Выступление на тему «Теория поколений в школе»

5
0
Материал опубликован 21 February 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Теория поколений

 

Согласно этой теории, каждые 20–25 лет рождается новое поколение людей, имеющих общие черты характера, привычки и особенности, 4 поколения формируют цикл. Поколение – это группа людей, рожденных в определенный возрастной период, испытавших влияние одних и тех же событий, особенностей воспитания, с похожими ценностями. Именно ценности и их сходство, а не возраст формируют и определяют поколение. Мы этих ценностей не замечаем, они действуют незаметно, но во многом определяют наше поведение: как мы общаемся, как решаем конфликты и строим команды, как развиваемся, что и как покупаем, что нас мотивирует, как ставим цели. В России, применяя эту теорию, специалисты предпочитают использовать термин «большинство».


 

НУЖНА ЛИ ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ ПЕДАГОГИКЕ?

Для осуществления эффективного педагогического процесса необходимо взаимопонимание, общая цель у учителя и ученика. Как достичь взаимопонимания, если учитель и ученик представители разных поколений? Может ли теория поколений помочь в этом? Попытаемся разобраться в этих вопросах.

Для работы школьного учителя наиболее интересны представители поколения Z. Его представители в настоящее время активно впитывают знания в детских садах и школах. Зная их особенности, педагог может найти подход к современным учащимся в целом и к каждому индивидуально, может выявить тот мотиватор, который будет ключом к эффективному обучению.

Поколение Z – первое по-настоящему цифровое. Нынешние взрослые начинали жить в аналоговом мире и лишь потом переходили на цифру. Современная молодежь родилась в цифровую эпоху: кассетный плеер вызывает у них недоумение, интернет в их понимании должен быть быстрым и доступным. 90% представителей поколения Z не представляют свою жизнь без интернета и в случае его отсутствия испытывают физический дискомфорт. Более того, без интернета могут начаться психические расстройства. Это же касается и гаджетов — ведь где-то нужно сидеть в сети.

Необычно, что несмотря на сетевую активность, поколение Z очень осторожно относится к распространению личной информации. На первом месте – приватность и безопасность. У них множество фотографий, где они погружены в работу, занимаются спортом или общественной деятельностью, но увидеть их лицо на фото получается редко.

Они хотят быть признанными и ценными, им нравится, когда их хвалят или они получают призы за участие в мероприятиях, а под фотографиями мелькает счетчик «лайков». Каждое выражение одобрения деятельности делает их немного счастливее, а отсутствие похвалы может стать причиной депрессии и демотивации.

Кажется, что подростки зависимы от технологий – но это не совсем так. Они уже рождаются в высокотехнологичной эпохе. Гаджеты, интернет – для них это «в крови». Мнение об этом поколении только формируется, сейчас им приписывают такие позитивные черты, как креативность, добросовестность, готовность непрерывно обучаться, дерзость и живость мышления, трезвые представления о жизни, отсутствие вредных привычек. Слабая сторона представителей поколения Z – отсутствие мотивации, лень, неспособность концентрироваться на одном предмете, нелюбовь к чтению.

Какие методики обучения могут привлечь внимание цифровых аборигенов?



Картинки – вместо текста

Представители поколения Z привыкли общаться с помощью мемов и эмоджи. Поэтому есть смысл включать в процесс обучения блоки, в которых информация представлена графически. Например, подросткам сложно сосредоточится на сплошных текстовых страницах. Пелену текста можно разбавить инфографикой или яркой картинкой, созвучной со смыслом текста.


 

Обучающие видеоролики

Современная информационная эпоха содержит немало шума: новостного, рекламного, технологичного. Поколение Z умеет не просто фильтровать информацию, но и правильно ее потреблять: быстро анализировать большие потоки информации и одновременно решать несколько задач. Они просто не видят баннеров, рекламных ссылок и слоганов, но очень нацелены на визуальное потребление информации: быстро «переварить», осознать и при необходимости воспользоваться. Поколение Z ценит подробные и простые инструкции, а что может быть проще обычного обучающего видеоролика? Можно изучать темы не только по учебникам, но синтезировать информацию из видео и подкастов.

Поощрение за успехи

Учащиеся поколения Z привыкли к постоянному стимулированию и одновременному выполнению нескольких задач. Длинные монотонные лекции для них в тягость. В таком случае велика вероятность, что ученик уткнётся в гаджет, начнёт общаться с товарищами или погрузится в свои мысли. Внимание юных учеников привлечёт чередование образовательных приемов.

Игры, в которые играют не только дети

Игровая индустрия доказала: игры – это не только развлечение для бездельников, а способ научиться мыслить тактически и стратегически. Игры уже давно используются при обучении, особенно в бизнес-образовании. Это самый понятный способ захватить внимание и дать мотивацию подросткам, которые привыкли к стимулам и вознаграждениям - неотъемлемым частям любой игры. «Геймификация – едва ли не единственная возможность завоевать внимание поколения Z», – считает Анна Попова – заместитель декана факультета политологии МГУ.



