12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана Чернобай449
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург


Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Эффективная организация работы с родителями: личный опыт»


Чернобай Светлана Николаевна,

заместитель директора ГБОУ гимназия №11

Василеостровского района Санкт – Петербурга


«Теория поколений» в основе коммуникации классного руководителя с родителями


Аннотация: В статье рассмотрены способы коммуникации классного руководителя с родителями с учетом особенностей современного поколения родителей – миллениумов. Проанализировано использование сильных сторон родителей поколения Y в воспитательной работе в интересах обучающихся.


Ключевые слова: работа с родителями, воспитание обучающихся, теория поколений, поколение Y (миллениумы), точки соприкосновения, эффективная коммуникация.


«Самое трудное в работе с детьми-

это работа с их родителями»

школьный афоризм


Родители и классный руководитель – ключевые лица в воспитании обучающихся


Родители и педагоги – две главные силы в процессе становления личности ребенка, роль которых невозможно преувеличить. От их эффективного взаимодействия зависит воспитание подрастающего поколения.

В 2020 году в российских школах начала реализовываться новая «Программа воспитания», рассчитанная до 2025 года. В программе обозначена общая цель воспитания– личностное развитие обучающихся. Кто же обладает приоритетным правом на развитие личности школьника?

В статье 63 Семейного Кодекса РФ «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей» говорится, что «родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей», они «имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами».

В образовательном учреждении ключевым лицом для ребенка является классный руководитель.

В «Программе воспитания» говорится, что «ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции».

Таким образом, ключевыми лицами в воспитании и социализации обучающихся становятся родители и классный руководитель. Поэтому от их эффективного взаимодействия зависит положительный результат всего воспитательно-образовательного процесса.

Условиями успешного решения задач воспитания является:

«- привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству (…);

- регулярное информирование родителей (…);

- координацию взаимосвязей между родителями (…);

- содействие повышению педагогической компетентности родителей (…)».

Анализируя перечисленные условия успешного воспитания приходим к выводу о том, что общение классного руководителя с родителями является важным фактором воспитания обучающихся. От того, как классный руководитель построит взаимоотношения с родителями, наладит канал коммуникации, выберет модель общения, определит стиль подачи информации, зависит заинтересованность и степень их вовлеченности в дела класса.

В «Должностной инструкции классного руководителя образовательной организации» говорится, что «классный руководитель должен взаимодействовать с родителями». Но как педагогу найти именно ту модель и стиль коммуникации, которые окажутся наиболее эффективным при общении с родителями учеников? В упомянутой выше «Должностной инструкции классного руководителя» сказано, что «классный руководитель должен знать:

- основы общей психологии, педагогической психологии, общей педагогики, физиологии детей и подростков;

- методы и навыки коммуникативного общения с обучающимися, социального психотренинга, современные методы индивидуальных и групповых занятий в рамках класса (…)».

Таким образом, классный руководитель должен хорошо знать основы общей психологии, изучающей общие закономерности психики и поведения человека, в том числе человека взрослого, в нашем случае, родителя (законного представителя) обучающегося (Схема 1).


Схема 1

t1644778229aa.gif


Теория поколений Штрауса и Хоува


И здесь стоит вспомнить «Теорию поколений», разработанную американскими учеными Уильямом Штраусом и Нилом Хоувом. Она представляет собой исследовательский подход, описывающий повторяющиеся поколенческие циклы сменяющие друг друга примерно каждые 20 лет. Суть теории заключается в том, что люди, родившиеся в определенный период времени, попадая под влияние определенных социально-культурных факторов, имеют схожие ценности, модели поведения и даже мышления (таблица 1). Конечно, все очень индивидуально, мы будем говорить лишь об общих чертах, объединяющих людей одного поколения.

В трудах Штраус и Хау выделяют следующие поколения, рожденные в определенные временные периоды: поколение «Беби – бумеры», поколение Х, поколение Y (миллениалы), поколение Z (зумеры). Каждому из этих поколений присущи определённые ценности, стремления, способы коммуникации, отношение к образованию и др. (таблица 1).


Таблица 1 «Общие особенности поколений XYZ»


Название поколений

«Беби – бумеры»

Х

Y

Z

Годы рождения

1943-1963

1963-1984


1984-2000

2000 - по н.в.

