Тесты проверки знаний по теме «Информация и информационные процессы. Системы счисления»
Контрольно-измерительные материалы
по теме
«Информация и информационные процессы»
для 8 и 9 классов
Автор:
Арефьева Марина Анатольевна,
учитель информатики МАОУ СОШ № 56
Пояснительная записка
Контроль знаний является частью учебного процесса и обеспечивает обратную связь с обучаемыми. В ходе контроля оценивается степень и уровень обученности, фиксируется объем труда, который вложен учащимся при выполнении контрольной работы. По результатам проверки осуществляется управление учебным процессом: анализируются типичные ошибки, корректируются знания и умения учащихся, производится корректировка учебных программ.
В данной работе представлен оперативный и итоговый контроль по теме «Информация и информационные процессы» для 8-9 классов, который может стать базовой частью системы контроля по данной теме или «встраиваться» в уже существующую модель. Приведены также способы оценивания результатов, которые могут быть пересмотрены учителем в зависимости от глубины усвоения материала и характеристики класса.
Система самостоятельных и контрольных работ рассчитана на общеобразовательный уровень подготовки. При подборе заданий предполагалось, что учащиеся знакомы с основами информатики на более ранних этапах.
Тестовые работы разделены на два основных раздела «Информация и информационные процессы» и «Представление информации» и охватывают основные темы:
виды информации,
свойства информации,
информационные процессы,
двоичное кодирование и системы счисления.
Проверочные и тестовые работы снабжены рекомендациями по проведению контроля. Предлагаются разные формы организации контроля, которые по носителям информации условно можно разделить на электронные и бумажные. Очевидно, имеет смысл использовать оба варианта в зависимости от временных, ресурсных и других ограничений, а также личных предпочтений учителя.
Все тестовые задания апробированы и учитывают обязательный минимум содержания образования. Время выполнения самостоятельных и контрольных работ определено опытно-экспериментальным путем.
При выполнении тестовых заданий учитываются:
объем заданий
правильность выполнения.
Для выполнения работ в электронном варианте необходимо скопировать папку «Тесты- информация» на компьютер учащегося (открывать работы согласно Содержанию).
СОДЕРЖАНИЕ:
Раздел 1 «Информация и информационные процессы» 5
-
Проверочная работа № 1 «Информация»
Базовый уровень - компьютерный тест на выбор правильного ответа
(папка «Тесты - информация»/Базовый уровень/информация - баз)
Повышенный уровень (индивидуальная карточка)
(папка «Тесты - информация»/Повышенный уровень/информация)
-
Проверочная работа № 2 «Свойства информации»
Базовый уровень - компьютерный тест «Найди соответствия»
(папка «Тесты - информация»/Базовый уровень/свойства информации - баз)
Повышенный уровень - компьютерный тест «Найди соответствие»
(папка «Тесты - информация»/Повышенный уровень/свойства информации 1 (задание № 1) и свойства информации 2 (задание № 2))
-
Проверочная работа № 3 «Информационные процессы»
Базовый уровень - компьютерный тест на выбор правильного ответа
(папка «Тесты - информация»/Базовый уровень/информационные процессы - баз)
Повышенный уровень (индивидуальная карточка)
(папка «Тесты - информация»/Повышенный уровень/информационные процессы)
-
Итоговое тестирование по разделу № 1 «Информация и информационные процессы» (папка «Тесты - информация»/ИТ по разделу 1)- компьютерный тест на выбор правильного ответа
Раздел № 2 «Представление информации» 20
-
Проверочная работа № 1 «Измерение информации»
Базовый уровень (индивидуальная карточка)
(папка «Тесты - информация»/Базовый уровень/измерение информации)
Повышенный уровень - компьютерный тест на выбор правильного ответа
(папка «Тесты - информация»/Повышенный уровень/измерение информации)
Проверочная работа № 2 «Кодирование информации»
Индивидуальная карточка на 6 вариантов
(папка «Тесты - информация»/Базовый уровень/кодирование информации)
Проверочная работа № 3 «Двоичное кодирование. Системы счисления»
(папка «Тесты - информация»/Система счисления)
Проверочная работа 3.1 (индивидуальная карточка)
Проверочная работа 3.2 (индивидуальная карточка)
Проверочная работа 3.3 (индивидуальная карточка)
Проверочная работа 3.4 (индивидуальная карточка)
Проверочная работа 3.5 (индивидуальная карточка)
Проверочная работа 3.6 (индивидуальная карточка)
Проверочная работа 3.7 (компьютерная презентация – тест- разминка)
(папка «Тесты - информация»/ИТ по разделу 2)- компьютерный тест на выбор правильного ответа
Методика контроля и диагностики знаний и умений учащихся 44
Список литературы 45
Раздел 1 «Информация и информационные процессы»
Предлагаются три проверочных работы по ключевым понятиям данного раздела: виды информации, свойства информации, информационные процессы. Проверочные работы рассчитаны на два уровня: повышенный и базовый, хотя на усмотрение учителя и в зависимости от характеристики класса могут проводиться либо все уровни, либо один из них.
Независимо от точки входа в обучение указанная тема в старших классах должна быть предусмотрена учебным планом. Число часов может варьироваться от 4 до 8, а количество проверочных работ и объем заданий могут изменяться в соответствии с тематическим планированием.
Кроме того, предлагается итоговый контрольный компьютерный тест по данному разделу, состоящий из 30 вопросов.
Основные понятия темы: информация, информационный процесс, информационное общество, информационная культура, информационная деятельность.
Требования к уровню подготовки:
-
иметь представление об информации как понятии первичном и неопределяемом;
знать и уметь охарактеризовать три подхода к определению понятия «информация»;
различать, понимать и называть особенности каждого из подходов;
знать классификацию видов информации: по способу восприятия и по форме представления информации;
уметь называть, раскрывать смысл и давать краткую характеристику основных свойств информации;
уметь приводить примеры, демонстрирующие различные свойства информации.
знать основные и наиболее общие виды информационных процессов;
понимать, что информационный процесс характеризуется изменением информации во времени.
Ниже изложенные тестовые задания предполагают возможность и способ обратить внимание учащихся на те или иные особенности информации и информационного процесса.
Проверочная работа № 1 «Информация»
Цель работы – проверить осознание учащимися трактовки информации на основе анализа примеров определений, принятых в разных отраслях науки и техники. В результате выполнения тестовой работы учащиеся должны понимать, что информация – понятие первичное, сложное и неопределяемое. Каждая наука рассматривает информацию в контексте своей области и определяет его в зависимости от класса решаемых задач, информационных потребностей и аспектов использования информации. Разные отрасли науки и техники предъявляют различные требования к свойствам информации.
Тестовая работа (базовый и повышенный) проводится на 2-3 уроке по данной теме в течение 10-15 минут. Возможны организации выполнения повышенного уровня: первый – бумажный вариант (индивидуальная карточка) с пропуском места для вписывания слов и вывода, второй – электронный – для заполнения в текстовом редакторе. Второй вариант может использоваться как комплексная работа не только с целью проверки знаний по основной теме, но и для поддержки навыков использования текстового редактора. В таком случае время для самостоятельной работы может быть увеличено до 20 минут. Базовый уровней - это компьютерный тест на выбор правильного ответа с ограничением времени выполнения работы.
Система оценивания:
Для повышенного уровня:
за каждое правильно вписанное словосочетание – 1 балл, итого – 4 балла
за каждое ключевое слово – 1 балл, итого – 5 баллов
за правильно сформулированный вывод – 1 балл
Оценка выставляется учителем из соотношения:
4 балла – «2»
6 баллов – «3»
8 баллов – «4»
10 баллов – «5»
Для базового уровня (компьютерный вариант – тест на выбор правильного ответа)
При прохождении теста выставляется процент правильных ответов.
Оценка выставляется учителем из соотношения:
менее 75 % – положительная оценка не может быть выставлена
от 75 % до 84 % – «удовлетворительно»
от 85 % до 94 % – «хорошо»
95% и более – «отлично»
Критерии оценивания могут изменяться учителем.
