«Теория поколений» в основе коммуникации классного руководителя с родителями
Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Эффективная организация работы с родителями: личный опыт»
Чернобай Светлана Николаевна,
заместитель директора ГБОУ гимназия №11
Василеостровского района Санкт – Петербурга
«Теория поколений» в основе коммуникации классного руководителя с родителями
Аннотация: В статье рассмотрены способы коммуникации классного руководителя с родителями с учетом особенностей современного поколения родителей – миллениумов. Проанализировано использование сильных сторон родителей поколения Y в воспитательной работе в интересах обучающихся.
Ключевые слова: работа с родителями, воспитание обучающихся, теория поколений, поколение Y (миллениумы), точки соприкосновения, эффективная коммуникация.
«Самое трудное в работе с детьми-
это работа с их родителями»
школьный афоризм
Родители и классный руководитель – ключевые лица в воспитании обучающихся
Родители и педагоги – две главные силы в процессе становления личности ребенка, роль которых невозможно преувеличить. От их эффективного взаимодействия зависит воспитание подрастающего поколения.
В 2020 году в российских школах начала реализовываться новая «Программа воспитания», рассчитанная до 2025 года. В программе обозначена общая цель воспитания– личностное развитие обучающихся. Кто же обладает приоритетным правом на развитие личности школьника?
В статье 63 Семейного Кодекса РФ «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей» говорится, что «родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей», они «имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами».
В образовательном учреждении ключевым лицом для ребенка является классный руководитель.
В «Программе воспитания» говорится, что «ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции».
Таким образом, ключевыми лицами в воспитании и социализации обучающихся становятся родители и классный руководитель. Поэтому от их эффективного взаимодействия зависит положительный результат всего воспитательно-образовательного процесса.
Условиями успешного решения задач воспитания является:
«- привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству (…);
- регулярное информирование родителей (…);
- координацию взаимосвязей между родителями (…);
- содействие повышению педагогической компетентности родителей (…)».
Анализируя перечисленные условия успешного воспитания приходим к выводу о том, что общение классного руководителя с родителями является важным фактором воспитания обучающихся. От того, как классный руководитель построит взаимоотношения с родителями, наладит канал коммуникации, выберет модель общения, определит стиль подачи информации, зависит заинтересованность и степень их вовлеченности в дела класса.
В «Должностной инструкции классного руководителя образовательной организации» говорится, что «классный руководитель должен взаимодействовать с родителями». Но как педагогу найти именно ту модель и стиль коммуникации, которые окажутся наиболее эффективным при общении с родителями учеников? В упомянутой выше «Должностной инструкции классного руководителя» сказано, что «классный руководитель должен знать:
- основы общей психологии, педагогической психологии, общей педагогики, физиологии детей и подростков;
- методы и навыки коммуникативного общения с обучающимися, социального психотренинга, современные методы индивидуальных и групповых занятий в рамках класса (…)».
Таким образом, классный руководитель должен хорошо знать основы общей психологии, изучающей общие закономерности психики и поведения человека, в том числе человека взрослого, в нашем случае, родителя (законного представителя) обучающегося (Схема 1).
Схема 1
Теория поколений Штрауса и Хоува
И здесь стоит вспомнить «Теорию поколений», разработанную американскими учеными Уильямом Штраусом и Нилом Хоувом. Она представляет собой исследовательский подход, описывающий повторяющиеся поколенческие циклы сменяющие друг друга примерно каждые 20 лет. Суть теории заключается в том, что люди, родившиеся в определенный период времени, попадая под влияние определенных социально-культурных факторов, имеют схожие ценности, модели поведения и даже мышления (таблица 1). Конечно, все очень индивидуально, мы будем говорить лишь об общих чертах, объединяющих людей одного поколения.
В трудах Штраус и Хау выделяют следующие поколения, рожденные в определенные временные периоды: поколение «Беби – бумеры», поколение Х, поколение Y (миллениалы), поколение Z (зумеры). Каждому из этих поколений присущи определённые ценности, стремления, способы коммуникации, отношение к образованию и др. (таблица 1).