Альтернативные названия

Поколение «Бумеры»

Неизвестное поколение

Поколение «Миллениум» (миллениалы)

Цифровое поколение (зумеры)

Ценности

Идеализм, оптимизм, имидж, молодость, здоровье, работа, ориентация на коллектив, личный рост, статус, вовлеченность.

Выбор, глобальная информированность, индивидуализм, выживание, обучение всю жизнь, прагматизм, надежда на себя.

Изменения, оптимизм, общительность, уверенность в себе, мораль, достижения, профессиональное владение техникой.

Ценности самых старших представителей этого поколения еще в процессе формирования.

Стремления

Безопасная работа

Баланс между личной жизнью и работой

Свобода и гибкость

Безопасность и стабильность

Способ коммуникации

Телефон

Электронная почта и текстовые сообщения

Текстовые сообщения и социальные сети

Портативные устройства – планшеты, смартфоны, умные часы и т.п.


Знание особенностей каждого поколения поможет классному руководителю лучше понимать мировоззрение родителей, а, следовательно, грамотно выстраивать работу с ними, правильно выбирать способы коммуникации, то есть эффективно взаимодействовать с целью воспитания и развития обучающихся.


Современные родители – кто они?


Возникает вопрос: к какому поколению, согласно теории Штрауса и Хоува, относятся родители современных школьников? Ответить на него поможет анализ возрастного состава родителей обучающихся 5-го класса, в котором я являюсь классным руководителем (диаграмма 1, диаграмма 2).



Диаграмма 1 «Возрастной состав родителей (законных представителей) учащихся 5-го класса (чел.)


t1644778229ab.gif


Диаграмма 2 «Возрастной состав родителей (законных представителей) учащихся 5-го класса (в %)


t1644778229ac.gif


При анализе возрастного состава родителей 32 обучающихся 5-го класса (Диаграмма 1) мы видим, что 11 человек родились в период с 1969 по 1983 года, что составляет 34% от общего числа родителей класса; 21 человек родился в период с 1984 по 1989 год, что составляет 66% от общей численности родителей класса (диаграмма 2).


Попытаемся применить теорию поколений при анализе возрастного состава родителей

5-го класса (диаграмма 3).



Диаграмма 3 «Возрастной состав родителей (законных представителей) в соответствие с «теорией поколений» (чел.)

t1644778229ad.gif


Исходя из теории поколений по Штраусу и Хоуву можно заключить, что 66% родителей (21 человек) относятся к Поколению Y, то есть были рождены в период с 1984 по 2000 годы.

Исходя из того, что родителей поколения Y большинство в классном коллективе (66%), а также принимая во внимание тот факт, что количество родителей этого поколения с каждым годом будет увеличиваться за счет перехода учащихся из начального звена в среднее, мы решили рассмотреть особенности коммуникации классного руководителя с родителями-миллениалами (поколение Y).


Организация работы классного руководителя с учетом особенностей родителей – миллениумов


Проанализировав различные источники информации можно выделить ряд особенностей поколения Y, которые классный руководитель должен учитывать при организации работы с родителями для более эффективного решения воспитательных задач.

Родители – миллениумы:

1. стремятся достичь профессионализма в нескольких областях сразу;

2. стремятся к получению разносторонней информации;

3. предпочитают получать информацию через интернет – площадки;

4. считают, что образование - это нечто независимое и не скучное;

5. выбирают гибкий режим работы и ее комфортные условия;

6. проявляют повышенный интерес к общению в социальных сетях;

7. трудно распределяют финансы, чтобы не уйти в минус;

8. сосредоточены на поддержании привычного уровня комфорта;

9. следят за своим здоровьем и пытаются найти способы для его улучшения;

10. положительно реагируют на перемены и не пугаются чего-то нового;

11. предпочитают получать сведения коротко и ясно, без воды;

12. являются оптимистами.

Зная особенности родителей – миллениалов классный руководитель может их активно использовать в воспитательной работе для привлечения родителей к сотрудничеству в интересах обучающихся.

В таблице 2 представлены приемы работы, которые используются мною в организации работы с родительской общественностью 5-го класса.

Таблица 2 «Приемы работы классного руководителя с учетом особенностей поколения Y»


Особенности поколения Y (миллениумы)

Приемы работы классного руководителя

1.Стремятся достичь профессионализма в нескольких областях сразу.

-Участие родителей в проектно-исследовательской деятельности.

