Материал на проверке

Профориентационный урок для развития самоопределения «Терпение и труд все перетрут»

8
0
Материал опубликован 5 March 2015

 

Внимание! Ниже воспроизведена краткое содержание урока.
Архив ZIP (количество файлов:общий размер: 2,19 Мб)
Автор: Светлана Шостак

 

Профориентационный урок «Экскурс в профессию»

Составители: Беляева Е.В., учитель трудового обучения, Шостак С.Н., воспитатель.

 

Урок: «Терпение и труд все перетрут».

Цель: профессиональная ориентация учащихся, стимулирование самопознания и профессионального самоопределения учащихся.

Задачи:ознакомить учащихся с историей возникновения профессий повара и швеи, с элементарными видами деятельности людей этих профессий; развивать творческую активность учащихся; воспитывать аккуратность и опрятность в работе;

уважение к людям труда.

Оборудование: заготовки шаблонов из ткани для аппликации; готовые коржи для торта, вареная сгущенка, яблоко, киви, мандарин и инвентарь для кухни.

Ход урока

I. Организация урока.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Изучение нового материала.

Вопросы для беседы:

1.      Какие профессии вы знаете?

2.      Чем занимается повар?

3.      Чем занимается швея?

Слово учителя.

Историческая справка.

Повар.

Первые блюда выглядели просто как обожженные на открытом костре полусырые куски мяса или рыбы. Огнем люди научились пользоваться минимум со среднего палеолита, но это не были повара. О первых профессионалах, зарабатывающих таким ремеслом на жизнь, гласят отметки греческой цивилизации на острове Крит 2600-го года до н.э.

Для солдат царя пищу готовил из отборных продуктов специально нанятый мастер кулинарного дела.  Смело можно предположить, что в более древних культурах Египта, Финикии и Шумер также был профессиональные  кулинары, работающие для семей знатных людей и правителей.

Повар — это человек, профессией которого является приготовление пищи; в настоящее время, как правило, на предприятиях общественного питания.

Скорее всего, слово «повар» произошло от восточнославянского «вар», означавшего кипящую воду и жар. На флоте должность повара называется кок.

Задача поварасостоит   в том, чтобы из сырых продуктов приготовить вкусное и сытное блюдо.

Эта профессия для тех, кто любит готовить, экспериментировать с ингредиентами.

Разновидности профессии повара:

шеф-повар - составляет заявки на необходимые продовольственные товары, полуфабрикаты и сырьё, обеспечивает их своевременное получение со склада, контролирует сроки, ассортимент, количество и качество их поступления и реализации. Обеспечивает на основе изучения спроса потребителей разнообразие ассортимента блюд и кулинарных изделий, составляет меню. Осуществляет постоянный контроль над технологией приготовления пищи, нормами закладки сырья и соблюдением работниками санитарных требований и правил личной гигиены. Осуществляет расстановку поваров и других работников производства. Составляет график выхода поваров на работу. Проводит бракераж готовой пищи. Организует учет, составление и своевременное представление отчётности о производственной деятельности, внедрение передовых приемов и методов труда.

повар-кондитер - специализируется на кондитерских изделиях.

повар-технолог - организует процесс приготовления продуктов. Определяет качество сырья, рассчитывает его количество для получения порций готовых продуктов, калорийность суточного рациона, составляет меню и прейскуранты. Распределяет обязанности в бригаде поваров. Контролирует процесс приготовления кулинарной продукции, разрабатывает рецепты новых фирменных блюд и составляет на них технологические карты. Оформляет необходимую документацию, инструктирует поваров. Ведет полный учет материальных ценностей, оборудования, сырья, готовой продукции.

повар-кулинар - производит расчет сырья и выхода готовой продукции, составляет меню, заявки на продукты и полуфабрикаты, осуществляет приготовление блюд, выполняет процеживание, замешивание, измельчение, формовку, фарширование, начинку изделий, регулирует температурный режим, определяет готовность блюд, изделий по контрольно-измерительным приборам, а также по внешнему виду, запаху, цвету, вкусу, производит художественное оформление блюд и кондитерских изделий, производит порцирование блюд.

Кондитер — это профессиональный повар, создающий кондитерские изделия, десерты, и другую запечённую еду.

Представителей этой профессии можно встретить  в крупных отелях, ресторанах и пекарнях. Реже кондитером  называется человек, чей бизнес  связан с продажей кондитерских изделий.

Кондитеробязан знать сроки и условия хранения ингредиентов и готовых продуктов.

Место работы: рестораны, кафе, столовые, комбинаты и кондитерские фабрики.

Требования к кондитеру: необходима вкусовая память, творческое воображение, тонкий вкус и обоняние. Необходимо прекрасно разбираться в продуктах и в их составе.

 

Историческая справка.

Швея (портной).