Проверочная работа № 1 «Информация»
(базовый уровень)
1. Понятие информации в информатике означает:
a) сведения о чем-либо
b) уменьшение неопределенности
c) знания
d) компьютерную программу
e) компьютерные сообщения
2. Что является наиболее общим между папирусом, берестяной грамотой, книгой и дискетой?
a) материал, из которого они изготовлены
b) способ производства
c) хранение информации
d) стоимость
e) форма
3. Компьютер - универсальное средство для работы в первую очередь с:
a) числами
b) информацией
c) символами
d) программами
e) языками программирования
4. Информатика, в основном, изучает:
a) методы обработки информации
b) компьютер
c) графический редактор
d) законы накопления информации
e) текстовую информацию
5. По способу восприятия информации человеком различают следующие виды информации:
a) текстовую, числовую, графическую, табличную и пр.
b) научную, социальную, политическую, экономическую, религиозную
c) обыденную, производственную, техническую, управленческую,
d) визуальную, звуковую, тактильную, обонятельную, вкусовую
e) математическую, биологическую, медицинскую, психологическую
6. Известно, что наибольший объем информации человек получает при помощи
a) органов слуха
b) органов зрения
c) органов осязания
d) органов обоняния
e) вкусовых рецепторов
7. В теории информации под информацией понимают:
a) сигналы от органов чувств человека
b) сведения, уменьшающие неопределенность
c) характеристику объекта, выраженную в числовых величинах
d) отраженное разнообразие окружающей действительности
e) сведения, обладающие новизной
8. В теории управления под информацией понимают:
a) сообщения в форме знаков и сигналов
b) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, полученных с помощью органов чувств
c) сведения, получаемые и используемые в целях сохранения, совершенствования и развития общественной или технической системы
d) сведения, обладающие новизной
e) сведения, уменьшающие неопределенность
9. В документалистике под информацией понимают:
a) сведения, обладающие новизной
b) сведения, полученные из внешнего мира с помощью органов чувств
c) сигналы, импульсы, коды, полученные с помощью специальных технических средств
d) сведения, зафиксированные на бумаге в виде текста (в знаковой, символьной, графической или табличной форме)
e) сообщение в форме звуковых сигналов
10. В семантической теории под информацией принято понимать:
a) сведения, полученные из внешнего мира с помощью органов чувств
b) сигналы, импульсы, коды, используемые в технических системах
c) сведения, зафиксированные на бумаге в виде текста
d) сообщения в форме звуковых сигналов
e) сведения, обладающие новизной
11. В технике под информацией принято понимать:
a) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемых человеком с помощью органов чувств
b) сведения, зафиксированные на бумаге в виде текста
c) сообщения, передаваемые в форме световых сигналов, электрических импульсов
d) сведения, обладающие новизной
e) сведения и сообщения, передаваемые по радио или ТВ
12. В философии под информацией понимают:
a) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемых человеком с помощью органов чувств
b) сведения, используемые в целях сохранения или развития системы
c) сообщения, передаваемые в форме световых сигналов, электрических импульсов
d) сведения, обладающие новизной
e) отражение окружающей действительности в сознании человека в виде системно-информационной картины мира
----------Ключ----------
1. (b)
2. (c)
3. (b) (d) (e)
4. (a)
5. (d)
6. (b)
7. (b)
8. (c)
9. (d)
10. (e)
11. (c)
12. (e)
Проверочная работа «Информация»
(повышенный уровень)
ФИО ___________________________________Класс________________________________
Пункты задания:
Внимательно прочитать разные определения понятия «Информация»
Вместо (…) вставить подходящие слова или словосочетания.
Подчеркнуть ключевые слова в разных формулировках.
Используя нижеприведенные ключевые слова, восстановите обобщающий вывод.
Задание.
На бытовом уровне под информацией понимают (….)___________________________
С точки зрения философов под информацией понимают отраженное многообразие.
В технике под информацией понимают сообщение, представленное в виде знаков и сигналов и обрабатываемое с помощью (…)_________________________________ средств.
В кибернетике выделяют и исследуют ту часть информации, которая используется для (…).
С точки зрения журналистов под информацией понимают только (…) сведения, сообщения.
В информатике рассматривают информацию, которая получена в результате обработки с помощью средств и методов информационной технологии.
ВЫВОД:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОТВЕТЫ:
Слова и словосочетания
Ключевые слова
-
Какие-либо сведения (сообщения), поступающие из окружающего мира
Технических
Управления
Новые или актуальные
Отрасль науки, информация, точка зрения, определения, понятие
Вывод: каждая отрасль науки дает определение понятия информации со своей точки зрения.
Проверочная работа № 2 «Свойства информации»
Цель данной работы – проверка усвоения основных свойств информации на основе анализа примеров.
Учащиеся должны интерпретировать основные свойства информации, раскрывать их смысл, находить отсутствующие (присутствующие) в предложенных заданиях, приводить аналогичные примеры.
На выполнение тестового задания отводится 10-15 минут, если задания предлагается в бумажном варианте, и 20 минут, если задание в электронном варианте с использованием текстового редактора. В последнем случае, так же как и в предыдущей проверочной работе, имеет смысл выдать учащимся распечатанный вариант теста.
Тест может быть разделен на 2 уровня: базовый (компьютерный тест на выбор правильного ответа) и повышенный уровень (компьютерный тест «Найди соответствие» (задание № 1) и компьютерный тест на выбор правильного ответа (задание № 2)).
Система оценивания:
При прохождении теста выставляется процент правильных ответов.
Оценка выставляется учителем из соотношения:
менее 75 % – положительная оценка не может быть выставлена
от 75 % до 84 % – «удовлетворительно»
от 85 % до 94 % – «хорошо»
95% и более – «отлично»
Критерии оценивания могут изменяться учителем.
Проверочная работа № 2 «Свойства информации»
(базовый уровень)
ФИО __________________________Класс__________________________________
Информацию, не зависящую от личного мнения или суждения, можно назвать:________________
Информацию, отражающую истинное положение дел, называют: _________________________
Информацию, существенную и важную в настоящий момент, называют: ______________________
Информацию, с помощью которой можно решить поставленную задачу, называют:______________
Информацию, достаточную для решения поставленной задачи, называют: ____________________
Информацию, изложенную на доступном для получателя языке, называют: ____________________
----------Ключ----------
Информацию, не зависящую от личного мнения или суждения, можно назвать: Объективной
Информацию, отражающую истинное положение дел, называют: Достоверной
Информацию, существенную и важную в настоящий момент, называют: Актуальной
Информацию, с помощью которой можно решить поставленную задачу, называют: Полезной
Информацию, достаточную для решения поставленной задачи, называют: Полной
Информацию, изложенную на доступном для получателя языке, называют: Понятной
Проверочная работа № 2 «Свойства информации»
Повышенный уровень
ФИО __________________________Класс___________________________
Задание № 1. Впиши свойства информации, выраженный в данном предложении
Имеются все необходимые данные для решения задачи или проблемы_____________________
Информация выражена на языке, понятном получателю _________________________________
Своевременно (во время) доставлена__________________________________________________
Логичность, непротиворечивость ____________________________________________________
Информация не зависит от мнения конкретного человека ________________________________
В сообщении содержатся неизвестные для получателя сведения___________________________
Задание № 2
Какое (или какие) свойства информации отсутствуют в нижеприведенных сообщения
1. Выполните команду: стой - там, иди - сюда
a) достоверность
b) понятность
c) объективность
d) полнота
e) актуальность
f) новизна
2. 01 05 32 11 30 00 11 18 14
a) достоверность
b) понятность
c) объективность
d) полнота
e) актуальность
3. "Сегодня - очень теплая погода"
a) достоверность
b) понятность
c) объективность
d) полнота
e) актуальность
4. Реши задачу: вычислить площадь прямоугольника, если известна одна его сторона
a) достоверность
b) понятность
c) объективность
d) полнота
e) актуальность
5. Почтальон принес телеграмму от родственников с просьбой встретить их когда поезд уже
прибыл на вокзал
a) достоверность
b) понятность
c) объективность
d) полнота
e) актуальность
6. Вам принесли второй раз извещение о посылке
a) достоверность
b) понятность
c) объективность
d) новизна
e) актуальность
----------Ключ к заданию № 2----------
1. (a)
2. (b)
3. (c)
4. (d)
5. (e)
6. (d)
----------Ключ к заданию № 1----------
Имеются все необходимые данные для решения задачи или проблемы Полнота
Информация выражена на языке, понятном получателю Понятность
Своевременно (во время) доставлена Актуальность
Логичность, непротиворечивость Достоверность
Информация не зависит от мнения конкретного человека Объективность
В сообщении содержатся неизвестные для получателя сведения Новизна
Проверочная работа № 3 «Информационные процессы»
Цель данной работы в том, чтобы проверить понимание учащимися смысла информационного процесса. Анализ и коррекция результатов работы обязательны после проведения проверочной работы, так как данная тема является одной из ключевых.