Таблица 1 «Общие особенности поколений XYZ»
Название поколений | «Беби – бумеры» | Х | Y | Z |
Годы рождения | 1943-1963 | 1963-1984 | 1984-2000 | 2000 - по н.в. |
Альтернативные названия | Поколение «Бумеры» | Неизвестное поколение | Поколение «Миллениум» (миллениалы) | Цифровое поколение (зумеры) |
Ценности | Идеализм, оптимизм, имидж, молодость, здоровье, работа, ориентация на коллектив, личный рост, статус, вовлеченность. | Выбор, глобальная информированность, индивидуализм, выживание, обучение всю жизнь, прагматизм, надежда на себя. | Изменения, оптимизм, общительность, уверенность в себе, мораль, достижения, профессиональное владение техникой. | Ценности самых старших представителей этого поколения еще в процессе формирования. |
Стремления | Безопасная работа | Баланс между личной жизнью и работой | Свобода и гибкость | Безопасность и стабильность |
Способ коммуникации | Телефон | Электронная почта и текстовые сообщения | Текстовые сообщения и социальные сети | Портативные устройства – планшеты, смартфоны, умные часы и т.п. |
Знание особенностей каждого поколения поможет классному руководителю лучше понимать мировоззрение родителей, а, следовательно, грамотно выстраивать работу с ними, правильно выбирать способы коммуникации, то есть эффективно взаимодействовать с целью воспитания и развития обучающихся.
Современные родители – кто они?
Возникает вопрос: к какому поколению, согласно теории Штрауса и Хоува, относятся родители современных школьников? Ответить на него поможет анализ возрастного состава родителей обучающихся 5-го класса, в котором я являюсь классным руководителем (диаграмма 1, диаграмма 2).
Диаграмма 1 «Возрастной состав родителей (законных представителей) учащихся 5-го класса (чел.)
Диаграмма 2 «Возрастной состав родителей (законных представителей) учащихся 5-го класса (в %)
При анализе возрастного состава родителей 32 обучающихся 5-го класса (Диаграмма 1) мы видим, что 11 человек родились в период с 1969 по 1983 года, что составляет 34% от общего числа родителей класса; 21 человек родился в период с 1984 по 1989 год, что составляет 66% от общей численности родителей класса (диаграмма 2).
Попытаемся применить теорию поколений при анализе возрастного состава родителей
5-го класса (диаграмма 3).
Диаграмма 3 «Возрастной состав родителей (законных представителей) в соответствие с «теорией поколений» (чел.)
Исходя из теории поколений по Штраусу и Хоуву можно заключить, что 66% родителей (21 человек) относятся к Поколению Y, то есть были рождены в период с 1984 по 2000 годы.
Исходя из того, что родителей поколения Y большинство в классном коллективе (66%), а также принимая во внимание тот факт, что количество родителей этого поколения с каждым годом будет увеличиваться за счет перехода учащихся из начального звена в среднее, мы решили рассмотреть особенности коммуникации классного руководителя с родителями-миллениалами (поколение Y).
Организация работы классного руководителя с учетом особенностей родителей – миллениумов
Проанализировав различные источники информации можно выделить ряд особенностей поколения Y, которые классный руководитель должен учитывать при организации работы с родителями для более эффективного решения воспитательных задач.
Родители – миллениумы:
1. стремятся достичь профессионализма в нескольких областях сразу;
2. стремятся к получению разносторонней информации;
3. предпочитают получать информацию через интернет – площадки;
4. считают, что образование - это нечто независимое и не скучное;
5. выбирают гибкий режим работы и ее комфортные условия;
6. проявляют повышенный интерес к общению в социальных сетях;
7. трудно распределяют финансы, чтобы не уйти в минус;
8. сосредоточены на поддержании привычного уровня комфорта;
9. следят за своим здоровьем и пытаются найти способы для его улучшения;
10. положительно реагируют на перемены и не пугаются чего-то нового;
11. предпочитают получать сведения коротко и ясно, без воды;
12. являются оптимистами.
Зная особенности родителей – миллениалов классный руководитель может их активно использовать в воспитательной работе для привлечения родителей к сотрудничеству в интересах обучающихся.
В таблице 2 представлены приемы работы, которые используются мною в организации работы с родительской общественностью 5-го класса.
