Общая характеристика детей.
Визуал |
Аудиал |
Кинестет |
Организован, наблюдателен, как правило спокойный. С трудом запоминает словесные инструкции (переспрашивает), при этом – хороший рассказчик. Хорошо помнит то, что видел. При разговоре подбородок держит вверх, голос может быть высоким. Имеет живую, образную фантазию. |
Легко отвлекается. Легко повторяет услышанное. Задумавшись, разговаривает сам с собой. Шевелит губами при чтении, проговаривая слова. Говорит ритмически. Предпочитает счет и письмо. |
Отвечает на физическое поощрение. При общении стоит близко, касается людей. |
Как распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации.
А теперь мы с вами поучимся определять ведущий канал восприятия у детей при помощи наблюдения и выполнения несложных экспериментов.
Параметры наблюдения: |
Аудиалы |
Визуалы |
Кинестетики |
Направление взгляда в момент припоминания |
Средняя линия |
Верхняя линия |
Нижняя линия |
Жесты |
На уровне груди |
Выше плеч |
Ниже груди |
Словарь общения |
Характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.). |
Употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.) |
В основном использует слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.). |
Особенности внимания |
Легко отвлекается на звуки |
Шум практически не мешает, но может отвлекаться на движущиеся объекты. |
Вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно, не может работать в неудобной позе (мало места) |
Отдых в свободное время |
Используют отдых, чтобы наговориться и пошуметь, особенно после долгого молчания. |
Чаще всего остается в группе, разглядывает книжки, картины на стенах. |
Отдых нужен, чтобы размяться, подвигаться. |
Внешний вид |
Шумный, громкоголосый, всегда слышно только его |
Опрятный, дисциплинированный |
Отличается обилием движений, неопрятен, часто ходит с исписанными руками. |
Рабочее место |
Все принадлежности в беспорядке разбросаны по парте. Несколько рабочих мест, организованных функционально. |
Рабочее место организовано и упорядочено, вещи расположены в вертикальном порядке |
Рабочее место неорганизованно, вещи расположены в горизонтальном порядке, занимает много места |
Речь |
Говорит быстро, использует визуальные указатели, смотрит поверх голов |
Говорит медленно, использует манипуляции и жесты, вовлекает учеников в игры, проекты, сценарии |
Говорит монотонно, любит дискуссии в классе. Организует чтение на уроке |
Почерк |
Окончание слов или строчки уходит вверх. |
Письмо ровное. |
Окончание слов или строчки уходит вниз, все буквы кривые, много грязи и обводов при письме. |
Рекомендации по индивидуальной работе с детьми в зависимости от ведущего канала восприятия информации.
Конечно же, при обучении, воспитании необходимо учитывать особенности восприятия и переработки информации. Это относится и к родителям, и к педагогам и к воспитателям. Важно работать и общаться с ребенком на "его языке".
Направления работы |
Аудиалы |
Визуалы |
Кинестетики |
Замечания |
сказать шепотом " ш-ш-ш", делать словесные замечания |
покачать головой, сделать замечание взглядом, погрозить пальцем; |
положить руку на плечо, взять за руку и отвести, т.е. прикоснуться. |
При выполнении ребенком домашнего задания |
не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами; позволить проговаривать действия. |
разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе работы может чертить, штриховать, рисовать и т.д.; |
не заставлять сидеть долгое время неподвижно, давать возможность моторной разрядки (сходить в другую комнату, встать и попрыгать...). |
При общении |
используйте вариации голоса (громкость, паузы, интонации); |
употребляйте слова, описывающие цвет, форму, местоположение, можно выделять цветом пункты в книге, использовать таблицы, схемы, наглядные пособия; |
используйте жесты, прикосновения, довольно медленную речь, позволяйте ему "обыгрывать" информацию |
Организация запоминания |
Запоминает, слушая. Читать вслух, обеспечить тишину. |
Помнит то, что видел, запоминает картинами, важно постоянно видеть объект запоминания. |
Помнит общее впечатление; при запоминании соотносить с ранее полученным опытом. Разрешить вертеть в руках предмет. |
Как посадить на занятие |
Ближе к учителю, воспитателю, т.к. должен все услышать. |
Подальше от окна, чтобы не отвлекался на разглядывание. |
Желательно посадить одного, дать больше места, обеспечить удобную позу. |
Терехова Яна Ивановна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Зеленкова Светлана Владимировна
Зеленкова Светлана Владимировна
Вульф Татьяна Викторовна