Учащиеся должны приводить примеры информационных процессов, известных из практического опыта, интерпретировать процессы с использованием терминов информатики. Они должны понимать, что информационные процессы присутствуют в любых системах: социальных, биологических, социотехнических и пр.
На данную работу отводится 20 минут. Работа может выполняться в двух вариантах: бумажном и электронном виде – в текстовом редакторе Word.
Работа предлагается разделить на 2 уровня: базовый (компьютерный тест на выбор правильного ответа) и повышенный (бумажный вид (индивидуальная карточка) или электронный (работа в тестовом редакторе)).
Система оценивания:
Для повышенного уровня:
за каждое правильное слово – 1 балл, итого – 5 баллов
за правильно продолженное определение – 5 баллов
за перечисление правильных информационных процессов – 5 баллов
за выбор правильной характеристики – 5 баллов
за каждый правильно определенный информационный процесс – 1 б, итого – 5 баллов
Оценка выставляется учителем из соотношения:
Ниже 10 баллов – «2»
Выше 15 баллов – «3»
Выше 20 баллов – «4»
25 баллов – «5»
Для базового уровня (компьютерный вариант – тест на выбор правильного ответа)
При прохождении теста выставляется процент правильных ответов.
Оценка выставляется учителем из соотношения:
менее 75 % – положительная оценка не может быть выставлена
от 75 % до 84 % – «удовлетворительно»
от 85 % до 94 % – «хорошо»
95% и более – «отлично»
Критерии оценивания могут изменяться учителем.
Проверочная работа № 3 «Информационные процессы»
Базовый уровень
1. Примером информационных процессов могут служить:
a) процессы строительства зданий и сооружений
b) процессы химической и механической очистки воды
c) процессы получения, поиска, хранения, передачи и использования информации
d) процессы производства электроэнергии
e) процессы получения ископаемых из недр Земли
2. Записная книжка обычно используется с целью:
a) обработки информации
b) хранения информации
c) передачи информации
d) хранения, обработки и передачи информации
e) защиты информации от несанкционированного использования
3. Какое из утверждений заведомо ЛОЖНО: видеозапись школьного праздника осуществляется
a)
с целью обработки информации
b) с целью передачи информации
c) с целью хранения информации
d) с целью засекречивания информации
e) с целью обмена информацией
4. На метеостанции измерение параметров окружающей среды представляет собой:
a) процесс хранения
b) процесс передачи информации
c) процесс защиты информации
d) процесс получения (сбора) информации
e) процесс использования информации
5. Использование информации с целью шантажа есть:
a) процесс передачи информации
b) процесс поиска информации
c) уголовно наказуемый процесс использования информации
d) процесс обработки информации
e) процесс кодирования информации
6. Расследование преступления включает в себя совокупность элементарных информационных процессов:
a) кодирование и защита информации
b) поиск, классификация, сравнение, анализ, синтез
c) хранение и передача информации
d) передача и сортировка информации
e) распространение и хранение информации
7. Под поиском информации понимают:
a) получение информации по электронной почте
b) передачу информации на большие расстояния с помощью компьютерных сетей
c) получение нужной информации посредством наблюдения за реальной действительностью, использование каталогов, архивов, справочных систем, компьютерных систем, баз данных и баз знаний
d) чтение художественной литературы
e) сортировку информации
8. Наиболее ярким примером передачи информации может служить:
a) процесс отправки телеграммы
b) процесс запроса к базе данных
c) процесс поиска нужного слова в словаре
d) процесс коллекционирования марок
e) процесс проверки ошибок в диктанте
9. Какое из утверждений ЛОЖНО: примером передачи информации может служить
a) получение письма от друга
b) восприятие читателем мысли автора при чтение текста
c) точность и достоверность информации
d) сигнал светофора
e) разговор двух абонентов по телефону
10. Какое из утверждений ЛОЖНО: одним из видов обработки информации человеком является:
a) осмысление изменений, происходящих в реальной действительности
b) сравнение, анализ и синтез
c) тиражирование печатной продукции
d) преобразование формы представления информации
e) дискретизация
11. Какое из утверждений ИСТИННО:
a) информационные процессы являются материальным носителем информации
b) в качестве носителя информации древний человек использовал бумагу
c) в качестве материального носителя информации могут выступать знания, сведения или сообщения
d) в качестве носителя информации могут выступать материальные предметы (бумага, камень, диски)
e) в качестве носителя информации могут выступать только световые и звуковые волны
12. Какой из перечисленных источников информации можно использовать для получения полной информации об ученике N:
a) психолого-педагогическую литературу
b) видео - и телепрограммы по общей педагогике
c) радиопередачи по общим проблемам воспитания детей
d) поиск информации в информационных системах и базах данных
e) непосредственное общение и наблюдение за учеником на уроке
13. Какое из высказываний ЛОЖНО:
a) получение и обработка информации является необходимым условием жизнедеятельности любого организма
b) для обмена информацией между людьми служат языки
c) информацию условно можно разделить на виды в зависимости от формы представления
d) процесс обработки информации техническими устройствами носит осмысленный характер
e) процессы управления - это яркий пример информационных процессов, протекающих в природе, обществе, технике
----------Ключ----------
1. (c)
2. (b)
3. (d)
4. (d)
5. (c)
6. (b)
7. (c)
8. (a)
9. (c)
10. (c)
11. (d)
12. (e)
13. (d)
Проверочная работа № 3 «Информационные процессы»
повышенный уровень
ФИО____________________________________Класс _________________
Задание № 1.
Прочитайте слова, выбери из них 3-5 ключевых слов, которые раскрывают общий смысл понятия «Информационный процесс», и подчеркните их.
СЛОВА: информация, действие, операции, объем, возможность, последовательность, организация, цель, получение, передача, хранение, результат, целенаправленность, стихийность, детерминированность.
Задание № 2.
Продолжите определения, используя ключевые слова, которые подчеркнуты в задании 1.
Под информационным процессом понимают___________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 3.
Продолжите определение.
Наиболее общими информационными процессами являются: сбор, _______________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Задание № 4.
Выберите наиболее важную характеристику информационного процесса (подчеркните и обоснуйте):
Целенаправленность и детерминированность
Изменение информации во времени
Использование информации субъектами
Автоматизация информационного процесса
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 5.
На основании задания № 3 напишите тип информационного процесса для приведенных ниже примеров.
