Презентация к уроку литературы в 11 классе «М.А. Булгаков. Обзор жизни и творчества. Своеобразие романа "Мастер и Маргарита"»
Михаил Афанасьевич Булгаков “Мастер и Маргарита” Подготовила Стригачева Татьяна Николаевна, учитель МБОУ “Тюшинская СОШ” 2011г.
Обзор жизни и творчества писателя
М.А.Булгаков (1891-1940) “...настоящий художник просто не может не писать о том, что носит в своей душе, и не может писать “то, что надо...” С.Ермолинский Как вы понимаете эпиграф? Почему этот портрет Булгакова считается одним из лучших? Какие четры характера он отражает?
Михаил Булгаков родился в Киеве, в знаменитом доме на спуске, где сейчас располагается музей, в большой, интеллигентной семье.
Отец был преподавателем Духовной академии, и поэтому семья была очень религиозной. Михаил был старшим ребёнком, у него было 4 сестры и 3 брата.
Будущий писатель первоначально избрал себе поприще врача и окончил медицинский факультет Киевского университета.
В годы первой мировой войны Булгаков работает в прифронтовых госпиталях, из-за болезни был освобождён от призыва и направлен в земскую больницу Смоленской губернии (сейчас это Вяземский район), где проработал 1,5 года. И февральскую, и октябрьскую революцию Булгаков сразу же не принял. Затем – снова Киев, где он пережил, по собственным словам, 10 переворотов, участие в гражданской войне в качестве военного врача на Северном Кавказе. Булгаков собирался даже покинуть страну... Однако обстоятельства распорядились иначе. В 1921 Михаил Булгаков решает ехать в Москву с твёрдым намерением стать литератором.
В Москве Булгаков активно пишет, бегает по редакциям. В первую очередь, это сатира: повести “Дьяволиада”, “Роковые яйца”, “Собачье сердце” Перед вами кадр из фильма “Собачье сердце” Вы узнали героя? В чём заключается сатирическая направленность повести? Что вы знаете о других сатирических повестях?
В 1923-1924гг. Булгаков создаёт одно из центральных своих произведений – роман “Белая гвардия”, основанный на страшных впечатлениях от жизни в Киеве в период гражданской войны в 1918г. В романе писатель на примере семьи Турбиных и других героев раскрыл вечную для русской литературы идею: “Всё пройдёт. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звёзды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?” Как вы понимаете по заключительным строкам романа его идею? Почему роман считают одним из центральных произведений?
Письмо правительству СССР 28 марта 1930г. После того, как все мои произведения были запрещены...стали раздаваться... голоса сочинить «коммунистическую пьесу»...Этого совета я не послушался...зная заведомо, что такая пьеса у меня не выйдет....Я ПРОШУ ПРАВИТЕЛЬСТВО СССР ПРИКАЗАТЬ МНЕ В СРОЧНОМ ПОРЯДКЕ ПОКИНУТЬ ПРЕДЕЛЫ СССР...Если же и это невозможно, я прошу Советское Правительство ...как-нибудь поступить, потому что у меня...в ДАННЫЙ МОМЕНТ, - нищета, улица и гибель.
18 апреля 1930 г. Сталин позвонил Булгакову и предложил работу в театре Увлечение театром, начиная со второй половины 1920х гг., породило на свет множество пьес, некоторые из которых экранизированы - «Бег», «Иван Васильевич», «Дни Турбиных». Однако унизительное положение в театре, в котором Булгаков часто находился, легло в основу прозаических произведений: «Записки на манжетах», «Театральный роман» и особенно - «Жизнь господина де Мольера», с которым писатель и драматург сравнивал себя.
1928-1940 - «Мастер и Маргарита» Хотя угроза нищеты и голодной смерти была отведена, Булгаков был обречён на пожизненное молчание. Тем не менее с 1928 по 1940 писатель работал над лучшим своим детищем — романом «Мастер и Маргарита». Последние его страницы он диктовал уже смертельно больной своей жене Елене Сергеевне.
«Чтобы знали, чтобы знали» Елена Сергеевна Булгакова вспоминала, как Михаил Афанасьевич перед самой смертью «дал мне понять, что ему что-то нужно...Я догадалась и спросила: «Мастер и Маргарита»? Он страшно обрадованный сделал знак головой и выдавил из себя два слова: «Чтобы знали». Елена Сергеевна поклялась. Несколько раз в разные годы она обращалась в редакции. И только в 1966 роман, в цензурном варианте, вышел в свет. Что не удалось Мастеру, удалось Маргарите.
«Прощение и вечный приют» Среди обломков у Новодевичьего монастыря Елена Сергеевна нашла черноморский гранит,когда-то установленный на могиле Н.В.Гоголя, а сейчас сброшенный в яму за ненужностью. Вот этот камень Елена Сергеевна и поставила на могиле Михаила Афанасьевича Булгакова на Новодевичьем кладбище. Почему историю с надгробным камнем считают удивительной? Что общего у Гоголя и Булгакова?
Своеобразие жанра и композиции романа «Мастер и Маргарита»
Роман-миф Сатирический Философский Любовный Фантастический Авантюрный Психологический
Литературные традиции в романе
Вспомните произведения И.-В.Гёте, Н.В.Гоголя, в которых представлены «силы тьмы». Что общего в изображении дьявола у этих писателей и Булгакова?
Какой эпизод изображён на иллюстрации? Какой эпизод изображён на иллюстрации? Найдите портреты изображенных героев в тексте романа. Согласны ли вы с художником?
Сформулируйте суть происходившего между героями разговора. Сформулируйте суть происходившего между героями разговора. Кому принадлежат данные слова: «И христиане, не выдумав ничего нового, точно так же создали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых» «Имейте в виду, что Иисус существовал…Просто он существовал, и больше ничего…И доказательств никаких не требуется»
Устинова Валентина Ивановна
Стригачева Татьяна Николаевна
Бойко Светлана Владимировна
Стригачева Татьяна Николаевна