12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гераськина Валентина Ивановна65
Россия, Мордовия респ., Саранск

Тест по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». 

Инструкция по выполнению работы. Тест по литературе состоит из двух частей, включающих в себя 19 заданий. На выполнение экзаменационной работы по литературе отводится  45 минут. 

Часть I. 

1. Из какого произведения  какого автора  взят эпиграф  к роману : “Я часть той  силы, что вечно  хочет зла  и вечно совершает благо”? 

2. Как бы  вы  определили  жанровую особенность романа: 

а)роман - эпопея б)“роман в  романе”;  в) роман в  письмах 

3) Действие романа начинается в  городе .................................... на.....................................................  прудах. 

4) О чём говорят между собой Берлиоз и Бездомный (1 глава )?  

5) Соотнесите  героев романа: 

1.Мастер -                                   а)председатель МАССОЛИТА (Московской ассоциации литераторов)  

2.Маргарита -                             б)женщина, разлившая подсолнечное  масло 

3.Берлиоз-                                   в) историк, автор  романа о Понтии Пилате 

4. Иван Бездомный -                  г)директор театра  Варьете 

5. Аннушка -                               д)подруга Мастера 

6. Степан Лиходеев -                 е)поэт Иван Понырев 

7. Римский  -                               ж)конферансье варьете 

8. Варенуха -                               з) финансовый директор  варьете 

9. Бенгальский -                          и) администратор варьете 

10.Сепмплеяров -                        к) председатель жилищного товарищества  

11. Никанор Иванович Босой -   л) директор ресторана Дома  литераторов “Грибоедов” 

12. Арчибальд  Арчибальдович -м) председатель Акустической  комиссии московских театров 

13. Латунский -                             н) директор психиатрической  лечебницы 

14.Наташа-                                     о) служанка  Воланда 

15.профессор Стравинский -        п) литератор, раскритиковавший роман Мастера 

16.Воланд -                                     р) регент, Фагот, темно - фиолетовый рыцарь 

свита Воланда:                               

17.Коровьев-                                  с) демон - паж, шут в образе кота 

18.Бегемот -                                    т) демон -убийца  

19.Азазелло -                                   у) Сатана 

20 Гелла -                                         ф) домработница Маргариты 

21. Иешуа Га - Ноцри -                   х) кентурион 

22. Понтий Пилат -                          ц) бродячий  философ 

23. Марк Крысобой -                       ч) чедовек, предавший Иешуа 

24. Иуда из Кариафа -                      ш) прокуратор Иудеи 

25. Вар - равван -                              щ) ученик  Иешуа Га - Ноцри 

26.Левий Матвей -                           ы) разбойник, которого помиловали  

27. Низа -                                          э) мнимый друг Мастера 

28.Каифа-                                          ю)  подруга Иуды 

29. Алоизий Могарыч -                    я) первосвященник 

 

6. В  романе представлены три мира, соотнесите их с сюжетными линиями: 

1) мир реальный - а) события, происходящие в древней Иудее и  Ершалаиме 

2) древний Ершалаим - б) “тот свет”, в  который попадают Мастер и Маргарита, обретя  вечный покой  

3) вечный потусторонний мир - советская Москва 30 -х годов 

 

7. Определите  героев  по портретному  описанию: 

 

а)“Бритый,  темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами... человек примерно лет 38... он сделался суров и вынул ... чёрную шапочеку с вышитой на ней жёлтым  шёлком буквой “М”; 

б) “ маленького роста, темноволос, упитан, лыс....аккуратно выбритое  лицо егои  укращали сверхъественных размеров очки в  чёрной  роговой  оправе”; 

в) “плечистый , рыжеватый, вихрастый  молодой  человек в  заломленной на  затылок клетчатой  кепке - был в  ковбойке, жёваных  былых  брюках и чёрных  тапочках”; 

г)«По виду лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный. Брови чёрные, но одна выше другой»; 

д)  “прозрачный гражданин  престранного вида. На  маленькой  головке жакейский  картузик, клетчатый  кургузый  воздушный  же  пиджачок... Гражданин  ростом в  сажень, но в  плечах  узок, худ неимоверно, и физиономия... глумливая”;  

е)”Она несла в руках отвратительный, жёлтые тревожные  цветы...Меня  поразила  не столько её  красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночнство в  её глазах.” 