Фотографии напоминали о пребывании в детском саду _________________________________
Дорожный знак предупреждает водителя о дорожных работах ___________________________
Учитель сообщил ребятам интересные сведения _______________________________________
Ирина набрала реферат на компьютере _______________________________________________
Славин папа записал выпускной вечер на видеокассету__________________________________
ОТВЕТЫ:
Задание 1 – информация, действия, последовательность, получение, результат
Задание 2- последовательность действий над информацией для получения результата
Задание 3 – обработка, хранение, передача, сбор, ввод, вывод, поиск
Задание 4 – изменение информации во времени
Задание 5 – хранение, передача, передача, обработка, хранение (могут встречаться в сочетаниях)
Итоговое тестирование по разделу 1 «Информация и информационные процессы»
Предлагаемая система тестирования сформирована с учетом важных критериев: широта охвата материала раздела, сложность и представительность выборки. Тестовые материалы ориентированы, в основном, на проверку результативности, мягко лимитированы по времени и представлены в форме компьютерного теста на выбор правильного ответа.
Тесты с альтернативными ответами направлены на проверку знаний ключевых понятий раздела:
тест составлен в соответствии с минимумом содержания образования по данному разделу информатики;
учащему предлагается проанализировать утверждение, которое может быть истинным или ложным и требует ответа «да» или «нет»
вопросы разделены на две группы: основная и дополнительная;
в первой группе (основной) собраны ключевые понятия, являющиеся главными (определяющими) в базовом курсе информатики (помечены цифрой 2);
вторая группа (дополнительная) содержит утверждения, которые уточняют, дополняют основные понятия информатики, либо дублируют их, однако сформулированы вопросы в другом контексте (помечены цифрой 1)
При выставлении оценки можно руководствоваться следующими показателями:
менее 75 % – положительная оценка не может быть выставлена
от 75 % до 84 % – «удовлетворительно»
от 85 % до 94 % – «хорошо»
95% и более – «отлично»
Итоговое тестирование по разделу № 1 "Информация и информационные процессы"
1. Интерес человека к информации определяется только ее новизной (1)
a) да
b) нет
2. Интерес человека к информации зависит от уровня предшествующей подготовки (1)
a) да
b) нет
3. Полнота информации не влияет на правильность выбора при принятии решения (2)
a) да
b) нет
4. Свойство информации "достоверность" указывает на непротеворечивость данных (2)
a) да
b) нет
5. Свойство информации "понятность" относится к языку, на котром представлены данные (1)
a) да
b) нет
6. Кодирование не является информационным процессом (2)
a) да
b) нет
7. Обработка является одним из наиболее распространенных информационных процессов (2)
a) да
b) нет
8. Информационный процесс характеризуется изменением информации во времени (2)
a) да
b) нет
9. Накопление информации не относится к информационным процессам (1)
a) да
b) нет
10. Бит - основная единица информации в системе СИ (1)
a) да
b) нет
11. Элементарная единица информации - бит (1)
a) да
b) нет
12. Элементарная единица информации - байт (1)
a) да
b) нет
13. Информация - это сообщение в виде знаков или сигналов (2)
a) да
b) нет
14. Преобразование информации не относится к числу информационных процессов (1)
a) да
b) нет
15. Хранение информации возможно не только на информационных носителях (2)
a) да
b) нет
16. Измерение количества информации возможно только при техническом подходе (2)
a) да
b) нет
17. В кибернетике рассматривается информация, которая участвует в управлении процессами (1)
a) да
b) нет
18. В теории информации минимальной единицей информации является 1 бит (2)
a) да
b) нет
19. Измерение информации в рамках технического подхода основано на анализе смысла сообщений (2)
a) да
b) нет
20. Семантический подход к измерению информации основан на подсчете количества символов сообщения (2)
a) да
b) нет
21. В технических системах принята классификация информации по форме представления (1)
a) да
b) нет
22. Обучение не является информационным процессом (1)
a) да
b) нет
23. Мультимедийная информация представляет собой сочетание более простых форм информации (1)
a) до
b) нет
24. Информацию можно классифицировать только по форме представления (1)
a) да
b) нет
25. Существует много различных классификаций информации (1)
a) да
b) нет
26. На бытовом уровне под информацией понимают любые сведения, новости, сообщения (1)
a) да
b) нет
27. Каналом связи могут быть только телефонные или оптоволоконные линии (2)
a) да
b) нет
28. Обмен информацией между источником и приемником осуществляется через канал связи (1)
a) да
b) нет
29. Воздушная среда не может быть каналом связи (1)
a) да
b) нет
30. Обмен информацией - один из основных информационных процессов (1)
a) да
b) нет
----------Ключ----------
1. (b)
2. (a)
3. (b)
4. (a)
5. (a)
6. (b)
7. (b)
8. (a)
9. (b)
10. (b)
11. (a)
12. (b)
13. (a)
14. (b)
15. (b)
16. (b)
17. (a)
18. (a)
19. (b)
20. (b)
21. (a)
22. (b)
23. (a)
24. (b)
25. (a)
26. (a)
27. (b)
28. (a)
29. (b)
30. (a)
Раздел 2 «Представление информации»
Предлагаются проверочные работы по ключевым понятиям данного раздела: измерение информации, кодирование информации, двоичное кодирование и системы счисления. Проверочные работы рассчитаны на два уровня: повышенный и базовый, хотя на усмотрение учителя и в зависимости от характеристики класса могут проводиться либо все уровни, либо один их них. Кроме того, некоторые работы имеют несколько вариантов заданий.
Количество проверочных работ и объем заданий могут изменяться в соответствии с тематическим планированием.
Проверочные работы рассчитаны на то, что учащиеся знакомы с основными понятиями данного раздела. Если учащиеся знакомятся с этой темой только на этой ступени обучения, то, наряду с данными работами, имеет смысл использовать систему дополнительных проверочных работ на закрепление полученных знаний, умений и навыков.
Кроме того, предлагается итоговый контрольный компьютерный тест по данному разделу, состоящий из 35 вопросов.
Основные понятия: кодирование информации, системы счисления, количество информации.
В результате изучения данного раздела учащиеся имеют реальную возможность:
иметь представление о способах кодирования информации;
уметь кодировать и декодировать простейшие сообщения;
иметь представление о разных системах счисления;
уметь переводить числа из одной системы счисления в другую и проводить с ними арифметические операции;
знать основные единицы измерения информации и уметь решать задачи на определение количества информации.
Использование на уроках данных тестовых заданий помогут учителю сформировать целостное представление о кодировании, как одном из информационных процессов, а именно – о процессе обработки (преобразования) информации.
Проверочная работа № 1 «Измерение информации»
Цель работы - проверка знания основных подходов к измерению информации, понимания различий бытового и технического подходов, оценка практических навыков решения информационных задач на определение информационного объема. Обязательна последующая коррекция и развернутый анализ этой работы при наличии типичных ошибок.
На усмотрение учителя в задании 1 фрагмент текста 3 (о других подходах) может быть исключен, поскольку базовый курс не всегда рассматривает вероятностный подход.
Тест разделен на 2 уровня: базовый (в бумажном формате) и повышенный (компьютерный тест на выбор правильного ответа)
На выполнение отводится 20-25 минут. Учащиеся получают тестовое задание в распечатанном виде.
Система оценивания:
Для базового уровня:
Задание № 1
за каждое правильное слово – 1 балл, итого – 5 баллов
Задание № 2
за правильно решенную задачу – 1 балл, итого – 5 баллов
Задание № 3
За правильное решение – 5 баллов
Оценка выставляется учителем из соотношения:
Ниже 3 баллов – «2»
Выше 6 баллов – «3»
От 10 до 12 баллов – «4»
От 12 до 15 баллов – «5»
При выставлении оценки для повышенного уровня можно руководствоваться следующими показателями:
менее 75 % – положительная оценка не может быть выставлена
от 75 % до 84 % – «удовлетворительно»
от 85 % до 94 % – «хорошо»
95% и более – «отлично»
Проверочная работа № 1 «Измерение информации»
базовый уровень
ФИО _____________________________Класс ________________________
Задание № 1.
Вместо многоточия (…) вставьте нужные слова, подчеркнуть правильные слова в скобках
Если в качестве основного показателя информации принять наличие новизны в сообщении, то измерить ее (можно/нельзя).
Технический подход к измерению информации в сообщении основан на (_________________________________) и (зависит/не зависит) от смысла сообщения.