Go в личку

Представители поколения Z привыкли к текстовому общению, которое происходит в доли секунд, даже электронная почта для них – прошлый век. Современному преподавателю стоит подумать, как стать более доступным в информационном пространстве. Некоторые учителя создают групповые чаты в социальных сетях и мессенджерах, чтобы выстроить среду, где ученики могут помогать друг другу, и сам преподаватель отвечает на вопросы.


 


 


 

 Необязательно переворачивать с ног на голову образовательный процесс в угоду цифровым аборигенам поколения Z. Образование как и прежде призвано логично и структурировано предоставлять знания учащемуся. Но традиционно сильные способы преподавание школьных и университетских предметов не пострадают от соседства практик, призванных сделать учёбу увлекательным и мотивирующим занятием. Тем более в обучении важен не только процесс, но и его конечный результат.


Теория поколений
PPTX / 59.6 Кб

Предварительный просмотр презентации

Выжившие Среди ныне живущих россиян самыми старшими являются «герои», родившиеся в период 1901—1922 годов, условное название «поколение победителей». Те, кому сейчас больше 85, несмотря ни на что, почти безоговорочно верят в светлое будущее, отличаясь завидным трудолюбием, оптимизмом и высокой ответственностью. Для «победителей» жизнь — это непрерывная борьба, вне которой они себя ощущают дискомфортно и неуверенно. Зато воевать они умеют хорошо. При этом они — неисправимые оптимисты, свято верящие в то, что «через четыре года здесь будет город-сад».

Тихие (1923 – 1942) Поколение получило название «молчаливое поколение». Это почти полная противоположность породившим их «победителям», они исполнительны и чрезвычайно терпеливы. Начальник, с их точки зрения, просто не может быть не прав. Именно в их «период роста» были изобретены антибиотики, что внушило им безоговорочное уважение к врачам. Понятие «семья» для «молчаливого» свято. Только в кругу семьи, среди родных и близких ему людей, он может почувствовать себя по-настоящему свободным. Активный отдых обязательно нацелен на пополнение запасов еды, которой так не хватало в детстве. Холодильник «молчаливого» всегда забит продуктами, на полках стоят банки с вареньями, соленьями и маринадами собственного приготовления. «Молчаливые» по своей натуре — созерцатели. Подавляющее большинство деятелей культуры и науки, которыми гордится наша страна, принадлежат к этому поколению.

Победившие Поколение бэби-бумеров (1943-1964) названо так в честь произошедшего после войны бума рождаемости. Они росли в настоящей супердержаве, которую боялся и уважал весь мир, которая победила в самой страшной войне, которая покорила космос. И ко всем этим событиям они причастны лично. Гагарин летел в космос не один, вместе с ним на борту космического корабля «Восток» летели все девчонки и мальчишки Советского Союза. Жаботинский поднимал штангу на Олимпиаде не в одиночестве — вместе с ним её поднимала целая страна. Для этих людей нет непреодолимых барьеров, каждый барьер — это личный вызов. Они оптимисты, нацеленные на постоянное преодоление трудностей и обязательное достижение результата. «Бумер» — трудоголик, лучший подарок для работодателя. При этом «бумер» предпочитает работать в команде, так как именно коллектив, выполняет у него роль той самой супердержавы, в которой он жил в детстве. По их мнению, отличительными качествами хорошего человека является активность и любознательность.

Самостоятельные Поколение X, «дети с ключом на шее» (1965—1982). Прокатившийся по стране бум разводов сделал Х-ов более гибкими в отношениях с людьми, а постоянная занятость родителей-трудоголиков на работе — более самостоятельными. У «бумеров» забота о подрастающем поколении не была приоритетной. Оттуда и «ключ на шее» — символ ранней самостоятельности. Х-ы в детстве самостоятельно бродили по городу, сами разогревали себе обед и умели готовить яичницу. Повзрослев, они превратились в людей, для которых главным качеством стал расчет только на собственные силы и опыт. К чужой помощи X прибегает крайне редко и неохотно. Родина для Х-а — это его семья. Главная ценность для него — возможность выбора. При этом Х-ы довольно циничны и прагматичны. Еще одна ценность для Х-а — время. Поэтому они «уважают» полуфабрикаты, а заболев, идут не в поликлинику, где надо стоять в очереди, а в платную больницу. Хотя и в неё они идут только в крайнем случае, предпочитая лечиться самостоятельно.

Выжившие Поколение Y (1983—2000) Как и положено, они очень похожи на поколение «победителей». Y-ки наивны и склонны к работе в команде. Одно из прозвищ, которым социологи нарекли Y-ов, — «поколение большого пальца», от привычки набирать смс одним большим пальцем руки, в которой находится мобильный телефон. Разделение на реальное и виртуальное для них вообще условно, они прекрасно «живут» в условиях виртуальной реальности. Родители баловали их, всячески оберегали, отучали от той самой самостоятельности, которой сами располагали практически неограниченно, поэтому поколение получилось хорошо управляемым, но вместе с тем уверенным в своей ценности. Для них важно немедленное вознаграждение за проделанную работу, в отдаленную перспективу они не верят. Мода — это их кредо, а цель жизни — получение удовольствия в максимальном размере. Даже спортом они занимаются не для того, чтобы победить или развить тело, а для того, чтобы получить дополнительную порцию положительных эмоций.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.