 

8. О каких  героях  говорит  автор? Продолжите фразу:”Любовь выскочила перед нами , как  выскакивает................................ в  переулке, и поразила  нас сразу  обоих!” 

 

9. В романе фантастика является средством сатиры. В главе 17 костюм председателя комиссии самостоятельно подписывает резолюции. Чьи традиции продолжает здесь Булгаков? (Вспомните “Историю одного города”) 

а)Гоголя         б) Салтыкова-Щедрина           г) Достоевского 

 

10. Кто из героев знает, что победитель всегда одинок, что у него есть только враги и завистники, ему нет равных, нет человека, с которым ему захотелось бы поговорить, его называют свирепым чудовищем, и он этим даже похваляется, ведь миром правит закон силы? 

а)Понтий Пилат        б) Воланд         в) Берлиоз           г) Коровьев 

 

11. Во время допроса Иешуа Понтий Пилат задаёт обвиняемому вопрос, который не нужно задавать на суде. Что это за вопрос? 

а)Что есть власть?         б)Что есть жизнь?      в) Что есть истина?     г)Что есть талант? 

 

12. Какой порок Воланд считает самым тяжким? 

а)ложь       б)трусость         в)предательство         г)прелюбодеяние 

 

13. Кому принадлежат слова «Рукописи не горят»? 

а)Маргарите        б)Мастеру        в) Иешуа         г) Воланду 

 

14. В романе есть герои-двойники, соотнесите  их: 

 

1) Мастер –                а)Воланд 

2) Алоизий –              б) Левий Матвей  

3)Иван Бездомный     в) Иешуа Га -Ноцри 

4) Понтий  Пилат -     г) Иуда 

5) Гелла                -      д) Берлиоз 

6) Каифа   -                  е) Наташа 

 

 

15. В ком увидел Мастер своего последователя? Кто из героев романа проникся теми же философскими идеями и нравственными категориями, что и он сам? 

Стёпа Лиходеев       2) Иван Бездомный         3) Римский 

 

 

16. Кому из персонажей принадлежат слова: «И христиане, не выдумав ничего нового, точно так же создали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых»? 

а)Коровьеву 

б)Берлиозу 

в)Маргарите 

г)Понтию Пилату 

 

17. Кому из персонажей принадлежат слова: «Имейте в виду, что Иисус существовал… Просто он существовал и больше ничего… И доказательств никаких не требуется»? 

а)Наташе 

б)Воланду 

в)Ивану Бездомному 

г)Аннушке 

 

18. О ком Левий Матвей сказал: «Он не заслужил света, он заслужил покой»? 

а) о Понтие Пилате 

б) о Берлиозе 

в) о Мастере 

г)  об Иване Бездомном 

 

                                                                        Часть II. 

19.Соотнесите  проблематику романа с сюжетными линиями. 

 

Проблема 

Эпизоды 

1)Проблема веры  и безверия 

а) Понтий  Пилат слыл жестоким человеком, его называли  свирепым чудовищем. Он  приказл Марку  Крысобою ударить Иешуа, чтобы  тот знал. как  правильно  обращаться  к  прокуратору. 

2) проблема трусости 

б) Маргарита любила Мастера и осталась ему верна даже  после того, как  он  пропал. Она хранит самое дорогое - рукопись его романа и  заключает договор с  Воландом, чтобы вернуть любимого. 