Кроме технического и (_______________________) мне (известны/неизвестны) другие подходы к измерению информации.
За единицу информации в системе СИ принят 1 (бит, бай, килобайт, мегабайт).
Примерные соотношения между единицами информации __________________________________________________________________________
Задание № 2.
Решите информационные задачи.
Информационный объем сообщения 1000 Кб. Поместится ли он на дискете объемом 1,44 Мбайт? (Да/нет)
Сколько дискет объемом 1,44 Мбайт понадобится, чтобы записать программу, информационный объем которой 200000 байт? (1,2,3,4,5,6)
В документе 14000 символов (вместе с пробелами и другими знаками). Чему равен примерный информационный объем документа? (14000 бит, 14000 байт, 1,44 Мб)
Информационный объем файла 2, 4 Мбайт. Архивация позволяет сжать его на 50%. Поместится ли он на дискету 1,44 Мбайт? (Да/нет)
Информационный объем архивного файла был сжат на 50%. Какой информационный объем файла будет после извлечения его из архива (2 Кбайт, 5 Кбайт, 50 Кбайт)
Задание № 3.
Реши информационную задачу.
Племя Мульти пишет письма, пользуясь 32-символьным алфавитом. Племя Пульти пользуется 64-символьным алфавитом. Вожди племен обменялись письмами. Письмо племени Мульти содержало 80 символов, а письмо племени Пульти – 70 символов. Сравните объемы информации, содержащие в письмах.
Ответ:______________________________________________________________________
ОТВЕТЫ:
№ задания |
Задание № 1 |
Задание № 2 |
Задание № 3 |
Ответ |
Нельзя; Подсчете символов в сообщении, не зависит; Бытового подхода; Байт; 1 Кб= 1024бБ 1 Mб=1024 Кб=1000000байт |
Да 2 14000 байт Да 2 Кбайт |
Объем письма племени Мульти меньше на 20 бит |
Проверочная работа № 1 «Измерение информации»
повышенный уровень
1. В какой из последовательностей единицы измерения информации указаны в порядке возрастания:
a) байт, килобайт, мегабайт, бит
b) килобайт, байт, бит, мегабайт
c) байт, мегабайт, килобайт, гигабайт
d) мегабайт, килобайт, гигабайт, байт
e) байт, килобайт, мегабайт, гигабайт
2. Каково минимальное количество вопросов, подразумевающих ответ "да" или "нет", которые необходимо задать, чтобы выяснить на каком из 16 путей находится вагон:
a) 16
b) 3
c) 4
d) 5
e) 8
3. При угадывании целого числа в диапазоне от 1 до N было получено 7 битов информации. Чему равно N?
a) 7
b) 128
c) 16
d) 49
e) 392
4. Сколько битов информации содержится в сообщении объмом четверть килобайта?
a) 2032
b) 2048
c) 250
d) 2000
e) 256
5. В течении 5 минут со скоростью 20 байт/с вождь племени Мульти передавал информационное сообщение. Сколько символов оно содержало, если алфавит племени состоит из 32 символов?
a) 9600
b) 3200
c) 1200
d) 1500
e) 150
6. Алфавит Племени Мульти состоит из 8 символов. Вождь племени говорит со скоростью 20 символов в минуту. Какова в этом случае скорость информационного потока?
a) 60 бит/с
b) 1 бит/с
c) 60 байт/с
d) 1 байт/с
e) 160 бит/с
7. Информационное сообщение объемом 1,5 Кбайт содержит 3072 символа. Сколько символов содержит алфавит, при помощи которого было записано это сообщение?
a) 16
b) 128
c) 32
d) 64
e) 256
8. Информационное сообщение имеет объем 12288 бит, что равно
a) 1536 Кбайт
b) 1,5 Мбайта
c) 1,536 Кбайт
d) 1,2 Кбайта
e) 1,5 Кбайт
9. Информационное сообщение объемом 1 Мбайт передается со скоростью 2 Кбайт/с. Определите время передачи информации в секундах.
a) 512
b) 3120
c) 30720
d) 500
e) 3000
10. Информация передается со скоростью 2,5 Кбайт/с. Какой объем информации будет передан за 20 минут?
a) 3000 Кбайт
b) 3000 байт
c) 50 Кбайт
d) 51200 байт
e) 3 Мбайт
----------Ключ----------
1. (d)
2. (c)
3. (b)
4. (b)
5. (a)
6. (b)
7. (a)
8. (d)
9. (c)
10. (a)
Проверочная работа № 2 «Кодирование информации»
Цель проверочной работы – проверка владения системой базовых понятий по теме «Кодирование информации», понимания смысла кодирования и некоторых аспектов использования кодирования. Проверочная работа направлена на усвоение и понимание общих подходов к кодированию информации.
Данная тема является ключевой, поэтому потребуется особое внимание в процессе анализа и коррекции результатов обучения. Учащиеся должны понимать, что кодирование является одним из наиболее распространенных и важных информационных процессов, применяется не только в технических системах, и что при кодировании преимущественно используется знаковая форма представления информации.
Для организации проверочной работы необходимо распечатать на бумаге каждому учащемуся тестовое здание и таблицы кодов КОИ -8 и ASCII и выполнить работу по вариантам (6 вариантов).
На выполнение работы можно отвести 15-20 минут в классе с высоким уровнем подготовки и 20-25 минут - в классе с невысоким уровнем подготовки.
Система оценивания может выглядеть следующим образом:
Оценка «3» - за 1 задание
Оценка «4» - за 1 и 2 задание
Оценка «5» - за все правильно выполненные задания
Проверочная работа № 2 «Кодирование информации»
Вариант № 1
ФИО ______________________________________Класс _________________________
Пользуясь таблицей кодов КОИ- 8 расшифруйте три четырехзначных буквосочетания:
01000011010011110100111101001100 - ________________________________________
01001110010000010100110101000101 - _________________________________________
01011010010001010101001001001111 - _________________________________________
Используя расширенную таблицу кодов ASCII, закодируйте предложенное слово из задания (а) и декодируйте слово из задания (б)
А) IBM PC - ____________________________________________________________________
Б) 8A AE AC AF EC EE E2 A5 E0 - _________________________________________________
Черно-белая фотография разбита на точки, каждая из которых кодируется четырьмя битами информации. Каков информационный объем фотографии (в Кб) 9 х 12 см, если один квадратный сантиметр содержит 576 точек.
Ответ: __________________________________
Проверочная работа № 2 «Кодирование информации»
Вариант № 2
ФИО ______________________________________Класс _________________________
01000011010100010101001001000100 - ________________________________________
01010100010100100100010101000101 - _________________________________________
01000011010000010100101101000101 - _________________________________________
-
Пользуясь таблицей кодов КОИ- 8 расшифруйте три четырехзначных буквосочетания:
Используя расширенную таблицу кодов ASCII, закодируйте предложенное слово из задания (а) и декодируйте слово из задания (б)
А) Автоматизация - _____________________________________________________________
Б) 50 72 6F 67 72 61 6D - _________________________________________________________
Черно-белая фотография разбита на точки, каждая из которых кодируется двумя битами информации. Каков информационный объем фотографии (в Кб) 6 х 10 см, если один квадратный сантиметр содержит 576 точек.
Ответ: __________________________________
Проверочная работа № 2 «Кодирование информации»
Вариант № 3
ФИО ______________________________________Класс _________________________
-
Пользуясь таблицей кодов КОИ- 8 расшифруйте три четырехзначных буквосочетания:
Используя расширенную таблицу кодов ASCII, закодируйте предложенное слово из задания (а) и декодируйте слово из задания (б)
-
01000100010100100101010101000111 - ________________________________________
01000110010011110101010101010010 - _________________________________________
01001111010100000100010101001110 - _________________________________________
-
А) Информатика - _______________________________________________________________
Б) 50 72 6F 63 65 75 72 65 - _________________________________________________
-
Черно-белая фотография разбита на точки, каждая из которых кодируется тремя битами информации. Каков информационный объем фотографии (в Кб) 6 х 8 см, если один квадратный сантиметр содержит 900 точек.