- Проведение профориентационных мероприятий (Профессии наших родителей).

2. Стремятся к получению разносторонней информации.

- Подкрепление информация от педагога ссылками на дополнительные источники.

3. Предпочитают получать информацию через интернет – площадки.


- Предоставление ссылок на официальный сайт ОО, группы в социальных сетях.

- Предоставление ссылок на официальные сайты учреждений и ведомств, социальных партнеров ОО.

- Участие родителей во всероссийских родительских собраниях, форумах, мониторингах в режиме онлайн.

4. Считают, что образование - это нечто независимое и не скучное.


- Положительно воспринимают нетрадиционные формы занятий.

- Участие в инновационных формах учебно-воспитательных мероприятий.

5. Выбирают гибкий режим работы и ее комфортные условия.


- Сопровождение класса при проведении экскурсионных программ, организации досуговых мероприятий.

6. Проявляют повышенный интерес к общению в социальных сетях.

- Знакомство с информационным пространство ОО: официальный сайт ОО, группы в социальных сетях, мессенджерах.

7. Трудно распределяют финансы, чтобы не уйти в минус.

- Заблаговременное предоставление годового плана проведения единых музейных и экскурсионных дней, традиционных классных праздников.

8. Сосредоточены на поддержании привычного уровня комфорта.


- Поддерживают соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил в ОО, в классном коллективе.

- Контролируют качество питания в столовой.

9. Следят за своим здоровьем и пытаются найти способы для его улучшения.


- Участвуют в работе по профилактике зависимого поведения и формированию здорового образа жизни.

- Участвуют в спортивных праздниках и соревнованиях.

10. Положительно реагируют на перемены и не пугаются чего-то нового.


- Включение в традиционные классные дела новых, в том числе инновационных, форм воспитательной работы.

11. Предпочитают получать сведения коротко и ясно, без воды.


- Соблюдение педагогом тайм-менеджмента проведения родительских собраний, мероприятий.

- Краткая и конкретная подача информации в устной и письменной форме (мессенджеры).

- Следование повестке и плану мероприятия.

12.Являются оптимистами.

- Поддержание позитивного настроя родителей на достижение детьми положительных результатов в обучении, поведении, социализации.


Таким образом, классный руководитель, опираясь на положительные особенности родителей – миллениумов, выстраивает эффективное взаимодействие с ними по всем направлениям сотрудничества, а именно:

- вовлечение в учебно-воспитательный процесс;

- психолого-педагогическое просвещение;

- участие в управлении учебно-воспитательным процессом.

На примере организации и проведении автобусной экскурсии можно показать, как правильный учет особенностей родителей-миллениумов, дает успешный результат реализации воспитательной задачи (таблица 3).


Таблица 3 «Использование особенностей родителей – миллениумов при организации автобусной экскурсии»


Особенности поколения Y

(миллениумы)

Пример из практики «Организация и проведение автобусной экскурсии»

Использование особенностей поколения Y

1. Стремятся достичь профессионализма в нескольких областях сразу.

-Выборы родителей, ответственных за организацию экскурсионных программ.

- Оказание помощи в фото- и видеосъемки во время экскурсии, в монтаже видеоролика.

- Возможность проявить свои знания и умения в разных областях в совместной деятельности с детьми.

2. Стремятся к получению разносторонней информации.

- Ссылка на «Положение о единых музейных днях», о графике их проведения в учебном году, опубликованными на сайте ОО.

- Информация, полученная от педагога, подкрепляется официальными источниками.

3. Предпочитают получать информацию через интернет – площадки.


- Ссылки на сайт туристической фирмы, учреждения культуры, науки и др.

- Возможность изучить и выбрать предложенные абонементы экскурсионного обслуживания на официальном сайте социального партнера.

4. Считают, что образование - это нечто независимое и не скучное.


- Вынесение вопроса об организации Единых музейных дней на обсуждение родительской общественности.

- Знакомство с «Положением о проведении Единых музейных дней».

- Знакомство с «Рекомендациями к выбору музейных и экскурсионных маршрутов с учетом образовательных программ на разных ступенях обучения».

- Получение новых знаний на основе использования культурно-исторического потенциала Санкт – Петербурга.

5. Выбирают гибкий режим работы и ее комфортные условия.


- Определение сопровождающих лиц из числа родителей при проведении экскурсий.