Источники информации о том, когда и как появилась на человеке одежда всевозможные – от наскальных рисунков,  изображений на предметах обихода и культа, примитивных статуэток до величайших творений живописи и скульптуры, до массовой печати, телевидения, кинематографа. Сначала появились набедренные повязки из растений и звериные шкуры, предназначенные для защиты от холода, жары, ушибов царапин. С развитием человеческого общества,  образованием государств менялся, усложнялся и костюм человека. Большинство книг  посвященных истории костюма, начинается с описания одежд  Древнего Египта.

Первые портные появились в IIIстолетии до н.э.  Они работали в мастерских, нередко использовался и труд рабов. Портной мастер был начальником такого коллектива и лично занимался шитьем изделий. В Средневековой Европе портной считался уважаемым человеком. Хорошие мастера имели честь одевать самих королей и королев. До недавнего времени люди этой профессии были еще и модельерами. Особый статус эта профессия получила примерно в XV  веке, когда зародилось понятие «мода».

Швея осуществляет пошив изделий вручную или на разнообразных универсальных машинах (пуговичных, петельных, вышивальных,  оверлог и т.д.) в процессе работы ликвидирует обрыв нитей,  меняет шпульки, регулирует натяжение нитей и частоту строчки, проверяет качество.

Работа сочетает простые операции с более сложными.

Швея может выполнять весь объем работы (работа в ателье) или одну  из операций (швея-мотористка на фабрике)

Необходимые качества:хорошее зрение, склонность к выполнению монотонной работы, тонкая осязательность чувствительность пальцев рук, хорошая координация рук и зрительно-моторная координация, точный объемный глазомер, умение быстро переключаться с выполнения одной операции на другую.

Для успешной деятельности необходимы усидчивость,  аккуратность и терпение.

- Как вы думаете, чем похожи эти профессии?

Ответы детей.

- И тот, и другой подходят к своей работе творчески.

Вот и мы сегодня на уроке попробуем себя в роли портных и поварят.

III.  Практическая работа.

Слово учителя.

- А сейчас давайте поиграем. Сначала мы перенесемся с вами в ателье и  будем выполнять роль портного. К нам пришел клиент с просьбой выполнить ремонт одежды, поставить декоративную заплату. 

Перед началом работы необходимо вспомнить правила техники безопасности.

Учащиеся выполняют практическую работу, пользуясь инструкционной картой.

Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует технологию выполнения, правильные приемы работы, соблюдение правил техники безопасности.

Инструкционная карта №1

1.      Выбрать рисунок аппликации, вырезать детали из бумаги.

2.      Подобрать ткани по цвету, рисунку и вырезать детали аппликации из ткани.

3.      Наложить детали на прокладочную ткань (флизелин), наметать.

4.      Прострочить края деталей рисунка зигзагообразной строчкой.

5.      Вырезать аппликацию, не захватывая строчку.

6.      Наложить готовую аппликацию на поврежденное место с лицевой стороны, проутюжить, приметать, настрочить, сделать закрепку, проутюжить.

В конце практической работы № 1 оценка качества выполнения работы, выставка работ.

Слово учителя.

- А сейчас мы с вами перенесемся в кондитерский цех. Декоративную заплатку «Хризантема» мы превратим в украшение из фруктов для торта.

Перед началом работы необходимо вспомнить правила техники безопасности, выполнить правила личной гигиены (вымыть руки, одеть фартук и колпак).

Учащиеся выполняют практическую работу, пользуясь инструкционной картой.

Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует технологию изготовления, правильные приемы работы, соблюдение правил техники безопасности.

Инструкционная карта № 2

1.      Взять готовые коржи для торта, разделить их.

2.      Намазать первый корж вареной сгущенкой, положить на него следующий и тоже намазать.

3.      Яблоко нарезать круглыми дольками, с помощью формы вырезать цветы.

4.      Из киви вырезать лепестки.

5.      Украсить торт цветками и лепестками из фруктов.

Слово учителя.

- Давайте сравним готовые изделия: декоративную заплату «Хризантема» и торт, украшенный цветами «Хризантема».

В конце практической работы № 2 – оценка качества выполнения работы, дегустация готового блюда.

IV.  Закрепление изученного материала.

Вопросы:

1.      С какими профессиями вы сегодня познакомились?

2.       Что нового вы узнали о них?

3.      Чем занимаются люди этих профессий?

V.  Анализ и оценка урока. 

1.      Что научились делать на уроке?

2.      Какие  качества личности необходимы  повару и  швее?

 

Полностью урок можно скачать в начале страницы

Воспроизведение материалов на других сайтах возможно только с использованием гиперссылки на данную страницу или на главную страницу сайта www.moeobrazovanie.ru

Комментарии

Конкурсные работы интересные. Это не только отдельные занятия для детей, но и целые, грамотные проекты по ознакомлению детей с миром профессий. Молодцы все участники, приславшие свои работы на конкурс. Отличным опыт должен быть достойно оценен.

15 February 2016

Очень рада победе в конкурсе. Одна из первых разработок и сразу отмечена. Огромное спасибо организаторам конкурса, членам жюри, работникам сайта. Успехов вам в работе.

2 March 2016