёбку.

На Руси до чая пили разные напитки: капустный и огуречный рассолы, морс, квас, кисель. Первыми чай в России узнали в Сибири. И вскоре чай стал национальным напитком русских. Именно на Руси изобрели прибор для приготовления чая – самовар. Перед вами угольный самовар и более современные электрические самовары. Они разные по размеру, но выполняют одну и ту же функцию. Одна из главных особенностей русского угольного самовара в том, что он может кипеть до конца чаепития, для чего достаточно держать трубу слегка открытой. Во время войн, в голодные годы самовар, как и русская печь, был в крестьянском доме и лекарем и утешителем. За неимением чаю-сахару заваривали морковную вяленицу, зверобой, лист смородины и т.д.

Почему-то в тяжкие времена крестьянский самовар становился объектом особого внимания (та же судьба была, впрочем, и у русских колоколов). Но не всегда его, уносимого из избы, сопровождали печальные женские причитания. Во время Великой Отечественной войны русские бабы по призыву собирать цветной металл без единого вздоха отдавали в фонд войны свои последние самоваришки, после чего воду приходилось кипятить в чугунках. Нынче самовар повсеместно вытесняется электрочайником, в чем есть и свои плюсы, и свои минусы.

Перед вами утюги: угольный и цельнометаллический. Угольные утюги делали с крышкой вверху и с отверстиями внизу. Отверстия внизу утюга нужны были для того, чтобы туда поступал воздух. Перед тем как начать гладить, открывали крышку и насыпали горячих углей. Угли нагревали дно утюга и после прогрева его, начинали гладить белье. Цельнометаллический, выполнялся в основном из чугуна, был тяжеловат. Чтобы погладить бельё, надо было его нагреть на огне. Такими утюгами пользовались до 1975 года.

В сельской местности основным видом обуви были лапти. Лапти – обувь весьма не простая, выполнены они из лыка, кто был их хозяином мужчина, женщина или подросток неизвестно. Лапти не разделялись на мужские и женские, плелись они для всех одинаково. Были, правда, лапти будничные и парадные. Плели лапти из лыка липы, вяза, ракиты и вереска. Обувь была непрочной, и недаром существовала поговорка: «в дорогу идти – пять пар лаптей плести». Иногда, как материал использовалась простая верёвка. Такие лапти назывались чуни. Их носили дома.

Семьи у крестьян были большие и дружные. Многодетные родители с любовью и заботой относились к своим детям. Они считали, что к 7-8 годам дите уже «входит в разум» и начинали обучать его всему тому, что знали и умели сами.

Отец наставлял сыновей, а мать обучала дочерей. С малых лет каждый крестьянский ребенок готовил себя к будущим обязанностям отца – главы и кормильца семьи или матери – хранительницы домашнего очага.

Родители учили детей ненавязчиво: сначала ребенок просто стоял рядом со взрослым и смотрел, как тот работает. Потом ребенок начинал подавать инструменты, поддерживать что-нибудь. Он уже становился помощником.

Через какое-то время ребенку уже доверяли выполнение части работы. Тогда ребенку уже делали специальные детские инструменты: молоточек, грабельки, веретено, прялочку.

Родители учили, что свой инструмент – дело важное, его никому нельзя давать – «спортят», и у других инструменты брать нельзя. «Хороший мастер работает только своим инструментом», - поучали родители.

За выполненное дело ребенка хвалили, одаривали. Первое изделие, сделанное ребенком, ему же и доставалось: ложка, лапти, рукавички, фартук, дудочка.

Сыновья были главными помощниками отца, а дочки помогали матери. Мальчики вместе с отцом мастерили из разного материала игрушки – самоделки, плели лукошки, короба, лапти, выстругивали посуду, домашнюю утварь, изготавливали мебель.

Каждый крестьянин умел мастерски плести лапти. Лапти мужчины плели для себя и для всей семьи. Старались сделать их крепкими, теплыми, непромокаемыми.

Отец помогал мальчикам, наставлял советом, похваливал. «Дело учит, мучит, да кормит», «Лишнее ремесло за плечами не виснет», - приговаривал отец.

В каждом крестьянском дворе обязательно была скотина. Держали корову, лошадь, коз, овец, птицу. Ведь скотина давала много полезных продуктов для семьи. За скотиной ухаживали мужчины: кормили, убирали навоз, чистили животных. Женщины доили коров, выгоняли скотину на пастбище.

Главным работником в хозяйстве была лошадь. Весь день лошадь работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью. Это была обязанность сыновей.

Для лошади нужны были разные приспособления: хомуты, оглобли, вожжи, уздечки, сани, телеги. Все это хозяин изготавливал сам вместе с сыновьями.