- Распределение обязанностей, в том числе, фотографа, видеографа.

- Использование гибкого графика работы родителей.

6. Проявляют повышенный интерес к общению в социальных сетях.

- По итогам экскурсии публикация заметки о ее проведении, фото- и видеоматериалов на официальном сайте ОО и группе ВК.

- Возможность получать информацию, общаться, оставлять свои комментарии в социальных сетях.

7. Трудно распределяют финансы, чтобы не уйти в минус.

В сентябре на первом родительском собрании:

- объявление о графике проведения единых экскурсионных дней на учебный год;

- определение тематики экскурсионных программ;

- выбор формы проведения экскурсии (автобусная \пешеходная).

- Перспективное планирование проведения ЕМД на учебный год.

8. Сосредоточены на поддержании привычного уровня комфорта.


- Информация о дате, времени и месте сбора и возвращения.

- Информация о разрешенных и запрещенных продуктах и вещах на экскурсии.

-Комфортное и безопасное нахождение детей во время экскурсии.

-Комфортное состояние родителей в период экскурсии.

9. Следят за своим здоровьем и пытаются найти способы для его улучшения.


- Инструктаж по технике безопасного поведения во время проведения экскурсии, в автобусе, на проезжей части, в общественном месте.

- Информация от родителей о переносимости детьми автомобильного транспорта.

-Безопасность здоровья и жизни детей.

10. Положительно реагируют на перемены и не пугаются чего-то нового.


- Предложение новых экскурсионных программ по форме, содержанию, продолжительности с учетом возрастных особенностей обучающихся.

- Новые экскурсионные программы расширяют кругозор учащихся и вносят некие перемены в привычную жизнь семьи.

11. Предпочитают получать сведения коротко и ясно, без воды.

- Объявления для родителей делаются кратко, четко, по существу, в соответствие с алгоритмом проведения мероприятия.

- Получают основную информацию в краткой форме.

12. Являются оптимистами.

- Участвуют дети, которые до этого по особенностям поведения, не принимали участие в экскурсионных программах.

- Дети, пропустившие экскурсию по объективным причинам, знают, что в следующей четверти они смогут принять участие в мероприятии.

- Родители получают информацию об образовательной ценности экскурсионной программы.

- Родители уверены, что каждая экскурсионная программа направлена на достижение учебно-воспитательных задач.


Конфликт поколений и поиск точек соприкосновения


Понимание между родителями и классным руководителем – это тот фундамент, на котором строится процесс воспитания и формирования личности ребенка. Но не редко между педагогом и родителем отсутствует согласие из-за несовпадения интересов, взглядов, установок, стремлений.

Возникает вопрос: почему классному руководителю порой трудно найти взаимопонимание с современными родителями? Дать ответ на вопрос нам поможет теория поколений Штрауса-Хоува.

Большинство родителей, как мы выяснили, относятся к поколению Y (миллениумы). К какому же поколению относится большинство классных руководителей? Ответ на этот вопрос мы найдем в докладе министра просвещения РФ на заседании Комитета Госдумы по образованию и науке. Сергей Кравцов сообщил, что средний возраст школьного учителя в РФ составляет 45-47 лет. Это подтверждают и данные Международного исследования учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения TALIS: средний возраст учителей в России – 46,3 года. Анализ возрастного состава педагогического коллектива ГБОУ гимназия №11 Василеостровского района Санкт-Петербурга указывает на то, что 60% педагогов имеют возраст от 37 до 58 лет. Учителя данного возраста рождены в период с 1963 по 1984 года, а, следовательно, относятся к поколению Х.

Выходит, что большинство педагогов и родителей – это люди разных поколений, воспитание, ценности и мировоззрение которых в той или иной степени различны. Возникает конфликт поколений: непонимание со стороны людей другого возраста – педагогов и родителей. Чтобы этого избежать, необходимо найти точки соприкосновения на основе сильных сторон каждого поколения.

В таблице 4 представлена попытка определить общие характеристики двух поколений для сглаживания «конфликта поколений» и установления эффективных способов взаимодействия в интересах ребенка и реализации задач по его воспитанию и развитию.


Таблица 4 ««Точки соприкосновения» поколения Y и поколения Х»


«Точки соприкосновения»

Особенности поколения Y

(родители)

Особенности поколения Х (педагоги)

1. Профессионализм

Стремятся достичь профессионализма в нескольких областях сразу.