3)проблема жестокости - 

 в) Если человек во что - то верит, это не надо доказывать. Каждому   будет  дано по его вере. Берлиоз признаётся, что не верит ни в  Бога, ни в  дьявола, за что и был наказан Воландом.  Берлиоз, отрицающий  Бога, был обезглавлен. На балу  у сатаны его голова превращается в чашу, а сам Берлиоз  уходит в небытие.    

4)проблема   всепрощения 

 г)Понтий  Пилат проявляет трусость и  подписывает   приговор Иешуа: он боится  разрушить  свою карьеру и обрекает на смерть бродячего философа, понимая, что тот невиновен. 

5) проблема хамства 

 д) Во время  сеанса чёрной  магии в  зале варьете начали  сверху  падать денежные  купюры, люди  стали собирать их и  даже  драться  за эти деньги, которые  затем  превратились в  обычные  фантики. Воланд  делает вывод, что  человечество любит  деньги, из  чего  бы  те  ни  были сделаны.Этот эпизод показывает, до какого состояния могут дойти люди, поддавшиеся  алчности. 

6)проблема проявления верности (в любви)  

е) Председатель жилищного товарищества Никанор Иванович  Босой принял  деньги от Коровина, за взятку разрешив  Воланду проживать в  квартире покойного Берлиоза. 

7)проблема  проявления лжи 

 ж) Иешуа   - воплощение  доброты  и  милосердия, он  называет всех  людей  добрыми и считает, что нет злых, а  есть несчастливые  люди. он прощает Понтия  Пилата, пославшего его на смерть. 

8)проблема взяточничества 

  з)Председатель  зрелищной  комиссии Прохор Петрович был наказан за  бюрократизм. Он  был вечно занят и не принимал без доклада,   от него остался только костюм, который  продолжал подписывать документы. 

9) проблема добра и зла 

 и)Иешуа  прощает Понтия  Пилата, пославшего его на смерть. И после  двух  тысяч  лет наказания прокуратор обретает свободу и , направляясь по лунной  дорожке, обретает покой. 

10) проблема доброго (жестокого) отношения к животным  

к) В МАССОЛИТЕ всё  построено на потребительском отношении к  искуссству. Литераторы стремятся к  достижению материальных благ,  

Они не думают о высоком предназначении писателя , они пишут на  потребу власти.   

    В отличие от них Мастер создаёт роман, рукопись которого “не горит”, потому  что  он  посвящён вечным  ценностям - вере, доброте и любви. Творчество  Мастера, не  оценное  земной  властью, получило  высокую  оценку в ином мире. Его роман  прочитал  тот, кто просит у  Воланда  даровать ему покой.  Произведение  Мастера нетленно. Его творчество повлияло на  судьбу   Ивана Понырёва, который считал себя  его учеником, стал затем серьёзным учёным, но не  забыл героев романа Мастера. 

11)проблема  роли творчества (творца)- (истинного и ложного искусства) 

л) В МАССОЛИТЕ всё построено  на лжи. Редактор обманывает Мастера, говоря, что он обеспечен  рукописями на несколько лет вперёд. Возвращает  роман  автору  секретарь, у  которой “глаза скошены от постоянного вранья”. 

    Администратор варьете Варенуха постоянно лгал по телефону, говоря, что его нет на  месте.   На  сеансе чёрной магии Фагот уличает конферансье Бенгальского  во лжи и  говорит ему:” Поздравляю Вас, гражданин, соврамши!”  Бегемот наказывает героя, оторвав  тому  голову. 

12)проблема преданности  

м)Администратор варьете Варенуха  хамит по телефону, желая  узнать, кто ему  звонит. Он кричит от  ярости и  угрожает Азазелло, который  просит не носить  телеграммы Лиходеева в  угрозыск. За  это Варенуха был похищен свитой Воланда  и превращён в  вампира,  до смерти  напугавшего Римского. Азазелло отпускает Варенуху, советуя ему больше не лгать и не хамить.  

