Пояснительная записка к презентации
Теория поколений
Согласно этой теории, каждые 20–25 лет рождается новое поколение людей, имеющих общие черты характера, привычки и особенности, 4 поколения формируют цикл. Поколение – это группа людей, рожденных в определенный возрастной период, испытавших влияние одних и тех же событий, особенностей воспитания, с похожими ценностями. Именно ценности и их сходство, а не возраст формируют и определяют поколение. Мы этих ценностей не замечаем, они действуют незаметно, но во многом определяют наше поведение: как мы общаемся, как решаем конфликты и строим команды, как развиваемся, что и как покупаем, что нас мотивирует, как ставим цели. В России, применяя эту теорию, специалисты предпочитают использовать термин «большинство».
НУЖНА ЛИ ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ ПЕДАГОГИКЕ?
Для осуществления эффективного педагогического процесса необходимо взаимопонимание, общая цель у учителя и ученика. Как достичь взаимопонимания, если учитель и ученик представители разных поколений? Может ли теория поколений помочь в этом? Попытаемся разобраться в этих вопросах.
Для работы школьного учителя наиболее интересны представители поколения Z. Его представители в настоящее время активно впитывают знания в детских садах и школах. Зная их особенности, педагог может найти подход к современным учащимся в целом и к каждому индивидуально, может выявить тот мотиватор, который будет ключом к эффективному обучению.
Поколение Z – первое по-настоящему цифровое. Нынешние взрослые начинали жить в аналоговом мире и лишь потом переходили на цифру. Современная молодежь родилась в цифровую эпоху: кассетный плеер вызывает у них недоумение, интернет в их понимании должен быть быстрым и доступным. 90% представителей поколения Z не представляют свою жизнь без интернета и в случае его отсутствия испытывают физический дискомфорт. Более того, без интернета могут начаться психические расстройства. Это же касается и гаджетов — ведь где-то нужно сидеть в сети.
Необычно, что несмотря на сетевую активность, поколение Z очень осторожно относится к распространению личной информации. На первом месте – приватность и безопасность. У них множество фотографий, где они погружены в работу, занимаются спортом или общественной деятельностью, но увидеть их лицо на фото получается редко.
Они хотят быть признанными и ценными, им нравится, когда их хвалят или они получают призы за участие в мероприятиях, а под фотографиями мелькает счетчик «лайков». Каждое выражение одобрения деятельности делает их немного счастливее, а отсутствие похвалы может стать причиной депрессии и демотивации.
Кажется, что подростки зависимы от технологий – но это не совсем так. Они уже рождаются в высокотехнологичной эпохе. Гаджеты, интернет – для них это «в крови». Мнение об этом поколении только формируется, сейчас им приписывают такие позитивные черты, как креативность, добросовестность, готовность непрерывно обучаться, дерзость и живость мышления, трезвые представления о жизни, отсутствие вредных привычек. Слабая сторона представителей поколения Z – отсутствие мотивации, лень, неспособность концентрироваться на одном предмете, нелюбовь к чтению.
Какие методики обучения могут привлечь внимание цифровых аборигенов?
Картинки – вместо текста
Представители поколения Z привыкли общаться с помощью мемов и эмоджи. Поэтому есть смысл включать в процесс обучения блоки, в которых информация представлена графически. Например, подросткам сложно сосредоточится на сплошных текстовых страницах. Пелену текста можно разбавить инфографикой или яркой картинкой, созвучной со смыслом текста.
Обучающие видеоролики
Современная информационная эпоха содержит немало шума: новостного, рекламного, технологичного. Поколение Z умеет не просто фильтровать информацию, но и правильно ее потреблять: быстро анализировать большие потоки информации и одновременно решать несколько задач. Они просто не видят баннеров, рекламных ссылок и слоганов, но очень нацелены на визуальное потребление информации: быстро «переварить», осознать и при необходимости воспользоваться. Поколение Z ценит подробные и простые инструкции, а что может быть проще обычного обучающего видеоролика? Можно изучать темы не только по учебникам, но синтезировать информацию из видео и подкастов.
Поощрение за успехиУчащиеся поколения Z привыкли к постоянному стимулированию и одновременному выполнению нескольких задач. Длинные монотонные лекции для них в тягость. В таком случае велика вероятность, что ученик уткнётся в гаджет, начнёт общаться с товарищами или погрузится в свои мысли. Внимание юных учеников привлечёт чередование образовательных приемов.
Игры, в которые играют не только детиИгровая индустрия доказала: игры – это не только развлечение для бездельников, а способ научиться мыслить тактически и стратегически. Игры уже давно используются при обучении, особенно в бизнес-образовании. Это самый понятный способ захватить внимание и дать мотивацию подросткам, которые привыкли к стимулам и вознаграждениям - неотъемлемым частям любой игры. «Геймификация – едва ли не единственная возможность завоевать внимание поколения Z», – считает Анна Попова – заместитель декана факультета политологии МГУ.
Go в личку
Представители поколения Z привыкли к текстовому общению, которое происходит в доли секунд, даже электронная почта для них – прошлый век. Современному преподавателю стоит подумать, как стать более доступным в информационном пространстве. Некоторые учителя создают групповые чаты в социальных сетях и мессенджерах, чтобы выстроить среду, где ученики могут помогать друг другу, и сам преподаватель отвечает на вопросы.
Необязательно переворачивать с ног на голову образовательный процесс в угоду цифровым аборигенам поколения Z. Образование как и прежде призвано логично и структурировано предоставлять знания учащемуся. Но традиционно сильные способы преподавание школьных и университетских предметов не пострадают от соседства практик, призванных сделать учёбу увлекательным и мотивирующим занятием. Тем более в обучении важен не только процесс, но и его конечный результат.
Теория поколений
PPTX / 59.6 Кб