Материал для аттестации «Теория поколений в образовании»
Педагоги дополнительного образования
МАУ ДО «Межшкольный эстетический центр»
МО город Краснодар
Цыганков И.С., Шаболда А.М.
Теория поколений в образовании
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, общие и частные педагогические требования к процессу, результату и основным действующим лицам в образовании.
Современному человеку довелось жить в удивительное время, когда на 3-d принтере можно напечатать человеческое сердце, буквально за несколько секунд найти необходимую информацию в интернете и связаться с помощью видео с собеседником, находящемся на другом континенте. Человек не только изменил климат планеты, но и сделал что-то со временем, увеличив концентрацию событий в единице времени, ведь сейчас десять лет проходят так, как раньше три. Мир меняется каждый день, человек открывает и изобретает что-то новое и без этих достижений человечеству не продвинуться в познании, прогнозировании и выстраивании окружающей нас реальности.
Для того чтобы понять, каким будет завтра, нужно уже сейчас изучать современных детей и подростков - тех, кто будет формировать будущее и жить в нем.
Педагоги как и любые взрослые - представители иного поколения по сравнению с учащимися. Им предписаны иные роли, а их личностные особенности сформировались достаточно давно, и они качественно другие, чем у подрастающего поколения. Поэтому взрослым нелегко, но необходимо принять детей с девайсами в руках как данность, и, опираясь на педагогический опыт, мастерство и понимание целей образования, научить иное поколение пользоваться цифровыми устройствами как прогрессивным инструментом, не запрещая его и не подталкивая ребенка к другой крайности - стать приложением к своему девайсу.
Для осуществления эффективного педагогического процесса необходимо взаимопонимание, общая цель у учителя и ученика. И здесь уместно цитирование слов Максима Горького: «Учить детей - дело необходимое, но следует понять, что весьма полезно и нам самим учиться у детей».
К сожалению, современная общеобразовательная школа, стремясь максимально использовать созданные в цифровом поле достижения, иногда дискредитирует себя несвоевременным и неправильным их применением. В результате все заявленные бонусы технологичности в образовании не просто ведут к нулевому результату, но и дают побочные эффекты.
Так, средства, призванные облегчать, - затрудняют. Например, некачественная презентация утяжеляет восприятие и вызывает усталость за счет нагруженности зрительного аппарата при неправильном сочетании и обилии шрифтов, цветов, анимации, чрезмерной длительности работы с ней.
Вовлечённость педагога в работу с гаджетом, по идее являющаяся мостиком времён, соединяющим современного подростка с опытным взрослым, являясь неискренней, только рушит доверие и баланс межличностных отношений. При использовании современных цифровых устройств, взрослые, научаясь работать с ними уже не так легко, как подростки, по сути в чем-то преодолевают себя и рассчитывают на обещанные цифровыми гуру от образования «плюсики» к мотивации учеников. Но есть ли они? Как же поступить правильно? Как обучать и воспитывать современных подростков, используя цифру и оставаясь человеком с большой буквы?
Обращение к теории поколений, исследование особенностей поколения Z и Альфа как на теоретическом уровне, так и на уровне эмпирического исследования только набирает свои обороты. Опыт взаимодействия с новыми поколениями только предстоит осмыслить. Шанс это или вызов для всего человечества? Ответ на этот вопрос, во многом, зависит от угла зрения...
Я - часть потерянного поколения!
И я отказываюсь верить, что
Я могу изменить этот мир.
Я понимаю, возможно это шокирует вас, но
«Счастье уже внутри тебя» -
Это ложь, на самом деле.
Деньги сделают меня счастливым.
И в тридцать лет я расскажу своему ребёнку, что
Он - не самая важная часть моей жизни.
Мой босс будет знать, что
Мои принцип:
Работа
Важнее, чем
Семья
Послушайте:
С давних пор
Люди живут семьями,
Но теперь
Общество никогда не будет таким, как прежде.
Эксперты говорят мне
Через тридцать лет я буду праздновать десятилетие моего развода.
Я не верю, что
Я буду жить в стране, которую я сам создам.
В будущем
Уничтожение природы станет нормой.
Никто не верит, что
Мы сохраним нашу прекрасную планету.
И, конечно,
Моё поколение уже потеряно.
Глупо полагать, что
Есть надежда…*
Джонатан Рид.
* Совершенно другой смысл приобретает это стихотворение при прочтении под другим углом зрения - от последней строки к первой...