Точка Роста. Использование современного учебного оборудования как условие повышения качества образования
Точка Роста. Использование современного учебного оборудования как условие повышения качества образования
Автор: Трифонова Н.В.,
учитель информатики
С каждым годом все большее значение в образовательном процессе приобретает личность ребенка. Индивидуальный подход помогает с опорой на интересы и задатки школьника формировать компетенции в тех областях, которые необходимы отдельной личности. Кроме того, школа призвана выполнять воспитательную функцию.
Разноплановая проблема в формировании личности школьника отражена в типологии культуры. На сегодняшний день выделяют следующие основные разновидности культуры: экономическая, экологическая, нравственная, профессиональная, правовая, бытовая, политическая, технологическая, художественная, коммуникативная, техническая, информационная и т.д.1. Перед школой встает сложная задача по формированию инициативного интеллектуально развитого гражданина, способного перестраиваться под быстро изменяющиеся реалии современного общества. Типология культуры призвана раскрыть значение данного понятия, однако учителю необходимо в урочной и внеурочной деятельности охватить все направления, что в рамках одного урока невозможно сделать.
Кабинеты центра ДО «Точка роста» благодаря техническому оснащению способствуют решению данной проблемы. Созданы условия для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Адаптация и индивидуальный подход. Адаптация учеников ярко выражена в 1 и 5 классе. Учитель при работе с классом через опрос, наблюдение на основе данных психолога делит детей на группы: заинтересованные в предмете, незаинтересованные с указанием причин, выявляет интересы детей на стыке нескольких предметных областей, дети будущие наставники и т.д. В зависимости от задач критерии распределения могут быть разными. В процессе наблюдения выявляет склонности учеников, что в будущем позволяет давать им разноплановые задания с опорой на их способности и особенности. Не стоит забывать и о детях ОВЗ.
На сегодняшний день охватить все области знаний учащимся не под силу: объем содержания отдельно предметной области и компетенций бесконечен. Поэтому у каждого ученика так необходимо формировать базовое содержание предметной области и на основе предпочтений и задатков ученика работать над формированием узко направленных компетенций – soft и hard skills.
Интеграция предметных областей на основе индивидуальных способностей учащихся позволяет ускорить развитие учеников. Так будущему художнику важно знать специализированное ПО и уметь с ним работать, кроме того, мы проводим мастер-классы среди учеников начальной школы. Таким же образом, можно провести параллели и с другими направлениями: техническая, экологическая и другие области.
Интеграция так же применяется на уроках и во внеурочной деятельности. Согласно новому ФГОС2 учащимся школа дает представление о финансовой грамотности и экологической культуре. Данные направления специфичны и часто не укладываются в рамки одного предмета. Учителя предметники в таком случае интегрируют их в свои предметные области.
Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:
гражданско-патриотическое;
духовно-нравственное;
эстетическое;
физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
трудовое;
экологическое;
ценность научного познания.
Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:
овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
овладение универсальными учебными регулятивными действиями –
самоорганизация, самоконтроль3.
Например, на уроках информатики при работе с электронными таблицами строим бизнес-план, считаем сложный процент и налоги. Во внеурочной деятельности работаем с проектами экологической направленности: изучаем безотходное производство через создание поделок из вторсырья, создаем зеленые скульптуры и изучаем принципы пермакультуры.
Центр ДО «Точка роста» - место встречи с интересными собеседниками, что в свою очередь относится к воспитательному и профориентационному компоненту.
Основным результатом функционирования центров стала интеграция предметных областей. Мы с учащимися находим точки соприкосновения предметной области «Информатика и ИКТ» с интересами учеников. Уже не первый год мы принимаем участие в творческих конкурсах, в том числе и по рисованию. Развиваем роботехническое направление на базе контроллеров Arduino и не только. Формируем финансовую грамотность и конечно не забываем про патриотическое воспитание и экологическую культуру.
Достижения учеников нашей школы не вместить в одну статью, однако школа уже несколько лет получает почетным диплом на основе рейтинга школ округа, постоянно находясь в зеленой зоне на вершине. Ученики уже не первый год постоянные участники выездных смен центра «Вега» в г. Самара в том числе по информатике и роботехнике. В ходе работы над проектами ученики выбирают тематику проекта на основе с своих интересов, современных реалий общества с интеграцией по информатике. Благодаря такому подходу наши проекты получаются интересными. В копилке наших работ так же есть рисунки, 3D модели и поделки, которые были оценены жюри грамотами.
Подводя итог, необходимо отметить, что «Точка роста» благодаря имеющейся мебели и техническому оснащению открывает «окно возможностей» для учащихся разного возраста – это место встречи, объединяющее разные возрастные группы детей и предметные области.
2 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027
3 Там же