Ответ: __________________________________
Проверочная работа № 2 «Кодирование информации»
Вариант № 4
ФИО ______________________________________Класс _________________________
1.Пользуясь таблицей кодов КОИ- 8 расшифруйте три четырехзначных буквосочетания:
01000110010010010101011001000101 - ________________________________________
01010000010101010101001001000101 - _________________________________________
01010110010010010100010101010111 - _________________________________________
2.Используя расширенную таблицу кодов ASCII, закодируйте предложенное слово из задания (а) и декодируйте слово из задания (б)
А) Computer - ____________________________________________________________________
Б) 84 88 91 8A 82 8T 84 - _________________________________________________
3.Черно-белая фотография разбита на точки, каждая из которых кодируется пятью битами информации. Каков информационный объем фотографии (в Кб) 10 х 15 см, если один квадратный сантиметр содержит 1600 точек.
Ответ: __________________________________
Проверочная работа № 2 «Кодирование информации»
Вариант № 5
ФИО ______________________________________Класс _________________________
1.Пользуясь таблицей кодов КОИ- 8 расшифруйте три четырехзначных буквосочетания:
01001110010010010100111001000101 - ________________________________________
01000110010010010100110001000101 - _________________________________________
01001101010000010101001001001011 - _________________________________________
2.Используя расширенную таблицу кодов ASCII, закодируйте предложенное слово из задания (а) и декодируйте слово из задания (б)
А) Printer - ____________________________________________________________________
Б) 43 4F 4D 50 55 54 45 52 - _________________________________________________
3.Черно-белая фотография разбита на точки, каждая из которых кодируется тремя битами информации. Каков информационный объем фотографии (в Кб) 15 х 18 см, если один квадратный сантиметр содержит 3025 точек.
Ответ: __________________________________
Проверочная работа № 2 «Кодирование информации»
Вариант № 6
ФИО ______________________________________Класс _________________________
1.Пользуясь таблицей кодов КОИ- 8 расшифруйте три четырехзначных буквосочетания:
01000010010011000101010101000101 - ________________________________________
01000111010010010101001001001100 - _________________________________________
01001101010011110100111101001110 - _________________________________________
2.Используя расширенную таблицу кодов ASCII, закодируйте предложенное слово из задания (а) и декодируйте слово из задания (б)
А) компьютеризация - ___________________________________________________________
Б) 50 52 49 4Е 54 - _________________________________________________
3.Черно-белая фотография разбита на точки, каждая из которых кодируется шестью битами информации. Каков информационный объем фотографии (в Кб) 5 х 8 см, если один квадратный сантиметр содержит 1764 точек.
Ответ: __________________________________
Ответы:
№ задания |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант 3 |
Вариант 4 |
Вариант 5 |
Вариант 6 |
1 |
COOL NAME ZERO |
CQRD TREE CAKE |
DRUG FOUR OPEN |
FIVE PURE VIEW |
NINE FILE MARK |
BLUE GIRL MOON |
3 |
73,73 |
150 |
11,66 |
54 |
38,88 |
15,36 |
Проверочная работа № 3 «Двоичное кодирование и системы счисления»
Цель работы – проверить усвоение учащимися принципов двоичного кодирования и преимущества использования двоичных чисел для представления информации в компьютерных системах.
Учащиеся должны понимать смысл двоичного кодирования и иметь представление о кодовой таблице соответствия в компьютерных системах. Они должны уметь вычислять количество двоичных символов, которые можно закодировать с помощью 0 и 1 с учетом количества, использующихся для представления одного символа. Учащиеся должны знать о существовании других систем счисления и уметь переводить число в систему счисления с любым основанием, знать правила выполнения арифметических операций.
Предложено несколько вариантов проверочных работ. Объем и порядок проверочных работ, а также заданий может быть уменьшен учителем. Кроме того, работы можно проводить как группами, так и индивидуально. Критерии оценки можно разработать для каждой работы индивидуально.
Работы № 3.5 и 3.6 можно проводить в группах, а работа № 3.7 может использоваться как тест-разминка.
Проверочная работа № 3.1 «Двоичное кодирование и системы счисления»
ВАРИАНТ 1
Написать алгоритм перевода целого числа из десятичной системы счисления в произвольную систему счисления.
Перевести числа из одной системы счисления в другую
А) 1289 в Х10
Б) 0,20610 в Х 11
В) 171,8110 в Х14
выполнить арифметические действия в двоичной системе счисления:
А) 110111011+111001101
Б) 101110*10110
перевести число 2371,9310 из системы счисления с основанием 10 в системы счисления с основанием 8,16,2.
Один ученик написал: «Мне 33 года. Моей маме 124 года, а папе 131. Вместе нам 343 года». Какую систему счисления использовал ученик и сколько ему лет в десятичной системе счисления?
Проверочная работа № 3.1 «Двоичное кодирование»
ВАРИАНТ 2
Написать алгоритм перевода целого числа счисления из произвольной системы счисления в десятичную систему.
Перевести числа из одной системы счисления в другую
А) 0,2311 в Х10
Б) 74810 в Х 9
В) 203,127 в Х10
выполнить арифметические действия в двоичной системе счисления:
А) 1110001011+1001001101
Б) 101101*11011
перевести число 3691,6410 из системы счисления с основанием 10 в системы счисления с основанием 8,16,2.
Один ученик написал: «У меня 100 конфет. Я поровну разделил их между мной и двумя моими друзьями. Каждому досталось по 11 конфет и одна осталась лишней». Какую систему счисления использовал ученик, и сколько у него было конфет в десятичной системе счисления?
ОТВЕТЫ:
Номер задания |
Номер варианта |
|
1 |
2 |
|
2 |
А) 107 Б) 0,22А11 В) С3,В4А14 |
А) 0,206 Б) 10219 В) 101,1830 |
3 |
А)1110001000 Б)1111110100 |
А) 332206 Б) 9А1911 |
4 |
4503,7348 943,ЕЕ16 100101000011,1110111 |
Е6В,А3D16 7153,50758 111001101011,101000111101 |
5 |
Система счисления с основание 5, Ученику 18 лет |
Система счисления с основанием 4; 16 конфет |
Проверочная работа № 3.2 «Двоичное кодирование и системы счисления»
ВАРИАНТ 1
Перевести числа в систему счисления с основанием 10
5147
0,0178
205,136
ВАРИАНТ 2
Перевести числа в систему счисления с основанием 10
5246
0,0267
107,248
ВАРИАНТ 3
Перевести числа в систему счисления с основанием 10
10345
0,0146
105,237
ВАРИАНТ 4
Перевести числа в систему счисления с основанием 10
34718
0,0315
108,139
ВАРИАНТ 5
Перевести числа в систему счисления с основанием 10
3216
0,0318
210,124
ВАРИАНТ 6
Перевести числа в систему счисления с основанием 10
2518
0,0126
204,315
ВАРИАНТ 7
Перевести числа в систему счисления с основанием 10
1. 2156
0,0178
128,239
ВАРИАНТ 8
Перевести числа в систему счисления с основанием 10
1089
0,0315
107,248
ОТВЕТЫ
Номер варианта |
Номер задания |
||
1 |
2 |
3 |
|
1 |
256 |
0,03 |
77,25 |
2 |
196 |
0,06 |
71,312 |
3 |
144 |
0,05 |
54,34 |
4 |
225 |
0,13 |
89,148 |
5 |
121 |
0,05 |
36,375 |
6 |
169 |
0,037 |
54,64 |
7 |
83 |
0,03 |
107,259 |
8 |
89 |
0,13 |
43,44 |
Проверочная работа № 3.3 «Двоичное кодирование и системы счисления»
ВАРИАНТ 1
Перевести числа из одной системы в другую:
27210 в х6
215010 в х11
0,4215 в х10
0,42111 в х10
42,136 в х10
ВАРИАНТ 2
Перевести числа из одной системы в другую:
29010 в х6
215010 в х12
0,2637 в х10
0,26312 в х10
26,357 в х10
ВАРИАНТ 3
Перевести числа из одной системы в другую:
19610 в х4
674710 в х13
0,3456 в х10
0,34513 в х10
34,529 в х10
ВАРИАНТ 4
Перевести числа из одной системы в другую:
37910 в х7
289910 в х14
0,1567 в х10
0,15611 в х10
15,677 в х10
ВАРИАНТ 5
Перевести числа из одной системы в другую:
114010 в х9
205210 в х11
0,2679 в х10
0,26712 в х10
26,759 в х10
ВАРИАНТ 6
Перевести числа из одной системы в другую:
35110 в х5
415310 в х12
0,3245 в х10
0,32413 в х10
32,435 в х10
ВАРИАНТ 7
Перевести числа из одной системы в другую:
24310 в х6
235610 в х13
0,1536 в х10
0,15311 в х10
15,346 в х10
ВАРИАНТ 8
Перевести числа из одной системы в другую:
19610 в х4
215010 в х12
0,2679 в х10
0,26712 в х10
26,356 в х10
ОТВЕТЫ:
Номер варианта |
Номер задания |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1 |
20425 |
20А211 |
0,888 |
0,38 |
26,25 |
2 |
12026 |
12В212 |
0,416 |
0,21 |
20,53 |
3 |
30104 |
30С013 |
0,634 |
0,256 |
31,58 |
4 |
10517 |
10В114 |
0,262 |
0,136 |
12,87 |
5 |
15069 |
15А611 |
0,305 |
0,212 |
24,83 |
6 |
24015 |
24А112 |
0,712 |
0,244 |
17,22 |
7 |
10436 |
10С313 |
0,319 |
0,134 |
11,61 |
8 |
30104 |
12В212 |
0,305 |
0,212 |
18,63 |
Проверочная работа № 3.4 «Двоичное кодирование и системы счисления»
Для чисел X,Y,Z, заданных в различных системах счисления, определить значение указанного выражения в десятичной системе счисления.