Таблица 2 «Приемы работы классного руководителя с учетом особенностей поколения Y»
Особенности поколения Y (миллениумы) | Приемы работы классного руководителя |
1.Стремятся достичь профессионализма в нескольких областях сразу. | -Участие родителей в проектно-исследовательской деятельности. - Проведение профориентационных мероприятий (Профессии наших родителей). |
2. Стремятся к получению разносторонней информации. | - Подкрепление информация от педагога ссылками на дополнительные источники. |
3. Предпочитают получать информацию через интернет – площадки. | - Предоставление ссылок на официальный сайт ОО, группы в социальных сетях. - Предоставление ссылок на официальные сайты учреждений и ведомств, социальных партнеров ОО. - Участие родителей во всероссийских родительских собраниях, форумах, мониторингах в режиме онлайн. |
4. Считают, что образование - это нечто независимое и не скучное. | - Положительно воспринимают нетрадиционные формы занятий. - Участие в инновационных формах учебно-воспитательных мероприятий. |
5. Выбирают гибкий режим работы и ее комфортные условия. | - Сопровождение класса при проведении экскурсионных программ, организации досуговых мероприятий. |
6. Проявляют повышенный интерес к общению в социальных сетях. | - Знакомство с информационным пространство ОО: официальный сайт ОО, группы в социальных сетях, мессенджерах. |
7. Трудно распределяют финансы, чтобы не уйти в минус. | - Заблаговременное предоставление годового плана проведения единых музейных и экскурсионных дней, традиционных классных праздников. |
8. Сосредоточены на поддержании привычного уровня комфорта. | - Поддерживают соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил в ОО, в классном коллективе. - Контролируют качество питания в столовой. |
9. Следят за своим здоровьем и пытаются найти способы для его улучшения. | - Участвуют в работе по профилактике зависимого поведения и формированию здорового образа жизни. - Участвуют в спортивных праздниках и соревнованиях. |
10. Положительно реагируют на перемены и не пугаются чего-то нового. | - Включение в традиционные классные дела новых, в том числе инновационных, форм воспитательной работы. |
11. Предпочитают получать сведения коротко и ясно, без воды. | - Соблюдение педагогом тайм-менеджмента проведения родительских собраний, мероприятий. - Краткая и конкретная подача информации в устной и письменной форме (мессенджеры). - Следование повестке и плану мероприятия. |
12.Являются оптимистами. | - Поддержание позитивного настроя родителей на достижение детьми положительных результатов в обучении, поведении, социализации. |
Таким образом, классный руководитель, опираясь на положительные особенности родителей – миллениумов, выстраивает эффективное взаимодействие с ними по всем направлениям сотрудничества, а именно:
- вовлечение в учебно-воспитательный процесс;
- психолого-педагогическое просвещение;
- участие в управлении учебно-воспитательным процессом.
На примере организации и проведении автобусной экскурсии можно показать, как правильный учет особенностей родителей-миллениумов, дает успешный результат реализации воспитательной задачи (таблица 3).
Таблица 3 «Использование особенностей родителей – миллениумов при организации автобусной экскурсии»
Особенности поколения Y (миллениумы) | Пример из практики «Организация и проведение автобусной экскурсии» | Использование особенностей поколения Y |
1. Стремятся достичь профессионализма в нескольких областях сразу. | -Выборы родителей, ответственных за организацию экскурсионных программ. - Оказание помощи в фото- и видеосъемки во время экскурсии, в монтаже видеоролика. | - Возможность проявить свои знания и умения в разных областях в совместной деятельности с детьми. |
2. Стремятся к получению разносторонней информации. | - Ссылка на «Положение о единых музейных днях», о графике их проведения в учебном году, опубликованными на сайте ОО. | - Информация, полученная от педагога, подкрепляется официальными источниками. |
3. Предпочитают получать информацию через интернет – площадки. | - Ссылки на сайт туристической фирмы, учреждения культуры, науки и др. | - Возможность изучить и выбрать предложенные абонементы экскурсионного обслуживания на официальном сайте социального партнера. |
4. Считают, что образование - это нечто независимое и не скучное. | - Вынесение вопроса об организации Единых музейных дней на обсуждение родительской общественности. - Знакомство с «Положением о проведении Единых музейных дней». - Знакомство с «Рекомендациями к выбору музейных и экскурсионных маршрутов с учетом образовательных программ на разных ступенях обучения». | - Получение новых знаний на основе использования культурно-исторического потенциала Санкт – Петербурга. |
