Предварительный просмотр презентации
Многообразие моллюсков. Значение моллюсков в жизни человека.
Цель урока: Цель урока:
Классы моллюсков Класс Представители Общая характеристика Образ жизни Брюхоногие Двустворчатые Головоногие
Класс Брюхоногие
Класс Двустворчатые
Класс Головоногие
Представители: катушка, прудовик, слизни. Представители: катушка, прудовик, слизни. Общая характеристика: Тело делится на три отдела: голову, ногу и туловище, которое заключено в цельную раковину.. Раковина имеет вид колпачка или спирали, На голове обычно располагаются 1-2 пары щупалец и глаза. Рот находится на нижней стороне головы. Органами дыхания брюхоногих моллюсков являются жабры. Среди брюхоногих моллюсков встречаются как раздельнополые виды, так и гермафродиты Образ жизни: Среди улиток встречаются морские, сухопутные и вторичноводные виды, большинство растительноядные.
Представители: беззубки, устрицы, мидии, гребешки. Представители: беззубки, устрицы, мидии, гребешки. Общая характеристика: Имеют двустворчатую раковину створки которой на спинной стороне соединяются эластичной связкой и замком, состоящим из зубовидных выростов на одной створке и соответствующих им углублений на другой. Тело продолговатое, сплюснутое, состоит из туловища и ноги. Образ жизни: прикрепленный или малоподвижный образ жизни. Некоторые виды способны передвигаться при помощи ноги или створок раковины.
Представители: хищные осьминоги, кальмары и каракатицы. Представители: хищные осьминоги, кальмары и каракатицы. Общая характеристика: имеют редуцированную внутреннюю раковину. Нога у головоногих моллюсков превращена в щупальца, усаженные многочисленными присосками. Щупальца окружают ротовое отверстие. Тело головоногого моллюска чётко обособлено на голову и туловище. Ротовое отверстие снабжено ротовыми челюстями, изогнутыми наподобие клюва. По бокам головы расположены два крупных глаза. Образ жизни: обитают головоногие в морях и океанах, как в толще воды, так и около дна, известны глубоководные формы. Глубоководные головоногие моллюски способны к свечению .
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА: ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА: Положительные качества: 1.Цепь питания в биогеоценозе. 2.Человек использует в пищу. 3.Индикаторы чистоты воды, фильтруют воду. 4.Образуют перламутр и жемчуг. 5.Из секретов чернильного мешка каракатиц получают акварельную краску 6.Человек использует для создания сувениров. Отрицательные качества: 1.Наземные моллюски уничтожают культурные растения. 2.Прудовик - промежуточный хозяин печеночного сосальщика. 3.Морские, закрепляются на днище корабля. 5.Кожные моллюски наносят вред здоровью человека. 5.Личинки двустворчатых паразитируют на рыбах.
Вопрос №1 Мантия представляет собой: Вопрос №1 Мантия представляет собой: Ответы: А - кожную складку, расположенную под раковиной Б - орган передвижения В - защитную раковину Г - отдел тела моллюска Вопрос №2 Моллюски обитают: Ответы: А - только в море Б - только в пресных водоемах В - в море, пресных водоёмах и на суше Г - только на суше Вопрос №3 Двустворчатые моллюски - обитатели воды, имеют: Ответы: А - жабры Б -легкое В - не имеют органов дыхания Г - не дышат, так как створки раковины плотно закрыты Вопрос №4 Из перечисленных животных к брюхоногим моллюскам относят Ответы: А - виноградную улитку Б - беззубку В - устрицу Г - осьминога Вопрос №5 К органам выделения большого прудовика относят Ответы: А - печень Б - почку В - кишечник Г - анальное отверстие
Вопрос №6 Тело моллюска делится на : Вопрос №6 Тело моллюска делится на : Ответы: А - голову и грудь Б -голову, туловище и ногу В - головогрудь и брюшко Г - голову ,грудь и брюшко Вопрос №7 Особое приспособление - чернильная железа есть у : Ответы: А - всех моллюсков Б -головоногих В - брюхоногих Г - двустворчатых Вопрос №8 У головоногих моллюсков кровь: Ответы: А - красная Б - бесцветная В - голубая Вопрос №9 В чем сходство личиночной стадии моллюсков с личиночной стадией кольчатых червей: Ответы: А - сегментация Б -система кровообращения В - органы дыхания Вопрос №10 Какую роль играет раковина: Ответы: А - связь с внешней средой Б - поглощение воздуха В - прикрепление мышц