N |
X |
Y |
Z |
выражение |
1.1 |
C15 |
1004 |
306 |
max(X,Y,Z) - min(X,Y,Z) |
1.2 |
1111 |
208 |
209 |
max(X,Y,Z) - Y |
1.3 |
139 |
315 |
2003 |
Z + min(X,Y,Z) |
1.4 |
304 |
246 |
1414 |
2*min(X,Y,Z) - Y |
1.5 |
225 |
1016 |
209 |
min(X,Y,Z) + max(X,Y,Z) |
1.6 |
1103 |
1313 |
247 |
2*max(X,Y,Z) - min(X,Y,Z) |
1.7 |
304 |
227 |
1216 |
2*min(X,Y,Z) - max(X,Y,Z) |
1.8 |
157 |
1511 |
1612 |
max(X,Y,Z) + min(X,Y,Z) |
1.9 |
1012 |
246 |
228 |
2*X + max(X,Y,Z) |
Проверочная работа № 3.5 «Двоичное кодирование»
Класс разделить на две группы и провести марафон. Каждый учащийся решает одно здание и передает задание другому учащемуся.
1 группа
из десятичной в двоичную
856
664
5012
6435
78
325
Все сложить числа
Последнее число перевести в десятичную систему
ОТВЕТЫ1101011000
1010011000
1001110010100
1100100100011
1001110
101000101
10111110000
1100110000100
11001010100111
11001011110101
11010000111010
ЧИСЛО
13370
2 группа
Из десятичной в двоичную214
89
998
653
111
524
Все числа сложить
Последнее число перевести в десятичную систему счисления
ОТВЕТЫ11010110
1011001
1111100110
1010001101
1101111
1000001100
100101111
10100010101
11110100010
100000010001
101000011101
ЧИСЛО
2589
Проверочная работа № 3.6 «Двоичное кодирование и системы счисления»
Задание. Вычислить координаты и по координатам произвести построение.
ВАРИАНТ 1. РЫБКА.
№ точки |
х |
у |
1. |
102 |
10012 |
2. |
1102 |
11012 |
3. |
10002 |
Е16 |
4. |
1016 |
100012 |
5. |
11102 |
10102+1002 |
6. |
168 |
158 |
7. |
228 |
138 |
8. |
268 |
Д16 |
9. |
248 |
118 |
10. |
1616 |
68 |
11. |
1216 |
112+1002 |
12. |
208 |
616 |
13. |
1016 |
48 |
14. |
208-38 |
516 |
15. |
А16 |
58 |
16. |
1012*102 |
12+102 |
17. |
112+1012 |
10012-1002 |
18. |
11102-10002 |
1002+12 |
19. |
268-248 |
158-68 |
20. |
Д16-58-1112 |
1102-1002+1012 |
Задание. Вычислить координаты и по координатам произвести построение.
ВАРИАНТ 2.Утка
№ точки |
х |
у |
1.11 |
112 |
11102 |
2.22 |
1012 |
11102 |
3.33 |
78 |
228 |
4.44 |
916 |
1216 |
5.55 |
1012+1102 |
1112+10012 |
6.66 |
10012-102 |
100112-112 |
7.77 |
112*112 |
1002*102 |
8.88 |
128+38 |
48+68 |
9.99 |
258-28 |
318-178 |
10.10 |
248+38 |
48*28 |
11.11 |
1316+68 |
А16 |
12.12 |
1В16-416 |
В16-716 |
13.13 |
2Д16-2В16 |
1416-1216 |
14.14 |
1012+48 |
1016-168 |
15.15 |
1916-1012 |
1002+28 |
16.16 |
2316-111102 |
1012*102 |
17.17 |
12+416+28 |
716*102 |
18.18 |
2516-408 |
1112*102 |
Задание. Вычислить координаты и по координатам произвести построение. ВАРИАНТ 3. Кошка |
№ точки |
х |
у |
1. |
102 |
1012*38 |
2. |
1002 |
101012-416 |
3. |
1102 |
108+916 |
4. |
68 |
102*118 |
5. |
108 |
(102+112)*112 |
6. |
А16 |
1112+68 |
7. |
С16 |
58+1102+216 |
8. |
1012*102 |
(1916-428)*112 |
9. |
10012*102 |
(1516-100112)*28 |
10. |
(58+1102)*102 |
1001012-1000012 |
11. |
112*(С16-48) |
116+28 |
12. |
102*(1416-78) |
38 |
13. |
(112-216)*58 |
102 |
14. |
112*1002*102 |
216 |
15. |
102*В16 |
316 |
16. |
112+102+516 |
112 |
17. |
338-716-10102 |
1002 |
18. |
3618-278-100112 |
48 |
19. |
1316-118 |
1316-158 |
20. |
(102+112)*216 |
1516-11102 |
21. |
228-916 |
1101102-2F16 |
22. |
2116-308 |
4116-508-101002 |
23. |
58+1316-208 |
1012+1416-1616 |
24. |
2316-348 |
100112-1016 |
25. |
(2А16-2616)*102 |
6416-1378 |
26. |
338-1716+112 |
1218-10010002 |
27. |
28*316 |
1448-5А16 |
28. |
1216-148 |
3F16-1218 |
29. |
3716-1100102 |
616+78 |
Итоговое тестирование по разделу 2 «Представление информации»
Предлагаемая система тестирования сформирована с учетом важных критериев: широта охвата материала раздела, сложность и представительность выборки. Тестовые материалы ориентированы, в основном, на проверку результативности, мягко лимитированы по времени и представлены в форме компьютерного теста на выбор правильного ответа.