13)проблема истинной и ложной дружбы 

н) Понтий Пилат привязан к  своей  собаке. Банга - единственное живое  существо, которое бескорыстно предано своему хозяину. Понтий  Пилат любит своего питомца. Когда прокуратору  плохо,он гладит собаку, и  это приносит ему  облегчение. Банга со своим  хозяином до конца, он сопровождает его и в потустороннем мире. 

   Жители Москвы, которые были напуганы  проделками Бегемота, стали  отлавливать  и истреблять  чёрных котов, заподозрив их в  сверхъестественных способностях. 

14)проблема предательства 

 о) Левий  Матвей, ученик Иешуа, был предан своему  учителю, сопровождал его и записывал услышанные слова в особый  пергамент.  Он пытался   спасти Иешуа перед казнью.  Левий Матвей  похоронил учителя , снявши с  креста. В другом  мире он также  является  его учеником и посланником, передаёт просьбу учителя о том, чтобы  Мастер обрёл покой. 

15)проблема благодарности 

 

п)  Иуда  из  Кариафа  провоцирует  Иешуа, спрашивая  его, что  он  думает о власти, затем   предаёт  философа, получив  за  это от Каифы тридцать  тетрадрахм   - плату  за  свою подлость. 

16)проблема  бездуховности  (пошлости)   

 р) Воланд     в  знак благодарности за то, что  Маргарита выступила в   роли хозяйки бала и была любезна  с его гостями,  исполнил  её  заветное  желание - вернул    Мастера и  подарил  на память подкову, усыпанную бриллиантами.                                         

17)проблема  милосердия                                                              

 

с)  Среди жителей Москвы, посещавших сеансы  чёрной  магии в  варьете, много людей бездуховных, пошлых (безвкусно - грубых, низких в  нравственном отношении). Это люди, которые  бросаются  собирать деньги, падающие сверху, те, для  которых осетрина бывает “второй  свежести”. Это женщины, выходящие на сцену за  бесплатными нарядами.  

      Достижение  материальных  благ  и “квартирный  вопрос” испортили москвичей, как отмечает Воланд. Деньги  превращаются  в  фантики, а  женщины, поддавшиеся соблазну, оказываются  на  улице без  одежды - так  наказывает  Воланд бездуховных (пошлых) людей. 

 

18)проблема    власти денег (жажды  денег, алчности) 

 т) Мастер - историк  по образованию, работник  одного из музеев, написавший  роман  о Понтии Пилате. Это настоящий  интеллигент, знающий  пять языков, человек высокой культуры, изучающий историю Древнего мира, который  живёт духовными  запросами и  довольствуется  простыми бытовыми  условиями. Благодаря  глубоким  знаниям, высокому  уровню  образования  и культуре Мастеру  удалось  создать произведение, рукопись которого  “не горит”. Для  него главное - возможность творить. 

   

 

19)проблема        интеллигентности, значимости культуры  (образования)                                                                                   

 

у) На  сеансе чёрной магии  конферансье Бенгальского уличают во лжи.  Наказывая за это, Бегемот отрывывает ему  голову. Зрители    шокированы происходящим  и просят Фогота не мучить Бенгальского, а  проявить милосердие  к  несчастному  и простить его. После  этого  Воланд  делает вывод, что москвичи -   обыкновенные  люди и  “милосердие  иногда  стучится  в  их  сердца”. 

 

20)проблема бюрократизма 

ф)  Мастер  в лице Ивана  Бездомного  находит настоящего друга, которому поверяет  все  свои  тайны, рассказывает о своём  романе и любви к  Маргарите.  Иван  становится  не только его другом, но и  учеником. Именно к  Бездомному приходит Мастер перед уходом в  мир иной, чтобы проститься с  другом и  вдохновить поэта  на создание своего романа. 

    Алоизий  Могарыч  притворяется  другом Мастера, интересуется его творчеством. На самом деле  он преследует корыстрыстные цели: пишет донос  на Мастера, чтобы завладеть его домом. 

 ​​​​​​​

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.