5. Выбирают гибкий режим работы и ее комфортные условия. | - Определение сопровождающих лиц из числа родителей при проведении экскурсий. - Распределение обязанностей, в том числе, фотографа, видеографа. | - Использование гибкого графика работы родителей. |
6. Проявляют повышенный интерес к общению в социальных сетях. | - По итогам экскурсии публикация заметки о ее проведении, фото- и видеоматериалов на официальном сайте ОО и группе ВК. | - Возможность получать информацию, общаться, оставлять свои комментарии в социальных сетях. |
7. Трудно распределяют финансы, чтобы не уйти в минус. | В сентябре на первом родительском собрании: - объявление о графике проведения единых экскурсионных дней на учебный год; - определение тематики экскурсионных программ; - выбор формы проведения экскурсии (автобусная \пешеходная). | - Перспективное планирование проведения ЕМД на учебный год. |
8. Сосредоточены на поддержании привычного уровня комфорта. | - Информация о дате, времени и месте сбора и возвращения. - Информация о разрешенных и запрещенных продуктах и вещах на экскурсии. | -Комфортное и безопасное нахождение детей во время экскурсии. -Комфортное состояние родителей в период экскурсии. |
9. Следят за своим здоровьем и пытаются найти способы для его улучшения. | - Инструктаж по технике безопасного поведения во время проведения экскурсии, в автобусе, на проезжей части, в общественном месте. - Информация от родителей о переносимости детьми автомобильного транспорта. | -Безопасность здоровья и жизни детей. |
10. Положительно реагируют на перемены и не пугаются чего-то нового. | - Предложение новых экскурсионных программ по форме, содержанию, продолжительности с учетом возрастных особенностей обучающихся. | - Новые экскурсионные программы расширяют кругозор учащихся и вносят некие перемены в привычную жизнь семьи. |
11. Предпочитают получать сведения коротко и ясно, без воды. | - Объявления для родителей делаются кратко, четко, по существу, в соответствие с алгоритмом проведения мероприятия. | - Получают основную информацию в краткой форме. |
12. Являются оптимистами. | - Участвуют дети, которые до этого по особенностям поведения, не принимали участие в экскурсионных программах. - Дети, пропустившие экскурсию по объективным причинам, знают, что в следующей четверти они смогут принять участие в мероприятии. - Родители получают информацию об образовательной ценности экскурсионной программы. | - Родители уверены, что каждая экскурсионная программа направлена на достижение учебно-воспитательных задач. |
Конфликт поколений и поиск точек соприкосновения
Понимание между родителями и классным руководителем – это тот фундамент, на котором строится процесс воспитания и формирования личности ребенка. Но не редко между педагогом и родителем отсутствует согласие из-за несовпадения интересов, взглядов, установок, стремлений.
Возникает вопрос: почему классному руководителю порой трудно найти взаимопонимание с современными родителями? Дать ответ на вопрос нам поможет теория поколений Штрауса-Хоува.
Большинство родителей, как мы выяснили, относятся к поколению Y (миллениумы). К какому же поколению относится большинство классных руководителей? Ответ на этот вопрос мы найдем в докладе министра просвещения РФ на заседании Комитета Госдумы по образованию и науке. Сергей Кравцов сообщил, что средний возраст школьного учителя в РФ составляет 45-47 лет. Это подтверждают и данные Международного исследования учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения TALIS: средний возраст учителей в России – 46,3 года. Анализ возрастного состава педагогического коллектива ГБОУ гимназия №11 Василеостровского района Санкт-Петербурга указывает на то, что 60% педагогов имеют возраст от 37 до 58 лет. Учителя данного возраста рождены в период с 1963 по 1984 года, а, следовательно, относятся к поколению Х.
Выходит, что большинство педагогов и родителей – это люди разных поколений, воспитание, ценности и мировоззрение которых в той или иной степени различны. Возникает конфликт поколений: непонимание со стороны людей другого возраста – педагогов и родителей. Чтобы этого избежать, необходимо найти точки соприкосновения на основе сильных сторон каждого поколения.
В таблице 4 представлена попытка определить общие характеристики двух поколений для сглаживания «конфликта поколений» и установления эффективных способов взаимодействия в интересах ребенка и реализации задач по его воспитанию и развитию.