С раннего детства любой мальчик мог запрячь лошадь. С 9 лет мальчика начинали учить ездить верхом и управлять лошадью. Нередко мальчиков 8-9 лет отпускали в пастушки, он работал «в людях», пас стадо и зарабатывал немного – еду, подарки. Это была помощь семье.

С 10-12 лет сын помогал отцу в поле – пахал, боронил, подавал снопы и даже молотил.

К 15-16 годам сын превращался в главного помощника отца, работающего наравне с ним. Отец находился всегда рядом и помогал, подсказывал, поддерживал. В народе говорили: «Отец сына не на худо учит», «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь».

Если отец ловил рыбу, то сыновья тоже были рядом с ним. Это была для них игра, радость, а отец гордился, что у него растут такие помощники.

Справляться со всеми женскими работами девочек учили мама, старшая сестра и бабушка.

Девочки учились делать тряпичных кукол, шить для них наряды, плели из кудели косы, украшения, шили головные уборы. Девочки старались: ведь по красоте кукол люди судили, какая она мастерица.

Затем девочки играли с куклами: «ходили в гости», убаюкивали, пеленали, «справляли праздники», то есть жили вместе с ними кукольной жизнью. В народе считалось, что если девочки охотно и бережно играют в куклы, то в семье будет прибыль, достаток. Так через игру девочки приобщались к заботам и радостям материнства.

Но в куклы играли только младшие дочери. Когда они подрастали, мать или старшие сестры обучали их уходу за грудными детьми. Мать на целый день уходила в поле или была занята во дворе, в огороде, и девочки почти полностью заменяли мать. Девочка – нянька целый день проводила с ребенком: играла с ним, успокаивала, если он плакал, баюкала. Иногда опытных девочек – нянек отдавали в другую семью «внаем». Даже в 5-7 лет они нянчили чужих детей, зарабатывая для себя и семьи: платочки, отрезы материи, полотенца, еду.

Так и жили: младшие девочки – няньки водятся с малышом, а старшие дочери помогают матери в поле: вяжут снопы, собирают колоски.

В 7 лет крестьянских девочек начинали учить прясть. Первую небольшую нарядную прялочку дочери дарил отец. Дочери учились прясть, шить, вышивать под руководством матери.

Часто девочки собирались в одной избе на посиделки: беседовали, пели песни и работали: пряли, шили одежду, вышивали, вязали варежки и носки для братьев, сестер, родителей, вышивали полотенца, вывязывали кружева.

В 9 лет девочка уже помогала метрии готовить еду.

Ткань для одежды крестьяне тоже делали сами дома на специальных ткацких станках. Ее так и называли – домотканая. Всю зиму пряли кудели (нити), а весной начинали ткать. Девочка помогала маме, а к 16 годам ей доверяли ткать самостоятельно.

Также девочку учили обихаживать скотину, доить корову, жать снопы, ворошить сено, стирать белье в речке, готовить еду и даже печь хлеб. Матери говорили дочкам: «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».

Постепенно к девочке приходило осознание того, что она -   будущая хозяйка, которая может выполнять все женскую работу. Дочка знала, что «Хозяйство водить – не разиня рот ходить». «Без дела жить – только небо коптить», - так всегда говорила мама.

Таким образом, в крестьянских семьях, вырастали «добры молодцы» - отцовы помощники, да «красны девицы» - умелицы – рукодельницы, которые, взрослея, передавали мастерство своим детям и внукам.

4. Итог занятия.

- Я хотела показать вам то, что есть в нашей русской избе. А теперь хочу спросить: что вы почувствовали, когда вошли в русскую избу, какие вы чувства испытали, когда увидели предметы русской старины?

- Как вы думаете, много нужно труда, чтобы все это сделать?

- Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни. Я тоже желаю вам добра и надеюсь, что все, о чем вы сегодня услышали и что увидели, останется в душе у каждого из вас!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998

2. М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003

3. Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2004

4. Л.В.Соколова, А.Ф.Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Изба - колыбель наших предков, отцов, Обитель добра и тепла, Без русской печи и её пирогов представить Россию нельзя! Всегда приютит, успокоит, поймёт Накормит, согреет теплом, И где бы мы ни были, стойко нас ждёт Отеческий преданный дом. Изба, ты проста, самобытна, щедра, Загадочна, словно цветок, И сердцу так люба твоя простота, Так дорог родной уголок Светлана Николаевна, спасибо за интересное мероприятие!

28 August 2017

Спасибо за отзыв, Ольга Борисовна.

28 August 2017

Светлана Николаевна,спасибо. Этот материал пригодится и на уроках труда, и литературного чтения.

28 August 2017

Очень рада, Ирина Александровна.

28 August 2017

Ответ #40506 был удален 28 August 2017