Обучение в течение всей жизни.

2. Информация

Стремятся к получению разносторонней информации.

Глобальная информированность.

Досконально вникают в то, чем занимаются.

3. Интернет

Получение информации через интернет – площадки.

Верят в знание, навык, опыт, которые технологичны.

4. Образование

Образование - это нечто независимое и не скучное.

Склонность к самообразованию.

5. Режим работы

Гибкий режим работы, комфортные условия.

Баланс между работой и личной жизнью.

6. Финансы

Трудно распределять финансы, чтобы не уйти в минус.

Делают незапланированные покупки , но любят экономить.

7. Комфорт

Сосредоточены на поддержании привычного уровня комфорта.

Акцент на качество жизни.

8. Перемены

Положительно реагируют на перемены и не пугаются чего-то нового.

Обладают неформальностью взглядов.

9. Коммуникация

Проявляют повышенный интерес к общению в социальных сетях, мессенджерах.

Предпочитают электронную почту, электронные версии.

10.Конкретика

Предпочитают получать сведения коротко и ясно

Ценят время.

11. Эмоции

Оптимисты с большой буквы.

Поиск положительных эмоций.


Анализируя таблицу можно сделать вывод, что у родителей и педагогов, относящихся к разным поколениям, сформировавшихся в различных социально-культурных условиях, можно найти схожие ценности, модели поведения, образы мышления. Опираясь на общие сильные стороны обоих поколений, педагоги и родители могут находить точки соприкосновения для эффективного общения.


Заключение

Подводя итог, следует сказать, что родители и классный руководитель являются ключевыми лицами в воспитании ребенка. От их взаимодействия будет завесить положительный результат всего воспитательно-образовательного процесса.

Поэтому поиск эффективных путей коммуникации с родителями является важной частью работы педагога. Знание теории поколений Штрауса – Хоува поможет классному руководителю лучше понимать мировоззрение современных родителей, видеть их сильные стороны, на которые можно опираться по всем направлениям сотрудничества.

Правильно выстроенная коммуникация – это основа взаимопонимания между родителями и классным руководителем, направленная на достижение задач воспитания и развития ребенка!

В заключении хочется вернуться к эпиграфу статьи, взятому из школьных афоризмов: «Самое трудное в работе с детьми - это работа с их родителями». Поиск точек соприкосновения между педагогом и родителями переводит работу из разряда «трудная», в разряд «интересная» и «эффективная»!


Источники информации:

1. Федеральный закона от 29 декабря 2012 года N 273 "Об образовании в Российской Федерации»

2. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. No 996-р

3. Письмо Министерства просвещения РФ от 12 мая 2020 г. N ВБ-1011/08 "О методических рекомендациях"

4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.02.2006 № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений».

5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

6. Распоряжение от 16 июля 2019 года N 2086-р «Об утверждении Положения об осуществлении функции классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга»

7. Примерная программа воспитания для образовательных организаций общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»

http://form.instrao.ru/

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897) https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

9. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н

"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" https://base.garant.ru/70535556/

10. Теория поколений X, Y, Z, беби-бумеров, альфа в России — их ключевые особенности и различия. https://prostudio.ru/journal/generation-x-y-z/

11. X, Y, Z: чем современное поколение детей отличается от предыдущих. https://externat.foxford.ru/polezno-znat/osnovy-teorii-pokolenij-xyz

12. Поколения X, Y, Z: кто это и как с ними работать. https://postium.ru/pokoleniya-x-y-z-kto-eto/

13. Теория поколений. https://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_поколений

14. Почему возникают конфликты между родителями и учителями? https://www.informio.ru/publications/id3563/Pochemu-voznikayut-konflikty-mezhdu-roditeljami-i-uchiteljami

15. Исаева М. Поколения кризиса и подъема в теории В. Штрауса и Н. Хоува / М. Исаева//Знание. Понимание. Умение. -№3. -с.290

16. Шамис Е., Никонов Е. Теория поколений/ Шамис Е., Никонов Е.//Synergy book, 2020 - с. 192





















Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Куликова Ирина Геннадьевна, 13.02.22 в 22:07 0Ответить Пожаловаться
Глубокая статья. Спасибо, коллега
Ирина Владимировна Казарцева, 14.02.22 в 05:29 0Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, очень полезная статья!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.