Таблица 4 ««Точки соприкосновения» поколения Y и поколения Х»
«Точки соприкосновения» | Особенности поколения Y (родители) | Особенности поколения Х (педагоги) |
1. Профессионализм | Стремятся достичь профессионализма в нескольких областях сразу. | Обучение в течение всей жизни. |
2. Информация | Стремятся к получению разносторонней информации. | Глобальная информированность. Досконально вникают в то, чем занимаются. |
3. Интернет | Получение информации через интернет – площадки. | Верят в знание, навык, опыт, которые технологичны. |
4. Образование | Образование - это нечто независимое и не скучное. | Склонность к самообразованию. |
5. Режим работы | Гибкий режим работы, комфортные условия. | Баланс между работой и личной жизнью. |
6. Финансы | Трудно распределять финансы, чтобы не уйти в минус. | Делают незапланированные покупки , но любят экономить. |
7. Комфорт | Сосредоточены на поддержании привычного уровня комфорта. | Акцент на качество жизни. |
8. Перемены | Положительно реагируют на перемены и не пугаются чего-то нового. | Обладают неформальностью взглядов. |
9. Коммуникация | Проявляют повышенный интерес к общению в социальных сетях, мессенджерах. | Предпочитают электронную почту, электронные версии. |
10.Конкретика | Предпочитают получать сведения коротко и ясно | Ценят время. |
11. Эмоции | Оптимисты с большой буквы. | Поиск положительных эмоций. |
Анализируя таблицу можно сделать вывод, что у родителей и педагогов, относящихся к разным поколениям, сформировавшихся в различных социально-культурных условиях, можно найти схожие ценности, модели поведения, образы мышления. Опираясь на общие сильные стороны обоих поколений, педагоги и родители могут находить точки соприкосновения для эффективного общения.
Заключение
Подводя итог, следует сказать, что родители и классный руководитель являются ключевыми лицами в воспитании ребенка. От их взаимодействия будет завесить положительный результат всего воспитательно-образовательного процесса.
Поэтому поиск эффективных путей коммуникации с родителями является важной частью работы педагога. Знание теории поколений Штрауса – Хоува поможет классному руководителю лучше понимать мировоззрение современных родителей, видеть их сильные стороны, на которые можно опираться по всем направлениям сотрудничества.
Правильно выстроенная коммуникация – это основа взаимопонимания между родителями и классным руководителем, направленная на достижение задач воспитания и развития ребенка!
В заключении хочется вернуться к эпиграфу статьи, взятому из школьных афоризмов: «Самое трудное в работе с детьми - это работа с их родителями». Поиск точек соприкосновения между педагогом и родителями переводит работу из разряда «трудная», в разряд «интересная» и «эффективная»!
Источники информации:
1. Федеральный закона от 29 декабря 2012 года N 273 "Об образовании в Российской Федерации»
2. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. No 996-р
3. Письмо Министерства просвещения РФ от 12 мая 2020 г. N ВБ-1011/08 "О методических рекомендациях"
4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.02.2006 № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений».
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
6. Распоряжение от 16 июля 2019 года N 2086-р «Об утверждении Положения об осуществлении функции классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга»
7. Примерная программа воспитания для образовательных организаций общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897) https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" https://base.garant.ru/70535556/
10. Теория поколений X, Y, Z, беби-бумеров, альфа в России — их ключевые особенности и различия. https://prostudio.ru/journal/generation-x-y-z/
11. X, Y, Z: чем современное поколение детей отличается от предыдущих. https://externat.foxford.ru/polezno-znat/osnovy-teorii-pokolenij-xyz
12. Поколения X, Y, Z: кто это и как с ними работать. https://postium.ru/pokoleniya-x-y-z-kto-eto/
13. Теория поколений. https://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_поколений
14. Почему возникают конфликты между родителями и учителями? https://www.informio.ru/publications/id3563/Pochemu-voznikayut-konflikty-mezhdu-roditeljami-i-uchiteljami
15. Исаева М. Поколения кризиса и подъема в теории В. Штрауса и Н. Хоува / М. Исаева//Знание. Понимание. Умение. -№3. -с.290
16. Шамис Е., Никонов Е. Теория поколений/ Шамис Е., Никонов Е.//Synergy book, 2020 - с. 192
Куликова Ирина Геннадьевна
Ирина Владимировна Казарцева