Тесты с альтернативными ответами направлены на проверку знаний ключевых понятий раздела:
тест составлен в соответствии с минимумом содержания образования по данному разделу информатики;
учащему предлагается проанализировать утверждение, которое может быть истинным или ложным и требует ответа «да» или «нет»
вопросы разделены на две группы: основная и дополнительная;
в первой группе (основной) собраны ключевые понятия, являющиеся главными (определяющими) в базовом курсе информатики (помечены цифрой 2);
вторая группа (дополнительная) содержит утверждения, которые уточняют, дополняют основные понятия информатики, либо дублируют их, однако сформулированы вопросы в другом контексте (помечены цифрой 1)
При выставлении оценки можно руководствоваться следующими показателями:
менее 75 % – положительная оценка не может быть выставлена
от 75 % до 84 % – «удовлетворительно»
от 85 % до 94 % – «хорошо»
95% и более – «отлично»
Итоговое тестирование по разделу 2 "Представление информации"
1. При кодировании информации происходит преобразование информации из одного вида в другой (1)
a) да
b) нет
2. В результате кодирования никогда не происходит потеря качества сообщения (2)
a) да
b) нет
3. Кодирование информации может обеспечить более компактную форму хранения информации (2)
a) да
b) нет
4. Кодирование может использоваться для обеспечения более эффективной обработки информации (2)
a) да
b) нет
5. При кодировании происходит замена объектов на их условные обозначения (2)
a) да
b) нет
6. Система кодирования может быть построена только на базе цифровых алфавитов (1)
a) да
b) нет
7. В одной системе кодирования могут использоваться наборы символов различных известных алфавитов (1)
a) да
b) нет
8. Графические объекты нельзя использовать в качестве алфавита кодирования информации (1)
a) да
b) нет
9. Код может быть построен только на базе алфавита, в состав которого входят цифры и буквы (1)
a) да
b) нет
10. Кодирование используется только в работе компьютерных систем (2)
a) да
b) нет
11. Двоичная система кодирования используется при проектировании технических систем (1)
a) да
b) нет
12. Двоичная система счисления позволяет представить данные разных типов в двоичном коде (1)
a) да
b) нет
13. В кодовых таблицах компьютерных систем код прописной и строчной букв один и то же (2)
a) да
b) нет
14. В кодовых таблицах все буквы русского алфавита расположены строго по возрастанию (1)
a) да
b) нет
15. Каждому символу компьютерного алфавита соответствует уникальный код фиксированной длины (2)
a) да
b) нет
16. Знак "пробел" и другие "непечатаемые" символы кода не имеют (1)
a) да
b) нет
17. Двоичная система счисления относится к непозиционным системам счисления (1)
a) да
b) нет
18. Римская система счисления относится к позиционным системам счисления (1)
a) да
b) нет
19. Числа в тексте и числа, над которыми выполняются арифметические действия, кодируются одинаково (2)
a) да
b) нет
20. Текст, числа, графика и звук относятся к данным дискретного типа (2)
a) да
b) нет
21. Графика и звук являются данными непрерывного типа (2)
a) да
b) нет
22. Текс и числа являются данными непрерывного типа (2)
a) да
b) нет
23. При сканировании рисунка производится его преобразование в цифровую форму (2)
a) да
b) нет
24. Текс в памяти компьютера - последовательность символов, закодированных двоичным кодом (1)
a) да
b) нет
25. В компьютерных системах существуют различные кодовые таблицы (1)
a) да
b) нет
26. В компьютерных системах пользуются только одной кодовой таблицей (2)
a) да
b) нет
27. Текст, закодированный с помощью одной кодовой таблицы, можно декодировать с помощью другой (1)
a) да
b) нет
28. Для нумерации ячеек памяти используется шестнадцатеричная система счисления (1)
a) да
b) нет
29. Алфавит шестнадцатеричной системы счисления, кроме цифр от 0 до 9, содержит буквы латинского алфавита (1)
a) да
b) нет
30. Шифрование является кодирование с целью сокрытия смысла сообщения (1)
a) да
b) нет
31. Число 10 десятичной системы счисления в двоичной системе счисления имеет вид:
a) 1000
b) 1010
c) 0010
d) 0100
e) 1100
32. Последовательность знаков 10 (в двоичной системе счисления) в десятичной системе счисления соответствует числу:
a) 4
b) 2
c) 10
d) 20
e) 8
33. Число 20 (в шестнадцатеричной системе счисления) соответствует числу в десятичной системе счисления
a) 10
b) 1010
c) 16
d) 32
e) 64
34. Число FA ( в шестнадцатеричной системе) счисления соответствует в десятичной системе счисления:
a) 250
b) 256
c) 16
d) 32
35. В саду 100 фруктовых деревьев, из которых 33 - яблони, 22 - груши, 16 - сливы, 17 - вишни. Каково основание системы счисления?
a) 2
b) 4
c) 6
d) 9
e) 10
----------Ключ----------
1. (a)
2. (b)
3. (a)
4. (a)
5. (a)
6. (b)
7. (a)
8. (b)
9. (b)
10. (b)
11. (a)
12. (a)
13. (b)
14. (b)
15. (a)
16. (b)
17. (b)
18. (b)
19. (b)
20. (b)
21. (a)
22. (b)
23. (a)
24. (a)
25. (a)
26. (b)
27. (b)
28. (a)
29. (a)
30. (a)
31. (b)
32. (b)
33. (a)
34. (a)
35. (d)
Методика контроля и диагностики
знаний и умений учащихся
Проверяя знания учащихся, учитель оценивает их. Оценка должна быть объективной, справедливой и понятной ученику. Она имеет функцию поощрения и порицания, является средством воспитательного воздействия.
Результатом оценки знаний и умений учащихся является отметка, выставляемая в журнал. Ее ставят за фактические знания и умения, предусмотренные учебной программой.
При оценке знаний и умений необходимо отмечать слабые и сильные стороны каждого конкретного учащегося, стремление школьника к совершенствованию своих знаний и умений по технологии, использование учеником своих природных задатков. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся: застенчивость, болезненность, замедленность умственного или физического развития, самоуверенность и др. Существует много методов контроля и диагностики знаний учащихся, хочется предложить два:
1. по методу В.П. Беспалько (папка «Мониторинг»/Беспалько)
Проверка знаний учащихся осуществляется путем устного опроса и текущих или итоговых письменных контрольных работ (контрольных заданий, тестов, задач, кроссвордов и т. д.).
Проверка умений учащихся проводится в виде практических работ, тестов, упражнений.
Основным критерием эффективности усвоения учащимися теоретического материала и умения применить его на практике считают коэффициент усвоения учебного материала — Ку. Он определяется как отношение правильных ответов учащихся в контрольных работах к общему количеству вопросов (по В. П. Беспалько):
где N — количество правильных ответов учащихся на вопросы контрольной работы, теста;
К — общее число вопросов в контрольной работе или тесте.
Если Ку ≥ 0,7, то учебный материал программы обучения считается усвоенным.
определение уровня СОУ и качества знаний тестируемой аудитории (папка «Мониторинг»/СОУ), так как основная роль контролирующих мероприятий – работать на повышение качества знаний.
В заключении хочется отметить, что данные контрольно-измерительные материалы были апробированы мной и имели неплохой результат в 10Б классе:
СОУ – 70 %
качество знаний – 73%
коэффициент усвоения – 0,77
Список литературы
Угринович Н. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие для 8,9 классов. Углубленный курс. – М.: Лаборатория Базовых знаний, 2000
Башенков С.А, Ракитина Е. Систематический курс. Учебник для 10-го класса. – М.: Лаборатория Базовых знаний, 2001.
Самостоятельные работы, тесты, диктанты по информатике – Серия «Информатика в школе». – Москва «Информатика и образование», 2000.
И.К. Сафронов Задачник – практикум по информатике. – Санкт-Петербург «БХВ-Петербург», 2002.
А. Кузнецов, В. Пугач, Т. Добудько, Н. Матвеева. Тестовые задания – методическое пособие. – М.: Лаборатория Базовых знаний, 2002
Л.П. Панкратова, Е.Н. Челак. Контроль знаний по информатике: тесты, контрольные задания. – Санкт-Петербург «БХВ-Петербург», 2004
48